Привет, меня зовут Оля Кочелаевская, я старший менеджер проектов в ЮMoney. Рассказываю, что у финтех-компании ЮMoney под капотом и зачем мне пришлось научиться быть одновременно проджектом, аналитиком, скрам-мастером, инцидент-менеджером и тимлидом в продуктовой команде.
Впервые статью опубликовали на vc.ru, но решили, что она будет актуальной и для Habr.
Кажется, что перевести деньги просто — но внутри много сложных процессов
Функции проджектов, скрам-мастеров, delivery-менеджеров и тимлидов часто пересекаются. То, что есть в требованиях к скрам-мастеру, скорее всего окажется и в списке требований к проджекту. Так же и в ЮMoney: проектные менеджеры выполняют много ролей. И вот почему.
ЮMoney — это финтех. Если один человек хочет перевести какую-то сумму другому, она должна попасть туда, куда надо. И таких переводов очень много каждую секунду.
Нам нужно обеспечить безопасность персональных данных, чтобы мошенники ничего не узнали о нашем пользователе. Нужно сделать так, чтобы вся сумма перевода пришла тому, кому ее отправили, и в сроки, в которые пользователь ее ожидает. Если мы в ЮMoney не будем соответствовать требованиям по безопасности и скорости, мы в принципе не сможем всё это делать.
В ЮMoney два больших продуктовых направления. Первое — электронный кошелёк, карты и приложение ЮMoney для физлиц. Второе — финтех-платформа ЮKassa для бизнеса любого размера. В ЮMoney открыто более 70 млн счетов, а к ЮKassa подключены 180 тысяч интернет-магазинов и сервисов.
В каждом из направлений — бизнес-процессы, которыми занимаются продуктовые команды. В ЮMoney это регистрация пользователей, выпуск пластиковых и виртуальных карт, оплата, а в ЮKassa — подключение интернет-магазинов, организация платежей и много чего еще. Все бизнес-процессы группируются по смыслу в продукты, и каждым из этих продуктов, одним или несколькими, занимается продуктовая команда. Например, выпуском и обслуживанием банковских карт в ЮMoney занимается команда карт.
Как в ЮMoney устроены продуктовые команды и чем они занимаются
У нас матричная структура, и каждый сотрудник функционально относится к какому-то отделу: фронтенда, бэкенда, QA, продуктовому, отделу проектов и так далее. Я работаю в отделе проектов.
Из сотрудников этих отделов формируются команды — под те функции, которые нужно поддерживать в компании. Например, когда для выпуска пластиковых карт нужно что-то разработать, бэкендеры, фронтендеры, тестировщики и менеджеры проектов собираются в команду. Ещё есть аналитики, дизайнеры и редакторы. Они напрямую команде не принадлежат, но для каких-то задач могут присоединиться. Жизненный цикл каждой команды длинный, потому что продукт живёт долго.
Моя продуктовая команда занимается привлечением и удержанием пользователей, в частности с помощью кэшбэка. Также мы отвечаем за главную страницу нашего сайта и занимаемся геймификацией — в 2021-м году запустили градостроительный симулятор ЮVillage, о котором рассказывали в отдельной статье. Всего в зоне ответственности моей команды — более 20 процессов. Эти процессы работают на 10 микросервисных приложениях, связанных между собой и с другими приложениями компании. Всего в ЮMoney их около 150.
В нашей команде есть:
бэкенд-разработчики;
фронтендеры;
тестировщики;
продуктовый менеджер, который ставит нам задачи и говорит, что делать и зачем;
проектный менеджер, который вместе с командой решает, как это сделать, и ведёт команду к выполнению целей в согласованный с продактом срок.
У нас всё построено на проектной деятельности. Когда мы хотим развивать какой-то продукт, например, начислять ещё один акционный кэшбэк, мы оформляем это как дополнительный проект. Таких проектов по развитию продуктов команда делает больше 30 в год. А релизы в ЮMoney выходят ежедневно.
Какова роль проектного менеджера
Есть концепция T-Shaped специалиста. Это человек, который поверхностно знает весь процесс, но при этом он эксперт в какой-то одной области. На наш взгляд, таким и должен быть менеджер проектов в ЮMoney — не только поверхностно знать процесс разработки и собирать статус с разработчиков, но и обладать определённой экспертизой.
У менеджера мы выделяем несколько основных ролей:
проектный менеджер;
аналитик;
скрам-мастер;
инцидент-менеджер;
лидер.
Разберём каждую из них и выясним, какая роль самая экспертная и позволяет считаться T-Shaped специалистом. Проверьте себя и попробуйте угадать, не читая дальше. А в конце сверьтесь с правильным ответом.
Что делает проектный менеджер
Составляет план проекта.
Налаживает коммуникации между разными участниками команды и теми, кто с ней взаимодействует.
Обеспечивает согласование проектов на всех уровнях: со службой безопасности, с юристами и другими заинтересованными лицами.
Обеспечивает прозрачность процессов для всех участников.
Управляет рисками, стейкхолдерами и всеми областями знаний, что есть в PMBoK (Project Management Body of Knowledge).
Достаточно ли этой роли, чтобы работать в высоконагруженном финтехе со множеством микросервисов и взаимосвязей? Вряд ли. Нам потребуется также роль аналитика.
За что отвечает аналитик
Знает и понимает архитектуру системы.
Умеет декомпозировать проекты.
Следит за техдолгом, чтобы он не накапливался. Здесь мы выступаем продактами, потому что мы владельцы технического бэклога.
Следит, чтобы документация всегда была актуальной.
О том, как мы в ЮMoney следим за документацией, на митапе для системных аналитиков рассказывал наш коллега Иван Иевлев.
В ЮMoney есть аналитики — сложные технические решения, особенно по новым процессам, пишут именно они. Но команда сама отвечает за порученную ей функциональность, в том числе за документацию по этой функциональности. Поэтому, когда команда немного меняет продукт, логично, чтобы она сама внесла правки и в документацию, не отвлекая аналитика. Задача проектного менеджера — организовать этот процесс, чтобы документация в команде всегда была актуальной.
Чем занимается инцидент-менеджер
Следит за работоспособностью процессов в зоне ответственности команды.
Смотрит логи.
Разрешает инциденты в кратчайшие сроки.
Например, мы в ЮMoney запустили какой-то проект, но что-то пошло не так — возник инцидент. Приходит пользователь и говорит, что ему не пришёл кэшбэк. Что делать? Конечно, можно каждый раз дёргать разработчиков, но если их постоянно беспокоить, писать код будет некому. К тому же ЮMoney работает 24/7, и система мониторинга может прислать ошибку поздно ночью.
В таких случаях я сама беру на себя обязанности инцидент-менеджера — иду читать логи и разбираться. Если необходимо, привлекаю разработчиков. Но это нужно не всегда, не всегда ошибки критические. Иногда это инфраструктурные проблемы, и я сама могу спокойно их решить на своём уровне.
Что делает скрам-мастер
Строит процессы.
Меняет их, когда нужно.
Наша команда ведёт проекты не только по добавлению новых фич в продукты, но и по поддержке старого кода. Чтобы продукт жил долго, а фичи выпускались быстро и с должным качеством (и при этом было минимум инцидентов), нужно правильно выстроить процесс разработки. Это задача скрам-мастера.
У нас есть двухнедельные спринты, которые у всех команд начинаются и заканчиваются одновременно. Каждый спринт мы планируем, проводим ретроспективу, демо. Но если вы придёте в мою команду или в команду любого другого менеджера ЮMoney, то увидите, что процессы отличаются. Потому что главное для нас — не следовать канонам скрама, а обеспечить комфортный для команды процесс и непрерывную поставку решений.
Задача менеджера — увидеть за всем этим людей: кто они, что делают, какой продукт разрабатывают. Настроить процесс так, чтобы всё работало — чтобы 30 проектов выполнялись, чтобы каждый день были релизы и чтобы мы при этом не утопали в инцидентах и проблемах.
Зачем нужен лидер
Он формирует команду.
Наставляет сотрудников, поддерживает их.
Задаёт цели.
Мотивирует и отвечает на вопрос «Зачем мы это делаем?».
Это очень важная роль. Есть проекты, продукты, процессы, но без людей волшебства не случится. Бэкендеры, фронтендеры и тестировщики сами по себе не начнут перформить — для этого нужно выстроить команду. Где-то побыть наставником, где-то — психологом. Иногда приходится спорить, аргументировать свои мысли, мотивировать, искать к каждому свой подход.
У нас есть полезный инструмент — корпоративный портал «Универ», где можно посмотреть всю информацию по сотруднику. Также есть методика «Опрос 360». Коллеги анонимно заполняют анкету, ставят друг другу оценки по 4-х балльной шкале за софты и харды, за вклад в общее дело. Я вижу оценки по каждому из своих сотрудников. И во время общения один на один в формате перфоманс-ревью могу повлиять на их развитие, направить в нужную сторону.
Плюс большой продуктовой компании в том, что команд много, и если я хочу развиваться сильнее в какой-то одной роли, то могу попроситься в ту команду, где это требуется. Так я могу применить свои навыки максимально полезно.
Какая роль принадлежит T-Shaped специалисту
Мы с коллегами долго думали, какая же роль у нас экспертная в рамках концепции T-Shaped, но не пришли к общему выводу. У нас у всех разный бэкграунд и разные ключевые роли — в зависимости от того, где мы находимся. Команды у нас тоже отличаются: есть технические платформенные, есть новые, а есть такие, чей состав не менялся несколько лет.
Когда состав команды устоялся и нет постоянно меняющихся требований и сложного скоупа, менеджеру достаточно хорошо следить за процессом, и здесь ключевой будет роль проектного менеджера.
Если команда новая, а процессы ещё не выстроены, то без ролей лидера и скрам-мастера не обойтись.
Если команда техническая, надо уметь разговаривать на одном языке с разработкой. Поэтому придётся освоить также роли аналитика и инцидент-менеджера.
Поэтому идеальный эксперт ЮMoney — это эксперт не в одной области, а в нескольких, то есть уже не Т-Shaped, а М-Shaped. Эксперт в нескольких узких областях, который может использовать свои знания в нужный момент, переключаясь из одной роли в другую.
Конечно, мы привлекаем отдельных специалистов, когда проектный менеджер не справляется со всеми этими ролями. Бывает, что на квартал или два нам в команду выделяют аналитика, особенно когда проект тяжёлый. Но нет смысла нанимать нескольких аналитиков на постоянку, потому что они не будут загружены на 100%, это невыгодно для компании. То же самое можно сказать про выделенных инцидент-менеджеров — они нужны, когда инцидентов очень много. В других случаях это неактуально.
Остались вопросы по работе менеджера проектов в ЮMoney? Пишите, с удовольствием отвечу.
piroman
Беда беда, похоже, рептилоиды захватили Юмани. Им бы переводчика на человеческий в пр нанять, но нет...