С момента своего появления сторис обрели всеобщую популярность. А где популярность – там и копирование: сейчас их можно встретить в куче приложений. Только вот копировать нужно с умом, продумывая все детали и добавляя что-то свое.

Сегодня мы погрузимся в тему сторис и разберем лучшие практики и ошибки. В этой статье – 102 гайдлайна на базе 100+ просмотренных приложений.

Прокачивайте свою насмотренность, делитесь этим материалом с коллегами и откройте еще 80+ статей по темам, связанным с UX, на моем канале в Telegram.

Структура статьи

Чтобы облегчить восприятие, статью я разбил на смысловые блоки в соответствии с этапами клиентского пути:

  1. Блок с миниатюрами сторис

  2. Открытие сторис

  3. Темы для сторис

  4. Просмотр сторис

  5. Отслеживание прогресса

  6. Действия с историями

  7. Переключение историй

  8. Закрытие историй

И еще пара моментов перед тем, как начнем:

  • Здесь я рассматриваю сторис не как часть соцсети, а как один из способов общения компании с клиентами в рамках ее своего собственного приложения.

  • В статье покрывается только функционал взаимодействия клиента с историями. Интерфейсы их создания – вне рамок этого материала.

1. Блок с миниатюрами сторис

В верхней части экрана

Разместите коллекцию со сторис там, где её привыкли видеть пользователи в других приложениях — в верхней части экрана.

S7 Airlines✅
S7 Airlines

Быстро загружается

Оптимизируйте размер изображений в миниатюрах, чтобы не заставлять клиента ждать, пока они загружаются.

Магнит✅
Магнит

Highlight при онбординге

В некоторых кейсах сторис отдельно подсвечиваются в рамках онбординга. Хоть в примере это сделано неидеально, оставлю здесь, как одну из идей.

FixPrice✅
FixPrice

Обрезание визуального ряда

Если сторис больше, чем видно на экране, спроектируйте их размер так, чтобы последняя видимая история обрезалась, давая понять, что коллекция прокручивается.

Перекрёсток Впрок✅
Перекрёсток Впрок

Блокировка вертикального скролла

При прокрутке коллекции клиент может сделать свайп с небольшим вертикальным смещением. Поэтому в этот момент лучше блокировать вертикальный скролл экрана.

Маркет Деливери❌
Маркет Деливери

Прокрутка при слабом жесте

Коллекция сторис может реагировать даже на небольшие жесты, прокручиваясь при этом на одну историю.

Lamoda✅
Lamoda

Привязка ячеек

Использование cell snapping при прокрутке коллекции с историями позволит привязать их к одним и тем же позициям и сделает их расположение более предсказуемым.

Rendez-Vous✅
Rendez-Vous

Миниатюры в виде кружков

Классический вид миниатюр для сторис, к которому привыкли пользователи запрещённой социальной сети и привыкнут пользователи Telegram — кружки.

Telegram✅
Telegram

Альтернативы кружкам

Однако часто можно встретить миниатюры в виде квадратов или вертикальных карточек: это позволяет сделать контент в них более заметным (и иногда разместить на них текст).

Мой МТС✅
Мой МТС

Не в виде горизонтальных карточек

При этом, горизонтальных карточек лучше избегать: каждая карточка начинает занимать слишком много места, и на экране их помещается гораздо меньше.

Лента❌
Лента

Highlight непросмотренных сторис

Выделяйте новые истории на фоне просмотренных, чтобы смещать на них фокус внимания. Делать это можно за счёт обводок миниатюр или маркеров.

Авито✅
Авито

Визуальное разнообразие

По возможности сделайте так, чтобы коллекция миниатюр выглядела разнообразной. Ставить в ряд похожие изображения — вероятно, не лучшая идея.

СпортМастер❌
СпортМастер

Названия под миниатюрами

Первый вариант размещения текста названий — под миниатюрами. Так оба этих элемента не будут конкурировать между собой за внимание клиента.

Золотое Яблоко✅
Золотое Яблоко

Названия краткие

Базовый момент: если вы сделаете названия слишком длинными так, что они начнут обрезаться, какой в этом смысл, если клиент не увидит обрезанный текст?

Пятерочка❌
Пятерочка

Названия на миниатюрах?

Если вы решили размещать названия сторис поверх миниатюр, учтите, что создаёте себе ещё одну задачу: каждый раз проверять, что текст легко читается на фоне.

Metro❌
Metro

Текст не мельчит

Что точно не стоит делать — так это размещать в миниатюре мелкий текст, который, кроме боли в глазах, ничего клиенту не принесёт.

Lamoda❌
Lamoda

Единый формат текста

По возможности не используйте разные шрифты для заголовков в сторис. Это лишь создаст ненужную когнитивную нагрузку.

Rendez-Vous❌
Rendez-Vous

Маркеры в миниатюрах

Если ваши сторис можно классифицировать по тематикам, добавление небольших маркеров может подсветить контент конкретных типов и облегчить восприятие.

СпортМастер✅
СпортМастер

Соответствие миниатюры контенту

Миниатюра каждой сторис должна быть репрезентативна и соответствовать контенту, с которым клиент столкнется при тапе по ней.

Лента❌
Лента

Анимированные миниатюры

Миниатюры можно избирательно анимировать – так они привлекут больше внимания. Главное не делать так со всеми миниатюрами в коллекции.

Тинькофф✅
Тинькофф

Highlight количества слайдов

Telegram использует разделение обводки на части, чтобы подсветить число слайдов в историях. Как вам такое исполнение? Напишите в комментах.

Telegram✅
Telegram

Сортировка по значимости

Первый вариант сортировки — разместить наиболее важные для клиента сторис вначале, чтобы повысить шансы на то, что клиент их заметит.

S7 Airlines✅
S7 Airlines

Сортировка по свежести

Другой рабочий вариант — сортировать истории по дате публикации: клиент столкнётся с наиболее свежим контентом.

Золотое Яблоко✅
Золотое Яблоко

Просмотренные — в конце

Если клиент просмотрел историю, её можно выводить в конец коллекции, повышая видимость ещё непросмотренных сторис.

Додо Пицца❌
Додо Пицца

Что делать с просмотренными

Тинькофф идет чуть дальше и позволяет клиенту самому решить в настройках: оставлять просмотренные сторис в конце списка или полностью их скрывать.

Тинькофф✅
Тинькофф

2. Открытие сторис

Реакция на касание

Миниатюры можно сделать интерактивными, чтобы они реагировали на касание, тем самым делая интерфейс более отзывчивым.

AliExpress✅
AliExpress

Анимация увеличения

При нажатии на миниатюру она может визуально увеличиваться до полноэкранного изображения, делая переход к просмотру истории более плавным.

Auto.ru✅
Auto.ru

Анимация покрытия

Также достаточно часто можно встретить появление сторис с помощью экрана, появляющегося поверх основного снизу или сбоку.

Циан✅
Циан

Не при каждом запуске приложения

Не стоит отображать сторис при каждом входе в приложение. Такая настырность может сыграть злую шутку с уровнем удержания клиентов.

Sokolov❌
Sokolov

Загружаются мгновенно

Оптимизируйте процесс загрузки сторис, чтобы не обрекать клиента на муки ожидания при тапе по миниатюре или переходе к следующей истории.

Самокат❌
Самокат

Индикатор загрузки

Если история достаточно много «весит» и на её загрузку всё же требуется время, лучше отображать индикатор прогресса загрузки, а не просто пустой экран.

Тинькофф✅
Тинькофф

3. Темы для сторис

Контентное разнообразие

Не ограничивайтесь каким-то одним типом историй — сделайте контент разнообразным, чтобы клиенты не уставали от него. Придумывайте что-то новое. Но что? (ответы ниже).

Тинькофф✅
Тинькофф

Акции

Начнем с простого: в e-commerce с помощью историй большинство игроков не упускают возможность рассказать клиенту о том, какие у них есть акции.

Магнит✅
Магнит

Анонсы

Также сторис можно использовать для того, чтобы донести ключевые анонсы: запуск новой коллекции, появление новых брендов и другие.

Lamoda✅
Lamoda

Описание услуг

Некоторые компании рассказывают в историях о различных дополнительных услугах, повышая осведомлённость клиентов о них.

Авито✅
Авито

Отзывы покупателей

Истории также можно использовать для трансляции социального доказательства, подсвечивая позитивные отзывы и обзоры на товары от клиентов.

O'STIN✅
O'STIN

Пользовательский контент

По аналогии с отзывами, пользовательский контент может играть роль социального доказательства – просто покажите, как клиенты успешно используют ваши товары.

Rendez-Vous✅
Rendez-Vous

Подборки

Часто в сторис можно встретить различные подборки: направления для путешествий, модные образы, ингредиенты блюда и т.д. – с переходом к соответствующим товарам.

One Two Trip✅
One Two Trip

Помощь в выборе

В сторис можно устроить своеобразный guided selling, помогая клиенту выбрать из большого разнообразия тот товар, который придется по вкусу.

SimpleWine✅
SimpleWine

Полезные советы

Подумайте, как вы можете сделать жизнь ваших клиентов проще, лучше, и поделитесь полезными советами в сторис.

O'STIN✅
O'STIN

Интересные факты

Помимо прочего, в сторис вы также можете размещать просто интересные факты, которые могут привлечь внимание клиента.

Тинькофф✅
Тинькофф

Опросы

В сторис можно размещать различные опросы: таким образом, истории могут стать дополнительным каналом сбора обратной связи от клиентов.

Квизы

Иногда в сторис также можно встретить и квизы, которые являются частью развлекательного контента для клиентов компании.

Циан✅
Циан

Предложение подписки

Через сторис можно рассказать клиенту о том, что у вас есть Telegram-канал, социальные сети или рассылка, подсветить ценность и предоставить возможность быстрой подписки.

S7 Airlines✅
S7 Airlines

Описание работы сервиса

Сторис — также хорошее место, чтобы описать, как работает ваш сервис и как совершать на нём покупки.

AliExpress✅
AliExpress

Уведомления об улучшениях

Если вы улучшили своё приложение и сделали путь клиента более удобным, почему бы не рассказать об этом с помощью сторис?

СпортМастер✅
СпортМастер

Рекламные сторис

А некоторые крупные игроки помимо контента, полезного для своих клиентов, также размещают и контент, полезный для рекламодателей.

Auto.ru?
Auto.ru
?

Персонализация под сегменты

Состав сторис можно подстраивать под ключевые сегменты клиентов, чтобы сделать их более релевантными.

Rendez-Vous✅
Rendez-Vous

Персонализация под клиента

Делая сервис и контент более персонализированным, не обходите стороной и истории. Это позволит сделать их более вовлекающими.

Тинькофф✅
Тинькофф

4. Просмотр сторис

Контент историй актуален

Размещая акции, анонсы и прочий привязанный к датам контент, не забывайте своевременно их «чистить», чтобы клиент сталкивался только с актуальными историями.

Kari✅
Kari

Контент информативен

Вместо того чтобы использовать сторис как placeholder со ссылкой на каталог, разместите в них больше контента. В примере в сторис так и просится сама подборка хитов:

SimpleWine✅
SimpleWine

Сторис полноэкранные

Сделайте сторис полноэкранными. Нет смысла оставлять небольшие области фонового экрана, незанятые ими. Особенно эти области не функциональны.

Пятерочка❌
Пятерочка

Отображаются корректно

Контент историй должен корректно отображаться. База? Да, база. Но даже крупные компании иногда упускают это из виду и пропускают «косяки» в production.

Лента❌
Лента

Контент в хорошем качестве

Контент должен грузиться быстро, но при этом не стоит перегибать палку с его качеством — так, что он начинает пикселить. Лучше найти золотую середину.

Золотое Яблоко❌
Золотое Яблоко

Подсказки

Некоторые отдельно обучают клиента тому, как взаимодействовать со сторис. Перебор? Или неплохо? Напишите в комментах.

Самокат?
Самокат
?

Текст легко читается на фото

Часто компании размещают текст поверх фото и видео. В этом случае важно убедиться, что он легко читается: контрастен и не расположен на пестром фоне.

Rendez-Vous❌
Rendez-Vous

Затемнение фона

Некоторые компании специально используют для этого полное или частичное затемнение фоновой области, позволяющее легче прочитать текст.

Lamoda✅
Lamoda

Без чрезмерного затемнения

Однако не стоит перебарщивать с уровнем затемнения фона. Иначе есть риск, что ваши сторис станут чересчур мрачными.

ВкусВилл❌
ВкусВилл

Заливка текстовых блоков

Некоторые размещают текст на одноцветной контрастной заливке, чтобы он лучше читался и выделялся на фоне.

Золотое Яблоко✅
Золотое Яблоко

Без звука по умолчанию

Клиент может смотреть ваши сторис в совершенно разных обстоятельствах, и видео со звуком, включенным по умолчанию, может стать «неприятным сюрпризом».

Золотое Яблоко❌
Золотое Яблоко

Субтитры для видео

Учитывайте, что у большой части клиентов стоит беззвучный режим. Поэтому если в сторис есть видео, лучше снабдить его субтитрами.

Тинькофф✅
Тинькофф

5. Отслеживание прогресса

Индикатор прогресса добавлен

Стандартный механизм управления ожиданиями о том, когда произойдет переход к следующей истории — progress-индикатор в её верхней части.

S7 Airlines✅
S7 Airlines

Индикатор хорошо заметен

Сделайте индикатор хорошо заметным, чтобы он не терялся на фоне самой истории, и клиент в любой момент мог понять прогресс просмотра.

FixPrice❌
FixPrice

Вынос индикатора за сторис

Иногда, чтобы индикатор был лучше виден, его выносят за рамки контента истории и размещают на контрастном фоне.

Магнит✅
Магнит

Индикатор не дублируется

Нет смысла дублировать индикатор прокрутки сторис в рамках одного экрана. Если вы поняли глубокий смысл того, что в примере, напишите, пожалуйста, в комментах.

FixPrice❌
FixPrice

Число элементов = число слайдов

Базовый момент: количество блоков в индикаторе должно соответствовать числу слайдов в просматриваемой истории, а не общему числу историй.

Подружка❌
Подружка

Скорость автопрокрутки

Сделайте скорость автопрокрутки достаточной, чтобы клиент успевал воспринять как минимум визуальный контент.

Тинькофф✅
Тинькофф

Плавная анимация индикатора

Анимацию заполнения индикатора лучше сделать максимально плавной. В примере шаг анимации слишком большой, и она выглядит прерывистой на фоне снеговика.

Яндекс Go❌
Яндекс Go

Прогресс vs. выцветание

Встречаются кейсы, когда индикатор прогресса не только заполняется, но и становится менее прозрачным. Как вам такое исполнение? Напишите в комментах.

Kari?
Kari
?

Остановка прокрутки зажатием

Также распространённая практика — останавливать progress-индикатор при зажатии экрана истории, чтобы клиент успел ознакомиться с контентом.

Самокат✅
Самокат

Остановка моментальная

Дьявол кроется в деталях, и часто именно в них возникают неудобства: в некоторых приложениях индикатор продолжал своё движение какое-то время после зажатия.

6. Действия с историями

Возможность поставить лайк

Эффективность контента разных типов можно оценивать с помощью клиентов: дайте им возможность поставить лайк и отслеживайте, какие сторис вырываются в топ.

Lamoda✅
Lamoda

Счётчик лайков

Клиента можно не оставлять «в вакууме» и отображать, что о сторис думают остальные, добавив индикатор количества лайков.

Lamoda✅
Lamoda

Реакция счётчика на лайк

Лучше отображать в счётчике реальные значения. Но если вы решили пойти «более простым путем» и рисовать числа, не забудьте хотя бы повышать счётчик при лайке.

Lamoda✅
Lamoda

Пояснение к лайкам

Тинькофф не просто дает возможность поставить лайк истории, но и поясняет, зачем клиенту вообще это делать — для персонализации. Персонализация — наше всё.

Тинькофф✅
Тинькофф

Дизлайк

Иногда клиенту также даётся возможность оставить и дизлайк. Учитывая, что контент размещает компания, дизлайк никого не обидит, но при этом сделает оценку точнее.

One Two Trip✅
One Two Trip

Комментарии

Некоторые также позволяют прокомментировать историю и почитать комментарии остальных клиентов. Интересная фича или уже излишне? Напишите в комментах.

Тинькофф✅
Тинькофф

Кнопки действий

Раз уж рассказываете клиентам о своих товарах и представляете их в хорошем свете, почему бы не упростить путь клиента, разместив в сторис кнопку перехода к покупке?

ВкусВилл✅
ВкусВилл

Кнопки достаточно большие

Чем меньше кнопка действия, тем на неё сложнее нажать. И тем ниже шансы на то, что клиент это целевое действие успешно совершит.

Подружка❌
Подружка

Кнопки интерактивны

Чтобы сделать интерфейс более отзывчивым, кнопки целевого действия могут реагировать на нажатие, меняя свой вид.

Магнит✅
Магнит

Переход через свайп вверх

Помимо кнопок, переход к целевому контенту можно реализовать с помощью жеста свайпа вверх, который также часто встречается в других приложениях.

Перекрёсток Впрок✅
Перекрёсток Впрок

Целевое действие vs. экран

Убедитесь, что при нажатии на кнопку целевого действия клиент перейдёт к нужному экрану с релевантным контентом.

Додо Пицца❌
Додо Пицца

Целевой контент в контуре

Лучше не уводить клиента из сторис в браузер и размещать целевой контент в рамках приложения. Либо в виде отдельного экрана, либо с помощью webview.

СпортМастер✅
СпортМастер

Интеграция с товарами

Иногда ознакомиться с подборкой товаров из истории можно без перехода в листинг, не прерывая просмотр контента.

Золотое Яблоко✅
Золотое Яблоко

Сохранение историй

Если вы создаёте полезный контент для сторис, логично, что у клиента может возникнуть потребность их сохранить. И круто, если вы предоставите ему эту возможность.

Самокат✅
Самокат

Понятно, куда сохраняются

Реализовав функцию сохранения историй, позаботьтесь о том, чтобы клиенту было понятно, куда они сохраняются и как получить к ним доступ в будущем (да, тот же самый пример, что и в предыдущем пункте – не ошибка: найти «Сохранёнки» в Самокате не так легко).

Самокат❌
Самокат

Шеринг историй

Аналогично предыдущему пункту, создавая полезный контент, который может завируситься, дайте клиентам возможность легко поделиться им с друзьями.

S7 Airlines✅
S7 Airlines

Шеринг в контуре приложения

При этом есть выбор: выпускать клиента за пределы приложения или дать поделиться внутри него? Это может работать на повышение активной аудитории пользователей.

Тинькофф✅
Тинькофф

7. Переключение историй

Наличие автопрокрутки

Переход к следующему слайду в рамках одной сторис можно сделать автоматическим — при заполнении progress-индикатора.

2ГИС✅
2ГИС

Тап по бокам экрана

Если клиент не хочет ждать полного заполнения progress-индиактора, тапы по правой и левой области экрана — уже сложившаяся практика переключения между слайдами.

Циан✅
Циан

Кнопка действия

В некоторых случаях экран сторис также можно дополнить кнопкой перехода к следующему слайду, чтобы действие было более интуитивно.

СпортМастер✅
СпортМастер

Свайп в сторону

Чтобы переключаться между целыми историями, можно использовать часто применимый жест — свайп влево или вправо. База, но мы здесь описываем весь процесс в деталях.

СпортМастер✅
СпортМастер

Длина свайпа минимальна

При просмотре историй не стоит накладывать на жест свайпа минимальную длину. Это может вызвать проблемы с переключением у части клиентов.

One Two Trip❌
One Two Trip

Тап по последнему слайду

Также переключение к следующей истории должно происходить при тапе по правой части экрана в последнем слайде просматриваемой истории.

SimpleWine✅
SimpleWine

Слайды vs. сторис

Для переключения между слайдами и историями лучше сделать разную анимацию, чтобы было легче понять, когда закончилась одна история и началась другая.

Азбука Вкуса❌
Азбука Вкуса

Анимация поворота

При переключении между сторис чаще всего используется анимация поворота блока на 90 градусов — разумеется, многие копируют её из всем известного места.

Kari✅
Kari

Анимация наложения

Однако свет не сошелся клином на повороте, поэтому некоторые экспериментируют и реализуют переход между сторис с помощью наложения. Мне нравится.

Додо Пицца✅
Додо Пицца

Анимация замещения

Еще один метод, используемый участниками рынка — анимация замещения карточек. Как вам такой вариант по сравнению с предыдущими? Напишите в комментах.

Магнит?
Магнит
?

8. Закрытие историй

Смахивание вниз

Наиболее стандартная практика, тянущаяся еще из запрещённой сети — смахнуть сторис вниз, чтобы её закрыть.

AliExpress✅
AliExpress

Закрытие через крестик

Действие свайпа вниз также можно дополнить интуитивной кнопкой крестика в правой верхней части экрана.

2ГИС✅
2ГИС

Просмотр всех сторис

Если вы не социальная сеть, рано или поздно истории с вашими акциями, гайдами и т.д. закончатся — и в этот момент клиента по-хорошему нужно автоматом выводить из режима просмотра.

СпортМастер✅
СпортМастер

Просмотр одной истории?

Но встречаются кейсы, когда история закрывается без перехода к следующей сразу после просмотра слайдов в ней. Чем такая практика хороша и плоха? Напишите в комментах.

Маркет Деливери?
Маркет Деливери
?

To be continued...

Как видим, в сторис, несмотря на казалось бы схожее исполнение в разных приложениях, есть множество нюансов, которые стоит учитывать.

Надеюсь, этот материал поможет вам прокачать насмотренность, а кому-то из вас — ещё и поправить недочёты, сделав истории в своем приложении лучше.

Свои новые материалы я анонсирую в Телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите их не пропускать. На связи.

Комментарии (2)


  1. mikegordan
    28.07.2023 05:38
    +1

    Добрый день.

    Что вы думаете по поводу сортировки уже просмотренных в параллели с сайтами новостей, ведь когда вы просмотрели топ новости , заходите через пару часов, то всё равно видите топ новости не смотря на то что смотрели вы или нет. И второй вопрос про длину , вы написали супер абстрактно, хотелось бы услышит ваше мнение по точной рекомендуемой длине видео(сторис).


    1. hardclient Автор
      28.07.2023 05:38

      Добрый день.

      Думаю, что это все же разные паттерны: лента новостей исторически сортировалась по хронологии, по дате и времени выхода. «Пропажа» прочитанной новости из ленты в таком случае будет неожиданностью.

      Сторис (именно не в контексте соц.сетей, а при использовании, например, в e-commerce) – это просто еще 1 канал, позволяющий доносить ключевые месседжи, и чем больше их клиент просмотрит, тем лучше для компании. Поэтому многие упрощают путь клиента, перенося просмотренные в конец – клиенту просто не приходится отдельно скроллить карусель, и шансы на то, что он заметит и просмотрит еще одну историю, выше.

      Про длину видео я, вроде бы, не писал. Какой-то конкретной идеальной для всех цифры не назову, но думаю, что стоит отталкиваться от того, к какой длину видео в сторис уже привыкло большинство пользователей. В инсте, например, максимальная длина – 60 секунд, за эти рамки в формате сторис, думаю, выходить не стоит.

      Также важно понимать, что у всех разная аудитория и разный контент – и это не менее важные факторы, чем длина видео. Если контент интересный и полезный, его будут досматривать до конца. Если клиент не видит в нем ценности, даже короткая длина не спасет.

      Кроме того, ответ на этот вопрос можно получить самостоятельно, настроив аналитику и отслеживая, до какого момента клиенты досматривают ваши существующие видео. Если вне зависимости от типа контента, клиенты отваливаются спустя, например, 20 секунд – это и будет ориентир в вашем конкретном случае.