Не то что бы я пытался конкурировать с DIY-стратостатом, конечно. Если где-то в конкурсе есть космос или хотя бы стратосфера — они уже победили, причём заслуженно. Но, будучи прожжённым стервятником индустриальной экосистемы, последним теплокровным перед одноклеточными добытчиками ценных и не очень металлов, не поучаствовать в оргии был бы страшный грех.
Началось всё в дветыщимохнатом году, когда мы с другом, насмотревшись видео про адски дикие и упоротые велоконструкции, перевозбудили случайно свою конструкторскую фантазию. Мысль выкристаллизовалась быстро и была на первый взгляд блестящей — за всё хорошее и против всего плохого, то есть дать конструкции те степени свободы, которые ей нужны, отобрать те, которые ей вредны и распределить вес между тремя колёсами равномерно. То есть так:
Как нетрудно видеть, задняя половина рамы может поворачиваться относительно передней по курсу (чтобы всё это могло повернуть) и по тангажу (чтобы оно могло двигаться не только по отполированному плоскому листу), но не по крену (чтобы оно всё не грохнулось набок немедленно после сотворения). Седло делит заднюю половину в пропорции 2:1, то есть треть веса приходится на заднее колесо, а две трети — на шарнир, где их поровну делит между своими колёсами передняя половина рамы.
В качестве дополнительного преимущества предполагалось лёгкое задирание переднего колеса перед крупным препятствием и перекатывание через него с лёгкостью каноничного советского Лунохода.
Наивные, наивные умы.
Я собрал все убитые советские (и ранне-постсоветские) вилки, которые показались мне наиболее удобным материалом, прочесал поселковые помойки (определённо, надо добиться от какой-нибудь нейросетки рисунка на футболку — киборг-гриф, летящий над индустриальным пейзажем со сломанным холодильником в своих клёпано-латунных лапах), добавил заради второй степени свободы истерзанный трупик передней втулки...
После первой сварки конструкцию начало жёстко крутить. Когда её попердолило не меньше, чем морду того бедного польского пса, я добавил (в качестве карикатуры на раскосы) четыре здоровенных шурупа под шестигранник, найденные в печной золе. Вилки, скреплённые приваренными к ним некрошурупами, сразу обрели жёсткость, после чего адская "нечеловеческая многоножка" начала нормально выдерживать мой вес.
Девайс вызывал хтонический ужас как конструктивно, так и качеством исполнения — но свою задачу, как подобает любому нормальному DIY, был готов геройски решать даже ценой своей недолгой жизни. Но поскольку прихватить с собой ещё и мою жизнь я ему позволить никак не мог — нужно было сделать тормоз.
Первый вариант тормоза был достоин занесения в книгу "Творчество душевнобольных...", ибо с ним летать можно было словно тень, а глаза светятся как день. В качестве среднего колеса было установлено обычное заднее от "Камы" (в качестве двух других — естественно, передние от неё же), в первой попавшейся фанерке была прорезана дырка (это всегда получается при первой попытке сделать отверстие или выемку), она была надета этой выемкой на втулку и прикручена к звезде десятком саморезов, пропущенных "промежь зубей". К другому концу фанерки была прикручена дверная ручка, которая путём нажатия ногой проворачивала фанерку вместе со звездой и побуждала видавший на своём веку некоторое дерьмо советский барабанный тормоз к срабатыванию.
Испытания показали, что девать ноги на этой конструкции в тот момент, когда тормоз не нужен — решительно некуда. Педальный узел мы прикинули в теории (всё довольно очевидно — педали должны быть на среднем колесе а-ля юницикл, только с повышающей передачей), но на практике надо было быстро понять, что у нас получилось в плане луноходности и везделазности, поэтому времени и сил на него не было — некогда думать, прыгать надо. Ручку с фанеркой открутили, два убитых водопроводных сгона приварили к дополнительным уголкам, на уголки водрузили советский же клещевой тормоз (недоношенный ви-брейк, иногда почти работает, но в целом по уровню развития техники относится максимум к стимпанку). Получились пеги и ручной тормоз (если этим гордым словом можно назвать клещевого "дедушку" настоящих тормозов). Поехали!
Вкратце передам содержание видео: переднее колесо перед препятствием задирается не просто легко, а слишком легко. После препятствия среднее колесо радостно впиливается в заднее. В принципе, если переднюю полураму увеличить до размеров полноценной рамы, а на шарнир прицепить пропорционально увеличенную заднюю полураму — получится недурной тандем, от классической самоделки-"полторашки" отличающийся тем, что стокер давит пилоту более-менее на центр рамы, а не на одно только заднее (при этом на поворотах возникает дико злобное выбрасывающее усилие, Mamix не даст соврать — достаточно длинный велосипед даже тронуться не смог из-за этого усилия, оно просто складывает конструкцию). Но сколько раз пилот получит по голеням вылезающей в сторону на каждом повороте рамой стокера — я даже думать не хочу...
Дальше мы озаботились передвижением по более-менее адекватной дороге (ну, не всё же через брёвна прыгать). Тут всё оказалось намного лучше: оно ехало. Но только если полностью сидеть в седле (я на кочках рефлекторно привставал на пеги, а вот именно этого как раз делать-то и не надо было). По крайней мере, у опытных норкомэнов-коноводов и кроссеров-эндуристов с этим проблем не возникало (хотя, казалось бы, у кого рефлексы вбиты получше моего... но мозги позволяют держать их в узде).
Детали для педального узла я успел купить в ближайшем велоремонте (как нетрудно догадаться, тоже убитые). Предполагалось надеть втулку на вал каретки через пару промов, а вал каретки закрепить другой парой промов на многострадальных средних дропаутах через какие-нибудь чашки. Это позволило бы парой цепей через паразитный вал сделать нормальную повышающую передачу, а то и переклюк впилить. Но... чтобы крутить педали, на них надо давить (в контактах я на этом не поеду ни за какие огрызки, мне потом «Илизаров» в три раза дороже обойдётся). Соответственно, вес опять приходится на среднее, как в случае с рефлексами и пегами.
На этом наш испытательный стенд завершил свой жизненный цикл — всё, что мы могли быстро и ненапряжно из него выдоить, мы выжали. Педальный узел типа "педали соосно с задним колесом" так и остался в виде кучи некровтулок и некровалов. Если смелый человек, имеющий три 20" электроколеса, решит на этом покататься — с радостью отдам ему раму просто в обмен на честное хабровское слово написать об этом статью (но предупреждаю, после испытаний она снова нуждается в кувалдометрии). Может, имело бы смысл управлять ими при помощи трёх курков, чтобы где-то как-то попробовать поиграть вектором тяги и проехать по более достойной луноходов местности, ну или хотя бы реализовать в глубокой грязи формулу «все три — ведущие», но в текущем варианте вместо лунохода получился луносдох.
Засим прощаюсь, на очереди — подвеска, возвращающая энергию прожатой пружины обратно на вращение колеса (увы, к конкурсу уже не успеваю) и мышка, в качестве колёсика скролла имеющая аж целый велотренажёр (крути педали, или проиграешь).
Комментарии (17)
Javian
29.07.2023 09:02+1Надо наверное было задние два колеса выполнить ввиде шасси лунохода — два колеса на одной подвижной раме.
NickDoom Автор
29.07.2023 09:02Да, крутится у меня в голове и такой вариант — но если у него будет свободный курсовой шарнир, оно после первого камня вывернется поперёк дороги, а если не будет никакого — нормально поворачивать не будет (будет тереть или средним, или задним поперёк его плоскости).
Получается, что такую тележку надо жёстко связывать с рулём, чтобы поворачивалась на соответствующий ему угол. Ну, или делать два очень маленьких колеса очень близко, а саму раму очень длинной, тогда тереть будет минимально.
Javian
29.07.2023 09:02Для начала хотя бы прямо ехать. Поворот должен лучше на меньшем радиусе колес.
По-моему у текущего варианта не очень получается ехать прямо. Возможно ничего лучше нет чем классический трехколесный велосипед.
BigBeaver
29.07.2023 09:02Курсовой шарнир можно сделать подпружиненным — тогда будет возвращаться в центральное положение.
amateur80lvl
29.07.2023 09:02+2Тормоз не нужен. Мы, по крайней мере, всегда тормозили тапками об асфальт - и ничего, естественный отбор пройден успешно.
GeorgeFilonenko
29.07.2023 09:02Ограничители поставьте, чтобы углы отклонения последнего колеса уменьшить, а так я хз что это.
Следующая статья: "Велосипед-сорококолёска".
Vitaly_Z
29.07.2023 09:02Вы придумали дичь ужасного разлива. у вас третье колесо качается в двух плоскостях, как собачий хвост, чего вы хотели его применением добиться ?
Vitaly_Z
29.07.2023 09:02при такой короткой базе у вас почти прямой угол у вилки переднего колеса, вы чем думаете ?
nio-kun
29.07.2023 09:02Не забудьте использовать нестирающиеся шины из полиструктурного волокна. А регенерирующий реактор на субтепловых нейтронах можно подключить вместо батареи, чтобы питать мотор-колесо.
csharpreader
Зачем?
Не уловил ни преимуществ, ни какого-то выигрыша по сравнению с классикой. Возможно, вы просто забыли проговорить целеполагание? Тезис про «степени свободы» несколько размытый, что ли.
NickDoom Автор
Не, ну не степени свободы ради степеней свободы, конечно.
Распределить вес на три колеса, чтобы каждая кочка подкидывала только 1/3, а не 1/2, ну и просто какая-то попытка проходимости за счёт числа колёс и высокой подвижности (огибает неровности, не теряя плотного контакта с дорогой).
Оно вроде как огибает и вроде как не теряет, но иногда даже слишком огибает.
Hisoka
По скользкой поверхности возможно ещё большее проскальзывание ведущего колеса, т.к. вес теперь на нём не 1/2.
А для кочек - может лучше двойную амортизацию придумывать (мягкую + жесткую), ну т.е. одна быстра срабатывающая(чтоб не терять контакт с дорогой), а вторая более инертная?
V1RuS
так это амортизация нужна была на третье колесо, с ограниченным ходом, а не 2 (зачем?) степени свободы.
dyadyaSerezha
А 5 колес будут огибать еще больше....