«Мона Лиза», вероятно, одна из наиболее ценных с точки зрения изобразительного искусства картин. Её создатель, Леонардо да Винчи, потратил много лет на работу над этим проектом. Он постоянно искал новые решения и реализовывал их, иногда поиск продолжался несколько лет. Несмотря на то, что «Джоконду» изучают много десятилетий, она постоянно открывает всё новые тайны. Сейчас, например, выяснилось, что да Винчи создал одну из красок, ставших популярными среди более поздних художников. Есть и ещё несколько интересных моментов, о которых стоит рассказать. Подробности — под катом.
Что там с краской?
Когда Леонардо да Винчи создавал свой шедевр, «Джоконду», он, вероятнее всего, экспериментировал с оксидом свинца в базовом слое. Это выяснилось благодаря обнаружению следов соединения, называемого плюмбонакритом. Этот компонент нередко использовали более поздние художники, включая, например, Рембрандта. Но присутствие плюмбонакрита в «Моне Лизе» — первый случай, когда это соединение было обнаружено на картине художников времён итальянского Возрождения, что позволяет предположить, что да Винчи мог быть пионером в этой технике.
Исследовать картину удаётся потому, что она находится в удивительно хорошем состоянии, учитывая её возраст. При этом учёные и искусствоведы стремятся узнать как можно больше о материалах, которые мастер эпохи Возрождения использовал для создания своих работ.
Постоянные эксперименты
Недавние результаты тщательного изучения работ да Винчи показали, что он часто испытывал разные красители и компоненты для грунтовки холста.
Например, для своей картины «Богоматерь с Младенцем и святой Анной» (ок. 1503–1519) он использовал типичный итальянский левкас эпохи Возрождения в качестве грунтового слоя, за которым следовал слой грунтовки свинцовыми белилами. Левкас — название грунта, представляющего собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла.
А вот для «Прекрасной Ферроньер» (ок. 1495–1497) да Винчи использовал грунтовый слой на масляной основе, сделанный из белил и свинцового сурика.
Для своей большой настенной росписи «Тайная вечеря» — его второй по известности работы — он использовал грунтовочный слой свинцовых белил на масляной основе, а не традиционную технику фрески.
Что касается «Моны Лизы», то различные рентгеновские анализы картины показали наличие тяжёлых элементов внутри деревянной панели тополя, что может означать, что да Винчи использовал пигмент на основе свинца или масляную среду, обработанную свинцом во время шлифовки. Грунтовка здесь — один слой свинцовых белил без левкаса.
В целом у учёных и искусствоведов не возникает сомнений в том, что Леонардо да Винчи постоянно экспериментировал как с красками, так и с грунтовкой. С 1485 по 1490 год да Винчи применял новый тип грунтовки для любой из своих картин, над которыми он работал в этот период. Единственная общая черта — использование масла, а также свинцовосодержащего пигмента, который да Винчи называл biacca в своих трудах.
Современные научные исследования и работы Леонардо
Группа учёных решила изучить слой грунтовки «Джоконды», используя современные технологии. Например, с помощью рентгеновской дифракции и инфракрасной спектроскопии исследователи проанализировали микрообразец вещества, взятый с полотна ещё в 2007 году.
Как оказалось, в смеси, помимо свинца, содержатся ещё плюмбонакрит и масло. Такое сочетание использовалось Винсентом ван Гогом и Рембрандтом в нескольких картинах, включая «Ночной дозор».
Кроме того, грунтовка «Джоконды» содержит следы церуссита — минерала, который ранее да Винчи не использовался. Грунтовка некоторых картин Рембрандта также содержит следы церуссита. Искусствоведы считают, что это может быть указанием на похожую технологию грунтовки холста этими художниками.
Затем учёные провели анализ ещё и «Тайной вечери» да Винчи. Они смогли обнаружить плюмбонакрит и там, также в образцах встретился оксикарбонат свинца (шеннонит). Этот компонент встретился впервые — на других работах да Винчи его нет. К слову, большинство, если не все, свинцовосодержащих компонентов токсично для человека и животных. Во времена да Винчи этого не знали, поэтому активно использовали — не только для картин, но и для создания различных косметических средств. В итоге страдало здоровье многих модниц, да и модников тоже.
Но мы отвлеклись. В целом исследования учёных показывают, что да Винчи экспериментировал не только с художественными приёмами и техниками живописи, но и с технологией грунтовки и созданием красок. Результаты хорошо знаем мы все — это произведения искусства, созданные мастером. Многие из них выглядят «живыми», что особенно актуально для «Джоконды», которая свела с ума многих ценителей искусства, решивших понять, улыбается им дама с картины или нет.