Найти организованного человека с проектным опытом в диджитале не за 150 тысяч непросто, а после критики Максима вдобавок начался небольшой PR-кошмар. Рассказываю, как было дело.

Привет! Меня зовут Виктор, в обычной жизни я немножко менеджерю на работе всякие штуки. Не думал, что я каким-то боком отношусь к HR, но с прошлого года стал в качестве хобби иногда помогать компаниям находить сотрудников. Объясню, почему.

В своё время мне понравилась книга Дональда Нормана «Дизайн привычных вещей» о том, почему дизайн многих бытовых предметов и конструкций сделан с ошибками — вплоть до неудобных пультов на атомных электростанциях, что иногда приводит к авариям. И мне стало интересно находить разные неоптимальные процессы и придумывать, как можно их исправить.

В 2021-м году я ушёл из крупного агентства, и какое-то время собеседовался в разные компании. Делал огромные тестовые (например, вот моё тестовое для Практикума), и в большинстве случаев у меня копилось непонимание — почему HR-процесс устроен так странно?

  • Почему вакансии «не стараются себя продать», если на рынке есть конкуренция за кадры?

  • Почему люди не говорят, что получили твой отклик?

  • Почему, даже если ты не прошёл на конкретную вакансию, эйчары никогда не обращаются к тебе повторно? В продажах есть понятие «тёплой базы», с которой дешевле работать, чем привлекать новые заявки.

Наверняка здесь где-то крылись подводные камни. С дивана критиковать всегда легко, а в реальном процессе есть множество неочевидных моментов.

Поэтому я стал искать возможности в свободное время подключиться на какой-то настоящий процесс поиска, чтобы я смог вести его от и до.

Поиск менеджера проектов: этапы, ошибки, интересные инсайты

Такая возможность появилась в прошлом году. У меня есть друзья — агентство «Хорошая История». Они знали о моём интересе к HR, и предложили помочь найти им человека в проектный отдел.

Этап 1. Общая логика подхода к поиску

С самого начала я думал о том, что поиск и смена работы — это стрессовая ситуация. Даже если у человека в жизни всё хорошо, ему есть, где жить и что кушать, то глядя на вакансию компании, он ещё не знает — что там за люди, какая внутренняя обстановка, насколько в принципе эта компания жизнеспособна и не развалится ли через полгода? Ему либо придётся выяснять это самому (например, гуглить), либо мы можем дать ему такую информацию, чтобы он не делал лишние движения.

Также люди с определёнными навыками (middle) берут эти навыки не с потолка, а тратят несколько лет на их наработку. Скорее всего, таким кандидатам около 30-ти. К этому времени у человека нередко появляется семья, возможно ипотека и ребёнок. У меня двое детей, и я хорошо помню, как иногда панически искал новые проекты. Здесь появляется ещё одна причина сделать человеку удобно — объяснить, в какие сроки он может получить фидбэк, по каким этапам идёт процесс выбора, в общем, постараться снять стресс.

Ещё у меня была гипотеза, что люди уровня middle имеют жизненную насмотренность. Мы же понимаем, что обе стороны, и кандидат, и работодатель, пытаются изобразить лучшую версию самих себя. Но самое интересное — то, что скрыто за кадром. Поэтому вместе с аргументами «ЗА» можно сразу подсвечивать какие-то объективные минусы и недостатки компании и вакансии.

Чтобы кандидаты видели, что к ним относятся, как к взрослым людям, а не пытаются заманить на печеньки и Playstation, умалчивая о бытовом процессе, который может оказаться не таким приятным.

Этап 2. Написание вакансии

Исходя из этого, я написал вопросы, которые задал на созвоне исполнительному директору и руководителю проектного отдела:

  • что вы продаёте и кому (о чём ваш бизнес, какая реальная ситуация с его жизнеспособностью);

  • функционал менеджера проектов с вашей точки зрения (в разных компаниях это могут видеть по-разному);

  • объективная бытовая специфика этой позиции, если без розовых пони — что делают менеджеры проектов каждый день, и на чём они выгорают?

  • уровень загрузки, сколько проектов;

  • условия на испытательном сроке;

  • ЗП и варианты оформления;

  • как будет проходить онбординг;

  • есть ли возможный карьерный рост, и в чём он может выражаться;

  • нормальные аргументы на вопрос «почему нужно идти на работу к вам, при условии, что вы не Яндекс».

На базе ответов я написал вот такую вакансию в Notion. Немного прокомментирую отдельные вещи:

Заглавная картинка. Многие вакансии в телеграм-чатах написаны текстом, и получается такая бесконечная текстовая простыня. Я немного подумал и нашёл сочную картинку с Уэнсдей, по которой, к тому же, был хайп в то время, чтобы визуально выделиться.

Подзаголовок, который подтягивается при постинге в телеграм и соцсети. Туда я вынес строчку «Нужен junior+ или middle. Фуллтайм, удалённо. ЗП в зависимости от уровня — до 80К». Многие люди хотят сразу узнать формат работы (офис или удалёнка) и оклад. И особенно бесит (меня тоже), когда в вакансиях сразу не говорят про уровень зарплаты.

Рассказ про объективные бытовые моменты. Я постарался рассказать о плюсах Хорошей Истории и карьерном росте, но также сделал блок «объективной правды»:

Такая вставка, по задумке, должна была отсеять людей, которые ожидали увидеть в позиции менеджера проектов что-то другое. И дать понять кандидатам с реальным опытом, что мы говорим об одном и том же.

Не всем людям нравятся рутинные операции, и это нормально, у всех есть свои сильные и слабые стороны. По классификации Наташи Бабаевой, сотрудники делятся на два типа:

«Ран» — это понятные отработанные задачи, проекты, а часто и целые участки бизнеса. Мы это делали, делаем и будем делать, это наш хлеб. Процессы налажены, результат предсказуем, планы выполняются с отклонением плюс минус 10%. Раннер — человек, которому комфортно, когда есть размеренность и определенность.

«Чендж» — это задачи и части бизнеса, цель которых создавать новое или сделать серьезный level-up в существующем. Ченджер — тот, кто любит такие задачи. Когда ченджер не создает нового, его мотивация и эффективность падают.

Но по этой вакансии было понятно, что нам нужен в большей степени человек-раннер. И когда я написал, что «большая доля работы менеджера проектов — рутина, организация и всякие напоминалки», то заранее понимал, на какой психотип кандидатов это ориентировано, а на какой нет.

В конце вакансии я сделал две формы для откликов — одну для откликов миддлов, вторую для возможных джуниоров. В форме была просьба написать имя, телеграм для связи, а также ответить на пару вопросов такого вида:

Чтобы финально понять, что вакансия имеет право на жизнь, я пообщался с несколькими знакомыми пиэмами, расспросил про их работу и показал черновой текст. Общий фидбэк был «в целом, норм».

Замечание на скриншоте про не самую высокую зарплату было справедливым, т.к. верхняя граница вилки в этой вакансии была 80К, вместе с премиями. Для сравнения, мои знакомые московские пиэмы из перформанса уровня миддл и синьор просят от 150К. Но такая специфика этой вакансии и этого бизнеса — столько денег они могли выделить.

Поэтому, учтя остальные замечания, а ЗП оставив без изменений, мы перекрестились и начали выкладывать вакансию в разные чаты и сообщества.


Промежуточная история с критикой Ильяхова

Один из телеграм-каналов, куда я отправил вакансию — «Это работа для редактора» Максима Ильяхова. Хороший, крупный канал, который имеет почти 15 тысяч подписчиков и высокие показатели вовлечённости по данным сервиса TGstat: 24% подписчиков читают каждый пост в течение суток.

Опубликовать вакансию там можно бесплатно, и это очень выгодно. Но есть нюанс. Максим оставляет за собой право высказать о предложении работодателя всё, что думает.

И наш пост попал на казнь:

После «казни» Максим отдельно написал свои мысли по поводу того, как должен формироваться уровень ЗП при найме сотрудника: взрослому редактору в провинции желательно платить 120К, а в Москве 250К.

Поскольку Ильяхов — лидер мнений, то его негативный отзыв про вакансию перепостили некоторые другие паблики, в том числе из региона, где базируется «Хорошая История»:

И в целом это ещё аукалось некоторое время в других сообществах. Стоило зайти и опубликовать там текст вакансии, как находился человек, который читает Ильяхова. Я начал икать.

Как это отразилось на количестве откликов? Было бы интересно сравнить показатели «c PR-кошмаром» и «без», но такой возможности нет, поэтому оперирую тем, что есть.

При охвате в примерно в 10 тысяч просмотров вакансии (в тех каналах и чатах, где был открыт счётчик) и неустановленного числа просмотров в других местах мы получили 35+ откликов на миддлов и джуниоров.

Многие откликнувшиеся люди, видевшие разгромную рецензию, сказали что учли мнение Ильяхова, но решили сформировать собственное:

После нескольких собеседований я прекратил постить вакансию, т.к. мы поняли, что копаем немного не туда, и кое-что переделали. Но тут я забегаю наперёд, поэтому вернусь к этапам поиска.


Этап 3. Быстрый ответ на приходящие отклики

Я писал выше, что никогда толком не понимал, почему ты, будучи в роли соискателя, стараешься, пишешь сопроводительное письмо, прикладываешь референсы, но тебе в большинстве случаев никто не отвечает. Как в чёрную дыру.

Поэтому для работы над этой вакансией я написал короткий текст вида «Привет! Получили ваш отклик, спасибо! Обсудим с коллегами и я вернусь с обратной связью». А затем тиражировал его методом Ctrl-C + Ctrl-V.

Чтобы отправить такой ответ на несколько десятков откликов, уходит десять минут. А потом опытный топ из крупной компании рассказала мне, что для этого также существует специальный софт, СRM для эйчаров, который позволяет отправить такой ответ вообще одной кнопкой, как рассылку. Но всё равно мало кто это делает. Почему — загадка. Если вы знаете, расскажите.

Что касается кандидатов, они офигевали, получив сообщение:

И это позволяло сразу же строить с интересными по опыту людьми хорошую коммуникацию, ковать железо, пока горячо.

Этап 4. Короткие видео-собеседования перед основными встречами

Люди, оставшиеся после первичного отсева невнимательных ребят, уже имели интересные сопроводительные письма и портфолио, а также адекватно выполнили тестовое.

По тестовым мы также сделали некоторый отсев и сразу же написали фидбэк тем кандидатам, насчёт которых понимали, что дальше по воронке их вести не будем. Чтобы не держать их на морозе.

Дальше среди оставшихся нужно было как-то выбрать, но как? Обычно в таких случаях назначают более развернутое собеседование. Но есть нюанс.

Я не раз, и не два видел встречи, на которых стороны сразу понимали, что «нет вайба». Даже если с формальной точки зрения и портфолио у кандидата нормальное, и тестовое ок. Поэтому нет особого смысла вытягивать руководителей заказчика на такие встречи, пока нет чёткого убеждения, что это окупится.

Поэтому я придумал формат, при котором я сам созванивался на 5-10 минут с несколькими интересными кандидатами и задавал им 5-7 вопросов. В начале созвона я спрашивал, не против ли мой собеседник насчёт записи.

Потом я скидывал видеоролики в закрытую папку и отправлял заказчику в чат с коротким комментарием:

Ребята смотрели эти ролики и лучше понимали — кого они хотят позвать на развёрнутую встречу. Или не хотят.

Предварительный видео-формат действительно помогал, потому что:

  • на уровне отклика кандидат мог выглядеть хорошо, но при живом общении впечатление могло быть другое;

  • если руководитель устал за день, или он воробушек-социофобушек, то спасти его от двух-трёх часовых собеседований (которые можно пропустить) — это неплохая идея.

Этап 5. Как формулировать отказы, чтобы люди не обижались

Я понимаю, почему можно быстро и без особых реверансов давать быстрый, обезличенный отказ довольно многим людям на верхних уровнях воронки найма, отсеивая их по первичным признакам: невнимательность, явно не соответствующий опыт и так далее.

Но сильные кандидаты, прошедшие далеко — немного другое дело.

Поэтому, когда я стал искать и собеседовать людей для этой вакансии, я сформулировал такой отказ для сильных кандидатов, не прошедших конкурс, который хотел бы прочитать сам:

Реакция на эти отказы часто была примерно такая:

Я не тратил много времени на такие отказы — это тоже шаблон, который тиражируется методом Ctrl-C - Ctrl-V, хотя при необходимости и немного модифицируется под конкретного человека / ситуацию. Но главное — в нём есть такие элементы:

  • признание сильных сторон человека, сохранение его самоуважения;

  • какое-то предметное объяснение, почему нет оффера;

  • честное признание в том, что найм сложен, и тут возможны субъективные ошибки на стороне работодателя.

Подобревший человек уйдёт и, возможно, кому-то расскажет о том, что Хорошая История классная. Или даже попробует податься на следующую вакансию. А вот обидевшийся человек может распространить молву далеко.

Этап 6: с миддлами не получилось — ищем джуниора (?)

Изначально мы с ребятами хотели найти на эту вакансию менеджера проектов именно миддл-уровня. И на всякий случай для подстраховки дописали, что рассмотрим и джуниора+.

Тут получилась интересная ситуация. Многие пришедшие отклики на джуниора из телеграм-чатов — это были люди уровня «я копирайтер, хочу попробовать себя в менеджменте».

А вот отклики на миддлов — это были суровые спецы, зачастую либо явный оверквалифайд (видимо, ситуация на рынке заставила многих рассматривать любые предложения), либо чуваки с хорошим проектным опытом, но не из диджитал-рекламы, а из промышленности и классических банков.

Тут возникла гипотеза, что пока что на диджитальном рекламном рынке (не путать с айтишным, с разработчиками) нет массового понимания, что такое менеджер проектов, и с чем его едят.

В целом, насколько я видел, у немногих российских диджитал-компаний из малого бизнеса есть осмысленные грейды для пиэма c описанием каждого грейда от intern до senior. А раз так, то не удивительно, что массовый рынок труда тем более не в курсе, что это.

Я подумал над этим и предложил поискать умных молодых ребят, которых проще заонбордить под себя с нуля, чем бывалых миддлов из другой отрасли.

Где таких взять? У многих крупных сайтов по поиску работы есть ответвления на тему работы для студентов и выпускников.

Я зарегистрировался на таких, повесил там объявление и стал ждать. К моему удивлению, начали падать приличные отклики — далеко не все, но некоторый выбор был. За короткий период насыпалось примерно 30 резюме.

Выглядит как потенциально возможный пиэм
Выглядит как потенциально возможный пиэм

Мы прособеседовали нескольких таких ребят. В итоге, к сожалению, никто не подошёл. Разговаривая с ними, мы поняли, что сформировалась другая крайность: миддлы из других отраслей не подходили потому, что их нужно было «вкатывать в диджитал» некоторое время и платить во время обучения более высокую зарплату.

А вот такие свеженькие интерны с перекатом в джуниора стоили бы дешевле, но обучать их пришлось бы ещё больше.

Тогда как Маша (руководитель проектного отдела) зашивалась и поэтому уже остро нужен был человек, всё же обладающий некоторым опытом → не полный новичок, но и не явный миддл, некая золотая середина.

Этап 7: поиск по базе прошлых контактов

Теперь нужно было либо заново массово распространять вакансию, либо что-то придумать.

И тогда я вспомнил, что за полгода до этого сам искал помощника на рутинные работы. Просмотрел 19 кандидатов, даже заплатил им небольшие гонорары (200-500 рублей) за маленькие тестовые задания, т.к. уже тогда думал, как организовать процесс по-людски.

Среди этих кандидатов была девушка с таким опытом:

В то время я выбрал другого человека, но запомнил многие отклики и предложил ряду людей оставаться на связи.

Так как она сказала, что работает ассистентом, я не вспомнил про неё сразу ни тогда, когда мы целились в миддлов (уровня ассистента было бы недостаточно), ни тогда, когда пробовали найти совсем молодых бойцов с перспективой на вырост.

Однако теперь, когда стало ясно, что нужен человек с золотой серединкой, которого ещё нужно будет учить, но который уже сможет чем-то помочь, я про неё вспомнил, написал и спросил, можно ли предлагать ей работу. Оказалось, что да — она как раз уходила из текущей компании.

К. прочитала вакансию и сказала, что всё узнаваемо и интересно:

Хорошо ответила на тестовые вопросы:

И успешно прошла развёрнутую встречу с руководителями ХИ, после чего получила оффер.

Для меня этот кейс стал подтверждением того, что работа с «накопленной базой» людей может закрывать вакансии. Повторюсь, ко мне лично эйчары никогда в жизни не обращались повторно.

Финальная идея этого кейса

Даже если вашу компанию или вакансию критикуют лидеры мнений в той или иной сфере, это не значит, что компания или вакансия плохие ¯\_(ツ)_/¯

Напоследок — лучший ответ из откликов про стрессоустойчивость, который я видел в жизни:

Понял ли я какие-то «подводные камни» в HR-процессе?

Думаю, я стал ближе к пониманию того, почему обычно соискателям редко отвечают и почему HR-процесс со стороны выглядит довольно неказистым.

Некоторые люди ведут себя немного по-свински, когда ты адекватно с ними обращаешься. Пара человек начали в каком-то смысле меня преследовать, рассказывать про свою жизнь, требовать немедленных решений.

Также я сам пару раз забыл кому-то ответить, или задержал фидбэк — и это при работе над небольшой вакансией. Наверняка при обработке десятков вакансий люди должны обладать высочайшим уровнем организации и выстроенными для этого процессами.

Тем не менее, мне кажется, что в HR-процессах для малого бизнеса действительно можно поправить ряд вещей. И с помощью этого выигрывать конкуренцию за толковые кадры как минимум у коллег по цеху, а то и у брендов покрупнее.


Спасибо, если вы дочитали этот маленький текст!

Если вы хотите дальше читать про какие-нибудь фиксы и эксперименты, буду рад видеть вас у себя в телеграм-канале.

Комментарии (17)


  1. M_AJ
    15.05.2023 08:10
    +7

    Как в вашей вакансии вообще сочетаются "оформление по ИП" и "совмещение не рассматриваем"? Компания в курсе, что таким образом подставляет работника, и он может потом внезапно влететь на доначисление НДФЛ? Критик прав: вакансия "такая себе" а девушке сочувствую, если она согласилась на вариант с ИП, и желаю ей удачи не попасть под налоговую проверку.

    Даже если вашу компанию или вакансию критикуют лидеры мнений в той или иной сфере, это не значит, что компания или вакансия плохие ¯\_(ツ)_/¯

    Если плохой компании или на плохую вакансию удается найти хорошего работника, это еще не значит, что компания и вакансия хорошие ¯\_(ツ)_/¯


    1. Onarh Автор
      15.05.2023 08:10
      -6

      Спасибо за комментарий. Вы правы, это спорные моменты, которые бывают в небольших растущих бизнесах.

      У многих агентств, сервисов и вообще любых компаний бывают также истории с дроблением юрлиц и другие штуки. Достаточно многие бизнесы по ~10 лет так работали и при этом только сейчас начинают обеляться в той или иной степени.

      Вместе с тем, я видел объявления от юнитов Яндекса и других крупных брендов, которые тоже не против нанять ИПшника, самозанятого или ГПХ. За примером далеко ходить не надо, у того же Максима было: https://t.me/glvrd_job/726

      В общем, если подытожить, с законодательной, логической и этической точек зрения вы правы. Но это более комплексная проблема рынка, и её породила явно не компания-микробизнес ХИ.

      Если у вас есть бизнес, и вы всё организовали идеально вбелую с самого начала — это офигенный опыт, поделитесь им, пожалуйста (совершенно без сарказма).


      1. M_AJ
        15.05.2023 08:10
        +4

        У многих агентств, сервисов и вообще любых компаний бывают также истории с дроблением юрлиц и другие штуки.

        Ну во-первых, это демагогия, а во-вторых и главных, тут нужно четко разделять дробление, за которое ответственность будет нести собственник, и сочетание условий, которое выводит в черную зону работника. Если о первом еще можно говорить, как о каком-то "спорном моменте", где принимает решение и отвечает за его последствия одно и то же лицо, то второе – просто пользование правовой неграмотностью человека, который на это соглашается.

        За примером далеко ходить не надо, у того же Максима было: https://t.me/glvrd_job/726

        Вы правда не видите разницы между этим предложением, и предложением вашего клиента? Тогда поясню: предложение вашего клиента, в отличие от этого, прямо запрещает совместительство, что в случае с ИП сразу выводит его в черную зону. Предложение вашего клиента просто невыполнимо законным способом.


        1. Onarh Автор
          15.05.2023 08:10
          -3

          В предложении также было написано «Можем оформить в штат». Но вы эту часть отпилили и сосредоточились на критике ИП.


          1. M_AJ
            15.05.2023 08:10
            +5

            Но вы эту часть отпилили и сосредоточились на критике ИП.

            Потому что предложение работать как ИП в такой форме, это откровенный трэш, и ваш клиент пишет, что для них это предпочтительный вариант.


            1. Onarh Автор
              15.05.2023 08:10
              -4

              Я вас услышал. И я выше написал, что вы правы.

              А теперь ответьте на мой вопрос, пожалуйста:

              1. у вас есть бизнес?

              2. вы с самого начала оформляли всё возможное вбелую?

              3. если да, как вам удалось это сделать, не проигрывая в конкуренции с сотнями других компаний, которые используют частично серые схемы?

              Это не призыв к серым схемам и не защита их, просто мне хотелось бы, чтобы было «критикуя — предлагай». У меня были вопросы к HR-процессу, я пошёл и покопался в этом. И написал про свой опыт.

              Если у вас есть рабочее, разумное решение, как бизнесу обелиться на 100% (не теряя в прибыли), то это очень нужная и полезная инфа для многих людей.


              1. M_AJ
                15.05.2023 08:10
                +4

                1. у вас есть бизнес?

                Нет. Но все компании где я работал и работаю, делают это в белую. Как-то получается у них. И напоминаю, что ваш вопрос это не более чем демагогия.

                2. вы с самого начала оформляли всё возможное вбелую?

                Я уже отвечал, что между работой в серую под свою ответственность, и "давайте мы вас подставим, попросив вас оформить ИП и прямо запретив работать с другими" есть очень большая разница.

                просто мне хотелось бы, чтобы было «критикуя — предлагай»

                Предложение было – убрать запрет на "совместительство", поскольку это прямое подталкивание ИП к тому чтобы он влетел на налоговую проверку и доначисление налогов. Это даже не ГПХ, это в разы хуже. Хуже только предложить человеку стать дропом, номиналом или обнальщиком.


                1. Onarh Автор
                  15.05.2023 08:10
                  -3

                  Спасибо. Вполне серьёзно буду держать это в голове (и проговаривать с компаниями), если когда-нибудь буду писать другие вакансии.

                  Я более-менее знаком с этой кухней, почему ИП нельзя работать только с одним клиентом, но вы более подробно развернули, чем плоха такая формулировка.


  1. DimVision
    15.05.2023 08:10
    +3

    сколько ни читаю постов про управление персоналом, всегда один из важнейших вопросов - как вы определяете, какой грейд у вашей позиции? Начали с мидлов, хотя за такой прайс едва ли найдется даже джун. А потом оказалось, что и Джун впринципе ок, если он вовлекается и развивается.

    В любом случае успехов вам, и, если будет возможность - напишите продолжение, как Девочка освоится, сколько продержится, когда запросит жирный рейз и начнет махать перед носом оффером на х3.


    1. Onarh Автор
      15.05.2023 08:10
      -2

      К сожалению, определяю очень на глаз, потому что заметил, что разные компании трактуют грейды по своему. И в компаниях, которые занимаются PR и контентом, эти грейды более размыты, чем аналогичные грейды у разработчиков, например.

      А то в одной компании email-маркетолог это чувак, который хорошо пишет письма про «завернитесь в одеялко и налейте себе нашего прекрасного чая». А в другой компании email-маркетолог это суровый технарь про таблички и настройку автоматических триггеров, а пишет он, как курица лапой, и для этого к нему прикрепляют копирайтера.

      Если совсем коротко, то примерно так определяю лично для себя:

      • джун — надо контролить и воспитывать

      • миддл — самостоятельный боец, но без некоторой доли самоуверенности, дзена и похуизма, которая есть у тимлида. 90% должен делать сам, частично ориентируясь на регламенты, частично проявляя разумную инициативу. В сложных случаях зовёт на помощь.

      Ну а то, что девушка освоится и получит оффер х3 — это в принципе стандартная бизнес-модель агентств с ротацией ~1-2 года. Люди приходят, набираются опыта и уходят.


      1. DimVision
        15.05.2023 08:10

        • миддл — самостоятельный боец, но без некоторой доли самоуверенности, дзена и пофигизма, которая есть у тимлида. 90% должен делать сам, частично ориентируясь на регламенты, частично проявляя разумную инициативу. В сложных случаях зовёт на помощь.

        по моим наблюдениям, мидл отличается от условного синьора как раз тем, что считает себя уже офигеть каким крутым, начинает забивать на какие-то моменты в работе и из-за самоуверенности косячит. А синьор - уже наученный на этих косяках понимает, что знает на самом не все, но может на логике, опыте и аналогии вывозить вещи гораздо более сложные.


        1. Onarh Автор
          15.05.2023 08:10

          Интересная картинка, спасибо. Тоже буду держать в голове.

          Про некую жизненную насмотренность и самоуверенность я имею ввиду такой условный скилл, в духе, что я могу пойти к какому-нибудь ЛПРу и попробовать ему продать какую-то крупную идею. Или войти в сложную ситуацию и постараться там успокоить людей.

          А есть ребята, которые хорошие специалисты на тех. уровне, но у них такого скилла пока нет, они не полностью уверены в собственных силах насчёт такого. Я про это.


  1. rombell
    15.05.2023 08:10
    +3

    Хотелось бы поменьше новояза и жаргонизмов, побольше доброго старого русского языка. Для людей, которые не в этом вашем тренде, читать практически невозможно.


    1. Ahuromazdie
      15.05.2023 08:10

      Солидарен с Вами, но я пессимист и считаю что сопротивляться прогрессу изменениям это как эмммм... писать против... Все вот эти "скоупы" уже и не вытравить, это жаргон... Следующий наверно будет китайский...


      1. rombell
        15.05.2023 08:10

        Да ладно. "Преведы" и весь олбанский ушёл сам собой, и это уйдёт. Вместе с повзрослением употребляющих данный жаргон. Всё это, как мне кажется, вариации на тему молодёжного слэнга "мама, смотри, мы не такие, как вы!".
        Но следующий, несомненно, какой-нибудь будет.


        1. Onarh Автор
          15.05.2023 08:10

          Вы высказали своё мнение про стиль статьи, я его учёл, за это спасибо.

          Но дальше мне непонятна какая-то пассивная агрессия и желание высказаться о моём биологическом / ментальном возрасте при условии, что вы меня совершенно не знаете. Вы себя реализуете таким образом, помогает?

          Мне 35 лет, и у меня двое детей, старшей 13 лет. Можете попробовать оценить мой ментальный возраст.

          Что касается языка — это не жаргон, и не аналог олбанского. Это терминология из среды. Онбординг, пиэм, и другие термины — это привычная для людей из диджитала история. Да, тут присутствует определённая деформация. И да, возможно, где-то я перегнул, но вряд-ли это повод вешать на меня (как и на любого другого автора) ярлыки. Спасибо за внимание.


          1. rombell
            15.05.2023 08:10
            +3

            Извините, но отвечал я не Вам, и объяснял свою точку зрения. Где Вы тут увидели пассивную агрессию — мне не ясно, но если так, мои извинения.
            Что до терминологии, то смею Вас уверить, это далеко не первая волна применения синонимичных ангилицизмов на моей памяти, и большая часть их смывается временем. Использование слов, являющихся точными синонимами уже вошедших в русский язык, как правило не приживается, и порождается обычно именно желанием обособится и выделиться, а не реальной потребностью в термине. И такие жаргонизмы отмирают. По очень простой причине: ёмкость человеческого мозга ограничена, и активный словарный запас у нормального члеовека — считанные тысячи слов. Если замусоривать голову без нужды, в конце концов страдает остальной словарный запас.
            Наконец, хочу заметить, Вы написали статью не для своей тусовки, а для довольно широкого круга читателей. В таком случае принято использовать общеупотребительные слова.
            И 35 лет — это ещё молодость, если верить ООН.
            Впрочем, Вы, как автор, имеете право писать так, как хотите. Всё это я бы не писал, если бы Вы не начали уточнять.