Всем привет, меня зовут Никита, я руковожу группой технической поддержки.
Моя команда поддерживает и администрирует:
1000 рабочих мест
50 корпоративных сервисов
10 городов
8 компаний
3 страны
2 домена
В этой статье я расскажу вам, как можно подойти к вопросу учета оборудования с помощью 1С. Здесь не будет кода и тонкостей бухучета, исключительно организационные моменты. Если статья зайдет публике, то я с радостью поделюсь опытом организации процессов в техсаппорте и отвечу на вопросы в комментариях.
Итак, в определенный момент времени перед нами встал вопрос, как вести учет техники? Завхозов нет, кладовщиков нет. Конечно, для учета и инвентаризации оборудования имеется множество ПО и инструментов. Если вы поддерживаете до 50 рабочих мест, то вполне возможно вести учет даже в Excel. Если говорить о ПО, то в данном случае подойдет, к примеру, IT Invent или связка GLPI + Fusion Inventory. В моем случае для учета оборудования нескольких компаний и огромного количества единиц техники этого мало. В любой компании есть бухгалтерия, а значит и 1С. Углубляемся.
Основные задачи учета оборудования:
Как выдать и забирать оборудование
Как контролировать количество оборудования и его состояние
Как и где хранить дополнительную информацию по оборудованию
Как маркировать оборудование и отличать его друг от друга
Кадровое делопроизводство и бухучет словами админа
Все оборудование можно разделить на 2 типа:
Основные средства (ОС)
Малоценка (МЦ)
Как правило, основным средством является оборудование, которое дороже 40000 р., например, ноутбук за 100000 р. Малоценка – все, что дешевле 40000 р, например, смартфон за 10000 р. Основная проблема учета в том, что способ работы в 1С с ОС и с МЦ – разный, т.к.:
это разные справочники
это разные справочники перемещений
ввод в эксплуатацию
у ОС есть карточка, а у малоценки нет
у ОС есть уникальный инвентарный номер, а у малоценки нет
малоценка заводится сразу несколькими позициями и инвентарный номер (код) у всех позиций один
как проходит срок полезного использования, ОС переводится в малоценку, а это значит, что меняется и справочник и инвентарный номер
и т.д... поймут те, кто с этим работает.
С типом оборудования понятно. Теперь встает вопрос, а как нам его выдавать сотрудникам и потом забирать? Если все действие с оборудованием происходит в базе 1С – БП (бухгалтерия предприятия), то все сотрудники находятся в базе ЗУП (зарплата и управление). Между базами БП и ЗУП настроена синхронизация. Для этого в карточке ОС есть поле МОЛ - материально ответственное лицо, т.е. тот самый сотрудник из ЗУП.
Пример:
Вася Пупкин трудоустроился в компанию. Сотрудник отдела кадров завел Васю Пупкина в ЗУП в день трудоустройства. Отработала синхронизация, сотрудник появился в базе БП. Когда Вася приходит в ИТ отдел за оборудованием, специалист техподдержки из базы БП печатает акт приема-передачи, где сказано, что Вася Пупкин получает, а специалист техподдержки передает, например, ноутбук. Как выглядит акт сейчас обсуждать не будем.
После ознакомления с бухучетом и кадровым делопроизводством мы подходим к основному – инструменту, о котором я и хотел рассказать.В каждой компании мы создали в 1С еще один справочник, назвали его “Справочник ИТ-оборудования” и объединили в нем все позиции, т.е. ОС и малоценку.
Что это нам дало?
Работа ведется в одном месте, а не в нескольких бухгалтерских справочниках
У каждой позиции есть свой уникальный инвентарный номер
У каждой позиции есть своя карточка, где в свою очередь есть необходимые нам поля, которые мы продумали заранее
При каких-либо операциях с оборудованием, например, передаче от сотрудника к сотруднику, необходимые документы для бухучета создаются автоматически в том месте, где это необходимо, т.е. или для ОС, или для малоценки, или и для того и для другого одновременно.
Как оборудование попадает в справочник?
Как обычно, процесс примерно одинаковый во всех компаниях. Углубляться не будем. Закупка – получение инвентарных номеров от бухгалтерии – создание элементов справочника ИТ на основе полученных инвентарных номеров. Помним, если закупалось основное средство (ОС), то у каждой позиции свой инвентарный номер по бухгалтерии. Если малоценка, то инвентарный номер (код) на все позиции одинаковый.
Пример:
Купили 5 ноутбуков (дороже 40000 р. за каждый), получили 5 бухгалтерских инвентарных номеров:
БП-000121
БП-000122
БП-000123
БП-000124
БП-000125
Инвентарные номера по справочнику ИТ при заведении:
БП-000121 - DM-000451
БП-000122 - DM-000452
БП-000123 - DM-000453
БП-000124 - DM-000454
БП-000125 - DM-000455
Купили 5 смартфонов (дешевле 40000 р. за каждый), получили один инвентарный номер (код) по бухгалтерии - МЦ-0000555511. НО! При заведении в справочник ИТ получаем:
МЦ-0000555511 - DM-000456
МЦ-0000555511 - DM-000457
МЦ-0000555511 - DM-000458
МЦ-0000555511 - DM-000459
МЦ-0000555511 - DM-000460
Естественно, заполняем и все остальные поля в карточке оборудования. Почувствовали теперь весь кайф контроля?=)
Как отличить друг от друга оборудование разных компаний?
Как я писал выше, мы обсуживаем несколько компаний, часть из которых находятся в одном офисе. В каждой компании своя 1Ска, своя бухгалтерия и ЗУП, свой справочник ИТ, а значит свое именование уникальных инвентарных номеров по справочнику ИТ.
Пример:
В одном офисе работают 2 компания: ООО «Ромашка» и ООО «Василек». Значит уникальные инвентарные номера по справочнику ИТ именуем, использую сокращение названия компании. У ООО «Ромашка» инвентарные номера будут начинаться на RM, т. е. RM-000 789, а у ООО «Василек» будут начинаться на VS, т. е. VS-000 890. Далее, берем любой принтер этикеток, например Dymo Label Manager 210D, печатаем этикетки с инвентарными номерами и оклеиваем оборудование.
Лайфхак: на ноутбуках клеить этикетку лучше на дне ноутбука рядом с ножкой, там наименьшая точка соприкосновения, а значит меньше шанс, что этикетку повредят. В добавок можно наклеить еще и доменное имя устройства, если мы говорим про ноутбуки. Это поможет и пользователю при обращении в ИТ. Вуаля! Даже, если какая-то из этикеток отклеится или сотрется в процессе эксплуатации, мы всегда сможем опираться на связку из таких данных, как: инвентарный номер, доменное имя, серийный номер. Даже, если ноутбук сильно потрепало и этикеток нет, даже, если по какой-то причине нет доменного имени, то серийный номер можно узнать, например, с помощью админки антивируса или другого ПО, а также с помощью команды wmic bios get serialnumber. Profit!
Комментарии (11)
Roland21
25.07.2023 13:11про переоценку что-то есть?
вчера 40тыс, а завтра уже 140 :))mawrik Автор
25.07.2023 13:11Не понял вопроса. Что значит переоценку? Кто ее делает и зачем? По сути нам (ИТ) вообще не важна цена устройства и ОС оно или малоценка. Заводим в справочник, имеем уникальный инвентарный номер, оперируем устройством.
Ndochp
25.07.2023 13:11По РСБУ так не делают, в МСФО разделение на ОС/не ОС идет на других принципах. И кажется тоже зависит от варианта оприходования и после не меняется.
Plovchik
25.07.2023 13:11Объединение ОС и МЦ в один справочник идея хорошая, потому как можно за одно действие выгрузить полный перечень ценностей по одному МОЛу.
Интересно как происходит передача от сотрудника к сотруднику? Кто инициирует создание документа?
mawrik Автор
25.07.2023 13:11+1Т.к. за все оборудование отвечает ИТ отдел, то и его перемещение инициирует сотрудник техподдержки. В каждой карточке есть кнопка "Создать документ". Выбираем операцию "Перемещение", указываем, от кого, кому, откуда, куда. Автоматически перемещение создается и в бухгалтерском справочнике перемещений. Бухгалтера это видят у себя и проводят это перемещение. Также была создана специальная печатная форма - шаблон акта приема-передачи, который печатает при перемещении оборудования. В акте указаны реквизиты оборудования, т.е наименование, инвентарный номер, серийный номер, а также МОЛ, кто получает, кто отдает.
economist75
25.07.2023 13:11Когда для локального учета активов форма хранения данных постепенно или сразу становится максимально близкой к форме самого востребованного отчета по ним же (плоская таблица) - это правильно, горячо поддерживаю данный подход.
RBDMS разделили данные настолько, что аналитики только этим и занимаются: джойнят в режиме 8/5, а остальное время генерируют, и не фичи, а индексы для джойна. Со временем аналитикам, экономистам, маркетологам итд становится легче не джойнить данные вовсе, а переключиться на другую работу (ее всегда хватает, нужно просто прийти на планерку и "погреть уши").
В современной 1С 8 УПП/ERP ~10k (тысяч!) таблиц. Вы их даже не упомните при попытке написать SQL-запрос. А чтобы вы случайно со временем не создали свою систему понятных алиасов - по лиц. согл. вы не можете стучаться в базу напрямую (теперь это обычно PostgreSQL).. т.е. не из 1С, а из чего-то более привычного (DBeaver итд). Конечно, кто-то нарушает, а кто-то гоняет на реплике данных, но все это здоро снижает э...энтузиазм.
Примерно 20% таблиц 1С хранят 80% всей информации, и в этих 20% таблицах находится много чего "задвоенного". Пример: таблицы "Остатки" и "Остатки и Обороты".
Причина роста числа таблица проста: 1С хранит в 10k таблицах почти "готовые отчеты", и не важно что нарушены принципы реляционных БД (не храни что-либо более чем в одном месте). Монопольное положение позволяет и не такое (и дальше будет хуже, ждем 100k таблиц к 2030 году). Как видим, решение автора статьи из "этой же оперы". Но оно локальное, простое и понятное. А то что делает 1С - давно вышло за рамки понимания в одну голову.
Ndochp
25.07.2023 13:11Вы их даже не упомните при попытке написать SQL-запрос
Не пишите SQL запрос, пишите 1С запрос. Там вы их тоже не упомните, но хоть все алиасы на месте.
"Остатки и Обороты"
Нет такой таблицы в скуле, есть отстатки и есть обороты. Можно конечно жить на оборотах одних, а остатки считать — но больно. Я понимаю если бы придрался к ключам аналитики (но они не от хорошей жизни появились) или одновременно контрагенту, договору и заказу в них (при том что договор реквизит заказа, а контрагент — реквизит договора, так что проблема нормализации на лицо, и регулярно боком вылезает)
SGordon123
а модернизация желез как то учитывается?
mawrik Автор
Нет. Комплектующие, периферию (клавиатуры, мышки и т.д.) сразу списываем, как расходники. Учет ведется только "самостоятельного" оборудования, т.е. смартфоны и все, что дороже: ноутбуки, мониторы, МФУ и т.д. Вопрос, конечно, спорный, т.к., например, есть трансиверы Сisco по 20000 р. за штуку. По факту трансивер это переходник, не самостоятельное оборудование. Нужно ли их учитывать с учетом высокой цены, как и комплектующие для серверов, например? - Зависит от требований и процессов внутри вашей компании.