Привет ИТ-сообщество! Я Анастасия Пятько, аналитик-внедренец из РТЛабс. Это компания, которая развивает всем известные Госуслуги и пытается облегчить нашу бюрократическую жизнь.

Недавно мне довелось выступить на HighLoad++ 2022 с похожей темой: «СМЭВ. Сильно проще, чем кажется. Полезные советы, как стартовать интеграцию через СМЭВ3 и СМЭВ4». Организаторы знают своё дело. В зале была заинтересованная аудитория, которая задавала вопросы с неподдельным интересом. С некоторыми разговор у стенда продолжался ещё несколько часов. Так родилась идея — зафиксировать всё текстом в этой статье.

Начнём с небольшой предыстории. Цифровизация пришла в нашу большую страну определённо раньше того, как появились эксперты, которые смогли бы сразу сказать, как надо делать, придумали стандарты и протоколы. Регионы, ведомства, их подрядчики писали свои системы на разных языках программирования, строя различную архитектуру, а потом делали интеграции как получится. В какой-то момент систем стало много. Пришло понимание, что обмениваться информацией между собой без единого унифицированного фреймворка им стало просто невозможно. И вот 12 лет назад появилась Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Что такое СМЭВ

СМЭВ — это тот транспорт, которым доставляются миллионы «конвертов», необходимых для оказания госуслуг. Через СМЭВ обмениваются информацией между собой:

  • федеральные и региональные ведомства

  • МФЦ

  • Госуслуги

  • Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)

  • ряд коммерческих организаций

СМЭВ в цифрах:

Трафик СМЭВ, количество подключённых систем, скорость и безотказность
Трафик СМЭВ, количество подключённых систем, скорость и безотказность

Актуальных СМЭВ два: СМЭВ3 и СМЭВ4. При этом четвёртая версия не заменяет третью. Это две принципиально разные системы с одним предназначением — организация обменов между системами участников взаимодействия. Разница в том, что:

  • СМЭВ3 подходит, когда нужно гарантированно передать информацию

  • СМЭВ4 — когда на первом месте стоит скорость обмена данными

В этой статье речь пойдёт о третьей версии СМЭВ. Как ни крути, она пока остаётся наиболее востребованной. Однако популярность четвёртой растёт на глазах, и о ней я планирую написать в следующей статье.

Как работает СМЭВ3

Собственно, все сообщения в СМЭВ3 — это XML, составленные на основе XSD-схем самого транспорта и вида сведения, отправленные через веб-сервис.

По опыту предыдущих уже неактуальных версий системы в СМЭВ3 сделан упор на гарантии доставки. То есть «доставить любой ценой», несмотря на возможные технические проблемы на стороне любого из участников взаимодействия, — лозунг третьей СМЭВ.

Что такое очереди в СМЭВ3

Важная фишка СМЭВ3 — очереди. В самом транспорте для каждой зарегистрированной системы создаются как минимум 2 очереди: запросов и ответов.

Системы всех участников должны уметь формировать сообщения и подписывать их зарегистрированным сертификатом. Сообщения бывают трёх типов:

  • send — с основной информацией

  • get — для опроса очередей

  • ack — для подтверждения получения

Рассмотрим обмен между информационными системами двух ведомств, одна из которых инициирует обмен или запрашивает информацию, вторая — отвечает на запрос.

1. Инициатор отправляет запрос —SendRequest. Он попадает в очередь запросов ответчика. Там запрос будет храниться до тех пор, пока ответчик его не вычитает, но максимум — 14 дней.

Если за 14 дней запрос не вычитают, инициатору придёт «отбивка» от СМЭВ, что его запрос попал в архив.

2. Ответчик опрашивает очередь — GetRequest. Он должен делать это постоянно. И когда туда попадает запрос, ему возвращается непустой «конверт».

3. Ответчик обрабатывает запрос. Получив «конверт», система ответчика должна выполнить ряд действий: распарсить, уложить в базу и т. п. Затем система отправляет в СМЭВ «конверт» с подтверждением получения запроса — AckRequest. Это ещё один уровень для обеспечения гарантированной доставки. Если СМЭВ не получит от ответчика такое подтверждение, через 15 минут запрос снова вернётся в очередь.

4. Инициатор получает ответ. После того как система ответчика подготовит «конверт» с ответом, происходит всё ровно то же самое:

  • «конверт» попадает в очередь инициатора — SendResponse

  • инициатор его вычитывает — GetResponse

  • инициатор оправляет подтверждение о получении — AckResponse

Только тогда обмен считается завершённым.

Конечно, здесь ещё много нюансов:

  • существуют другие типы обменов, например рассылка

  • на стороне СМЭВ происходят различные проверки

  • формируются разные типы сообщений: статусные и об ошибках

Но в целом все обмены через СМЭВ3 устроены так, как я описала выше.

Что такое виды сведений в СМЭВ

Важную роль в СМЭВ3 играют такие сущности, как «Виды сведений» (ВС).

Схемами транспорта задаются условно-общие поля для всех обменов, например, для правильной маршрутизации, передачи вложений, подписи и т. п.

Схемами ВС задаются правила, по которым будет формироваться смысловая часть «конверта». То есть как раз та информация, ради которой и осуществляется обмен.

В итоге ВС представляют собой:

  1. Правила, по которым формируются запросы и ответы (XSD).

  2. Эталоны (XML) — примеры «конвертов» для работы эмулятора.

  3. Руководство пользователя — документ, составленный автоматически или вручную владельцем или создателем ВС, призванный помочь подключающимся участникам.

Виды сведений в СМЭВ3
Виды сведений в СМЭВ3

ВС в целом может создать и зарегистрировать любой участник взаимодействия. Таких ВС сейчас около 2 750.

Как подключиться к СМЭВ3

Чтобы стать участником взаимодействия, организации нужно пройти 7 шагов.

  1. Оформить заявку на регистрацию организации в СМЭВ. В заявке указывают нормативно-правовое обоснование подключения. В зависимости от типа организации и её целей, эту заявку могут рассмотреть либо очень быстро, либо долго — с выносом на президиум специальной комиссии.

  2. Организовать защищённый канал. Это также делается по заявке, в рамках которой вам предоставят и помогут настроить оборудование.

  3. Получить сертификаты аккредитованного удостоверяющего центра (АУЦ).

  4. Зарегистрировать одну или несколько своих систем с полученными сертификатами в СМЭВ через Личный кабинет участника взаимодействия (ЛК УВ). Выбрать вид сведения, по которому будете работать, или зарегистрировать свой.

  5. Настроить или разработать интеграционный модуль для подключения к СМЭВ. Здесь вам на помощь придёт наш адаптер СМЭВ3.

  6. Получить доступ к ВС, пройдя процедуру технической готовности (ПТГ) на тестовой среде через ЛК УВ.

  7. Переключиться на продуктивную среду.

Как устроен ЛК УВ

Если первые 3 шага инструкции более или менее понятны, то про остальные хотелось бы рассказать подробнее.

Есть у нас потрясающий ЛК УВ. Получить к нему доступ не составит труда, если выполнена заявка из первого пункта. Авторизация происходит под учётной записью ЕСИА. Единственное, администратору профиля вашей организации в ЕСИА нужно будет вас присоединить к организации.

Так выглядит ЛК УВ
Так выглядит ЛК УВ

В ЛК УВ автоматизированы все регламентированные процедуры, которые необходимо выполнить для полноценной работы в СМЭВ.

В несколько кликов можно:

  • зарегистрировать систему

  • поменять ей сертификат

  • получить доступ к ВС

  • зарегистрировать свой ВС

  • пройти ПТГ с эмулятором

  • проверить наполненность своих очередей

  • отследить судьбу обмена

  • сформировать отчёт и многое другое

ЛК УВ развивается семимильными шагами и завоёвывает сердца наших пользователей. Особенно рады те, кто знает, как было до его появления. Знаете, мы как-то считали: получилось, что ЛК УВ экономит участникам годы (!) жизни.

Среды в СМЭВ3

В СМЭВ3 мы предоставляем 3 среды: разработки, тестовую и продуктивную.

Среды в СМЭВ3
Среды в СМЭВ3

Среда разработки. Она даёт уникальную возможность — попробовать свои силы в СМЭВ, не имея ещё ни одного доступа и не дожидаясь выполнения первых пунктов.

На среде разработки можно создать демоверсию организации, зарегистрировать для неё пару систем, вид сведений и попробовать совершить обмены через СМЭВ.

Тестовая среда. Более популярна, чем среда разработки, потому что сюда перед выходом на прод надо обязательно попасть всем. А большинство поддерживают работоспособность своих тестовых систем и после выхода на прод.

Для тестовой среды и среды разработки не нужен защищённый канал. Опять же получается, что тестироваться можно параллельно с организацией канала для прода.

Ещё одна важная штука для этих сред — сертификат для систем можно сгенерировать прямо в ЛК УВ за несколько секунд.

На тестовой среде помимо её прямого назначения, также проходится ПТГ для получения доступа к видам сведений.

Собственно, ПТГ — это полноценный обмен вашей системы в желаемой роли с нашим эмулятором
Собственно, ПТГ — это полноценный обмен вашей системы в желаемой роли с нашим эмулятором

Продуктивная среда. Здесь экспериментировать уже нежелательно. Доступна она только через защищённый канал. Конверты подписывать можно только сертификатами, полученными в АУЦ.

Интеграционный узел адаптера (ИУА) СМЭВ3

Лирическое отступление: любовь к аббревиатурам в нашей компании и госсекторе в принципе неспроста. У систем такие названия, чтобы можно было их однозначно идентифицировать. Вот так и с ИУА. Конечно, его любят называть просто «адаптер», но это вызывает недопонимание. Адаптерами подрядчики могут обозвать модули своих систем, а у кого-то разработаны и свои универсальные адаптеры СМЭВ. В СМЭВ4 адаптер — это вообще часть другого ПО.

Итак, ИУА СМЭВ3 — это клиентское ПО, поддерживающее все необходимые операции для выполнения обменов через СМЭВ3. Он разворачивается на стороне участника взаимодействия и предоставляет удобные для интеграции интерфейсы.

По сути, это прослойка между вашей системой и СМЭВ, которая облегчит вам жизнь в несколько раз.

ИУА можно поставить как на Windows, так и на Linux. Есть версия для кубера, а есть для домохозяйки: «далее, далее, ок, готово». Также имеется версия в комплекте со всем необходимым окружением: Java, криптопровайдер и СУБД.

Так выглядит интерфейс адаптера
Так выглядит интерфейс адаптера

Чем же поможет ИУА

  • Возьмёт на себя заботы с подписанием конвертов

  • Будет опрашивать ваши очереди, выполняя get с заданной вами частотой

  • Поможет удобно логировать все обмены

  • Позволит выбрать удобный интерфейс: amqp, rest api, soap, БД, через файловую систему и даже встроенный веб-интерфейс. Используя последний, кстати, можно вообще не разрабатывать свою информационную систему, а пользоваться только адаптером СМЭВ3

  • Сам подберёт конфигурацию для выбранной среды, обернёт в нужный формат передаваемые вложения, отправит статистику и т. д.

ИУА распространяется свободно, и мы настоятельно рекомендуем его использовать всем участникам взаимодействия.

Где почитать подробнее и куда бежать с вопросами

Единая система контекстной справки

Как любые уважающие себя системы, наши СМЭВ, ЛК УВ и ИУА, конечно же, обросли официальной документацией. Много страниц сложно читаемого текста.

Но также у нас есть классная база знаний в виде статей. Называется она Единая система контекстной справки (ЕСКС). Также здесь хранятся официальные документы и дистрибутивы. А ещё есть крайне полезный новостной раздел и форум.

База знаний СМЭВ3
База знаний СМЭВ3

Бот. Судьба сообщения и уведомления

Команда ЛК УВ совместно с другими, внешне не видимыми, но не менее значимыми командами разработали телеграм-бота. С ним можно общаться о судьбе своих обменов и получать уведомления о ключевых событиях, касающихся вас в СМЭВ.

Есть у нас официальный канал связи с эксплуатацией и другими участниками взаимодействия — Ситуационный центр. Там вам ответят здорово и красиво, но не очень быстро.

Однако мы любим наших пользователей, поэтому часто создаём чаты оперативной поддержки в Telegram. Порой они живут годами, а мы с участниками становимся друг другу родными.

Идя в ногу со временем, мы активно ведём телеграм-канал «Новости СМЭВ+». Здесь вы можете не только узнать последние новости, но и задать под любой из них свой вопрос. Неважно, если он будет не в тему новости, — мы ответим!

СМЭВ — это сложная высоконагруженная система. Но мы очень стараемся, чтобы она казалась лёгкой для пользователей, особенно на самом сложном шаге — этапе подключения к ней.

Это всё, что хотелось бы рассказать. Надеюсь на ваш интерес и мотивацию к написанию новых статей.

Благодарю за внимание.

Редактор: Ольга Кочкина

Комментарии (33)


  1. miga
    29.05.2023 12:35
    -5

    Как там, пахнут денежки-то?


  1. ky0
    29.05.2023 12:35
    +1

    СМЭВ3 у меня мгновенно проассоциировался с ЛСДУЗ и ЙФЯУ9.


    1. venanen
      29.05.2023 12:35
      +2

      Вот вот. Это какой-то карго-культ госконтор, а самые крутые я в армии видел - стоит шкаф какой-нибудь радиостанции, размером с танк. На нем можно войну и мир написать на 10 языках, еще иллюстрации добавить и все равно место останется. Но нет, не положено, положено чтобы когда ВК в положении ШКУ, тогда КД включается на ОБС и дальше по списку. По 2-3 буквы на кнопку.


      1. s60
        29.05.2023 12:35
        +7

        По 2-3 буквы на кнопку.

        1) таки ГОСТ велит
        2) всё равно сокращать будете что в армии, что в программировании, что в быту (БК, ДК, ВК, СМТ, РГД, АКСУ, ХБ, LOR, RC, TС)
        3) некоторые вещи должны быть лаконичными, быстро читаемы, легко запоминаемы, как светофор: красный — стой, зелёный — иди (с)


  1. AleksandrRd
    29.05.2023 12:35
    +8

    Команда ЛК УВ ....
    ... касающихся вас в СМЭВ

    Вы в рабочем процессе вот такими же абырвалгами друг с другом общаетесь?

    Неудивительно тогда, что что текст вроде бы от имени Ольги, но публикует Настя...

    Редактор: Ольга Кочкина
    Пользователь Nastya_5ko


    А если серьезно, статья мне объяснила почему последнее время интерфейс пользователя ГосУслуг стал таким непонятным даже для человека вполне знакомого с программированием и пользовавшегося за свою жизнь сотнями программ с различным интерфейсом пользователя.


    1. Nastya_5ko Автор
      29.05.2023 12:35
      +6

      Добрый день, Александр! Я автор, а Ольга - редактор, как вы сами же и указали;)
      Если вы про сокращения и длинные названия систем, то да, у нас их очень много. Это специфика гос. сферы.


      1. AleksandrRd
        29.05.2023 12:35
        +7

        Анастасия, дело не только и не столько в названиях и сокращениях, хотя названия кроме сокращений можно было и придумать, чтобы они несколько отображали суть компоненты.


        Интерфейс портала ГосУслуг, который по сути является интерфейсом взаимодействия между гражданином и государством или юрлицом и государством, стал интерфейсом отображения описанных вами в статье программных процессов.

        Процессы может быть и технически сложные и вы молодцы, что добились вот такой их работы, но пользователю нужно другое. Он про эти процессы знать не знает и не должен, ему нужен интерфейс в режиме запрос-ответ.

        Попробуйте, например, в залогиненном состоянии совершить простейшую и востребованную миллионами операцию – проверить наличие/отсутствие административных штрафов – за нарушение ПДД.

        Где это сейчас? А раньше было…
        В комментариях уже подсказали, что скорей всего виной тому метрики работы коллектива. Надо чего-то менять в продукте иначе зачем платить деньги этому коллективу….

        Теперь есть только результат ваших процессов взаимодействия. Но пользователь-то о всех этих процессах ничего не знает – оставьте ему возможность иницировать проверку, сделать запрос, даже если внутренние процессы делают это сами независимо от пользователя.

        А еще лучше если в результате выполнения запроса пользователь получит от государства некую квитанцию, можно и с цифровой подписью, что по состоянию на время-дату выполнения запроса штрафов нет.
        И так можно-нужно не только по штрафам за нарушение ПДД.

        Интерфейс работы портала ГосУслуг достаточно серьезный вопрос. Надо понимать, что поскольку он олицетворяет для людей государство, то и свой отрицательный опыт взаимодействия с этим порталом они тоже переносят на государство.

        Хотя внутри это просто набор сервисов и отображение результатов работы сервисов, написанных конкретными людьми с их представлением о прекрасном ;)


        1. mamento
          29.05.2023 12:35
          +10

          Вы не совсем поняли что есть смэв и о чем статья. Мне понятно что вас больше интересуют госуслуги, но эта статья не об этом.

          Как отображено в названии смэв-система межведомственного электронного взаимодействия. Госуслуги являются лишь пользователем этой системы.

          ЛК УВ - личный кабинет участника взаимодействия, тоесть тех кто к этой системе подключен и передает или получает данные у других ведомств.

          Собственно это статья она скорее не для граждан, которые являются пользователями госуслуг. Она скорее для тех кому по какой-то причине понадобилось получать данные от государственных ведомств, таких как гибдд, или другие. Госуслуги являются частным случаем и одном из пользователей(но не единственным) которые эту систему используют в своей работе.

          Ну и сложность зачастую обусловлена не метриками, а законодательством-так как есть требования которые начинаются с законов о том где и какие данные хранятся и кто за них отвечает.


          1. AleksandrRd
            29.05.2023 12:35

            Да я прекрасно понимаю, что СМЭВ не имеет прямого отношения к интерфейсу пользователя портала ГосУслуг.
            Но автор публикации представляет здесь компанию, и со слов автора "Это компания, которая развивает всем известные Госуслуги ...", целиком, а не только эту транспортную технологию.

            И поскольку интерфейс портала взаимодействует с ведомствами при помощи именно этой транспортной технологии, это сказалось на том как он выглядит для пользователя.


    1. Vorchun
      29.05.2023 12:35
      +6

      Не знаю сколько вам лет - мне почти 40. В айти с 2001 года. Последнее время интерфейсы много где стали для меня сложнее. Я для себя сделал такие выводы:
      - метрики. Все гонятся за метриками, поэтом стали делать чаще изменения. А любые изменения требуют привыкания
      - продакты - это молодые люди. Условно, до 30. Они на другом воспитаны, другой кругозор, опыт и т.д.
      - возраст, в данном случае мой.

      Но... Моя мама дважды пенсионер по возрасту. Недавно в СберОнлайн надо было перевести деньги по номеру карты. В общем-то простая операция. Не смогла. Меня позвали - я не смог (у меня Райф и Тинькофф). Оказалось: раньше была кнопка "Перевести на карту", а теперь одно поле куда можно вбить номер телефона, номер карты, номер чего-то там еще. Стало быстрее (метрика)? Да. Упростили? Да. Понятно - неа. И таких примеров много.

      Касаемо Госуслуг - когда ввели бота - мне стало менее удобно. Но, возможно, это "опыт" мой во мне говорит. Ведь метриками ж все подтвердили, что стало лучше )


      1. Nastya_5ko Автор
        29.05.2023 12:35
        +5

        Случай со СберОнлайн напомнил, как мы смеялись над родителями, когда те пытались в адресную строку в браузере вместо адреса сайта писать текст поискового запроса. А ведь как это удобно теперь.

        Не смотрела на ситуацию со стороны гонки за метриками, но то, что сейчас всё молниеносно меняется/развивается - это факт. И реально сами ИТшники иногда с трудом разбираются как пользоваться продуктами друг друга. Спокойно к этому отношусь, как к прогрессу и возможности потренировать мозг.

        Робот Макс мне нравится как пользователю. Раньше было сложнее справиться с порталом госуслуг.


        1. mm3
          29.05.2023 12:35
          +4

          Робот… какой недалёкий человек вообще придумал заменить страницу поиска и форму обратной связи на этот бесполезный кусок байтов?
          Для чата поддержки ещё как то можно допустить коварный план сокращения персонала этой самой поддержки за счёт повышения процента тех несчастных, кто пытался, но не смог пробиться через этого робота и бесконечное ожидание ответа мыслящего существа.
          Но заменить форму обратной связи, мифы о существовании которой можно найти в древних скрижалях справочных страниц, на робота, сообщения которому отправляются в пустоту, это отдельный вид изощрённой пытки.
          Например, столкнулись вы с попыткой взлома аккаунта через социальную инженерию в виде звонка с последующим выпрашиванием циферок из смс, как единственного достаточно фактора авторизации. После завершения увлекательной беседы, заходя на портал, совершенно случайно замечаете подробную инструкцию о действиях в случае обнаружения попыток подобного взлома, где указано воспользоваться формой обратной связи. Наживаете на ссылку этой самой формы и попадаете на робота. И со всей чёткостью и однозначностью осознаёте, что вам предстоит переключать этого самого робота на живого человека, так как робот бесполезен даже для поиска инструкции которая привела к нему, дожидаться ответа оператора примерно вечность, заново описывать всё то же самое что проигнорировал и давно удалил до этого робот и уже в общении с живым человеком, если доживёте до этого светлого момента, начать заполнять ту мифическую форму обратной связи.
          О том как он выскакивает на пол страницы на любых страницах в духе самых отвратительных тёмных дизайн паттернов и просто бесит своим присутствием и анимацией и это никак не отключается, даже писать не хочется.


      1. Tempelfeld
        29.05.2023 12:35
        +4

        Касаемо Госуслуг - когда ввели бота - мне стало менее удобно. 

        А мне наоборот. Не надо искать где что находится в интерфейсе. На примере из комментариев про штрафы ГИБДД. Посмотрел в штрафах, посмотрел в транспорте - не увидел. Написал в чате "ПДД" - сразу же получил ссылку на штрафы ГИБДД. Оказалось, что они прям на главной сверху, только называются неочевидно - Платежи.


      1. s60
        29.05.2023 12:35
        +1

        Моя мама дважды пенсионер по возрасту.

        ей 120 лет ?


  1. petrovnr
    29.05.2023 12:35
    +7

    СМЭВ решил пойти в люди. Ура. Давно пора.

    За последний год,» конечно многое поменялась, особенно с ЛК УВ, вроде становится проще, но это не точно.

    По поводу терминологии и сокращений это реально специфика, без этого вообще никак. По началу кажется птичий язык, а потом сам так начинаешь разговаривать. Но, все же рекомендую на будущее в начале статьи что-ли давать определение некоторых сокращений, прям как на первых страницах ГК или документации)


    1. Nastya_5ko Автор
      29.05.2023 12:35
      +7

      Спасибо за совет! Да, все мы проходим путь от "О чем они говорят?" до "Прошли ПТГ в ЛК УВ для доступа ИС к ВВС" :)


  1. ultrapotato69
    29.05.2023 12:35
    +4

    Дока на смэв3 очень плохая. Очень много воды и ужасный канцелярский язык. Особенно для адаптера. Кроме того часть информации по работе как самого смэва, так и адаптера вместо их доки лежат в базе знаний. Намного больше информации я получил из телеграмм-чата комьюнити "Вопросы СМЭВ | Хемуль IT".


    1. Nastya_5ko Автор
      29.05.2023 12:35
      +6

      Метод. рекомендации СМЭВ3 и другая официальная документация действительно сложночитаема. Поэтому мы написали статьи (базу знаний) и продолжаем их пополнять. Пишите, пожалуйста, чего конкретно не хватает, мы с удовольствием дополним, распишем, запишем видео, если есть потребность.


  1. kovserg
    29.05.2023 12:35
    +2

    А почему у вас принято вместо слова "отправить" использовать слово "подать"? Есть какие-то официальные guidlines?


  1. nsushko
    29.05.2023 12:35
    +4

    Отличная статья! Благодарю, Анастасия!


  1. metalidea
    29.05.2023 12:35

    Надеюсь вы перевели это все на json. Делать валидные xml с посредственной документацией было очень больно.


    1. freeExec
      29.05.2023 12:35
      +3

      А в json можно не делать валидацию и так сойдёт?


  1. asm0dey
    29.05.2023 12:35
    +2

    Блин, про всё самое интересное не рассказали - как кросс-дц всё синхронизируется, как синхронный соап превращается в асинхронное общение, как соап разбирается, как p2p коммуникация работает...


    1. Nastya_5ko Автор
      29.05.2023 12:35
      +5

      Предполагалось, что статья познакомит заинтересованных ИТ-специалистов со СМЭВ с точки зрения внедрения.

      В СМЭВ3 используются стандартные механизмы разбора xml с реализацией форматно-логического контроля.
      На счет коммуникационного обмена можно посмотреть презентацию доклада "От PostgreSQL к Tarantool: выбор в отсутствие выбора" на Joker по поводу реализации механизма очередей в СМЭВ для обмена сообщениями.

      https://jokerconf.com/talks/f7a6b69a74434dec89cbe1b99b8593b8/?referer=/archive/2022/#talks

      Если есть интерес с точки зрения интеграции со СМЭВ можете подписываться и задавать вопросы на нашем канале Новости СМЭВ+


      1. asm0dey
        29.05.2023 12:35
        +1

        Тогда это не "под капотом", это "на поверхности". Я делал СМЭВ3 до того как он ушел в ртлабс, конечно сильно интересно узнать что-то с тех пор изменилось и какие части остались :) Техпортал вот практически такой же, каким был изначально.


        1. Nastya_5ko Автор
          29.05.2023 12:35
          +5

          Техпортал СМЭВ3 уже закрыт) Теперь у нас ЕСКС (info.gosuslugi.ru) и ЛК УВ (lkuv.gosuslugi.ru)


      1. asm0dey
        29.05.2023 12:35

        Да ну нет, вы же не используете jaxb для разбора soap, правда? Наверняка там сейчас dom или даже sax/stax и всякие проверки поверх них.


        1. Nastya_5ko Автор
          29.05.2023 12:35
          +4

          Это уже тянет на не "под капотом Госуслуг", а на "Что в движке СМЭВ?" ))
          Передала коллегам из разработки, что есть такой интерес.


      1. asm0dey
        29.05.2023 12:35
        +2

        О, судя по FTP куски моей архитектуры всё ещё живы, прикольно )
        Мы тогда боялись что клинер не будет успевать вычищать старые файлы


  1. vasilev2407
    29.05.2023 12:35
    +2

    А могут ли к ЛК УВ подключиться частные организации предоставляющие услуги по внедрению и поддержке ГИСОГД РФ и собственно иметь собственный аккаунт ?. Мы постоянно работаем со СМЭВ.


    1. Nastya_5ko Автор
      29.05.2023 12:35
      +5

      В ЛК УВ есть роль "представитель разработчика". Вам нужно в ЕСИА состоять в своей организации, и тогда представители организаций-участников взаимодействия могут назначить вам эту роль, грубо говоря, разрешая вам выполнять действия от их имени.
      Можете посмотреть вот эту статью и соседние с ней - https://info.gosuslugi.ru/articles/Входим_в_ЛК_УВ._Указываем_представителей_разработчика/


  1. ptr128
    29.05.2023 12:35
    +1

    Неужели по всей России уже высокоскоростной интернет? А если нет, то почему XML, а не, например, protobuf?

    Это не считая вопроса: "Не проще ли было допилить RabbitMQ, чем изобретать собственный велосипед?"


    1. asm0dey
      29.05.2023 12:35
      +3

      Когда мы его начали делать — примерно 8 лет назад — у RabbitMQ не было никакого способа обеспечить гарантии, а protobuf (а тем более msgpack, cbor и cap'n'proto) не был хоть сколько-то распространён. А ещё у них у всех есть проблема: нет единого стандарта подписи сообщения (за пределами понятных SSL и вот этого всего, но этого мало). А у XML есть xmlsec и схема.