Задолго до того, как в лексикон вошли слова «инновация» и «startup», существовали истории, которые развивались по канонам стартапа или технологической инновационной компании. Такими реальными примерами являются внедрение способа книгопечатания подвижными литерами (Иоганн Гуттенберг, 1448-1455), открытие X-ray и выход на рынок с созданием новых ниш (Вильгельм Рёнтген, 1895-1919), или выдуманный Мэри Шелли персонаж Виктор Франкенштейн, который экранизирован много раз, но фильм 2015 года (20th Century Fox), на мой взгляд, очень хорошо описывает развитие технологического стартапа коммерциализующего инновационную разработку. В данной статье, я рассмотрю фильм, как историю технологического стартапа с его ошибками, постановкой проблематики, рынками, созданием прототипа и т.д. Все картинки для привлечения внимания взяты из общедоступных источников (Кинопоиск).
Далее присутствуют спойлеры из фильма, необходимость раскрытия ката читатель выбирает на свое усмотрение.

image


Хронология экранизации фактически полностью повторяет жизненный цикл стартапа – идея, технология, сбор и мотивация команды, разработка рынков и тестирование идеи в массах, создание и демонстрация Proof of Concept (PoC) внутри команды, разработка малого прототипа и демонстрация его венчурному инвестору, инвесторская презентация, вход инвестора в команду и инвестиции в разработку большого прототипа из-за ошибок, в конце мы наблюдаем fail. Опишем ключевые этапы, а также ключевые ошибки на этих этапах.

Команда

Главный герой, Виктор Франкенштейн, является идеологом, постановщиком задачи и CEO проекта по созданию технологии (это важно, на всем этапе идет отработка технологии, и монетизация предполагается через продажу технологии), которая сможет перейти от мертвого состояния некогда живых млекопитающих к живому, с сохранением интеллекта. С точки зрения социального статуса – студент старших курсов медицинского вуза, который впоследствии полностью забрасывает учебу (типичная стартаперская история). Понимая, что ему нахватает компетенций в практической анатомии, он занимается поиском такого человека. Волею случая, что часто бывает в формировании первичной команды стартапа, без использования услуг агентств по подбору персонала (Вопрос: «А были ли тогда такие сервисы?»), он находит такого человека – безымянный горбун в цирке-шапито. Изначально Игорь (имя, которое присвоил Виктор горбуну, ранее принадлежало его квартиранту) слабо мотивирован, он находится в своей «зоне комфорта» и не хочет из неё выходить. Однако, мотиватором выхода из «зоны комфорта» послужило сжигание книг по анатомии (косвенно устроенное Виктором), избавление горбуна от горба и предоставление ресурсов. Из всего этого можно сделать вывод, что Виктор, кроме вышеназванных компетенций, обладает еще и талантом к социальной инженерии.

Первоначальные ресурсы

Виктор в подвале своего дома в Лондоне организовал «гаражную лабораторию». Неправильно, как выясняет Игорь, собранный PoC на основе глаз Игоря-сожителя, который, по словам Виктора, скончался от передозировки наркотиками. Финансовые ресурсы необходимые для создания первичного прототипа (на основе частей животных, большая часть от примата), эти ресурсы предоставлял отец, строка финансирования – обучение. Основная статья расходов – это покупка частей тел животных или людей (в фильме приводится прайс-лист)



Идея и технология

Идея. Переход от смерти к жизни через передачу и преобразование энергии в специальном солевом растворе. «Смерть можно излечить» (С) Виктор.
Техническая реализация. Различные части тел млекопитающих с соответствующим функциональным назначением электрический и анатомически соединяются и накачиваются раствором. Высокое напряжение подводится с помощью «вилки Лазаря» к выделенным местам «запуска».
Тестирование технологии основано на «запуске» отдельных частей тела.

Прототип 1

Собран совестно Игорем и Виктором на основе чертежей ранних Виктора. Первоначально работал над ним только Виктор. Основные особенности: 2/3 тела не работоспособно, отсутствует интеллект, размер малый, используются части тела небольшой человекообразной обезьяны. Ошибки в Прототипе 1: — неполная работоспособность; — непроверенна возможность управления прототипом; — невыяснены основные характеристики ДО демонстрации потенциальным инвесторам.

Тестирование рынка и поиск заинтересованных лиц

Происходит в клубе, где выясняется, что рынок не готов к таким инновациям (боязнь инноваций). В ходе общения с посетителями рассмотрены такие сегменты рынка, как B2G (восстановление работоспособности раненных солдат) и B2C (воскрешение любимых, излечение болезней и тп.). Также, в клубе происходит нетворкинг, для поиска дополнительных членов команды или их мотиваторов (к примеру, Игорь находит работающею в эскорте у не интересующегося девушками человека, свою старую знакомую по цирку, которую спас когда-то). Стоит отметить о публичном оповещении (приглашении) на инвесторскую презентацию.



Инвесторская презентация

Самая главная ошибка этой презентации, она не была подготовлена и отрепетирована. Плохой рассказ, неработающий с первого раза прототип и тд. Однако все основные вещи были отражены – это и customer pain и рынок, и даже возможная модель монетизации. Как итог, было заключено первое соглашение с инвестором, но при этом не были рассмотрены и согласованы механизмы выхода и внутренние и мотивы инвестора. Отдельно, в ходе демонстрации, полностью пренебрегались основы техники безопасности при работе с потенциально опасными прототипами, чего делать тоже нельзя.

Мотивы инвестора

Цель инвестирования: создания прототипа с увеличенными размерами (включая дублирование жизненно важных систем) и обладающим интеллектом; отработка технологии для массового использования. Выход: за счет массового прототипирования. Внутренняя цель: создание армии (не согласуется с философией Виктора). Такие мотивы породили конфликт в команде Виктора (который привел к распаду команды и фактически покушением на жизнь Игоря), а также непонимание в последующим использовании продукта.

Регуляторные риски

Очень важный момент, который проходит через всю историю – это регуляторные риски. Главным провайдером этих рисков выступает инспектор, работающий по своей инициативе. Мотиватор – вера в бога (а не законы, которые не регулируют этот сегмент рынка/R&D). Основные тезисы: жизнь не теория, природа не должна понимать жалость, химия не порождает жизнь и тд. вплоть до «богонепристойно». Инспектор ведет активную деятельность против создания прототипов, используя свой административный ресурс. Даже «боль» инспектора, смерть жены от рака, не раскрывает ему глаза на инновационных подход Виктора.

Дополнительным провайдером этих рисков стал отец Виктора, который лишил его финансирования и лаборатории. Решением этих регуляторных рисков стало перенос исследований в другую юрисдикцию (родовое имение инвестора в Шотландии) и замена ресурсов на инвесторские. Фактически, Виктор Франкенштейн, стал главным технологом в R&D лаборатории инвестора, т.е. потерял IP.

Прототип 2 и неудача

При создании прототипа 2 (большой гомункул с наличием интеллекта) решались следующие проблемы: — снабжение энергией (2 сердца); — дыхания (2 пары легких); — массы; и даже д ? изайна (плоский череп). Изначально, чертежи этого прототипа в команде Игоря и Виктора, но финальная сборка прототипа происходила уже на площадке инвестора. Для запуска, так же необходимо было разработать и создать новую систему электропитания большой мощности. Опуская художественные подробности, опишу неудачи этого прототипа:
  • НЕЛЬЗЯ делать много изменений при создании следующей версии прототипа в технологическом стартапе. Это классическая ошибка, обусловленная непонимание проблемы сложности систем, и отсутствием необходимых компетенций в команде. Правильный путь развития в такой ситуации «step by step» (сначала проверим перенос интеллекта, затем размер, затем систему питания, а по/ом объеденим в целое.
    Примечание
    не факт, что заработает.
  • Абсолютно не проработана система уничтожения прототипа, фактически это обусловило fail стартапа.


Выводы

Фильм Виктор Франкенштейн продемонстрировал прекрасный пример жизненного цикла технологического стартапа, который пытается выйти на рынок с инновационной технологией. Очевидно, что этот стартап в конце потерпел неудачу, но как известно, в лучшем случае добивается успеха 1 из 10. Однако, в данном фильме явно показаны некоторые важные проблемы развития, о которых и современные технологические стартаперы не должны забывать: — не спешить в наращивании функционала прототипа; — готовиться к инвесторской презентации; — обсуждать все важные моменты с инвестором и командой «на суше»; — грамотно защищать свою интеллектуальную собственность; — учитывать даже неочевидные риски.

Приятного просмотра и Stay tuned!

Комментарии (0)