Привет, Хабр! Меня зовут Миша Парашкин, я руководитель Food R&D “Кухня на районе”. Регулярно читаю Хабр, знаю, что здесь часто публикуются статьи о гибких методологиях разработки, включая Agile, Scrum и Kanban. В подавляющем большинстве случаев имеется в виду использование этих методологий в IT. Но их можно применять и в других отраслях, причем результаты весьма достойные.  В этой статье расскажу о преимуществах и применении гибких методологий разработки IT при создании пищевых продуктов. Кроме того, во второй части материала приведу и практические кейсы. 

Продукты питания и гибкие методологии разработки: обзор и особенности

Сначала коротко об Agile, Scrum и Kanban, на всякий случай. Подробно о них рассказывать нет смысла, это уже много раз сделано ранее. Но освежить память не помешает. Так вот, эти методологии предлагают инкрементальный и итеративный подход к разработке продуктов. Они основаны на гибкости, частой обратной связи и постоянном сотрудничестве в команде разработчиков. Agile-методологии позволяют гибко реагировать на изменения требований, а Scrum и Kanban обеспечивают структурированное управление задачами и визуализацию рабочего процесса. Все логично для IT-отрасли, но причем здесь продукты питания?

Адаптация гибких методологий для разработки еды

Дело в том, что все это применимо и в отрасли пищевых продуктов. Правда, применение этих методологий в процессе разработки пищевых продуктов имеет свои особенности:

  • Во-первых, применение итеративного подхода позволяет тестировать и совершенствовать рецепты в ходе разработки, что позволяет быстро реагировать на изменения требований клиентов или рыночной ситуации. Важно создать бэклог, в котором будут отражены все требования к продукту и их приоритеты. Это помогает оптимизировать разработку и дает возможность команде сосредоточиться на ключевых аспектах продукта. 

  • Во-вторых, все так же используются спринты. Они позволяют команде работать в определенные периоды времени, чтобы достичь конкретных целей. В пищевой индустрии спринты могут быть организованы для создания и тестирования новых блюд или для внедрения изменений в процессе производства. Это помогает оптимизировать рабочий процесс, повышает прозрачность и позволяет достичь поставленных целей в определенные сроки.

Преимущества применения Agile, Scrum и Kanban при создании пищевых продуктов

Всего можно выделить три основных преимущества: 

  • Улучшение коммуникации и сотрудничества между разработчиками и стейкхолдерами позволяет более точно понять требования и ожидания клиентов, а также оперативно реагировать на изменения. Благодаря этому, команда разработчиков может достичь высокого уровня качества продукта, удовлетворяющего потребности и предпочтения широкой аудитории. 

  • Кроме того, использование гибких методологий способствует быстрой адаптации к изменениям в рецептах, требованиях клиентов и рыночных условиях. Это позволяет создавать продукты, отвечающие актуальным потребностям и трендам, а также оперативно вносить корректировки для повышения их конкурентоспособности. 

  • Сокращение времени и затрат на разработку новых продуктов и внедрение изменений способствует более эффективному использованию ресурсов и повышению конкурентоспособности компании на рынке пищевых продуктов.

Кейсы успешной практики 

Выше мы обсудили теорию, теперь же самое время поговорить о практике. Гибкие методологии используются в пищевой отрасли не первый год - и внедряют их как зарубежные, так и отечественные компании. 

Кейсы зарубежных компаний

Много кейсов здесь приводить не будем, достаточно двух, весьма показательных. 

Один из мировых лидеров в производстве супов и готовых блюд Campbell Soup Company внедрила гибкий дизайн. Этот подход позволяет параллельно разрабатывать различные этапы создания продукта: определять ингредиенты и вкусовые характеристики, разрабатывать упаковку и проектировать производство.  В результате доля инновационных продуктов в чистой выручке (net sales) Campbell Soup Company увеличилась до 2% к 2022 году.

Гибкие методики использует и The Hershey Co., известная в России благодаря шоколадным батончикам KitKat. Компания смогла выпустить новый продукт, Kit Kat Duos Mint + Dark Chocolate, в ограниченные сроки. В процессе разработки компания активно использовала методы, основанные на глубоком анализе опыта клиентов. Так компании удалось привлечь внимание к новому продукту. 

Кейс отечественной компании “Кухня на районе”

В этом разделе подробно рассмотрим, как и зачем гибкие методологии  применяются на разных этапах процесса разработки и запуска новых блюд. Забегая наперед, стоит сказать, что в итоге они позволяют обеспечивать высокое качество продукции и операционную исполнимость.

Команда “Кухни” разрабатывает собственные IT-продукты вроде системы управления ресурсами предприятия (ERP), мобильных приложений для клиентов, курьеров и склада. Поэтому сотрудники знакомы с процессами, инструментами и терминологией в сфере разработки продуктов. Благодаря этому внедрение гибкой методологии было простым и понятным, не требовалось долгого освоения новых понятий.


В кейсе “Кухни” этапы разработки выглядят так: 

  1. Подготовительный этап (подготовка идей, исследование, сбор бэклога)

  2. Формирование спринтов

  3. Разработка прототипа

  4. А/В тестирование

  5. Разработка продукта

  6. Утверждение продукта для тестовых продаж

  7. Выход на рынок - коммерциализация

  8. Ретроспектива теста и финальное утверждение

Теперь подробнее о каждом из этапов. 

Этап 1: Подготовительный этап 

Команда разработчиков и аналитиков, пищевых технологов и маркетологов ищет новые идеи для пищевых продуктов, проводит исследования рынка и анализирует требования клиентов. Откуда мы берем информацию:

  • аналитика продаж

  • тренд-аналитика и обзоры рынка

  • идеи внутри компании

  • отзывы клиентов

  • стратегия развития продукта

Цель этапа — как можно быстрее отделить хорошие идеи от плохих, получить бэклог продукта (журнал задач, которые необходимо выполнить команде разработки). Получить ответы на три главных вопроса:

  1. Удобно ли это есть в разных сценариях использования? Здесь мы по методике JTBD (Jobs To Be Done) разбираемся, какую цель пользователя продукт поможет достичь)? Эта методика предполагает создания только тех продуктов, которые действительно нужны пользователю.

  2. Смогут ли операционные команды это произвести и продать?

  3. Станут ли заинтересованные стороны, лица, принимающие решения, это поддерживать?

Этап 2: Формирование спринтов 

Команда разработчиков определяет периоды работы над конкретными задачами, которые могут продолжаться от одной до нескольких недель. Задачи объединяются по признакам:

  • экономический эффект

  • закрытие потребностей клиентов через JTBD

  • закрытие провалов в ассортиментной матрице, выявленных на этапе ресерча

  • стратегия развития компании

Во время спринта планируем работы, распределяем задачи и устанавливаем приоритеты.

Этап 3: Разработка прототипа 

Для пищевых продуктов прототипирование может означать создание пробных образцов или макетов блюд. Такая «отработка» позволяет команде визуализировать и оценить предлагаемый продукт, внести корректировки и улучшения. Блюда могут приготовить на 1-2 порции в студии бренд-шефа, подобрать упаковку, провести тестирование доставки и оценить сохранность его свойств. На этом этапе, мы понимаем, какие блюда не можем произвести и доставить клиенту, экономим ресурсы компании.

Этап 4: А/В тестирование 

Разработанный продукт предлагаем ограниченной группе пользователей. В случае пищевых продуктов это могут быть наши сотрудники. Команда разработчиков собирает обратную связь от таких «пользователей», анализирует ее и определяет, нужны ли корректировки или улучшения перед переходом к следующему этапу.

Этап 5: Разработка продукта 

Начинается полноценная разработка продукта на основе собранных требований, обратной связи и результатов тестирования. Команда работает с поварским составом, пищевыми технологами и маркетологами, аналитиками, отделом планирования, чтобы создать продукт, соответствующий высоким стандартам качества и востребованности клиентов.

Этап 6: Утверждение продукта в тестирование в продажу 

Утверждение продукта проходит с участием заинтересованных лиц, которые участвуют в цепочке поставок продукта. Это лидеры операционных команд (производство, розница), лидер маркетинга, лидер поддержки клиентов, главный технолог,  лидер планирования меню (в «Кухне на районе» так называют продажи), директор по закупкам. Все заинтересованные стороны определяют насколько разработанные технологии приготовления обеспечивают стабильность качества продукта.

Утверждение проходит в два этапа:

  • сенсорная оценка (дегустация по бальной системе)

  • оценка операционной исполнимости и профиты от продукта

После утверждения, продукт может быть утвержден и переведен на следующий шаг, либо задача перейдет в архив.  

Этап 7: Выход на рынок - коммерциализация

Продукт готов к массовому производству или к продаже. Команда может перейти к планированию производства, маркетинговой стратегии и другим этапам, связанным с выпуском на рынок. Продукт тестируется от 2 до 4 недель в продаже, при этом запускается исследование клиентского опыта.

Этап 8: Ретроспектива теста

После завершения тестирования продукта в продаже проводится ретроспектива, где команда разработчиков анализирует результаты и полученные данные. Изучаем, как продукт встретился с клиентами, насколько он соответствует их ожиданиям и требованиям, доступность блюда для продажи на виртуальной витрине в приложении, продажи, списания, возвращаемость и прочие метрики. Это позволяет команде сделать выводы, определить сильные и слабые стороны продукта, а также учесть полученный опыт при разработке будущих пищевых продуктов.

Что в итоге? 

В самом начале у команды были сложности как с идеями, так и исследованиями. Все идеи нужно было структурировать и записывать. Поэтому были проведены "мозговые штурмы", а потом технологи-разработчики оценивали, что можно выбрать для реализации. Для этого специалисты оценивали, что можно реализовать с учетом операционных и закупочных ограничений.

В целом, все получилось:

  • Внедрение гибкой методологии разработки продуктов в «Кухне» положительно повлияло не только на процесс разработки, но и на финансовые показатели и лояльность клиентов.

  • Улучшилась эффективность процесса разработки, сократилось время от идеи до выпуска готового продукта (Time to market) TTM — сейчас составляет 1,5 месяца (для более 10 SKU). 

  • Более быстрое внедрение инновационных продуктов позволило лучше удовлетворять потребности клиентов и быстрее выходить на рынок с новыми продуктами. Анализ NPS (Net Promoter Score)  показывает рост на 15% в мае 2023 года к сентябрю 2022.

  • Регулярные встречи команды и возможность быстро вносить изменения в планы позволяют нам лучше адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка и предложить клиентам именно то, что они ищут. Это способствует повышению лояльности клиентов и повторным покупкам. 

Разработка нового продукта – это сложный процесс, если выполнять его с помощью гибких методологий, то можно получить определенные преимущества:

  • пошаговый план позволит допустить наименьшее количество ошибок;

  • значительная экономия средств на разработку;

  • легко оценить востребованность продукта, понять его основные задачи;

  • заранее формируется маркетинг продукта, пути его продвижения;

  • оцениваются перспективы, определяются риски и негативные факторы, которые могут повлиять на конечную стоимость;

  • формируется четкое видение конечного результата;

  • снижается время на разработку нового продукта; 

  • некоторые этапы проводятся параллельно, что также позволяет контролировать процесс и ускорять его.

Комментарии (2)


  1. count0
    29.06.2023 08:50

    В чем особенность то именно пищевая? У вас можно подставить вместо "пищевая" любая другая и будет то же самое. Ну может про дегустацию пункт будет отличаться.


  1. aaa_bbb
    29.06.2023 08:50

    Полагаю, основная особенность в том, что производственный цикл короткий. За двухнедельный спринт можно и рецепт скорректировать, и готовый продукт протестировать, и обратную связь получить )