В начале было слово...

Изначально, я все идеи и мысли писал в блокноте, так как боялся потерять какую-либо мысль из головы, а вдруг она понадобится? Да и это здорово разгружало мозг от потока мыслей. Но блокнот это несколько неудобно, и вот почему:

  1. Очень было сложно работать с информацией. Нужные мне заметки были спрятаны в толще других заметок, мне приходилось по 5-10 минут искать их, что выматывало и приносило неудобство и гнев.

  2. Трудность в добавлении и изменении заметок. Ты выделил под определённую тематику 5-10 страниц своего блокнота, их у тебя, к примеру 3: математика, IT, музыка. Ты исписал их, и вот тебе нужно добавить новую информацию по математике, пока она не вылетела у тебя из головы, ты судорожно листаешь до чистой страницы, и пишешь на неё, снова выделяешь под неё страницы. Затем тебе нужно добавить новую заметку, по музыке, ты повторяешь те же действия. В итоге, ты получаешь кое-как структурированные знания, которые не очень удобно читать.

  3. Ограниченность. Когда ты полностью исписал формулами 64-страничный блокнот по матану, ты достаёшь новый. И так каждый раз. А под рукой его может и не быть, и вот, бум, ты забыл важную для тебя информацию.

  4. Почерк. Я начал вести свой блокнот с 13 лет, когда начал интересоваться музыкой, математикой и программированием, с течением времени, мой почерк менялся, и не в лучшую сторону. В 19 лет, когда я вернулся к своим "первоисточникам", и я не сразу смог прочесть то, что я записывал на протяжении 2 лет. И это меня удручало.

Выглядело это примерно так
Выглядело это примерно так

Emacs

Я забросил ведение блокнота в 9 классе, в старших классах я познакомился с редактором Emacs. Это был тёмный лес. На его изучение я потратил 2 года, но мне до сих пор интересно открывать в нём что-то новое, наверное, я знаю лишь 5% процентов из его возможностей. Я писал в нём свой конфиг, добавлял различные пакеты, игрался с редактированием. Мне очень понравился Emacs, кажется, в него можно добавить всё что душе угодно. В нём я использовал пакет Org-mode, в котором я писал лекции, код, список дел и так далее, в общем и целом, то, что хоть как-то можно было структурировать. И это приносило свои плоды. При помощи ссылок, которые я добавлял в файлы, я переключался между ними как в Википедии. Для меня это было глотком свежего воздуха. Также, когда я изучал LaTeX, я внедрил его и в Emacs, и с его помощью я мог налету писать заметки и строить графики, таблицы, формулы.

Пример ведения записей
Пример ведения записей

RoadMaps

Ну, кому как не мне, хотелось иметь визуальное представление о том, в каком направлении мне стоит двигаться дальше. В математике это были: системный анализ, компьютерное зрение, дифуры, матстат и теорвер, и так далее, далее и далее. В программировании RoadMap'ы вообще незаменимая вещь - с их помощью можно быстро понять, какие библиотеки стоит учить, а какие нет. Хочешь учить Web - учи то, то и это. Хочешь уйти в BackEnd - учи вот это. Но не стоит забывать и про фундаментальные знания, полезные в обоих областях: алгоритмы, устройство компьютера, компьютерные сети. В общем, RoadMap'ы штука полезная и прикольная. При помощи них можно было легко отслеживать свой прогресс в изучении той или иной темы, добавлять какие-то новые блоки, убирать лишние. В качестве RoadMap конструктора я использую Draw.io.

Пример RoadMap для Android-разработчика
Пример RoadMap для Android-разработчика

DocuWiki

На работе наш IT-отдел (самый креативный отдел, по моему мнению) использует различные программные средства, для облегчения жизни сотрудников и себе в частности. Это и менеджер паролей Psono, и менеджер IP-адресов IPAM на PHP и многое другое. Так, для нашего отдела была создана собственная Wiki IT, на базе DocuWIki, максимально схожая с Wikipedia. В него мы заносим различные инструкции к программам, прописываем что и где находится, прикладываем фото и ссылки на другие смежные статьи, рассказываем как лучше сделать здесь или там. Прикольно, что каждый сотрудник нашего IT-отдела может редактировать статьи на портале, что-то добавлять, что-то убирать. Ещё лучше читать статьи от бывших сотрудников, которые датируются 2010-2013 годами.

Пример редактора статьи на DocuWiki
Пример редактора статьи на DocuWiki

Заметки в телефоне

А как без них? Когда ты в маршрутке, тебе не удобно доставать ноутбук и начать набирать текст. Ладно, маршрутка пустая и ты занял сидячее место. А что если ноутбук ты забыл дома? Вот для таких случаев и нужен смартфон. В нём удобно набирать краткие заметки, примечания, мысли и идеи, пока они не испарились в твоей голове. В целом, круто, но не удобно работать с большими текстами, когда твои идеи пересекаются с другими. Использую стандартный менеджер заметок, без всяких прикрас.

Obsidian

Вот мы и перешли к главному менеджеру заметок - Obsidian. Он является, на мой взгляд, лучшим. Вот его главные особенности:

  1. Удобное форматирование заметок, используется Markdown по умолчанию;

  2. Синхронизация на телефоне и компе;

  3. Система хранилищ - все заметки можно кипой cкинуть на другой диск/комп/телефон;

  4. Наглядное представление RoadMap'ов при помощи Canvas;

  5. Переход из одного файла в другой, при помощи внутренней ссылки, или переход к сайту, при помощи внешней;

  6. Различные плагины, такие как Tasks - для Todo-листов, Advanced Tables - для построения продвинутых таблиц, и многие другие;

  7. Но главной его фишкой является, так скажем, Mind Core или Brain Map, граф, который визуально представлен в виде древа, вершинами которого являются наиболее встречающиеся темы, а ветвями - пересечения этих тем. Вершины и графы ты выбираешь самостоятельно;

  8. Имеется собственная справочная система и форум (ну и страница на оранжевом).

Сейчас он остаётся основным моим редактором, я использую его на работе и в универе. Пишу в нём почти всё, что только можно и нельзя. Каждый раз глазу приятно смотреть на граф, он описывает мой мозг, мой разум, как в нём всё устроено, я как будто роюсь у себя в голове при помощи Obsidian! Некоторое подобие локальной, домашней Википедии.

Эта статья в Obsidian
Эта статья в Obsidian

Заключение

Данную статью я написал с целью рассказать, какие менеджеры заметок и конструкторы графов я использовал ранее, а какие использую до сих пор, какие они бывают и зачем используются. Также, прошу читателей данного портала написать свои пожелания по доработке статьи, что добавить или изменить. Хотелось бы узнать, какими ВЫ пользуетесь менеджерами заметок, что вас в них устраивает, а что нет. Делитесь своими конфигами Emacs или Obsidian.

P.S. данную статью я набил как раз таки в Obsidian :)

Всем бобра!

Комментарии (32)


  1. siberianlaika
    15.05.2023 15:37
    +8

    Ну вот, а так хорошо начиналась статья, про GNU/Emacs :) Я думаю у каждого свой путь поиска удобного софта для структуризации информации. В наше время этот путь нередко оканчивается онлайн сервисами, что по-моему есть тупик, добровольная подписка всегда быть онлайн. Вот интернет отрубило (или любимый онлайн сервис сдох) и справочной части твоего мозга больше нет :) Поэтому, завершение статьи на Obsidian выглядит еще неплохим выбором, хотя и не опенсорс, но приложение офлайновое и кроссплатформенное.

    Однако, если вернуться к тому с чего начали, к Emacs, то найдем в нем то, что есть в Obsidian (и при желании больше). Нужен следующий шаг после OrgMode, который сам по себе хорош, но это больше базовый конструктор, где самое интересное в сторонних решениях. Для получения системы заметок как в Obsidian ставим OrgRoam + org-roam-ui, последний для визуализации графа заметок.

    Идея в принципе та же, что в OrgRoam, что в Obsidian -- Zettelkasten. Простая система связей, которая однако достаточна и очень приятно дополняет встроенную человеческую память :)

    Всё же красивые и функциональные IDE для работы с текстом появляются ...и сходят со сцены. Только Emacs остается всегда ;)

    Кстати, для создания диаграмм, особенно всяких программерских UML, остановился на PlantUML (хотя недавно появился d2, по мне выглядит более консистентным по синтаксису). Интегрируя это в Emacs, через плагины, получаем способ писать диаграммы как текст, без рисования.


    1. zloddey
      15.05.2023 15:37
      +7

      Люто, неистово плюсую. Опора на оффлайн-инструменты позволяет заточить тулинг под себя до такой степени, что любой онлайн-сервис будет уныло курить в сторонке. И это останется с вами на годы, вне зависимости от поведения сторонних платформ.

      Хотя местами это может выглядеть нердово, понимаю. Особенно когда дело касается смартфонов. Мой личный выбор - это Termux, asciidoc-картотека по образцу zettelkasten и синхронизация через git. Лично мне это удобно просто в высшей степени. Но готов ли я рекламировать подобный сетап кому-то ещё? Не уверен.


      1. azudem
        15.05.2023 15:37
        +4

        У меня тоже просто папочка с Markdown, GitHub в качестве облака и индексатор на питоне. В качестве интерфейса fzf, по сути fuzzy поиск по содержимому прямо в терминале. Самая главная фича, что это просто файлы. С этими облаками многие начинают забывать, насколько удобны обычные локальные файлы.


        1. Arastas
          15.05.2023 15:37

          А есть варианты сделать синхронизацию с гита на iPad?


    1. Mathrix Автор
      15.05.2023 15:37
      +1

      Спасибо за комментарий! Попробую поизучать на досуге.


  1. GreenHedgehog
    15.05.2023 15:37
    +3

    Обсидиан — это вообще топ. С помощью плагинов и прочего можно из нее такой комбайн сделать, что закачаешься.

    У меня например, по нажатию одной клавиши создается целая страница, куда мне нужно только внести данные. Типа — общая идея, источник, ссылки на связанные статьи, прописываются тэги, раскидываются по папкам встроенные файлы. Из телеграм-бота подтягиваются заметки, фотки. Канбан-доски для статей, список чтения и список дел, заметки дня. Все здесь сейчас. Плюс синхронизация между устройствами. И все это бесплатно и не зависит от какого-то сервиса. Я доволен.


    1. mc2
      15.05.2023 15:37

      Может поделитесь статьей или хотя бы маленькой заметкой как это все сделать самому?) Спасибо.


      1. GreenHedgehog
        15.05.2023 15:37
        +1

        Ну, как обычно, для этого использую следующие плагины:


        Auto note mover — позволяет кидать md файлы в определенную папку по какому-нибудь параметру (тег или название файла. Поддерживает регулярные выражения).

        QuickAdd — позволяет добавить в быстрое меню (CTRL+P) создание заметки по шаблону.

        Как все это работает:

        Создал несколько готовых шаблонов для наиболее часто используемых объектов. Типа идея для статьи, книга которую хотел прочитать, мысль и так далее.

        Шаблон, например для идеи:

        Кратко о чем, почему заинтересовало. Ссылки на источники. Текст (ссылка на еще не созданный файл в формате ![[{{VALUE}} (текст)]]). Тэги (тип карточки, стадия готовности (автоматом стоит Статья/Идея), прочая техническая хрень).

        Прописал этот шаблон в QuickAdd (где будет создаваться, какой шаблон используется и прочее), теперь в Сочетании клавиш в настройках могу добавить какую-нибудь клавишу.

        Прописал в Auto note mover определенные тэги (#Статья/Идея — папка _1_Ideas #Статья/Готово — папка _2_Article #Статья/Архив — папка _3_Archive). И вот и все.

        Пришла идея, нажимаю горячую клавишу — открывается окно с просьбой ввести название. Ввожу — открывается шаблон. Заполняю его. При клике на еще не созданный файл с текстом, он создается и при указании тега #текст_статьи автоматом кидается в папку Готовые тексты.

        Как только статья написана, меняю карточке тэг со Статья/Идея на Статья/Готово и auto note mover кидает её в папку с готовыми карточками. Вот и все. Ничего сложного :)

        Главное понять, что нужно тебе и как у тебя проходит творческий процесс. А уж настроить в обсидиане можно что угодно.

        Насчет телеграм, использую тоже уже готовый плагин: https://github.com/dimonier/tg2obsidian Там в общем-то описано, как настроить его. Если кратко: запускаем на работающей машине программу, создаем бота, кидаем в этого бота свои заметки, картинки, аудио. Есть даже возможность распознавания текста. Всем доволен.


    1. engine9
      15.05.2023 15:37
      +1

      Он бы еще не был сделан на проклятом электроне так цены бы ему не было.


    1. Mathrix Автор
      15.05.2023 15:37

      Жду от вас статью на Хабре :) Самому интересно как это реализовано.


      1. GreenHedgehog
        15.05.2023 15:37

        Статьи пока не будет. Но вот в комментарии выше написал:
        https://habr.com/ru/articles/735256/#comment_25551842


  1. MountainGoat
    15.05.2023 15:37
    +3

    Я сейчас из интереса пробую заставить себя перейти с Joplin на Obsidian. Появился повод завести новый блокнот, и вместо этого я поставил вторую программу.

    Из несомненных плюсов - Obsidian заметно быстрее. Joplin заметно тормозит. Второй заментый плюс - легко бэкапить (внешним средством). У Joplin без бубна не обойтись. Это всё.

    Из минусов - всё остальное. Базовых функций разметки меньше, работают они кривже, везде какие-то нелепые ограничения. Рисунки с интернета вставлять неудобно, про крутейшую способность Joplin сохранять статьи с Инета и говорить нечего.

    В общем, для самописных текстовых заметок пойдёт, но как мозгохранилище - Joplin побеждает универсальностью.


    1. Mathrix Автор
      15.05.2023 15:37

      Про Joplin как-то и подзабыл, посмотрю что это такое, спасибо!


    1. GreenHedgehog
      15.05.2023 15:37

      Так там же куча плагинов, которые из обсидиана вообще могут сделать свою ОС :)


  1. fekrado
    15.05.2023 15:37

    Смотрел я все эти менеджеры, но пока остаюсь на кучу вкладок npp и избранном в тг


    1. Mathrix Автор
      15.05.2023 15:37

      Тоже пробовал Notepad++, но мне не зашло, нет какой-то связности между файлами, пересечения смежных тем. Мне не удобно было их "менеджерить". Скажите, а "куча" это сколько для вас? Поиск конкретного файла (или записи в файле) даётся легко?


      1. fekrado
        15.05.2023 15:37

        А там можно группы сессий отдельно сохранять. Т. Е. отдельная группа : по работе. Название табов все подписаны. Очень удобно. Синхрон идёт через г.диск. А в дороге пользуюсь избранным в тг


  1. piton369
    15.05.2023 15:37
    +1

    До сих пор использую блокноты для записей, типа лекций и общих знаний. Для записей дел использую телефон с приложениями, которые синхронизируются с компьютером, в основном google keep. Использую мессенджеры для общих данных с другими людьми. И стандартные календарь и будильники на телефоне. Пробовал разное, чем проще инструмент, тем лучше заходит и дольше используется.


    1. Mathrix Автор
      15.05.2023 15:37
      +1

      Как описывалось в статье, поиск конкретной информации в блокноте бумажном (если я вас корректно понял), для меня становился затруднительным, особенно если писанины много. Можно конечно, использовать закладки. Но как по мне, это не очень удобно. Как вы в блокноте структурируете информацию? Интересно было бы узнать :)


      1. piton369
        15.05.2023 15:37
        +1

        Как я люблю поговорить на эту тему)) Блокнот я использую с двух сторон. Самый типичный для меня вариант, когда с одной стороны у меня задачи, с другой стороны информация. Например, с первого листа идут задачи, с последнего, например, термины, методики или типичные алгоритмы. Задачи я пишу списком и вычеркиваю. Когда на листе всё вычеркнуто, то на следующем в нижним углу я ставлю отметку, что до этого листа задач нет. Для листов, которые больше неактуальны (это подходит как правило для задач, но может быть и для информации, если обновилась версия чего-нибудь и методика больше неактуальна, но это реже), если их нельзя вырвать (зависит от типа блокнота) могу скреплять листы внутренними частями блокнота, например, закладками, обложками или обычными скрепками. Если остаётся одна-две задачи где-то на старом листе, можно их переписать на новый лист и так же отметить. Информация у меня строго структурируется, иногда могу написать сначала на отдельном черновике, чтобы посмотреть сколько её и как лучше разместить. Использую подчеркивания, таблицы и различные мелкие удобства, вроде принятых мною сокращений, например, вместо слова использовать я пишу use, что короче. Блокнот у меня получается близко к рукописи книги или сборника статей, разве что без оглавления, хотя на некоторых блокнотах, где есть нумерация или алфавитный перечень как телефонных книгах, я так делал. Часть с информацией может проигрывать электронным вариантам из-за возможности редактирования и скорости. Плюс забыл блокнот - забыл всю информацию, но с другой стороны не подвержено рискам, что сломался компьютер/телефон/дропнулся сайт и все данные потеряны. Когда у меня нет возможности сразу понять нужна мне информация или нет и если нужно записывать быстро, то использую черновые записи в других местах, а потом переношу в основные. Поэтому у меня много стикеров и бумажек) Когда работал с чертежами и печатал на плоттере и оставались куски бумаги, поэтому черновиков и листочков у меня теперь до конца жизни, а после использования сдаю на переработку, так что в моём случае это получается экологично)) Из минусов иногда скапливается много черновиков и надо тратить время на переписывание, но с другой стороны это надо сделать один раз, а потом каждый раз при поиске информации экономишь время и может быть оно окупается, но это надо считать) Вообще с электронными записями у меня тоже бывает такое, что сложно найти нужный материал, но там у меня свои способы и помощники))


        1. Mathrix Автор
          15.05.2023 15:37
          +1

          Круто! Спасибо, что поделились опытом использования блокнотов) Возьму себе на заметку. В том плане, что дропнется сайт/диск/ПК, у меня на этом пунктик, я делаю раз в неделю синк через Sincthing. Возможно, я болею каким-то видом ОКР, но диагнозы себе не ставлю, так как не врач ????


          1. piton369
            15.05.2023 15:37

            Резервные копии и бэкапы это важная вещь. Заинтересовался, решил погуглить, улыбнулся, с Вики:
            "...позволяет использовать Syncthing также для целей резервного копирования, хотя это и не рекомендуется."
            А расскажите, пожалуйста, что за программа и в каких случаях удобна?


  1. itGuevara
    15.05.2023 15:37

    Полагаю, что следующий этап - это ZettelkastenLD или Zettelkasten с типизацией связей (Linked Data).

    В большинстве Zettelkasten пока нет типизации связей (RDF). В итоге получаешь большую граф-паутину и отобразить только связки с нужным типом связи нельзя. Нужен открытый Zettelkasten-инструмент с типизацией связей типа RDF.

    Понятно, что есть сложные LD-инструменты, но хотелось бы простой "домашний" и открытый. Как в logseq или joplin добавить возможность указывать отношение (предикат) и фильтровать граф с учетом значений предикатов (отношений между двумя сущностями)?  


    1. inkelyad
      15.05.2023 15:37
      +2

      И так медленно и печально придем к чему-то вроде Protégé ontology editor... которым просто научиться пользоваться - занятие сильно нетривиальное.

      Ибо 'простой' с "а хочу еще вот это" совмещается плохо.


      1. Mathrix Автор
        15.05.2023 15:37

        Гляну, спасибо за информацию.


  1. ProMix
    15.05.2023 15:37
    +1

    Главное преимущество Obsidian в открытом формате хранения. Это просто папка с файликами в широко распространённом удобном формате

    Не знаю как настраивали синхронизацию вы, но у меня этим занят Syncthing. Удобно, бесплатно, независимо, open source

    P.S. Присоединяюсь к @engine9по поводу электрона, но благодаря всему вышеописанному можно просто сделать свой инструмент для работы с заметками. Плюс Obsidian в том, что вы от него никак не зависите

    Ну и граф конечно красивый, чертовски красивый. По нему связи удобно отслеживать. Правда делать что либо ещё с ним весьма неудобно


    1. Mathrix Автор
      15.05.2023 15:37

      Да, у меня синхронизация также через Syncthing настроена. По поводу графа немного вас не понял, что вы хотите с ним делать? У него вроде как одна цель - служить графической визуализацией связей заметок и этаким быстрым переходом к нужной заметке.


      1. ProMix
        15.05.2023 15:37

        Через граф было удобно быстро посмотреть, где я какие связи потерял. А вот дальше боль

        Превью из графа на телефоне невозможно, на ПК, насколько помню, довольно неприятно. Перешёл к записи, дописал потерянный тэг, вернулся обратно - а граф хрен пойми как перестроился. Теперь снова растаскивай ноды чтобы удобнее было. После чего находишь ещё одну потеряшку и по новой

        Было бы удобно если бы граф был на манер того же канваса - более статичный, настраиваемый и сохраняемый. А так просто красивая игрушка, не более


  1. duott-daenur
    15.05.2023 15:37
    +1

    Если кто-то использует draw.io, попробуйте Excalidraw. Прям сильно удобнее.
    А в плане заметок переехал из Quip + Trello на Notion. Более-менее норм.


    1. Mathrix Автор
      15.05.2023 15:37

      Попробую, спасибо за информацию


  1. TerekhinNI
    15.05.2023 15:37

    Почему-то во всех статьях про блокноты со связями нет ни одного упоминания The Brain. Хотя он удобней многих инструментов в этой статье.


    1. Mathrix Автор
      15.05.2023 15:37

      О таком слышать не приходилось, спасибо за информацию, погляжу, с чем его едят