Биты невидимы, и пиксели тоже. Если, разумеется, понимать под последними не крошечные светящиеся фрагменты изображения на экране. За задачу объяснить простым пользователям как невидимое становится видимым, взялся американский компьютерщик и исследователь Элви Рэй Смит, в свое время приложивший руку к становлению современной анимации в Lucasfilm и Pixar. 

«Техническая суть моей книги — объяснить, как делаются видимыми изображения, состоящие из невидимого материала, как цифровые пиксели преобразуются в аналоговые элементы отображения», — пишет он. Автор посвятил работе с цифровыми изображениями большую часть своей жизни. «Основанная на геометрии компьютерная графика из Университета Юты объединилась с пиксельной графикой из Xerox PARC в 1975 году, посеяв семена того, что в итоге превратится в студию Pixar. У нас наметилось мощное смешение искусства и технологии. Другими словами, объединились силы изнутри (Юта) и извне (Xerox PARC) Центральной Догмы. Четыре первых сотрудника лаборатории – Эд, Малкольм, Дэвид и я – оставались вместе и впредь, создавая компьютерный отдел студии Lucasfilm в 1980 году и студию Pixar в 1986», — делится фактами Элви Рэй. Поэтому рекомендуем предварительно почитать и «Корпорацию гениев» от того самого Эда Кэтмелла. 

В «Пикселе» эксперт дает ответы на вопросы, которые читатель, возможно, даже не додумался бы задать. В общем, это качественный ликбез по теме изображения от эпохи палеолита и до наших дней для всех, кто не просто потребляет контент, а вглядывается в «точки». Даже прямо сейчас.

Если попробовать уточнить, под каким именно углом Элви Рэй Смит рассматривает пиксели, то получится написать еще одну книгу. Автор описывает биографию пикселя, смотрит на него в перспективе, ретроспективе, в трехмерной проекции, смотрит в глубину. Забавно, что в главе с названием в лоб «Пиксели не квадратные» он предлагает взглянуть на пиксели сверху: «У пикселя нет формы, пока разбрасыватель не  преобразует его. Я часто рисовал для наглядности вид сбоку, где они изображены как вертикальные столбики или гвоздики соответствующей высоты. Другой способ представить пиксели – посмотреть на них, так сказать, сверху, чтобы вы «увидели» их естественным образом. Но увидеть пиксели невозможно. Нам доступен лишь результат их преобразования через разбрасыватели». 

На страницах это все сопровождается иллюстрациями, на которых автор объясняет, откуда взялся этот «трюк», превративший нечто основополагающее и неосязаемое в геометрическую фигуру.

Основа, от которой автор танцует на страницах — Цифровой Свет — «обширное царство, включающее в себя любое изображение, созданное из пикселей». Последнее Элви Рэй Смит раскрывает как результат взаимодействия двух высоких технологий — компьютеров и кинематографа. Отдельные сюжетные рельсы занимает психология (куда ж без этого). 

«Для прогресса новой технологии необходимы свежая идея, разрушительный хаос, который создает потребность в идее и подстегивает ее развитие, и тиран или тирания, которые – часто неосознанно – защищают ее создателя или создателей, пока они воплощают идею», — констатирует он. Здесь, конечно, почитать и порассуждать будет интересно, даже если вы не очень шарите за всю эту графику и довольствуетесь продуктом без притязаний на его предысторию. Элви Рэй Смит использует слова «тиран», «тирания» по меньшей мере шестьдесят раз, да ещё и в каком смысле. Приведем пример из главы про частоты Фурье: «Идеей здесь выступает великая концепция Фурье, что вся природа есть музыка. Хаос, который привел его мир в движение, проявился в Великой французской революции и  последующих столкновениях нашего героя с императором и королем. Наполеон был тираном, который сослал Фурье в отдаленный департамент со столицей в провинциальном Гренобле и тем самым неосознанно дал простор для развития революционной идеи». 

Роль Стива Джобса в анимации автор тоже раскрывает как чисто тираническую: «Нашим главным покровителем был Стив Джобс. Он же оказался и нашим самым страшным тираном. Он выделил нам — по-видимому, из  своих эгоистичных соображений — деньги и  время, которые позволили нам пережить последние несколько лет ада перед реализацией великой идеи Фильма. Стив не имел никакого творческого отношения к «Истории игрушек» […] Но когда «История игрушек» вышла на экраны и получила положительные отклики критиков, Джобс ухватился за нее и – как блестящий предприниматель – превратил Pixar в публичную компанию. Чтобы обеспечить успех публичного размещения акций, Джобс придумал маркетинговый миф, будто он участвовал в создании Pixar и с самого начала руководил ею в качестве генерального директора. Все это неправда, чему есть документальные подтверждения. И, конечно же, Стив позаботился, чтобы на премьере «Истории игрушек» перед камерами красовался он сам, а не Эд Кэтмелл». В общем, автору есть, о чем посплетничать, и преподносит он это через драму.

Российскому читателю, вероятно, будет интересно узнать из книги об отсчетах Котельникова. «Человек, который изобрел пиксель и начал цифровую революцию, был председателем Верховного Совета РСФСР. Не в одно и то же время, но все-таки это один и тот же человек. Звали его Владимир Котельников. В 2003 году, когда ему исполнилось 95 лет, другой Владимир — Путин — вручил ему в Кремле орден «За заслуги перед Отечеством» I степени», — пишет Элви Рэй Смит. Почитайте обязательно хотя бы отдельные главы, если ещё не знаете об открытии соотечественника.

В книге много фамилий и имён, терминов, фактов, примеров, историй — некоторые рубрики относят чтение к научпопу. На наш взгляд, содержание скорее представляет собой фьюжн, микс, однако объединить всё, что хотел сказать автор, ему получилось достаточно системно. Милым, между прочим, выглядит и сам сайт Элви Рэя. Интерфейс из прошлого века, но под каждой кнопкой прячется интеллектуальная собственность, подшитый архив.

Предупредим, что чтение может показаться немного затянутым. Да и пернвод вызывает вопросы. Ориентируйтесь на то, что история одной точки скорее подходит в качестве книги месяца. Чтобы читать, тут же становиться наблюдательнее, понимать, как устроен пиксельный мир и чувствовать себя его частичкой.

Полезное от Онлайн Патент:

→ Что такое Реестр отечественного ПО?

→ Бесплатный онлайн-поиск по базам данных Роспатента и Мадридской системы (доступно после регистрации).

 Может ли иностранная компания внести свою программу в Реестр отечественного ПО?

→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО

→ Как запатентовать технологию?

Комментарии (0)