image

Последние полтора года я искала дыры в процессах. Принцип очень простой: если у вас достаточно хорошая документация, чтобы взять и переложить процесс на робота, всё ок. Если роботизировать не выйдет — процесс плохой и он сломается.

Почему так? Ну например, уйдёт на больничный единственный человек, который знает, как что-то делать. И всё. Если знания хранятся не только в его голове, это не проблема. То есть должна быть инструкция или что-то похожее — а это значит, что можно роботизировать по такому артефакту.

Если вам тревожно уходить в отпуск — это тоже оно. Это ваши знания куда-то не переложены.

Если вашу работу можно было бы роботизировать (хотя бы в теории), то пускай с качеством ниже, но она выполнялась бы.

Ещё два признака: мелкое изменение приводит к резкому увеличению трудоёмкости — и никто точно не знает, кто и в какой конкретно момент принимает решение.

Попробуйте проверить процесс на роботизируемость:

  • Все данные должны быть в электронном виде.
  • На входе в процесс каждый раз один и тот же набор данных без творческих дополнений. На выходе тоже всегда одинаковый вывод — без творческих решений.
  • Есть чёткий набор действий, которые можно описать алгоритмом.
  • Процесс легко поддерживается, то есть не меняется каждый день.

Сразу скажу, компаний без кривых процессов в принципе не бывает, как и компаний без техдолга.

Это примерно одно и то же. И подход один и тот же — надо вовремя что-то с этим делать. Лучше раньше.

Самые частые ситуации в моей практике, когда надо отлаживать такие процессы, — это потому что исторически сложилось, потому что лучше жить в хаосе, чем разбираться, потому что кто-то хочет стать незаменимым. Один большой набор крайне кривых процессов я разбирала после слияния-поглощения компаний, когда одинаковые вещи делались по-разному.

Подробнее, как такие процессы появляются


Процесс заменён на личные договорённости


Абстрактная Антонина Семёновна давно работает в компании, и со многими отделами у неё сложились негласные договорённости. То есть процессы, которые она использует, подходят только для неё лично. Когда приходит новый человек, она с ним заново договаривается и заново объясняет, что и как. В этой схеме всё прекрасно и быстро работает до тех пор, пока, например, она не уходит на больничный.

Она ушла — и ломается всё. Без неё никто не может найти документы, понять, кому именно направлять документ на согласование и почему директор так долго не подписывает.

Если в компании уйдёт сразу четыре Антонины Семёновны, то затраты на онбординг увеличатся больше, чем в 4 раза. Возрастут цена и количество ошибок. Ну и ещё где-то месяц отдел будет стоять.

Никто не трогал эту часть «техдолга»


Процесс был прописан, но немного поменялся первый раз, потом второй — а никто это не задокументировал. В результате в инструкции одно, а на практике другое. Это если повезёт и инструкция есть. Потом поменялась инфраструктура, например, архитектура сети стала чуть другой. В результате через 3 года по инструкции просто невозможно сделать то, что нужно. Все знания в головах у людей.

Конечно, надо сесть и записать всё это в документы и сохранить в базе знаний. Но подождите, у нас срочные дела, давайте на следующей неделе.

«Следующая неделя» длится уже 2–3 года.

Так быстрее или удобнее кому-то


Кому-то так удобнее, и всё тут. В моей практике был курьёзный случай, когда все элементы процесса сменились много раз, кроме одного. У нас одна очень опытная сотрудница как делала 10 лет табличку с отчётом одного вида, так и продолжала делать.

Почему такая форма отчёта — никто точно не знал.

Для чего он нужен — эти знания пропали 5 лет назад.

Она продолжала это делать. Судя по документации, это шло куда-то дальше. Мне пришлось найти концы, узнать, для чего она собирает данные — и оказалось, что часть из них уже не нужна, а часть можно не обрабатывать так сложно.

То есть просто смысл процесса заменился на традицию. Это случается достаточно часто. Часть жизни любого предприятия — регулярно проходить по организационным и производственным процессам и разбираться, почему тот или иной шаг делается именно так. И на что он влияет.

Слияние


Большие компании присоединяют к себе компании, которые часто не могут прямо сейчас начать работать по утверждённому шаблону. Ну или пока не хотят. Работает же, зачем менять?

Такие процессы в один прекрасный день тоже станут узким местом.

Хочется что-то спрятать


Часто кто-то пытается (не всегда из плохих побуждений) скрыть использование какого-то ресурса.

Здесь важно понимать, что это за ресурс, кто его контролирует, а кто пытается движение этого ресурса спрятать.

Наиболее характерный пример: когда хотят сохранить сотрудников — скрывают экономические эффекты их работы. Ведь жалко же. Особенно перед пенсией.

Более редкий — когда исполнителю просто нравится то, что он делает и как он это делает, и он бы не хотел менять процесс на более подходящий для компании. Потому что тогда уже будет не так интересно.

«Так быстрее»


Я всегда вздрагиваю от этой фразы. Но гораздо больше её боятся специалисты по технике безопасности. Их процесс сделан не для того, чтобы быстрее. В процессах, которые я разбираю, скорость тоже не всегда главный фактор. Иногда важнее снизить риски.

3–4–5 сценариев


Часто бывает такое, что если раскопать процесс, то окажется, что внутри целых 3, 4 или 5 сценариев выполнения процесса, при одинаковых входных данных. Это бывает при объединении нескольких процессов в один (например, документооборотов отделов, которые соединили в один) или просто потому, что когда-то процессы задокументировали по-разному.

Из этих форков выбирается лучшая версия (или собирается из частей) и запускается как оптимальная.

Какие процессы лучше всего так проверять?


Речь здесь идёт о рутинных процессах, которых в организации больше, чем может показаться на первый взгляд. Это такие повторяющиеся действия, которые занимают много времени — и которые можно заменить на робота при определённом старании. Что иногда и происходит.

Легче всего автоматизируется типичная операционка: обработка первичных документов, формирование отчётов, двойной ввод в информационные системы.

Характерные признаки:

  • Стандартный результат каждый раз без сюрпризов.
  • Циклическое исполнение — повторяющаяся рутина.
  • Этапы исполнения регламентированы (если повезёт).
  • Исполнители и их квалификация определены, то есть заранее точно известно, что исполнитель может всё правильно сделать.

Таких процессов очень много в клиентских центрах, финансовых и бухгалтерских отделах и отделах кадров.

Ну понятно, а делать-то что?


Во-первых, такой процесс можно не трогать. Потому что иногда не надо. Как банки живут со своим легаси без рефакторинга, потому что дороже, так и некоторые процессы можно потерпеть. Вот основные причины терпеть:

  • Если роботизировать дороже, чем потенциальная экономия, то не стоит даже пытаться. Ну знаете, классно же 8 часов писать код, который позволит за 5 минут сделать то, что один раз заняло бы 6 часов.
  • Надо смотреть, как часто меняется процесс. Постоянно меняющиеся процессы = постоянные затраты. Если процесс нестабилен, то его придётся постоянно дорабатывать и дополнительно вкладываться.
  • Есть процессы, которые вообще роботизировать нельзя. Например, чтобы сделать процесс одинаковым для всех, нужно сделать столько изменений и собрать столько людей вместе, что лучше не трогать. Работает — не трогайте!

Точно надо:
  • Процесс вообще непрозрачен. Есть ресурс, он куда-то уходит, уходит его много, а понять, куда конкретно он уходит, какие ошибки при этом совершаются и где его контрольные точки — невозможно. Тогда надо как минимум сделать что-то вроде мониторинга процесса. А чтобы сделать мониторинг, надо что-то считать. А чтобы что-то считать, надо разбить процесс на понятные шаги и типизировать вход-выход в каждый такой шаг. То есть да, почти как роботизация.
  • Если есть единственный хранитель знаний и всё упирается в него. Это классика «автобусного фактора».
  • Когда хочется больше порядка, например, чтобы быстрее погружать новых людей в процесс и не повторять словами одно и то же по 200 раз. Вообще, хороший симптом — когда вы что-то объясняете второй раз, спросите себя, зачем вы это делаете вместо того, чтобы написать инструкцию.

Как распутывать?


Есть несколько типичных вопросов:

— С чего начинается процесс?

Один из самых сложных вопросов. Часто бывает понятно, как процесс выполняется и что мы получаем на выходе. Самый сложный случай, когда входные данные записываются в тетрадочку, а потом обрабатываются в системе.

— Сколько сотрудников выполняют этот процесс? А вы все так делаете?

Кто-то точно будет делать по-другому. Часто встречается кейс с формированием индивидуального реестра под каждую компанию. Или пять сделают одного вида, пятнадцать другого и один третьего.

— Кто согласующий?

Самый болезненный вопрос для многих простых процессов. Относится к «тайным знаниям», обычно не содержится ни в одной инструкции и неподвластен таблицам мэппинга.

— Методики расчёта и шаблоны документов утверждены или планируются изменения?

Здесь может оказаться, что прямо сейчас идёт согласование, оно немного затягивается, ведь запустили его полгода назад. И вообще методика расчёта дохода утверждена только для 2 компаний. А в периметр надо брать все.

— Есть инструкция?

Если да, то нам повезло. Если нет, то сотрудники могут интерпретировать процесс по-своему и выполнять его, как научились. В этом случае придётся найти эталонное выполнение.

— А сейчас процесс выполняется эффективно?

Роботизация не «серебряная пуля». Сначала процесс должен быть выстроен, чтобы повышать его эффективность. Вполне возможно, что мы планируем документировать заведомо неэффективный процесс.

Примеры процессов


  • Люди перестали в конверты запаковывать 7 тысяч писем.
  • Больше не нужно делать по 2,5 тысячи приказов на отпуск ежемесячно.
  • 75 процентов платежей можно выравнивать и разносить и без замученного бухгалтера.
  • Около 19 тысяч сертификатов качества на трубную продукцию формируются роботом, а это больше 85 процентов.

Ещё есть пример, как делать не надо. Не надо сокращать количество людей до такой степени, что владельца процесса просто не остаётся. Иначе можно столкнуться с тем, что всё как-то хорошо работало, потом робот сломался, а эксперта, который бы разобрался с этим, просто нет. Со своей стороны мы этот риск закрываем документацией.

И что, потом меняем человека на робота?


Иногда просто отделу становится сильно легче.

Иногда звено, которое тормозит и саботирует процесс, нужно просто снять.

Иногда получается забрать на RPA часть рутины. Мы пишем робота, имитирующего деятельность человека. Поскольку всё формализовано и алгоритмизируемо, он может делать то же самое. В результате получается дополнительный сотрудник с идеальной памятью, который может работать 24/7, выполнять работу во много раз быстрее человека и не допускать ошибок по невнимательности. Правда, очень тупой, поэтому ему нужны очень точные инструкции.

Так вот, если вы способны объяснить такому сотруднику, как работает процесс, — он точно хороший.

Комментарии (16)


  1. cherkalexander
    30.11.2023 07:27

    Спасибо за статью!

    Наверно не хватило немного контекста и конкретики. Кто вы, почему занимаетесь автоматизацией процессов.

    Есть какой-то самый удачный пример подобной автоматизации?


    1. AlenaBu Автор
      30.11.2023 07:27
      +2

      Я анализирую процессы, пригодные для RPA. Это рутинные задачи, от которых у бизнес пользователей уже оскомина)

      Есть удачные примеры в бухгалтерской сфере, например, выравнивание и разнесение выписок, формирование актов сверки, в HR — формирование отпусков, выписки отпускных.

      А ещё наш робот успешно коннектится с чат-ботом, где осуществляет запросы в учетные системы, а чат-бот взаимодействует с пользователем. В общем, избавляем от рутин процессы, изменения в которых осуществляются редко, а объемы операций колоссальны.


      1. cherkalexander
        30.11.2023 07:27

        Круто, спасибо!


      1. CTPAHHblU
        30.11.2023 07:27

        А каким образом выявляете такие процессы?


        1. AlenaBu Автор
          30.11.2023 07:27

          У нас есть для этого целая система, которая уже стала саморегулируемой.

          1. Есть KPI по оптимизации численности, где руководители заинтересованы в том, чтобы все отнормировать, и за счет оптимизации высвободить численность (или не увеличивать численность, если объемы операций возросли).

          2. Проектный офис, который мониторит процессы, ищет узкие места и выходит на нас.

          3. Проведение ознакомительных встреч с бизнесом, где мы рассказываем, какие процессы пригодны для роботизации, какие нет, и что нужно сделать, чтобы с нами работать. По итогам таких встреч получаем больший охват входных процессов.

          4. У нас уже есть подразделения, с которыми сложились классные отношения и они приходят повторно. Часто даже бывает, что процесс сквозной, и мы автоматизируем всю цепочку. Или находим во время встречи пару-тройку процессов получше)


          1. cherkalexander
            30.11.2023 07:27

            А как вы работаете? К вам приходят клиенты и просят оптимизировать их процессы?


            1. AlenaBu Автор
              30.11.2023 07:27

              Чаще всего происходит именно так. Подразделение может иметь конкретный запрос на автоматизацию/оптимизацию.

              Иногда мы начинаем смотреть процессы подряд, формируя у бизнеса видение (чтобы они не предлагали непригодных процессов).

              Также сотрудничаем с другими подразделениями, развивающими системы, что-то они не могут взять прямо сейчас, что-то им доработать дороже, чем нам. В последнем случае оцениваем параллельно и заказчик определяется, по какой ветке ему хочется пойти.


  1. avshkol
    30.11.2023 07:27

    Если 4 описанные Антонины Семеновны уйдут из компании, у нее резко улучшится взаимодействие между подразделениями, скорость и качество процессов - жизнь/рынок/собственник заставят...


    1. cherkalexander
      30.11.2023 07:27

      Да, но это слишком абстрактно. Возможно есть процессы из собственного опыта


  1. panzerfaust
    30.11.2023 07:27

    Процесс заменён на личные договорённости

    Такая жиза, что хоть плачь. Как раз попал в контору, где тимлид разработки очень хорошо погружен в бизнес. Поэтому аналитики вообще забили на любые попытки ставить задачу как положено и вести документацию. Они буквально заводят таск в джире с одним лишь заголовком в стиле "Сделайте хорошо".

    Когда я заметил, что это дешевая профанация, а не "аналитика", мне ответили "а мы всегда так делали, Ваня и так все понимает".


    1. cherkalexander
      30.11.2023 07:27
      +1

      У Вани должность не тимлид а джобсекьюрити)


  1. sokolov_fv
    30.11.2023 07:27

    Неплохо. Первый текст здесь, который было приятно читать.

    Но опять же это больше теоретический тест. На практике это работает так:

    1. многие люди ходят на работу для общения, проведения времени в удовольствии. Даже если этого удовольствия мало, то так или иначе это общение возникает, человек к этому стремится. Поэтому сотрудники пусть даже подсознательно препятствуют автоматизации процессов.

    2. есть руководители, которые получают удовольствие от себя, чем больше подчиненных, тем лучше, они чувствуют себя гораздо важнее. Поэтому их совершенно не интересует оптимизация. Наоборот, любой руководитель нацелен на расширение отдела и штата.



  1. arheops
    30.11.2023 07:27

    Кроме знаний должны быть навыки в конкретно той задаче.

    И возможность компании нанять второго, кто этими навыками владеет "про запас".

    И никакая документация вам в этом не поможет. Ибо человек, которы знает - снизит простой до получаса, а любой другой будет три часа читать вашу документацию.


    1. cherkalexander
      30.11.2023 07:27

      Один раз потратит три часа, в следующий раз сделает за пол часа. Зато есть что читать и потратит всего 3 часа вместо нескольких дней.


    1. GospodinKolhoznik
      30.11.2023 07:27

      Три часа это ну очень оптимистично, при очень простой предметной области. Я как то работал в компании, где принято было считать, что новому специалисту на то, чтобы разобраться с предметной областью требуется год. Разобраться это не значит стать экспертом, разобраться значит начать понимать о чем вообще речь идёт.


      1. cherkalexander
        30.11.2023 07:27

        Я сейчас работаю в такой(