С момента своего появления сторис обрели всеобщую популярность. А где популярность – там и копирование: сейчас их можно встретить в куче приложений. Только вот копировать нужно с умом, продумывая все детали и добавляя что-то свое.
Сегодня мы погрузимся в тему сторис и разберем лучшие практики и ошибки. В этой статье – 102 гайдлайна на базе 100+ просмотренных приложений.
Прокачивайте свою насмотренность, делитесь этим материалом с коллегами и откройте еще 80+ статей по темам, связанным с UX, на моем канале в Telegram.
Структура статьи
Чтобы облегчить восприятие, статью я разбил на смысловые блоки в соответствии с этапами клиентского пути:
И еще пара моментов перед тем, как начнем:
Здесь я рассматриваю сторис не как часть соцсети, а как один из способов общения компании с клиентами в рамках ее своего собственного приложения.
В статье покрывается только функционал взаимодействия клиента с историями. Интерфейсы их создания – вне рамок этого материала.
1. Блок с миниатюрами сторис
В верхней части экрана
Разместите коллекцию со сторис там, где её привыкли видеть пользователи в других приложениях — в верхней части экрана.
Быстро загружается
Оптимизируйте размер изображений в миниатюрах, чтобы не заставлять клиента ждать, пока они загружаются.
Highlight при онбординге
В некоторых кейсах сторис отдельно подсвечиваются в рамках онбординга. Хоть в примере это сделано неидеально, оставлю здесь, как одну из идей.
Обрезание визуального ряда
Если сторис больше, чем видно на экране, спроектируйте их размер так, чтобы последняя видимая история обрезалась, давая понять, что коллекция прокручивается.
Блокировка вертикального скролла
При прокрутке коллекции клиент может сделать свайп с небольшим вертикальным смещением. Поэтому в этот момент лучше блокировать вертикальный скролл экрана.
Прокрутка при слабом жесте
Коллекция сторис может реагировать даже на небольшие жесты, прокручиваясь при этом на одну историю.
Привязка ячеек
Использование cell snapping при прокрутке коллекции с историями позволит привязать их к одним и тем же позициям и сделает их расположение более предсказуемым.
Миниатюры в виде кружков
Классический вид миниатюр для сторис, к которому привыкли пользователи запрещённой социальной сети и привыкнут пользователи Telegram — кружки.
Альтернативы кружкам
Однако часто можно встретить миниатюры в виде квадратов или вертикальных карточек: это позволяет сделать контент в них более заметным (и иногда разместить на них текст).
Не в виде горизонтальных карточек
При этом, горизонтальных карточек лучше избегать: каждая карточка начинает занимать слишком много места, и на экране их помещается гораздо меньше.
Highlight непросмотренных сторис
Выделяйте новые истории на фоне просмотренных, чтобы смещать на них фокус внимания. Делать это можно за счёт обводок миниатюр или маркеров.
Визуальное разнообразие
По возможности сделайте так, чтобы коллекция миниатюр выглядела разнообразной. Ставить в ряд похожие изображения — вероятно, не лучшая идея.
Названия под миниатюрами
Первый вариант размещения текста названий — под миниатюрами. Так оба этих элемента не будут конкурировать между собой за внимание клиента.
Названия краткие
Базовый момент: если вы сделаете названия слишком длинными так, что они начнут обрезаться, какой в этом смысл, если клиент не увидит обрезанный текст?
Названия на миниатюрах?
Если вы решили размещать названия сторис поверх миниатюр, учтите, что создаёте себе ещё одну задачу: каждый раз проверять, что текст легко читается на фоне.
Текст не мельчит
Что точно не стоит делать — так это размещать в миниатюре мелкий текст, который, кроме боли в глазах, ничего клиенту не принесёт.
Единый формат текста
По возможности не используйте разные шрифты для заголовков в сторис. Это лишь создаст ненужную когнитивную нагрузку.
Маркеры в миниатюрах
Если ваши сторис можно классифицировать по тематикам, добавление небольших маркеров может подсветить контент конкретных типов и облегчить восприятие.
Соответствие миниатюры контенту
Миниатюра каждой сторис должна быть репрезентативна и соответствовать контенту, с которым клиент столкнется при тапе по ней.
Анимированные миниатюры
Миниатюры можно избирательно анимировать – так они привлекут больше внимания. Главное не делать так со всеми миниатюрами в коллекции.
Highlight количества слайдов
Telegram использует разделение обводки на части, чтобы подсветить число слайдов в историях. Как вам такое исполнение? Напишите в комментах.
Сортировка по значимости
Первый вариант сортировки — разместить наиболее важные для клиента сторис вначале, чтобы повысить шансы на то, что клиент их заметит.
Сортировка по свежести
Другой рабочий вариант — сортировать истории по дате публикации: клиент столкнётся с наиболее свежим контентом.
Просмотренные — в конце
Если клиент просмотрел историю, её можно выводить в конец коллекции, повышая видимость ещё непросмотренных сторис.
Что делать с просмотренными
Тинькофф идет чуть дальше и позволяет клиенту самому решить в настройках: оставлять просмотренные сторис в конце списка или полностью их скрывать.
2. Открытие сторис
Реакция на касание
Миниатюры можно сделать интерактивными, чтобы они реагировали на касание, тем самым делая интерфейс более отзывчивым.
Анимация увеличения
При нажатии на миниатюру она может визуально увеличиваться до полноэкранного изображения, делая переход к просмотру истории более плавным.
Анимация покрытия
Также достаточно часто можно встретить появление сторис с помощью экрана, появляющегося поверх основного снизу или сбоку.
Не при каждом запуске приложения
Не стоит отображать сторис при каждом входе в приложение. Такая настырность может сыграть злую шутку с уровнем удержания клиентов.
Загружаются мгновенно
Оптимизируйте процесс загрузки сторис, чтобы не обрекать клиента на муки ожидания при тапе по миниатюре или переходе к следующей истории.
Индикатор загрузки
Если история достаточно много «весит» и на её загрузку всё же требуется время, лучше отображать индикатор прогресса загрузки, а не просто пустой экран.
3. Темы для сторис
Контентное разнообразие
Не ограничивайтесь каким-то одним типом историй — сделайте контент разнообразным, чтобы клиенты не уставали от него. Придумывайте что-то новое. Но что? (ответы ниже).
Акции
Начнем с простого: в e-commerce с помощью историй большинство игроков не упускают возможность рассказать клиенту о том, какие у них есть акции.
Анонсы
Также сторис можно использовать для того, чтобы донести ключевые анонсы: запуск новой коллекции, появление новых брендов и другие.
Описание услуг
Некоторые компании рассказывают в историях о различных дополнительных услугах, повышая осведомлённость клиентов о них.
Отзывы покупателей
Истории также можно использовать для трансляции социального доказательства, подсвечивая позитивные отзывы и обзоры на товары от клиентов.
Пользовательский контент
По аналогии с отзывами, пользовательский контент может играть роль социального доказательства – просто покажите, как клиенты успешно используют ваши товары.
Подборки
Часто в сторис можно встретить различные подборки: направления для путешествий, модные образы, ингредиенты блюда и т.д. – с переходом к соответствующим товарам.
Помощь в выборе
В сторис можно устроить своеобразный guided selling, помогая клиенту выбрать из большого разнообразия тот товар, который придется по вкусу.
Полезные советы
Подумайте, как вы можете сделать жизнь ваших клиентов проще, лучше, и поделитесь полезными советами в сторис.
Интересные факты
Помимо прочего, в сторис вы также можете размещать просто интересные факты, которые могут привлечь внимание клиента.
Опросы
В сторис можно размещать различные опросы: таким образом, истории могут стать дополнительным каналом сбора обратной связи от клиентов.
Квизы
Иногда в сторис также можно встретить и квизы, которые являются частью развлекательного контента для клиентов компании.
Предложение подписки
Через сторис можно рассказать клиенту о том, что у вас есть Telegram-канал, социальные сети или рассылка, подсветить ценность и предоставить возможность быстрой подписки.
Описание работы сервиса
Сторис — также хорошее место, чтобы описать, как работает ваш сервис и как совершать на нём покупки.
Уведомления об улучшениях
Если вы улучшили своё приложение и сделали путь клиента более удобным, почему бы не рассказать об этом с помощью сторис?
Рекламные сторис
А некоторые крупные игроки помимо контента, полезного для своих клиентов, также размещают и контент, полезный для рекламодателей.
Персонализация под сегменты
Состав сторис можно подстраивать под ключевые сегменты клиентов, чтобы сделать их более релевантными.
Персонализация под клиента
Делая сервис и контент более персонализированным, не обходите стороной и истории. Это позволит сделать их более вовлекающими.
4. Просмотр сторис
Контент историй актуален
Размещая акции, анонсы и прочий привязанный к датам контент, не забывайте своевременно их «чистить», чтобы клиент сталкивался только с актуальными историями.
Контент информативен
Вместо того чтобы использовать сторис как placeholder со ссылкой на каталог, разместите в них больше контента. В примере в сторис так и просится сама подборка хитов:
Сторис полноэкранные
Сделайте сторис полноэкранными. Нет смысла оставлять небольшие области фонового экрана, незанятые ими. Особенно эти области не функциональны.
Отображаются корректно
Контент историй должен корректно отображаться. База? Да, база. Но даже крупные компании иногда упускают это из виду и пропускают «косяки» в production.
Контент в хорошем качестве
Контент должен грузиться быстро, но при этом не стоит перегибать палку с его качеством — так, что он начинает пикселить. Лучше найти золотую середину.
Подсказки
Некоторые отдельно обучают клиента тому, как взаимодействовать со сторис. Перебор? Или неплохо? Напишите в комментах.
Текст легко читается на фото
Часто компании размещают текст поверх фото и видео. В этом случае важно убедиться, что он легко читается: контрастен и не расположен на пестром фоне.
Затемнение фона
Некоторые компании специально используют для этого полное или частичное затемнение фоновой области, позволяющее легче прочитать текст.
Без чрезмерного затемнения
Однако не стоит перебарщивать с уровнем затемнения фона. Иначе есть риск, что ваши сторис станут чересчур мрачными.
Заливка текстовых блоков
Некоторые размещают текст на одноцветной контрастной заливке, чтобы он лучше читался и выделялся на фоне.
Без звука по умолчанию
Клиент может смотреть ваши сторис в совершенно разных обстоятельствах, и видео со звуком, включенным по умолчанию, может стать «неприятным сюрпризом».
Субтитры для видео
Учитывайте, что у большой части клиентов стоит беззвучный режим. Поэтому если в сторис есть видео, лучше снабдить его субтитрами.
5. Отслеживание прогресса
Индикатор прогресса добавлен
Стандартный механизм управления ожиданиями о том, когда произойдет переход к следующей истории — progress-индикатор в её верхней части.
Индикатор хорошо заметен
Сделайте индикатор хорошо заметным, чтобы он не терялся на фоне самой истории, и клиент в любой момент мог понять прогресс просмотра.
Вынос индикатора за сторис
Иногда, чтобы индикатор был лучше виден, его выносят за рамки контента истории и размещают на контрастном фоне.
Индикатор не дублируется
Нет смысла дублировать индикатор прокрутки сторис в рамках одного экрана. Если вы поняли глубокий смысл того, что в примере, напишите, пожалуйста, в комментах.
Число элементов = число слайдов
Базовый момент: количество блоков в индикаторе должно соответствовать числу слайдов в просматриваемой истории, а не общему числу историй.
Скорость автопрокрутки
Сделайте скорость автопрокрутки достаточной, чтобы клиент успевал воспринять как минимум визуальный контент.
Плавная анимация индикатора
Анимацию заполнения индикатора лучше сделать максимально плавной. В примере шаг анимации слишком большой, и она выглядит прерывистой на фоне снеговика.
Прогресс vs. выцветание
Встречаются кейсы, когда индикатор прогресса не только заполняется, но и становится менее прозрачным. Как вам такое исполнение? Напишите в комментах.
Остановка прокрутки зажатием
Также распространённая практика — останавливать progress-индикатор при зажатии экрана истории, чтобы клиент успел ознакомиться с контентом.
Остановка моментальная
Дьявол кроется в деталях, и часто именно в них возникают неудобства: в некоторых приложениях индикатор продолжал своё движение какое-то время после зажатия.
6. Действия с историями
Возможность поставить лайк
Эффективность контента разных типов можно оценивать с помощью клиентов: дайте им возможность поставить лайк и отслеживайте, какие сторис вырываются в топ.
Счётчик лайков
Клиента можно не оставлять «в вакууме» и отображать, что о сторис думают остальные, добавив индикатор количества лайков.
Реакция счётчика на лайк
Лучше отображать в счётчике реальные значения. Но если вы решили пойти «более простым путем» и рисовать числа, не забудьте хотя бы повышать счётчик при лайке.
Пояснение к лайкам
Тинькофф не просто дает возможность поставить лайк истории, но и поясняет, зачем клиенту вообще это делать — для персонализации. Персонализация — наше всё.
Дизлайк
Иногда клиенту также даётся возможность оставить и дизлайк. Учитывая, что контент размещает компания, дизлайк никого не обидит, но при этом сделает оценку точнее.
Комментарии
Некоторые также позволяют прокомментировать историю и почитать комментарии остальных клиентов. Интересная фича или уже излишне? Напишите в комментах.
Кнопки действий
Раз уж рассказываете клиентам о своих товарах и представляете их в хорошем свете, почему бы не упростить путь клиента, разместив в сторис кнопку перехода к покупке?
Кнопки достаточно большие
Чем меньше кнопка действия, тем на неё сложнее нажать. И тем ниже шансы на то, что клиент это целевое действие успешно совершит.
Кнопки интерактивны
Чтобы сделать интерфейс более отзывчивым, кнопки целевого действия могут реагировать на нажатие, меняя свой вид.
Переход через свайп вверх
Помимо кнопок, переход к целевому контенту можно реализовать с помощью жеста свайпа вверх, который также часто встречается в других приложениях.
Целевое действие vs. экран
Убедитесь, что при нажатии на кнопку целевого действия клиент перейдёт к нужному экрану с релевантным контентом.
Целевой контент в контуре
Лучше не уводить клиента из сторис в браузер и размещать целевой контент в рамках приложения. Либо в виде отдельного экрана, либо с помощью webview.
Интеграция с товарами
Иногда ознакомиться с подборкой товаров из истории можно без перехода в листинг, не прерывая просмотр контента.
Сохранение историй
Если вы создаёте полезный контент для сторис, логично, что у клиента может возникнуть потребность их сохранить. И круто, если вы предоставите ему эту возможность.
Понятно, куда сохраняются
Реализовав функцию сохранения историй, позаботьтесь о том, чтобы клиенту было понятно, куда они сохраняются и как получить к ним доступ в будущем (да, тот же самый пример, что и в предыдущем пункте – не ошибка: найти «Сохранёнки» в Самокате не так легко).
Шеринг историй
Аналогично предыдущему пункту, создавая полезный контент, который может завируситься, дайте клиентам возможность легко поделиться им с друзьями.
Шеринг в контуре приложения
При этом есть выбор: выпускать клиента за пределы приложения или дать поделиться внутри него? Это может работать на повышение активной аудитории пользователей.
7. Переключение историй
Наличие автопрокрутки
Переход к следующему слайду в рамках одной сторис можно сделать автоматическим — при заполнении progress-индикатора.
Тап по бокам экрана
Если клиент не хочет ждать полного заполнения progress-индиактора, тапы по правой и левой области экрана — уже сложившаяся практика переключения между слайдами.
Кнопка действия
В некоторых случаях экран сторис также можно дополнить кнопкой перехода к следующему слайду, чтобы действие было более интуитивно.
Свайп в сторону
Чтобы переключаться между целыми историями, можно использовать часто применимый жест — свайп влево или вправо. База, но мы здесь описываем весь процесс в деталях.
Длина свайпа минимальна
При просмотре историй не стоит накладывать на жест свайпа минимальную длину. Это может вызвать проблемы с переключением у части клиентов.
Тап по последнему слайду
Также переключение к следующей истории должно происходить при тапе по правой части экрана в последнем слайде просматриваемой истории.
Слайды vs. сторис
Для переключения между слайдами и историями лучше сделать разную анимацию, чтобы было легче понять, когда закончилась одна история и началась другая.
Анимация поворота
При переключении между сторис чаще всего используется анимация поворота блока на 90 градусов — разумеется, многие копируют её из всем известного места.
Анимация наложения
Однако свет не сошелся клином на повороте, поэтому некоторые экспериментируют и реализуют переход между сторис с помощью наложения. Мне нравится.
Анимация замещения
Еще один метод, используемый участниками рынка — анимация замещения карточек. Как вам такой вариант по сравнению с предыдущими? Напишите в комментах.
8. Закрытие историй
Смахивание вниз
Наиболее стандартная практика, тянущаяся еще из запрещённой сети — смахнуть сторис вниз, чтобы её закрыть.
Закрытие через крестик
Действие свайпа вниз также можно дополнить интуитивной кнопкой крестика в правой верхней части экрана.
Просмотр всех сторис
Если вы не социальная сеть, рано или поздно истории с вашими акциями, гайдами и т.д. закончатся — и в этот момент клиента по-хорошему нужно автоматом выводить из режима просмотра.
Просмотр одной истории?
Но встречаются кейсы, когда история закрывается без перехода к следующей сразу после просмотра слайдов в ней. Чем такая практика хороша и плоха? Напишите в комментах.
To be continued...
Как видим, в сторис, несмотря на казалось бы схожее исполнение в разных приложениях, есть множество нюансов, которые стоит учитывать.
Надеюсь, этот материал поможет вам прокачать насмотренность, а кому-то из вас — ещё и поправить недочёты, сделав истории в своем приложении лучше.
Свои новые материалы я анонсирую в Телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите их не пропускать. На связи.
mikegordan
Добрый день.
Что вы думаете по поводу сортировки уже просмотренных в параллели с сайтами новостей, ведь когда вы просмотрели топ новости , заходите через пару часов, то всё равно видите топ новости не смотря на то что смотрели вы или нет. И второй вопрос про длину , вы написали супер абстрактно, хотелось бы услышит ваше мнение по точной рекомендуемой длине видео(сторис).
hardclient Автор
Добрый день.
Думаю, что это все же разные паттерны: лента новостей исторически сортировалась по хронологии, по дате и времени выхода. «Пропажа» прочитанной новости из ленты в таком случае будет неожиданностью.
Сторис (именно не в контексте соц.сетей, а при использовании, например, в e-commerce) – это просто еще 1 канал, позволяющий доносить ключевые месседжи, и чем больше их клиент просмотрит, тем лучше для компании. Поэтому многие упрощают путь клиента, перенося просмотренные в конец – клиенту просто не приходится отдельно скроллить карусель, и шансы на то, что он заметит и просмотрит еще одну историю, выше.
Про длину видео я, вроде бы, не писал. Какой-то конкретной идеальной для всех цифры не назову, но думаю, что стоит отталкиваться от того, к какой длину видео в сторис уже привыкло большинство пользователей. В инсте, например, максимальная длина – 60 секунд, за эти рамки в формате сторис, думаю, выходить не стоит.
Также важно понимать, что у всех разная аудитория и разный контент – и это не менее важные факторы, чем длина видео. Если контент интересный и полезный, его будут досматривать до конца. Если клиент не видит в нем ценности, даже короткая длина не спасет.
Кроме того, ответ на этот вопрос можно получить самостоятельно, настроив аналитику и отслеживая, до какого момента клиенты досматривают ваши существующие видео. Если вне зависимости от типа контента, клиенты отваливаются спустя, например, 20 секунд – это и будет ориентир в вашем конкретном случае.