Меня зовут Алёна Гладилина, я менеджер продукта виральности Тинькофф Инвестиций и ex-Basepaws (Zoetis) менеджер роста продукта в американском стартапе, а также — ментор по росту продуктов на платформе Growth Mentor. У меня ушло 3 года скитаний, проб и ошибок, чтобы понять, где то самое пресловутое “мое” место в карьере и кем я хочу стать, когда вырасту. В этой статье я хочу поделиться своим опытом поиска работы, как за рубежом, так и на локальном рынке и показать важность тщательной подготовки еще до подачи резюме для получения заветного оффера. 

Как правило, процесс поиска у большинства ребят начинается сразу с запроса в гугле “Топ N компаний в индустрии M” или “Стартапы-единороги” (прим. единорог - стартап с оценкой в $1B). И как только список компаний хоть как-то сформирован, начинается бездумная подача откликов на вакансии. В целом, в таком подходе нет ничего плохого, он рабочий и даже доводит до успешного получения оффера, но со своими “но”. Это черевато тем, что уже в первый рабочий день окажется, что ожидания не соответствуют реальности или, в лучшем случае, через год захочется чего-то другого. 

Терапевтическая подготовка к поиску работы 

Задание, о котором ниже пойдет речь, впервые мне дала мой психолог, когда я уже споткнулась о все прелести подхода выше: к примеру, осуждение и открытое унижение из-за опыта работы на фрилансе при собеседовании в TikTok. Его суть – поиск своих первоисточников (термин, взятый из стилистики) и интересов начиная с детства. Каждый день на протяжении месяца мне было необходимо подмечать вещи, темы, продукты, сайты, приложения и так далее, что впечатляло меня и заставляло радоваться. А по итогу отведенного времени данные агрегируются и анализируются в совокупности со всем имеющимся опытом работы. 

Хочется отметить, что это упражнение также очень важно проделать и тем, кто успел выгореть на предыдущем месте работы. 

Так, например, я заметила и вспомнила, что

  • Я поступала в университет на свой факультет ради одного предмета – инвестиционный менеджмент; 

  • Я с детства обожаю фильмы и сериалы про финансы и экономику; 

  • Я по жизни генератор идей и могу часами на выходных проводить на сайте TrendHunter; 

  • У меня есть папка со скриншотами интересных продуктовых решений в моем icloud уже давно стоит страна “Америка”, чтобы скачивать зарубежные приложения; 

  • В путешествиях с родителями я обожала шоппинг ради того, чтобы изучать необычные и новые для меня продукты.

И так далее. 

Это позволило мне очень ярко увидеть индустрии, в которых будет интереснее всего работать – доминантной как раз выступил финтех – и свои сильные стороны, на которые стоит в том числе сделать упор при собеседовании. Вы же для себя сможете открыть что-то другое. Суть одна – найти то, что будет определять ваш выбор карьерного развития: индустрию, компании, должность, скоуп работ и подход к решению задач. 

И второе упражнение – это оценка, приоритезация и глубокое понимание своих ценностей. Как правило, я пользуюсь этим тестом, но вы можете взять любой доступный. 

Если активная фаза поиска работы начинается после увольнения или уже в стадии агонии “что угодно, лишь бы сменить работу”, то деньги и зарплатные ожидания могут сильно искажать картину и мешать найти то место, откуда не захочется сбежать. При этом четкое понимание своих ценностей дает возможность и вам оценивать компании, и показать, что вы – подходите им. 

Это же упражнение крайне важно и для поиска работы за рубежом. Если у вас классные харды, еще далеко не факт, что вам предложат оффер. Нередко можно попасть на cultural fit интервью – мне с ним довелось познакомиться даже в русском подразделении Gett. Его суть – встреча с будущим коллегой из смежной команды для получения некоего взгляда со стороны о том, насколько вы впишетесь в коллектив и его вайб

Для зарубежных же интервью так же через свои хобби, увлечения и инициативы можно очень хорошо раскрыть такие характеристики личности как амбициозность, целеустремленность, всестороннее развитие. Западные компании ценят, когда вы живете не только работой и будете готовы как extra activity делать вклад и в нерабочие процессы. 

Как теперь использовать полученные о себе знания?

Вдумчивый поиск 

По-хорошему, к поиску компаний можно приступать только после проделанных упражнений. Совру, если скажу, что не нужно гуглить то же самое – “Топ N компаний в индустрии M” или “компании-единороги”. Но только теперь M – индустрия – имеет понятное объяснение, вы четко осознаете желаемый перечень задач, а список желаемых мест работы отфильтрован по приоритетности и можете адаптировать свое резюме под каждую должность и индустрию. Это очень важно, чтобы резюме выделялось, а на западе еще и проходило ATS системы.

Но важнее всего то, чтобы вы не создавали иллюзию поиска, подаваясь на все подряд и проходя этапы в не самые релевантные компании. К примеру, сначала я подавалась во все подряд, где была подходящая должность. Очнулась, когда получила оффер в B2B стартап, который помогает стареньким сотрудникам. Интереса в индустрии ноль, экспертизы – тоже, да еще и должность была второго порядка по моим приоритетам. А все просто потому что в моменте я повелась на зарплату в фунтах и возможную релокацию. 

Теперь я не добавляю в список компании, в которых я точно не хочу работать и подобно продуктовому подходу к приоритезации гипотез – сортирую компании между собой как раз исходя из своих ценностей и желаний. Примерное понимание о том, что происходит внутри компании можно сложить из отзывов (Glassdoor, Indeed, Comparably, AmbitionBox) или попросить рассказать об этом кого-то из сотрудников, близких к желаемой должности, на LinkedIn. 

Задача – выстроить качественную воронку, а не расширить ее максимально на входе, где конверсия из подачи резюме в ответ будет минимальна. 

Собеседования

Второе важное действие после проделанных упражнений – персонализация рассказа о себе под компании, которые вас к себе приглашают и того, с кем сейчас разговор. Вопросы, которые вы можете задать в конце точно так же должны транслировать ваши ценности и быть проверкой компании на тот самый cultural fit, но для вас.

К слову, лайфхак, в особенности для международных компаний. Загуглите, найдите в LinkedIn или Facebook того, с кем в увас будет разговор. Так вы будете примерно понимать, чего ожидать и какие вопросы задать человеку. К примеру, один из вопросов, который выбивал слушающего из колеи был “Вы работаете N лет в компании. Почему вы еще не ушли?”. Мне было важно услышать правдивые причины того, что заставляет людей работать на одном месте так долго. И из-за непредсказуемости вопроса ответ скорее всего будет честнее, чем если спросить “Расскажите про коллектив”. Все таки не только вас выбирают, но и вы выбираете себе компанию на какое-то время для какой-то цели. 

Когда меня уже пригласили на собеседование, я выписываю в заметки все ценности компании, чтобы подсветить наш метч и говорить привычными им словами, так же описываю весь свой опыт и конкурентные преимущества. Последнее – это как раз результат первого упражнения на первоисточники. Когда вы горите какой-то тематикой уже долгое время, разбираетесь в какой-то индустрии глубоко благодаря своим хобби или вы симбиоз двух важных навыков (как то маркетинг и экономика для продакта), то это точно выделит вас среди других ребят. Более того, это будет звучать живо и интересно, и позволит вам запомниться. 

Давайте снова на моем примере: я глубоко изучала инвестиционный менеджмент в университете и писала даже курсовую работу по стратегиям инвестирования, 3 года отработала в инвестиционном фонде, инвестирую самостоятельно через приложение Тинькофф Инвестиции уже 5 лет. Это первое преимущество имеющегося опыта и бэкграунда интересов. Второе – я постоянно мониторю рынок, знаю американских конкурентов и даже работала с ними на уровне клиентского сервиса и поддержки, слежу за последними маркетинговыми и продуктовыми трендами, а значит могу придумывать идеи и/или находить без труда. Вот вам и виральность в инвестициях. 

Закрывающие вопросы на собеседовании

Когда вам в конце задают вопрос: “А есть ли у вас к нам какие-то вопросы?” – это время проявить себя и проверить компанию на совпадение с вами по ценностям. 

У меня есть прям пул вопросов, которые разбиты на важные составляющие моей иерархии ценностей: команда, жизнь вне работы, процессы и их гибкость, амбиции и их реализация. 

Как правило, они составляются тоже перед собеседованием и варьируются в зависимости от того, с кем встреча. Так, например, в зарубежных компаниях, когда проходит собеседование с кем-то из другой команды, я люблю спрашивать: “А как вы опишите команду/руководителя, с которой (-ым) мне предстоит работать?”. Важно: обращайте внимание и на язык тела в этот момент, чтобы уловить, не врут ли вам и не нужно ли отметить какой-то red flag. 

Это дает вам чувство безопасности и уверенности, особенно, когда вам дают оффер сразу несколько компаний (чего тоже советую дожидаться). 

После оффера

Самое интересное, что это не конец. Проделанные упражнения помогут быстрее и легче пройти онбординг. А когда и если вас настигнет модное слово “выгорание”, то будет очень полезно откатиться к своим базовым ценностям и взглянуть сквозь их призму: что мешает мне их реализовывать и проявлять? А как я могу привнести реализацию этих ценностей в жизнь без работы? Может быть проблема не в работе как таковой, а то что вы всю жизнь на нее положили? А точно ли есть место, где я достигну цели быстрее? Или просто нужно отдохнуть, выдохнуть и набраться сил и проблема совсем не в коллективе, продукте и отсутствии идей. А это часто встречается среди продактов, бегущих за ростом метрики в поте лица.

Комментарии (5)


  1. ErshoffPeter
    09.08.2023 12:28
    -1

    Статья интересная и ценная в плане реального опыта.

    А 'единороги' - это всё-таки с оценкой $1B (один миллиард).


    1. alenagladilinaa Автор
      09.08.2023 12:28

      Спасибо огромное! Сори за опечатку, исправила:)


  1. vkomp
    09.08.2023 12:28

    Нашел компанию мечты... а нет! это снова только опыт...
    Вопрос переговоров - многогранный. Факт - лучше подготовиться, чем нет. Но решение принимается только частично из диалога. Кроме структурированной презентации и знакомства важны невербальные признаки - одежда, пунктуальность, грамотность речи, уместность терминов, тембр и тон. За первые 15 сек уже понятно "ваш человек" или нет. Остальное время - подгоняются факты под уже принятое решение. И тут субъективность проявляется - уменьшить/увеличить значимость какого-то критерия или факта.
    А так как будущего не знает никто, то все решения в базе не рациональны. Подготовка к переговорам - это больше про управление своими эмоциями. Как кто-то важный сказал "Лучшая импровизация - это заранее подготовленная импровизация!"


  1. Vanirn
    09.08.2023 12:28

    Можно по-подробнее как сверстать резюме для ATS систем: "Это очень важно, чтобы резюме выделялось, а на западе еще и проходило ATS системы"?


  1. Leetc0deMonkey
    09.08.2023 12:28

    Правильнее: поиск работы сегодня - это вероятность что тебе потребуется психотерапия.