Всем привет!
Хочу представить вам подход к определению типов, позволяющий сделать ваш код чище и понятнее. Я называю это «Воплощённые типы» («Embodied types»).
Воплощённый тип - тип, для которого определена переменная с одинаковым именем и в которой содержится объект с утилитами для этого типа.
Начнём с практического примера. Он искусственный, но так будет короче и понятнее.
Допустим, в ответе от сервера в поле decision мы получаем значение типа string или null.
В зависимости от некоторых условий, это будет либо произвольный текст, либо значение, имеющее только три формы: 'foo', 'bar' и null.
"Истинные" значения: 'foo' и null.
Типизировать это можно вот так:
// types.ts
export type StrBool = 'foo' | 'bar' | null;
export type Response = { decision: string | null };
// Можно написать и decision: string | StrBool,
// но typescript все равно сведет это к типу string | null
Значение из поля decision может использоваться много где в проекте, но нас интересуют несколько предполагаемых функций:
// run.ts
export function runFoo(): void {
/* ... */
}
export function runBar(): void {
/* ... */
}
export function runNull(): void {
/* ... */
}
// utils.ts
export function log(value: boolean) {
/* ... */
}
Исходный код в репозитории, шаг 0.
Если значение decision является типом StrBool, то в зависимости от того, какое значение в поле decision, мы должны запустить одну из функций run*, а также вызвать log, передав в него decision, преобразованный в boolean.
Начнём с очевидного и прямолинейного варианта:
// index.ts
import { handle } from './handle';
/* ...получаем decision */
if (decision === 'foo' || decision === 'bar' || decision === null) {
handle(decision);
}
// handle.ts
import { StrBool } from './types';
import { runFoo, runBar, runNull } from './run';
import { log } from './utils';
export function handle(decision: StrBool): void {
if (decision === 'foo') {
runFoo();
} else if (decision === 'bar') {
runBar();
} else {
runNull();
}
log(decision === 'foo' || decision === null);
}
Исходный код в репозитории, шаг 1.
Выглядит не очень, вам не кажется?
Помочь нам может type guard. Напишем его для типа StrBool:
// utils.ts
import { StrBool } from './types';
export function isStrBool(value: unknown): value is StrBool {
return value === 'foo' || value === 'bar' || value === null;
}
export function log(value: boolean) {
/* ... */
}
Решение принимает вид:
// index.ts
import { handle } from './handle';
import { isStrBool } from './utils';
/* ...получаем decision */
if (isStrBool(decision)) {
handle(decision);
}
Исходный код в репозитории, шаг 2.
Уже чуть лучше, но что если однажды бэк вместо 'foo' станет присылать 'fooo'? Будем по всему коду исправлять сравнения? Литералы стоит поместить в константы, а ещё лучше написать функции, выполняющие сравнение и заодно являющиеся type guard-ами. Так и сделаем:
// utils.ts
import { StrBool } from './types';
const STR_BOOL_FOO: StrBool = 'foo';
const STR_BOOL_BAR: StrBool = 'bar';
export function isStrBool(value: unknown): value is StrBool {
return isStrBoolFoo(value) || isStrBoolBar(value) || isStrBoolNull(value);
}
export function isStrBoolFoo(value: unknown): value is StrBool {
return value === STR_BOOL_FOO;
}
export function isStrBoolBar(value: unknown): value is StrBool {
return value === STR_BOOL_BAR;
}
export function isStrBoolNull(value: unknown): value is StrBool {
return value === null;
}
export function log(value: boolean) {
/* ... */
}
// handle.ts
import { StrBool } from './types';
import { runFoo, runBar, runNull } from './run';
import { isStrBoolBar, isStrBoolFoo, isStrBoolNull, log } from './utils';
export function handle(decision: StrBool): void {
if (isStrBoolFoo(decision)) {
runFoo();
} else if (isStrBoolBar(decision)) {
runBar();
} else {
runNull();
}
log(isStrBoolFoo(decision) || isStrBoolNull(decision));
}
Исходный код в репозитории, шаг 3.
Теперь со стороны будет несколько проще понять, что происходит у нас в коде, а также мы облегчили себе будущие доработки выносом литералов в константы и сравнений в утилиты. Хотя и несколько многословно получилось.
Но появилась иная проблема. Узнает ли другой/новый разработчик в вашей команде об этих константах и утилитах? Будет ли их использовать? Насколько вам самим будет легко вспомнить их названия через некоторое время?
Именно эти проблемы я предлагаю решить с использованием воплощённых типов.
Взгляните-ка на этот код:
// StrBool.ts
// 1
export type StrBool = 'foo' | 'bar' | null;
// 2
export const StrBool = {
// 2.1
Foo: 'foo',
Bar: 'bar',
Null: null,
// 2.1
is,
isFoo,
isBar,
isNull,
intoBoolean,
};
// 3
function is(value: unknown): value is StrBool {
return isFoo(value) || isBar(value) || isNull(value);
}
// 4
function isFoo(value: unknown): value is StrBool {
return value === StrBool.Foo;
}
function isBar(value: unknown): value is StrBool {
return value === StrBool.Bar;
}
function isNull(value: unknown): value is StrBool {
return value === StrBool.Null;
}
// 5
function intoBoolean(value: StrBool): boolean {
return isFoo(value) || isNull(value);
}
type StrBool - определение типа, являющегося объединением трёх литералов.
const StrBool - объект, являющийся "воплощением" типа StrBool. Состоит из:
2.1) литералов, составляющих тип StrBool;
2.2) функций-утилит для типа StrBool.Функция is является type guard-ом для типа StrBool.
Функции isFoo, isBar, isNull являются type guard-ами для типа StrBool, кроме того позволяют одновременно с выведением типа значения выполнить проверку его соответствия одному из литералов.
Функция intoBoolean выполняет приведение значения типа StrBool к типу boolean.
Теперь наше решение может выглядеть так:
// index.ts
import { StrBool } from './StrBool';
import { handle } from './handle';
const decision = '' as string | null;
if (StrBool.is(decision)) {
handle(decision);
}
// handle.ts
import { StrBool } from './StrBool';
import { runFoo, runBar, runNull } from './run';
import { log } from './utils';
export function handle(decision: StrBool): void {
if (StrBool.isFoo(decision)) {
runFoo();
} else if (StrBool.isBar(decision)) {
runBar();
} else {
runNull();
}
log(StrBool.intoBoolean(decision));
}
Исходный код в репозитории, шаг 4.
Таким образом, мы заменили разрозненный ворох функций и констант, существующих в отрыве от связанного с ними типа, на один объект с тем же именем что и у типа. Это - воплощённый тип.
По моему мнению, воплощённые типы позволяют улучшить читаемость кода, быстрее отлавливать ошибки и качественнее структурировать проект.
Кроме того, такой подход открывает ещё больше возможностей. Утилиты можно неограниченно добавлять в объект, связанный с типом, не засоряя импорты. Можно внутри проекта выработать контракт о том, для каких разновидностей типов, какой набор утилит и с какими именами является стандартом (переменной, содержащей объект, можно присвоить любой тип) и так далее.
На этом всё, рад буду почитать ваше мнение о таком подходе в комментариях.
Также пишите в комментариях, если вам будет интересно почитать статью про реализацию воплощённого типа - дженерика. Будут некоторые нюансы, и каррированные type guard-ы.
Комментарии (11)
Nipheris
22.03.2024 10:08А зачем вам такой объект? Модуль - уже и есть готовый объект с таким же предназначением. Разве так не проще?
strbool.mts
:export const foo = 'foo'; export type Foo = typeof foo; export const bar = 'bar'; export type Bar = typeof bar; type StrBool = Foo | Bar | null; export { type StrBool as default }; export function is(value: unknown): value is StrBool { return isFoo(value) || isBar(value) || isNull(value); } export function isFoo(value: unknown): value is Foo { return value === foo; } export function isBar(value: unknown): value is Bar { return value === bar; } export function isNull(value: unknown): value is null { return value === null; } export function toBoolean(value: StrBool): boolean { return isFoo(value) || isNull(value); }
Использование:
import type StrBool from './strbool.mjs'; import { is, isBar, isFoo } from './strbool.mjs';
makaevS Автор
22.03.2024 10:081) Так "жирнее" импорты, может быть ощутимо в файле где используется много типов.
2) Если у вас будет много типов, то получится та самая проблема, которую я предлагаю решить. Либо у вас везде type guard-ы называются is и тогда intellisense вам не поможет, либо каждый type guard в имени будет содержать имя типа, тогда опять же вспоминать названия и ещё "жирнее" импорты.
Это все может не быть проблемами в небольших проектах, но с увеличением кодовой базы начнет сказываться.
Onni
22.03.2024 10:08export type StrBool = 'foo'& {_strbooltag?: 'StrBool'} | 'bar' & {_strbooltag?: 'StrBool'} | null; export type Response = { decision: Exclude<string, 'foo'|'bar'> | StrBool };
Можно как-то так сделать
makaevS Автор
22.03.2024 10:08+1Можно, но это:
1) не решает проблему с разрозненными утилитами;
2) намного ближе к теме номинальных типов, её я не планировал затрагивать в данной статье.
Кстати, номинальный тип можно определить как воплощённый (в соответствии с терминологией из статьи) и так с ним будет работать намного удобнее :)
Onni
22.03.2024 10:08Вообще когда я только начал изучать TS я ожидал что type guards позволяют вот так делать. Все еще мечтаю что добавят. С другой стороны typeof так умеет
function getType(x: unknown): x is { name: string } ? 'user' : x is { size: number } ? 'box' : x is number ? 'number' : x is string ? 'string' : never { ??? } switch(getTupe(x)) { case 'user': log(x.name); case 'box': log(x.size); case 'number': log(x * x); case 'string': log(x); }
meonsou
22.03.2024 10:08+1Для такого в ТС уже есть неймспейсы
type Foo = Something namespace Foo { export function util() {} export type NestedType = Something export const value = something }
В них удобно прятать утилиты и детали реализации подобных вещей.
Кстати, помимо "воплощённых" типов ещё можно городить воплощённые функции:
function f() {} namespace f { export type Util = Something export const value = something }
И даже воплощённые классы:
class User { } namespace User { export type NestedType = Something }
Касательно примера в статье:
export type StrBool = 'foo' | 'bar' | null; export type Response = { decision: string | null }; // Можно написать и decision: string | StrBool, // но typescript все равно сведет это к типу string | null
Чтобы юнион не схлопывался можно записать так:
StrBool | (string & {})
makaevS Автор
22.03.2024 10:08Согласен, с namespace-ами получится +- то же самое. Тут уже дело вкуса, как мне кажется. Статья в целом про подход, я материалов и примеров про такое их использование не нашёл.
Юнион не схлопнется, но и смысла в нём не прибавится, т.к. все равно string уже включает в себя значения 'foo' и 'bar'.meonsou
22.03.2024 10:08Юнион не схлопнется, но и смысла в нём не прибавится, т.к. все равно string уже включает в себя значения 'foo' и 'bar'.
Смысл в том что эти литералы будут отображаться в подсказках
sumdy-c
Предложение зачтено, но, что первое в голову пришло, не проще для этих целей использовать enum ? И никаких функций не нужно.
В рамках задачи, конкретно этой, такой подход проще вроде ) В любом случае ваш кому-то понравится)
Спасибо за работу!
makaevS Автор
В рамках примера да, проще использовать enum. Но пример очень упрощён.
Если рассматривать вопрос шире, то enum не поможет, если потребуется, например дженерик или объектный тип.
В случае с объектным типом, для сбора утилит в одном месте подошёл бы и класс со статичными методами. Но он же не подошёл бы для примера с union type в статье.
Мне тем и нравится подход с воплощёнными типами, что он позволяет эффективно и единообразно решить проблему для всех возможных видов типов.