Традиционно рынок серверов, систем хранения данных и сетевого оборудования в России был представлен зарубежными компаниями — Dell, HP, Cisco и другими. В 2022-2023 гг data-центры взяли активный курс на импортозамещение при поддержке государства и отечественных поставщиков, поэтому приходится менять устоявшиеся годами бизнес-цепочки. При этом цифровизация требует все новых и новых ресурсов. Сегодня мы заглянем на рынок ЦОДов и постараемся понять, какие у него перспективы, и как российские data-центры справляются с огромным спросом.
Статистика сегмента
Последние 5 лет рынок ЦОДов в России растет минимум на 24,6 % ежегодно: оборот за этот период увеличился с 33,4 до 87,4 млрд руб. Для сравнения, в США прогнозируемый CAGR сегмента — 8,63 %, а в Германии — 5,52 %. Даже в Китае показатель меньше российского — 19,20 %.
Максимальный прирост был зафиксирован в 2021 году — тогда российские операторы ЦОДов запустили в эксплуатацию около 5 тыс. стойко-мест. В 2022-ом тенденция замедлилась. Как показывают стратегии крупных ЦОДов («Ростелеком», Ixcellerate, «Миран» и других), планы были впечатляющие — увеличить объёмы доступного оборудования в 2 раза. Но они не были реализованы из-за нарушения привычных цепочек поставок.
По итогам 2022 года количество стойко-мест в российских data-центрах увеличилось на 10,8 % до 58,3 тыс. Это выше прогнозов, которые давали эксперты рынка. В целом, с 2017 года доступных стойко-мест стало в 2,21 раза больше.
Доля российских поставщиков в сегменте серверных стоек может вырасти до 80 % в 2023 году (в 2021 году — 50 %). Примечательно, что лидерами по подведенной мощности являются ЦОДы всего двух компаний — «Ростелеком-ЦОД» и IXcellerate. Их суммарная доля на рынке составляет 40 %. У следующей за ней тройкой DataPro, МТС и Selectel около 18 %.
Как ЦОДы справлялись с кризисом
Как говорилось выше, запланированного на 2022 год двукратного роста не произошло. Наоборот, крупнейшим data-центрам пришлось предпринимать антикризисные меры, ведь спрос в сегменте ЦОДов по-прежнему превышает предложение.
Крупнейшие игроки рынка в 2022 году осуществляли закупку оборудования про запас по привычным цепочкам, пока они не исчезли. Суммы импорта серверов менялись так:
февраль — $190–200 млн;
март — $80–100 млн;
апрель — более $300 млн;
май — $80–100 млн;
июнь — менее $75 млн;
июль — $75–90 млн.
По разным оценкам, таким способом удалось сформировать запас на 2-2,5 года — примерно до начала 2025-го. Поэтому в ближайшей перспективе проблем не возникнет: инфраструктура будет развиваться на привычном оборудовании, можно планомерно искать альтернативные варианты.
Аналитики iKS-Consulting наблюдают, как отечественные операторы data-центров переходят на российские и китайские серверы. Пока не все определились с поставщиками — идет активное тестирование продукции. Но критических проблем нет. Также специалисты отмечают еще одно важное изменение: из-за отказа зарубежных вендоров поставлять оборудование и обслуживать ПО, компании все чаще предпочитают облачные решения на базе ЦОДов. Так, в 2021 году рынок облачных инфраструктурных сервисов вырос на 50% до 59,7 млрд руб., а в 2022-ом — еще на 41,3% до 84 млрд руб.
Получается, российские data-центры выбрали классическую антикризисную схему: закупить как можно больше оборудования, пока есть пути, а затем поменять курс на «своих» поставщиков. Сейчас список крупнейших операторов ЦОДов в России выглядит следующим образом:
Ростелеком (35 ЦОДов в стране);
IXcellerate (3 ЦОДа);
DataPro (3 ЦОДа);
Selectel (6 ЦОДов);
МТС (2 ЦОДа).
Безоговорочным лидером сегмента является «Ростелеком» — у компании стойко-мест больше, чем у всех остальных представителей ТОП-5 вместе взятых. Первая пятерка по итогам 2022 года заняла больше 58% отечественного рынка.
Российские поставщики серверного оборудования
На просторах России немало компаний, выпускающих серверное оборудование. Мы выделили ведущие бренды:
Yadro (VEGMAN Rx20 G2 — новое поколение премиальных серверных платформ);
«Норси-Транс» (Пантера 100G — сервер сетевых приложений, Пантера-СХД12 — сервер хранения высокой плотности);
«Крок» (GAGAR>N — серверы, построенные на базе Open Compute Platform (OCP);
«Ситроникс» (SRH — для безопасной обработки и хранения больших данных, SRR — для широкого спектра задач);
«Яндекс» (OpenYard — совместный проект с тайваньской Gigabyte еще до введения санкций);
Т1 (серверы на процессорах Intel с применением технологий Huawei);
«Аквариус» (серверы для предприятий и ЦОДы, серверы начального и среднего уровня, а также специализированные решения);
«Крафтвэй» (Trusted TS2000, TS3000 — включены в единый Реестр российской радиоэлектронной продукции);
Depo (Storm 3470 — из Реестра российской промышленной продукции, однопроцессорные серверы Storm 1000, двухпроцессорные — Storm 3000, четырехпроцессорные — Storm 4000, специализированные — Storm 5000, высокопроизводительные — Storm 6000, сетевые — Stream 1000).
Важное уточнение: производство хоть и называется отечественным, но оно невозможно без иностранных технологий и комплектующих. Многие перечисленные компании заранее обзавелись необходимыми запасами «деталей для сборки». Но никто не может гарантировать, что в будущем пути импорта сохраняться, особенно при дальнейшем ужесточении западных санкций.
Перспективы рынка услуг data-центров
Прямо сейчас перед рынком стоят вызовы:
Импортозамещение. Доля отечественных компаний на рынке вскоре приблизится к 80 %. Следующий этап — замена иностранных компонентов российскими. Этим занимаются «белые» производства.
Нехватка квалифицированных кадров. Что делается в этом направлении:
запускаются «цифровые кафедры» в российских ВУЗах;
развиваются обучающие программы в Университете ИТМО, Финансовом университете при правительстве РФ, «СберУниверситете», МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, «Университете Иннополис», ТУСУР, РосНОУ, 1Т, «Мобильное электронное образование»;
распространяются узкоспециализированные тренинг-программы (например, работает тренинговый центр АНО КС ЦОД).
Повышение стоимости коммерческой недвижимости. Дальнейшее увеличение арендных ставок в пределах 5-10 % — такого прогноза придерживаются эксперты. При этом рынки коммерческой недвижимости медленно, но восстанавливаются. Все благодаря активному вводу новых площадей.
Итог: система справилась с основным витком кризиса и набирает обороты. Спрос на российские data-центры огромен, поэтому за счет инвестиций рынок будет развиваться. Уход от зарубежных «облаков» — это стресс, но он стимулирует отрасль благодаря снижению расходов на электричество, независимости от западных санкций, поддержке отечественных производителей.
Комментарии (2)
cinquefoil2016
02.10.2023 15:24к сожалению колакейшен из-з этого сильно прибавил в цене и деваться некуда сейчас
Algrinn
Да, будет data-центр на китайских материковых процессорах от huawei с маркировкой от Миландра, с использованием китайских материковых жёстких дисков. Потому что США ввели санкции на продукцию с Тайваня. Для российского видеохостинга Дзен, чтобы США не занималась в Ютубе военной пропагандой, с целью манипуляции народными массами. Как-то так. :-)