Привет, Хабр! Меня зовут Юлия Слободяник, я работаю в IBS BIM-архитектором и сегодня расскажу вам, как за последние несколько десятилетий благодаря ИТ поменялась моя профессия.
Научно-технический прогресс не стоит на месте — время идет, а с ним рождаются и исчезают сотни уникальных профессий. Но ввиду особой важности некоторые из них не теряют своей актуальности даже спустя тысячи лет!
Из года в год эти профессии развиваются, прогрессируют и совершенствуются, а специалисты, посвятившие жизнь любимому делу, изобретают новые технологичные инструменты, целью которых является оптимизация рабочего процесса, увеличение скорости работы и качества итогового продукта.
Одна из таких профессий — архитектор. Именно она особенно интересна с точки зрения используемых инновационных инструментов и средств.
В наши дни уже мало кто помнит, но раньше для создания чертежей архитекторы использовали кульманы, рейсшины, циркули и карандаши, а проектируемые объекты передавались через плоскостные проекции (чертежи на бумаге) и макеты различного масштаба и степени детализации.
На этом моменте хочется заострить внимание и вспомнить, какой долгий путь своего трудоемкого создания должны были пройти чертежи, чтобы попасть на стройку.
Например, в конце 1950-х любой советский архитектор (или конструктор, создающий чертежи от отдельных деталей до двигателей и сложных механизмов) сначала вычерчивал планы, разрезы и фасады карандашом на листе — со всеми надписями, пояснительной запиской, рамкой и штампом. Затем том документации проверялся и направлялся в копирбюро, где копировщики накладывали на каждый чертеж кальку и поверх рейсфедером и тушью вычерчивали его копию. Именно эта «калька» и становилась официальным документом: она подписывалась и сдавалась на хранение в архив. После в отделе светокопии кальки пропускались через барабан специальной светокопировальной машины — на выходе получался рулон, который далее закреплялся на краю огромного стола и специальными ножницами вручную разрезался на отдельные чертежи. Так получался другой тип документа — «синька» (такое название он получил благодаря синеватому оттенку кальки).
Уже в конце 1960-х изобрели «карандашную кальку»: она была более толстая и плотная, на ней даже можно было чертить карандашом. Так у архитектора появилась возможность самому создавать конечный чертеж. Однако этот метод был также не без минусов – чертежи легко портились (размазывались), а сама калька была настолько ломкой, что ее приходилось обшивать по периметру на швейной машинке.
Несмотря на большое количество минусов, копирбюро все же расформировали. А архитекторов ждал очередной этап «инноваций»!
С середины 1970-х годов появилась принципиально новая техника для копирования чертежей — машины, на которых печатались черно-белые копии непосредственно с листа исходного (выполненного все так же вручную) чертежа. Конечным продуктом работы архитектора стал черно-белый чертеж, который на 100% сохранял архитектурный стиль автора. Пояснительные записки стали отрабатывать на печатной машинке, текстовые части чертежей и штампы — тоже, а затем приклеивать на чертеж. С законченного листа делали кальку, она подписывалась и сдавалась в архив. Подробнее о том, как раньше создавались проекты, можно прочитать вот здесь.
Шли годы, и к 1990-м годам в проектных организациях стали появляться компьютеры. При этом долгие годы чертежи, выполненные рукой архитектора, и компьютерная графика существовали параллельно.
С началом нового века специалисты отрасли пришли к началу тотальной оптимизации и автоматизации процесса.
Нормы трудозатрат (временных затрат) на архитектурное проектирование одного здания или сооружения еще 50 лет назад находились в рамках 30-40 месяцев, а с появлением компьютерной графики эти цифры сократились почти в 10 раз!
Теперь для успешного проектирования даже сложных уникальных зданий и сооружений были нужны лишь компьютер и мышь.
После создания программ для проектирования архитекторам удалось отказаться от трудоемкого ручного черчения и в разы уменьшить рабочее пространство. Цифры впечатляют: одно рабочее место в обычном проектном институте СССР имело габариты в среднем 2,5 м в ширину и 2 м в глубину и соответствовало 1 листу чертежа. Сейчас для полноценной работы архитектору достаточно откидного столика в самолете – за полет он вполне сможет поработать над всеми чертежами по объекту или даже нескольким.
А это значит, что, помимо сокращения габаритов рабочего места и возможности работать из любой точки мира, удалось также значительно сократить время, затрачиваемое на разработку проекта. Пройдут годы, и строительные процессы полного цикла можно будет увидеть в 3D — вплоть до мельчайших деталей — и скоординировать работу всех смежных специалистов: конструкторов, инженеров и технологов в режиме реального времени.
Но на пути к объемному BIM-моделированию всем представителям профессии пришлось поработать с его предшественниками.
Первыми появились системы автоматизации проектирования (CAПP или CAD), именно они заменили собой кульман и другие инструменты черчения.
Знаменитая программа AutoCAD была создана в 1982 году, а уже в середине 1990-х во всем мире стали открываться специализированные учебные центры, в которых можно было получить навыки работы с этим программным обеспечением. С появлением AutoCAD архитекторы смогли раз и навсегда отказаться от широкоформатной бумаги, карандашей, ластиков и измерительных приборов — теперь все инструменты для 2D-черчения находились в программе. Огромные цеха инженеров-проектировщиков общей площадью более 5 тыс. кв. м (где было достаточно места для ручного черчения) стали превращаться в уютные мини-офисы, творческие кластеры и пространства. Профессия активно развивалась в соответствии с запросами рынка строительной индустрии: работать надо было быстро, строить много, а риск ошибок и коллизий должен быть сведен к минимуму.
С совершенствованием инструментария архитекторов стало возможным проектирование и строительство сложных зданий и сооружений за минимальные сроки и с ограниченным количеством задействованных специалистов.
Внедрение CAПP позволило быстро вносить изменения в графическую часть и автоматически производить вычисления. Более того, программное обеспечение обрабатывало без ошибок гораздо больше информации, чем человек.
Помимо упрощения создания чертежей и процесса управления проектом, создатели AutoCAD быстро предложили пользователям возможность трехмерного моделирования. Архитектурные модели в 3D дали возможность получить перспективный или аксонометрический вид одним щелчком мыши. Это вывело презентацию объекта на новый уровень (раньше эти задачи решались только с помощью перспективных рисунков и макетов).
Спустя годы САD-программы начали предлагать дополнительные библиотеки и приложения для работы смежных специалистов: в CAПP стало возможным проектировать водоснабжение, канализацию, отопление, вентиляцию и кондиционирование, электрические сети, а также конструктивы зданий.
И все же архитекторам для проектирования было недостаточно одной лишь геометрии объекта, возникла необходимость, чтобы в модели также содержалась информация о его свойствах. Специалистам был нужен не 2D-чертеж и не ЗD-модель, а полноценная цифровая копия, содержащая данные обо всех материалах, нормах, габаритах и других данных проекта. Именно эти потребности легли в основу принципа технологии BIM.
Термин Building Information Model (информационная модель здания) появился в 1992 году, а первый официальный документ был опубликован компанией Autodesk в 2002 году. Он был ознаменован выпуском программы для BIM-проектирования Autodesk Revit.
В информационной модели здания, отстроенной в Revit, данные об объекте строительства представляют собой не таблицы, ведомости и спецификации, а структурированную виртуальную модель с параметрами, скоординированными между собой и имеющими конкретную привязку.
В нее можно быстро вносить изменения и быстро извлекать из нее требуемую информацию об объекте. То есть если спроектированное здание или сооружение в CAПP будет иметь только визуальную составляющую, то в рамках BIM-проектирования оно представляет собой полноценную ЗD-модель, насыщенную информацией о материалах, фирме-изготовителе, нормативной документации, регламентирующей размещение элемента, и всех возможных физических свойствах.
А еще цифровая BIM-модель предназначена для использования на протяжении всего жизненного цикла здания! Она отражает архитектурную идею проекта (визуализации, эскизы, скетчи), предоставляет данные по комплексному анализу и расчетам, используется для создания всех стадий проектирования: ПД (проектная документация), РД (рабочая документация), помогает осуществлять заказ строительных материалов и многое другое.
Обширные возможности делают информационное моделирование исключительно полезным инструментом, за развитием которого пристально следят специалисты всего мира. И даже принимают активное участие! Многочисленные конференции и тематические встречи, организуемые небезразличными представителями профессии, направлены на оптимизацию работы BIM-ПО, устранение недочетов, ошибок и сбоев, а также ценный обмен опытом. Для еще более комфортной и стандартизированной работы создатели Autodesk Revit разработали знаменитый на весь мир DYNAMO — инструмент для визуального программирования, с помощью которого архитекторы могут создавать удобные скрипты и плагины.
Но это уже совсем другая история :)
Комментарии (9)
EvilMan
12.07.2023 17:52+1После в отделе светокопии кальки пропускались через барабан специальной светокопировальной машины — на выходе получался рулон, который далее закреплялся на краю огромного стола и специальными ножницами вручную разрезался на отдельные чертежи. Так получался другой тип документа — «синька» (такое название он получил благодаря синеватому оттенку кальки).
Насколько мне известно, слово "синька" (англ. blueprint) закрепилось за копиями чертежей, сделанных по технологии цианотипии. Эти копии изготавливались конктактным методом, имели синий фон (те участки, которые подвергались засвету) и белые линии (там, где засвета не было). Но позже цианотипия была вытеснена диазотипией, где копии уже имели светлый фон и тёмные линии, но термин "синька" так и "прилип".
GAG
12.07.2023 17:52+3Заявив в начале статьи исторический охват аж в несколько десятилетий, авторка, тем не менее, упоминает лишь две программы (Autocad, Revit) и обе — одного вендора (Autodesk), то ли намеренно, то ли по неведению не раскрывая при этом куда более исторически значимых участников BIM-истории.
Стоило бы упомянуть программы и компании, стоящие у истоков параметрического и BIM проектирования:
ПО RUCAPS, разработка велась в 1970-х и 1980-х;
ПО Sonata, разработка велась в 1980-х;
ПО Reflex, разработка велась в середине 1980-х;
Компания PTC (Parametric Technology Corporation), некоторые сотрудники которой впоследствии основали Charles River Software, переименованную в Revit Technology Corporation (2000) и купленную компанией Autodesk (2002);
Компания Graphisoft, предложившая концепцию Виртуального здания (Virtual Building) в 1987.
Масштаб заявленной темы подразумевает куда более глубокое погружение в исторический материал (тут и понимание очень распространённой в профессиональных кругах "синьки", и понимание, какой софт когда и на базе чего возник. На данный момент взгляд авторки на историю BIM проектирования далёк от объективного и беспристрастного.
IBS_habrablog Автор
12.07.2023 17:52Добрый день, дорогой читатель!
Дело в том, что, имея богатый опыт в архитектурном проектировании и опробовав массу программ для BIM-моделирования (это и Archicad от упомянутого вами Graphisoft, и Renga, и nanoCAD с Tekla), на данный момент с профессиональной точки зрения мне комфортнее всего работать именно в Autodesk Revit, для которого разработано огромное количество удобных скриптов и плагинов, интерфейс которого достаточно удобен, а инструменты моделирования имеют огромную вариативность своего использования. Именно поэтому больший акцент в своей статье я делала на то ПО, о котором знаю практически все. Увы, мне за это Autodesk даже «спасибо» не скажет
Думаю, чтобы не путать людей, далёких от темы архитектурного проектирования, можно было бы создать другой материал, основанный на вашем комментарии, и рассмотреть весь спектр исторически сложившихся (устоявшихся в профессии и канувших в Лету) BIM-программ (RUCAPS, Sonata, Reflex, Virtual Building и так далее). Мне кажется, что это отличная идея!
А после можно поднять темы программ-визуализаторов.
Все же не хватает даже в том же самом пресловутом Autodesk Revit возможности создания быстрого и легкого фотореалистичного изображения. А бесконечный «симбиоз» модели с Autodesk 3ds Max Software или Lumion 3D Rendering Software изрядно усложняет работу и затягивает сроки выдачи архитектурных и дизайнерских решений.Спасибо за ваш комментарий, я обязательно возьму его в работу и подготовлю материал о тех программах, которые были не менее (а где-то и более) важны, чем упомянутые в статье ПО.
Dynasaur
12.07.2023 17:52+1BIM - это Business Information Manager? Почему бы не начать статью с расшифровки аббревиатуры?
Al_Pollitruk
12.07.2023 17:52Как это прекрасно, когда молодой увлеченный специалист открывает для себя что-то новое.
dsqared3
12.07.2023 17:52А еще цифровая BIM-модель предназначена для использования на протяжении всего жизненного цикла здания! Она отражает архитектурную идею проекта (визуализации, эскизы, скетчи), предоставляет данные по комплексному анализу и расчетам, используется для создания всех стадий проектирования: ПД (проектная документация), РД (рабочая документация), помогает осуществлять заказ строительных материалов и многое другое.
Можно узнать как используется модель на "всем жизненном цикле" особенно интересно после возведения во время эксплуатации. А еще интересно данные по комплексному анализу и расчетам? Подсчет арматуры или бетона?
Revit разработали знаменитый на весь мир DYNAMO — инструмент для визуального программирования, с помощью которого архитекторы могут создавать удобные скрипты и плагины
Так ли он знаменит за пределами проектировщиков в ревите? Остается ли в нем смысл при возможности писать скрипты на питоне?
В последнее время благодаря вниманию к биму что-то очень много инфоцыганства стали приписать ко всему что связано и не связано с проектированием. Что он не только ускоряет сроки, да и вообще волшебный продукт. Хотя по сути это инструмент у которого есть четкая цель, уменьшение коллизий, улучшение взаимодействия между проектировщиками, введение среды общих данных. Э
IBS_habrablog Автор
12.07.2023 17:52Отличный вопрос!
BIM-модель действительно очень удобна не только при проектировании, но также при дальнейшем обслуживании и эксплуатации здания. Благодаря ей пользователи могут моделировать дальнейшие изменения в конструкциях и архитектуре здания, оснащать его дополнительным инженерным и технологическим оборудованием (в ногу со временем), докупать те или иные элементы интерьера/экстерьера здания. Например, если имеется информационная модель здания, то (условно) в УК всегда будут знать, сколько оконечных элементов осветительного оборудования надо заменить, когда надо обслужить сети, сколько материалов-труб-кабелей понадобится для капитального ремонта и так далее.
Что касается визуального программирования.
Dynamo – отличная вещь для людей, далеких от языка программирования Python. Объясню почему. Помимо изучения новых программ и вопреки всем инновациям в профессии, архитектор все так же пользуется консервативными методами в работе: изучает старую и новую литературу, порой даже архивную типа «Нормалей», следит за обновлением сводов правил (СП), норм, ФЗ и ГОСТ, обращается к аналогам зданий и сооружений (историческим и современным), вдохновляется референсами. Это огромный пул задач, который автоматизировать пока не представляется возможным. Увы, но времени на изучение языков программирования совсем не остается. И тут мы видим несомненное преимущество Dynamo – инструмента визуального программирования – шокирующая простота. Именно она позволяет быстро создать «под себя» удобный метод оптимизации работы, не отрываясь от основного процесса проектирования.
А BIM ПО и правда волшебное! Иногда мне приходится по исходному ТЗ от заказчиков делать некоторые проекты полностью в AutoCAD. И… он все-таки устарел (хотя некоторые вещи, например, очень сложные заказные позиции, сделать без него в том же самом Revit было бы довольно «болезненно»). Долго, коллизии (как вы и сказали) появляются, внесение правок превращается в тяжелый и муторный процесс. Мы воспринимаем BIM как должное, но когда задумываемся о том, как архитекторы работали еще 20 лет назад, понимаем, что человечество создало поистине невероятные инструменты для проектирования! И это очень здорово!
Ждем развития BIM дальше, кто знает, быть может разработчики предложат нам еще что-то более интересное и удобное!
dsqared3
12.07.2023 17:52опреки всем инновациям в профессии, архитектор все так же пользуется консервативными методами в работе: изучает старую и новую литературу, порой даже архивную типа «Нормалей», следит за обновлением сводов правил (СП), норм, ФЗ и ГОСТ, обращается к аналогам зданий и сооружений (историческим и современным), вдохновляется референсами. Это огромный пул задач, который автоматизировать пока не представляется
У меня смутные подозрения, что как будто бы ответ просто сгенерирован нейросетью. Проектировщик следит на СП, Гостами и ФЗ это консервативный метод? Обращение к аналогам, а нужно каждый проект начинать заново делать как с чистого листа вообще не используя наработки.
А BIM ПО и правда волшебное! Иногда мне приходится по исходному ТЗ от заказчиков делать некоторые проекты полностью в AutoCAD.
Т.е. вы считаете что автокад устарел вообще и его не используете в работе? 90 процентов проектировщиков в этот момент просто сняли шляпу.
Мы воспринимаем BIM как должное, но когда задумываемся о том, как архитекторы работали еще 20 лет назад, понимаем, что человечество создало поистине невероятные инструменты для проектирования! И это очень здорово!
Вы мне как будто продать пытаетесь BIM и его плюсы. А вообще интересно как вы планируете использовать ревит и DYNAMO, если автодеск полностью ушел, а в наших решениях от нанокада или ренги нет визуального программирования?
tmxx
Наверное, хорошо этим специалистам...