Унификация и единый отраслевой стандарт тары являются аналогом заводских (типа vincode) номеров автомобилей. Удобный, понятный всем участникам рынка формат идентификации.
Маркировка «заводским номером тары» в едином отраслевом формате позволяет прослеживать оборачиваемость тары между производством и торговыми точками, а также прослеживать движение микро-партий сырья, полуфабрикатов и продукции внутри производства до ящика и организовывать контроль по критическим точкам контроля качества HACCP (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points -- концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции).
Единый отраслевой стандарт маркировки оборотной тары предоставляет уникальные возможности для всех участников рынка: производителям мясной продукции, дистрибьюторам, торговым сетям и розничным точкам. За счет единой маркировки можно обеспечить контроль качества продукции на всех этапах, а так же контроль и прослеживание жизненного цикла тары:
Производство
Ввод в эксплуатацию
Оборот внутри производства
Отправка в торговые сети и дистрибьютору
Автоматизацию контроля времени оборота, поломок, «потеряшек»
Прием возвратной тары с торговых сетей на производстов
Отбраковка
Сервис и ремонт
Вывод из эксплуатации и списание
-
Рециклинг
Для торговых сетей унификация позволяет организовать контроль качества и количества получаемой продукции на уровне «микро-партий», когда каждый ящик, паллета или упаковка являются единицей логистического учета.
Для автоматизации идентификации как на производстве, так и в сетевой рознице есть смысл одновременно применять сразу несколько вариантов маркировки:
Линейный штриховой код
QR код формат: сайт реестр + номер
RFID метка
Текстовая и цифровая маркировка
Линейный штриховой код
Применение линейного штрихового кода предоставляет возможность учета тары и продукции для любом рабочем месте. Сканер линейного штрихового имеет самую низкую стоимость среди средств автоматической идентификации и может применяться как на производстве, так и в торговых точках — для подтверждения получения продукции и учета оборотной тары. Выгода применения в недорогой стоимости и большой оснащенности — практически все предприятия, торговые сети и розничные точки используют сканера штрихокодов и терминалы сбора данных.
QR код
Применение QR кода ссылки предоставляет уникальный возможности вести учет и контроль оборота тары без использования специального программного обеспечения. Необходим смартфон и доступ к сети интернет.
Каждый QR код — это уникальная страница тары позволяющая добавлять функции учета, а так же автоматически формировать отчетность о сканировании. В перспективе можно по QR коду, в зависимости от прав доступа, получать информацию об истории производства, лабораторных анализах сырья, полуфабрикатов, продукции, упаковке, кто из сотрудников выполнял производственные операции. Пример прав доступа: «розничный покупатель», «торговый агент», «менеджер ТД», «производство», «безопасность», «руководитель».
RFID метка
Применяется как средство для автоматической идентификации на точках требующих большой пропускной способности и исключения человеческого фактора. Например при отбраковке, как средство теневого контроля, при закладке ящиков (тары) на моечный конвейер или поступлении полуфабрикатов или готовой продукции с конвейера. Крупные торговые сети так же активно рассматривают RFID технологию для автоматизации контроля количества и качества поступающей продукции.
Текстовая и цифровая маркировка
Необходима для ремонтных и сервисных функций если повреждаются метки или кодировка, а так же как средство ручной идентификации в случае если на контрольной точке в розничной сети или на производстве выходит из строя сканера кодов или RFID меток.
Где маркировать?
В идеале маркировку тары по отраслевым стандартам необходимо выполнять на заводе производителе тары. Как было указано в начале статьи — по типу vin-code автомобиля. Такое решение позволят прослеживать весь жизненный цикл тары от производства до списания и переработки. В случае маркировки уже работающей тары возникают сложности с подбором технологий крепления, стоимостью, надежностью крепления. В целом это решаемые вопросы, но есть над чем потрудится.
Унификация
Основная проблема внедрения на сейчас — это не способность участников рынка договорится о едином формате и стандарте маркировки оборотной тары. Каждое предприятие пытается решить проблему учета, контроля прослеживания качества своими силами.
Комментарии (17)
Chuvi
17.06.2023 10:46+2Отсканировал QR из картинок в статье. Перешел по ссылке. Получил запрос месторасположения устройства. Вам эта информация для чего?
Dep Автор
17.06.2023 10:46+1Эта задача была почти у всех заказчиков - поиск "потеряшек" - тара которая выпала из оборота. Если происходит скан, то можно приблизительно понять в каких локациях она находится. У производителей пива - отслеживание регионов поставки кег.
strelok369
17.06.2023 10:46+4Абсолютно всё "единое", "сертификация", "глобальная идентификация" это про монополию, коррупцию и цифровой гулаг. Хотите лично своё собственное что-то маркировать - барабан на шею. Все так уже 100 лет делают. Только отчего-то это в проблемы записано. Нужен бы был стандарт - уже существовал бы, как 40 футовые контейнеры.
Dep Автор
17.06.2023 10:46Давайте опишу задачу с другой стороны. Обращаются пять крупных производителей курятины с просьбой помочь организовать учет от приема птицы с птицефабрики до прослеживания отгрузки готовой продукции в торговые сети, с последующим контролем возврата оборотной тары. В это же время, обращаются 7 крупных торговых сетей, с задачей контроля количества и качества мясной продукции по партиям до 1 упаковки — т. е. ящика. Каждая команда «решателей задачи» хочет «лепить» на тару (ящик), что-то свое. Это довольно сложно и технически, и организационно. Самое простое и надежное решение — отраслевой стандарт с маркировкой ящиков при производстве. Что-то вроде VIN-CODE автомобиля. Где бы авто не регистрировалось, этот заводской номер основной для идентификации и учета.
strelok369
17.06.2023 10:46Вот пусть они и договариваются между собой, а антимонопольщики здорового человека, по-хорошему, ещё и присмотреться к этому должны пристально (сегодня - тара, завтра - мало ли что). Купят у вас таблички - да и ладно, это будет значить, что они дешевые и качественные. "Единое", "слыш, купи", "отключим газ" - не нужно.
Любые технические возможности удешевляющие гос. контроль выше планки рентабельности приведут к введению такого контроля. Контроль - основа фашизма.
VIN кодов не было, вроде, до 81 года. Это чисто инструмент сатаны (что там про начертание на руку?) упрощающий регуляторную вакханалию. Но очень надо было, поэтому и появились. А жаль. Знаю как минимум одну ископаемую модель порше на которую есть схемы "корабля Тесея" из-за отсутствия VIN - красота.
Автомобильные номера - вообще, чисто репрессивный инструмент вне контекста его необходимости. Я думаю, что боярам-BMWшникам не мешают нарушать всё, что можно и нельзя, а строителям с техникой чадить сажей, поэтому, особо, и не нужны.
Международные паспорта до первой мировой были - кто во что горазд, со словестными описаниями и, по-этому, повсеместно игнорировались и не работали (вокруг света за 80 дней). Появление дешевой фотографии привело к тому ужасу, что есть сейчас.
slavius
17.06.2023 10:46Да, нафиг эти стандарты! Поэтому напряжений сети и розеток - сколько хочешь:(
А универсальный разъём для питания мобильной техники? Вы за или против?;)
strelok369
17.06.2023 10:46Я против "ребят" с "платонами" и упрощения фашистам задач контроля чего бы то ни было. И я против мира "батиной справедливости", в котором "хочу, чтобы мои дети жили с камерами, тотальным контролем и безопасным интернетом, а не курили за гаражами".
Напряжений в розетке и розеток даже на одно напряжение - сколько хочешь (220в, 110в, 230в, 380в, 50гц, 60гц). Локально как-то договариваются. Современным бытовым импульсным БП - норм в очень широких пределах. Разъемы, вообще, у всех свои, везде. Это норм. Главное, чтобы Apple с его "благославенными лицензионными запатентованными" кабелями по голове дали, как монополисту.
uDenni
17.06.2023 10:46+2Большое спасибо за статью! Вопросов в необходимости маркировки совершенно нет. Есть вопрос связанный с производством надежных маркировочных табличек и способом их крепления. Если у вас есть решения - пожалуйста поделитесь опытом.
Dep Автор
17.06.2023 10:46Заданный Вами вопрос, по креплению или нанесению маркировки — это одна из самых сложных задач проектов автоматизации. Необходимо подбирать варианты индивидуально. Могут быть: клей, заклепки, саморезы, карманы, петли, прямая маркировка — лазер или ударная. В примере показано фото этикетки RFID метки для кег, причем эта этикетка идет в дополнение к прямой маркировки лазером — на поверхности кег выжигается номер и QR код. С клеем тоже не все просто, клеевой слой подбирается под материал тары или продукции. Если клей подходит под материал ящика, то коэффициент сцепления, условно 28 — не смывается мойкой высокого давления при температуре 60 градус, если клей не подходит под материал ящика, коэффициент сцепления 3 — можно оторвать руками. Если тема интересна, то могу подготовить статью с примерами.
uDenni
17.06.2023 10:46Был-бы крайне признателен, если удастся подготовить статью о маркировке. так как вопрос, по-крайней мере в моей индустрии является крайне важным и разработка решения которые позволит относительно бюджетно изготовить маркировку и без наличия специально-обученных кадров закрепить их на наших авиационных телегах/контейнерах - сможет сдвинуть с места несколько важных процессов. Отдельное любопытство вызывает алгоритм расчета коэффициента сцепления, т.е. как его рассчитать, и как понять в течении какого времени клей деградирует настолько, что его нужно будет заменять.
Didimus
17.06.2023 10:46+1Вот бы озон ввёл многоразовые коробки для заказов. И что-то подобное на них
slavius
17.06.2023 10:46+1Да, вопрос маркировки тары в промышленности стоит очень остро. Не ясно, что со стандартом, и с маркировкой прямо на производстве. Тара - это ещё и катушки, барабаны, поддоны. Самоклеящиеся этикетки временно выручают, но и создают проблемы при плохой адгезии, повреждении, плохом считывании.
Dep Автор
17.06.2023 10:46Внутри производства задача вполне успешно решается, можно все промаркировать — поддоны, барабаны, ящики, кассеты, пирамиды, баллоны и даже ЖД вагоны. Но как только тара выезжает за территорию предприятия, то сразу возникает проблема — как получателю ее идентифицировать, а самое главное возвращать? Никто из получателей и покупателей не хочет заниматься сортировкой тары по поставщикам. То что Вы указали с этикетками, работает только в ручном режиме, как только дело доходит до автоматического нанесения, цена вопроса уходит в стратосферу. Мы уже лет 15 эту проблему пытаемся решить на разных предприятиях, и пришли к тому, что при производстве оборотной тары ее надо маркировать сразу на заводе изготовителе. Потребитель получает тару (ящик, баллон, кег и т.д.) с уже нанесенной маркировкой, а там уже пользуется как ему хочется. Что еще хорошо при таком отраслевом подходе — нумерация не будет повторятся, каждая единица будет уникальной, и учет можно будет наладить на любом этапе эксплуатации.
AndronNSK
На мой взгляд, основная проблема внедрения данной штуки, абсурдность и ненужность самой этой штуки.
R00TY
Узнаю в Вас сотрудника всех российских перевозчиков, которые из услуг отслеживания контейнеров могут предложить дату погрузки и дату прибытия к тебе на склад. Любые более детальные варианты они даже не рассматривали и считают их излишними. Их не заботит, что кто-то планирует производство под поставки сырья или компонентов.
Dep Автор
Смотрите, лично Вам или предприятию где Вы работаете — эта «штука» возможно не нужна, но есть достаточно много предприятий где эта «штука» уже вполне успешно работает. Проблема в том, что каждое предприятие пытается самостоятельно решить задачу учета. Ну это, как например, в каждом районе был свой стандарт номеров на автомобиле, и обмена между районами по этим номерам не было — кто во что горазд, тот на авто и лепит. Общая база упрощает учет автомобилей. С оборотной тарой, по отраслям, был бы уместен общий стандарт маркировки, повторю — для автоматической идентификации. Это бы упростило учет в цепочке, например: птицефабрика, цех забоя и разделка, охлаждение, экспедиция, торговая сеть. Только в отраслевом варианте — птицефабрики, цеха разных корпораций и пяток различных торговых сетей.