Архитектура
TOY - это минималистичный воображаемый процессор (хотя были попытки его воплощения в реальность). Его описал профессор Phil Koopman в своей статье Microcoded Versus Hard-wired Control ещё в 1987 году. TOY изучают на парах по Computer Science в Принстонском университете.
Я взял слайды используемые на занятиях и разложил всё по полочкам.
Основные особенности:
арифметическо-логическое устройство
16 16-битных регистров
256 16-битных слов памяти и устройство ввода-вывода
один 8-битный счётчик команд
16 инструкций
Не густо. Как где-то сказали: "Машина Тьюринга на минималках". Давайте приступим и напишем простой скелет эмулятора на Python:
class Toy:
def __init__(self):
self.registers = self.Registers()
self.memory = self.Memory()
self.alu = self.ALU()
self.pc = 0x10
Сделаем для начала наиболее простую реализацию.
Регистры и память
В TOY 16 регистров по 16 бит и 256 ячеек памяти по 16 бит. Они доступны для чтения и записи. Поэтому выделим каждому по массиву данных и назначим простейшие функции чтения и записи:
class Registers:
__REGISTERS_NUM = 16
def __init__(self):
self.image = [0 for i in range(self.__REGISTERS_NUM)]
def read(self, addr):
return self.image[addr]
def write(self, addr, data):
self.image[addr] = data
class Memory:
__MEMORY_SIZE = 255
def __init__(self):
self.image = [0 for i in range(self.__MEMORY_SIZE)]
def read(self, addr):
return self.image[addr]
def write(self, addr, data):
self.image[addr] = data
Счётчик команд
Счётчик инструкций или program counter - это специальный регистр процессора, который указывает на следующую инструкцию в программе, которую надо исполнить. Программа состоит из инструкций лежащих в памяти. С помощью этого счётчика компьютер проходит вдоль всего кода попутно извлекая и исполняя эти инструкции.
В TOY программа начинается с адреса 16 (0x10):
class Toy:
def __init__(self):
self.pc = 0x10
При исполнении обычных инструкций он будет увеличиваться на единицу, а в операциях типа "Jump" будет сдвигаться сразу на несколько шагов вперёд или назад:
Архитектура набора команд (Instruction Set Architecture)
Основное отличие одного ядра процессора от другого - это набор команд (opcode), который они могут выполнить.
Инструкция TOY состоит из 16 бит в двух форматах:
Биты / Формат |
[15:12] |
[11:8] |
[7:4] |
[3:0] |
RR |
opcode |
destination d |
source s |
source t |
A |
opcode |
destination d |
address |
То есть при извлечении инструкции из памяти (instruction fetch) нам нужно получить параметры этих форматов:
def fetch(self):
instruction = self.memory.read(self.pc)
opcode = (instruction & 0xF000) >> 12
d = (instruction & 0x0F00) >> 8
s = (instruction & 0x00F0) >> 4
t = (instruction & 0x000F)
addr = (instruction & 0x00FF)
self.pc = self.pc + 1
return opcode, d, s, t, addr
TOY может выполнять всего 16 команд (операций):
Код (HEX) |
Команда |
Формат |
Псевдо-код |
0 |
halt |
- |
halt |
1 |
add |
RR |
R[d] = R[s] + R[t] |
2 |
substract |
RR |
R[d] = R[s] - R[t] |
3 |
and |
RR |
R[d] = R[s] & R[t] |
4 |
xor |
RR |
R[d] = R[s] ^ R[t] |
5 |
shift left |
RR |
R[d] = R[s] << R[t] |
6 |
shift right |
RR |
R[d] = R[s] >> R[t] |
7 |
load address |
A |
R[d] = addr |
8 |
load |
A |
R[d] = M[addr] |
9 |
store |
A |
M[addr] = R[d] |
A |
load indirect |
RR |
R[d] = M[R[t]] |
B |
store indirect |
RR |
M[R[t]] = R[d] |
C |
branch zero |
A |
if (R[d] == 0) PC = addr |
D |
branch positive |
A |
if (R[d] > 0) PC = addr |
E |
jump register |
RR |
PC = R[d] |
F |
jump and link |
A |
R[d] = PC + 1; PC = addr |
Чувствуете этот запах? Так пахнут бессонные ночи, красные глаза и его величество... Ассемблер!
Здесь всего 16 команд. Например, даже в 50-летнем Intel 4004 их было 52, а в x86 вообще 1502. Но даже этих 16-ти команд достаточно для ЛЮБОГО вычисления. Ограничивает только размер памяти.
Пропишем функции этих операций.
def op_halt(self, d, s, t, addr):
print('HALT')
exit()
def op_add(self, d, s, t, addr): # R[d] = R[s] + R[t]
self.registers.write(d, self.registers.read(s) + self.registers.read(t))
def op_sub(self, d, s, t, addr): # R[d] = R[s] - R[t]
self.registers.write(d, self.registers.read(s) - self.registers.read(t))
def op_and(self, d, s, t, addr): # R[d] = R[s] & R[t]
self.registers.write(d, self.registers.read(s) & self.registers.read(t))
def op_xor(self, d, s, t, addr): # R[d] = R[s] ^ R[t]
self.registers.write(d, self.registers.read(s) ^ self.registers.read(t))
def op_shl(self, d, s, t, addr): # R[d] = R[s] << R[t]
self.registers.write(d, self.registers.read(s) << self.registers.read(t))
def op_shr(self, d, s, t, addr): # R[d] = R[s] >> R[t]
self.registers.write(d, self.registers.read(s) >> self.registers.read(t))
def op_loada(self, d, s, t, addr): # R[d] = addr
self.registers.write(d, addr)
def op_load(self, d, s, t, addr): # R[d] = M[addr]
self.registers.write(d, self.memory.read(addr))
def op_stor(self, d, s, t, addr): # M[addr] = R[d]
self.memory.write(addr, self.registers.read(d))
def op_loadi(self, d, s, t, addr): # R[d] = M[R[t]]
self.registers.write(d, self.registers.read(t))
def op_stori(self, d, s, t, addr): # M[R[t]] = R[d]
self.memory.write(self.registers.read(t), self.registers.read(d))
def op_bzero(self, d, s, t, addr): # if (R[d] == 0) PC = addr
if self.registers.read(d) == 0:
self.pc = addr
def op_bposi(self, d, s, t, addr): # if (R[d] > 0) PC = addr
if self.registers.read(d) > 0:
self.pc = addr
def op_jmpr(self, d, s, t, addr): # PC = R[d]
self.pc = self.registers.read(d)
def op_jmpl(self, d, s, t, addr): # R[d] = PC + 1; PC = addr
self.registers.write(d, self.pc)
self.pc = addr
И пропишем эти функции в таблицу в соответствии с кодами команд:
execute = {
0x0: op_halt,
0x1: op_add,
0x2: op_sub,
0x3: op_and,
0x4: op_xor,
0x5: op_shl,
0x6: op_shr,
0x7: op_loada,
0x8: op_load,
0x9: op_stor,
0xA: op_loadi,
0xB: op_stori,
0xC: op_bzero,
0xD: op_bposi,
0xE: op_jmpr,
0xF: op_jmpl
}
Теперь работа TOY (как и работа любого компьютера) будет выглядеть всего лишь так:
def start(self):
while True:
op, d, s, t, addr = self.fetch()
self.execute[op](self, d, s, t, addr)
Т.е. по сути компьютер просто производит бесконечное извлечение инструкций из памяти (fetch) и их выполнение (execute).
Загрузка программы
Напишем простую программу сложения и посмотрим на состояние регистров. Добавим отладку регистров:
def start(self):
while True:
op, d, s, t, addr = self.fetch()
execute[op](self, d, s, t, addr)
# debug registers
print("Regs: ", self.registers.image)
Запишем несколько инструкций в память и запустим эмулятор:
computer = Toy()
computer.memory.write(0x10, 0x7328) # R[3] = 40
computer.memory.write(0x11, 0x7464) # R[4] = 100
computer.memory.write(0x12, 0x1234) # R[2] = R[3] + R[4]
computer.start()
Первая инструкция расположена по адресу 0x10, т.к. при старте счётчик команд начинает считать с этого адреса. Запускаем:
# python toy.py
Regs: [0, 0, 0, 40, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0]
Regs: [0, 0, 0, 40, 100, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0]
Regs: [0, 0, 140, 40, 100, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0]
HALT
Оно работает!
Углубляемся
Поздравляем, завелось! Но как-то всё быстро получилось... Предлагаю на этом простейшем каркасе докопаться до самых транзисторов. Начнём с АЛУ.
АЛУ
Вместо выполнения арифметических операций силами Python, добавим АЛУ. Оно здесь умеет только прибавлять, отнимать, сдвигать биты и выполнять AND и XOR. "Это вам не Рио-де-Жанейро", никаких вам делений с плавающей точкой за одну инструкцию.
Рассмотрим суммирование двух чисел. Любая логическая схема состоит из простейших логический элементов:
Для построения схемы суммирования нам понадобится полусумматор:
Или выражаясь в коде:
half_adder = lambda a, b: (a ^ b, a & b)
Из двух полусумматоров необходимо собрать полный сумматор:
Или:
def full_adder(self, a, b, carry_in):
half_adder = lambda a, b: (a ^ b, a & b)
s1, c1 = half_adder(a, b)
sum, c2 = half_adder(carry_in, s1)
return sum, c1 | c2
Если посмотреть на схему АЛУ, то можно увидеть, что между операцией сложения и вычитания практически нет разницы:
Нужно всего лишь ввести дополнительную переменную substract для полного сумматора, и он превратится в сумматор-вычитатель:
def adder_substractor(self, a, b, carry_in, substract):
return self.full_adder(a, b ^ substract, carry_in)
Доведём схему до 16 бит:
def adder_substractor(self, input1, input2, substract):
result_byte = 0
carry = substract
bit_from_byte = lambda byte, position: (byte & (1 << position)) >> position
for position in range(self.DATA_RESOLUTION):
bit1 = bit_from_byte(input1, position)
bit2 = bit_from_byte(input2, position)
result_bit, carry = self.full_adder(bit1, bit2 ^ carry, carry)
result_byte |= (result_bit << position)
return result_byte
В общем принцип понятен, не будем заморачиваться с остальными операциями.
Класс АЛУ
class ALU:
__DATA_RESOLUTION = 16
__CTRL_ADD_SUB = 0b000
__CTRL_AND = 0b001
__CTRL_XOR = 0b010
__CTRL_SHIFT = 0b011
__CTRL_INPUT2 = 0b100
__SUBSTRACT_RESET = 0b0
__SUBSTRACT_SET = 0b1
__SHIFT_RIGHT = 0b0
__SHIFT_LEFT = 0b1
def __full_adder(self, a, b, carry_in):
half_adder = lambda a, b: (a ^ b, a & b)
s1, c1 = half_adder(a, b)
sum, c2 = half_adder(carry_in, s1)
return sum, c1 | c2
def __adder_substractor(self, a, b, cr, sub):
return self.__full_adder(a, b ^ sub, cr)
def __alu(self, input1, input2, substract, shift_dir, ctrl):
result_byte = 0
if ctrl == self.__CTRL_ADD_SUB:
carry = substract
bit_from_byte = lambda byte, position: (byte & (1 << position)) >> position
for position in range(self.__DATA_RESOLUTION):
bit1 = bit_from_byte(input1, position)
bit2 = bit_from_byte(input2, position)
result_bit, carry = self.__adder_substractor(bit1, bit2, carry, substract)
result_byte |= (result_bit << position)
elif ctrl == self.__CTRL_AND:
result_byte = input1 & input2
elif ctrl == self.__CTRL_XOR:
result_byte = input1 ^ input2
elif ctrl == self.__CTRL_SHIFT:
if shift_dir == self.__SHIFT_LEFT:
result_byte = input1 << (input2 & 0b1111) # 16 steps max, only 4 bits in use
else:
result_byte = input1 >> (input2 & 0b1111) # 16 steps max, only 4 bits in use
elif ctrl == self.__CTRL_INPUT2:
result_byte = input2
return result_byte
def Add(self, input1, input2):
return self.__alu(input1, input2, self.__SUBSTRACT_RESET, self.__SHIFT_RIGHT, self.__CTRL_ADD_SUB)
def Sub(self, input1, input2):
return self.__alu(input1, input2, self.__SUBSTRACT_SET, self.__SHIFT_RIGHT, self.__CTRL_ADD_SUB)
def And(self, input1, input2):
return self.__alu(input1, input2, self.__SUBSTRACT_RESET, self.__SHIFT_RIGHT, self.__CTRL_AND)
def Xor(self, input1, input2):
return self.__alu(input1, input2, self.__SUBSTRACT_RESET, self.__SHIFT_RIGHT, self.__CTRL_XOR)
def Shiftl(self, input1, input2):
return self.__alu(input1, input2, self.__SUBSTRACT_RESET, self.__SHIFT_LEFT, self.__CTRL_SHIFT)
def Shiftr(self, input1, input2):
return self.__alu(input1, input2, self.__SUBSTRACT_RESET, self.__SHIFT_RIGHT, self.__CTRL_SHIFT)
def Input2(self, input1, input2):
return self.__alu(input1, input2, self.__SUBSTRACT_RESET, self.__SHIFT_RIGHT, self.__CTRL_INPUT2)
Ещё раз про регистры
Поскольку компьютер - это по сути электрическая схема, то за одну операцию можно и читать значения регистров и тут же записать вычисленное значение. Посмотрим, как это происходит на основе уже созданной программы:
computer.memory.write(0x10, 0x7328) # R[3] = 40
computer.memory.write(0x11, 0x7464) # R[4] = 100
computer.memory.write(0x12, 0x1234) # R[2] = R[3] + R[4]
До извлечения инструкции по адресу 0x12 в регистр 3 записано значение 0x28, а в 4 - 0x64. Инструкция извлекается из памяти и распарсевается на op, d, s и t. Переходим к исполнению инструкции:
На входящие шины A Addr и B Addr попадают значения 3 и 4. Значения регистров 3 и 4 отдаются в АЛУ по шинам A Data и B Data, которые сразу же складываются. Полученное значение отправляется на шину W Data регистров по адресу на шине W Addr. И всё это за один такт!
def op_add(self, d, s, t, addr): # R[d] = R[s] + R[t]
a_data, b_data = self.registers.read(s, t)
w_data = self.alu.Add(a_data, b_data)
self.registers.write(w_data, d)
def op_sub(self, d, s, t, addr): # R[d] = R[s] - R[t]
a_data, b_data = self.registers.read(s, t)
w_data = self.alu.Sub(a_data, b_data)
self.registers.write(w_data, d)
...
Что касается самого принципа запоминания. Простейшая ячейка памяти (ОЗУ, регистр или счётчик) состоит из элементов NAND замкнутых друг на друга. Эффект запоминания как раз и строится на этой замкнутости: состояние выхода зависит от того, каким было предыдущее состояние системы:
Память и устройство ввода-вывода
Устройство ввода-вывода замаплено в адресном пространстве памяти по адресу 255 (0xFF). Как и в обычном ПК, если вам нужен доступ к, например, шине PCI Express, вы тоже обращаетесь определённым адресам в пространстве памяти центрального процессора.
Если обратиться к этому адресу, то обращение перейдёт на порт ввода-вывода:
class Memory:
__MEMORY_SIZE = 255
__IO_ADDRESS = 255
def __init__(self):
self.image = [0 for i in range(self.__MEMORY_SIZE)]
def read(self, addr):
if 0 <= addr < self.__MEMORY_SIZE:
return self.image[addr]
elif addr == self.__IO_ADDRESS:
return int(input("Enter a value > "))
def write(self, addr, w_data):
if 0 <= addr < self.__MEMORY_SIZE:
self.image[addr] = w_data
elif addr == self.__IO_ADDRESS:
print("Output > ", w_data)
Но не всё так просто. Здесь 16-битная память, и если вводить или выводить через консоль отрицательные числа, то всё пойдёт крахом.
Python не лучший выбор, когда нужно работать с данными определённого типа и размера. Поэтому будем обрезать байты вспоминая дополнительный код:
def read(self, addr):
if 0 <= addr < self.__MEMORY_SIZE:
return self.image[addr]
elif addr == self.__IO_ADDRESS:
r_data = int(input("Enter a value > "))
if r_data < 0:
r_data = 0x10000 + r_data # two's-complement
return r_data
def write(self, addr, w_data):
if 0 <= addr < self.__MEMORY_SIZE:
self.image[addr] = w_data
elif addr == self.__IO_ADDRESS:
if w_data > 0x7FFF:
w_data = w_data - 0x10000 # two's-complement
print("Output > ", w_data)
Теперь изменим существующую программу суммирования, чтобы значения слагаемых извлекались из устройства ввода-вывода:
computer.memory.write(0x10, 0x83FF) # загружаем значение из консоли в R[3]
computer.memory.write(0x11, 0x84FF) # загружаем значение из консоли в R[4]
computer.memory.write(0x12, 0x1234) # суммируем R[3] и R[4] и помещаем в R[2]
computer.memory.write(0x13, 0x92FF) # выводим в консоль значение R[2]
Запускаем:
# python toy.py
Enter a value > 123
Enter a value > -456
Output > -333
HALT
Огонь! Добавим загрузку внешнего файла и напишем что-нибудь посложнее.
Умножение трёх чисел в TOY
Добавим загрузку внешнего файла в TOY. Вообще порядок байт в TOY это little-endian (LE), и соответственно загружаемый файл тоже должен быть типа LE. Но предлагаю сделать файл в формате BE для большей читаемости, а при его загрузке в память TOY будем просто менять старшие и младшие байты местами:
def load_app(self, filename):
with open(filename, 'rb') as file:
file_contents = file.read()
file_length = len(file_contents) // 2
for addr in range(file_length):
self.memory.write(self.SOFT_START_ADDRESS + addr,
# change BE to LE
(int(file_contents[addr * 2]) << 8) |
int(file_contents[(addr * 2) + 1]))
...
for a in sys.argv[1:]:
self.load_app(a)
Напишем вычисление x * y * z. Чтобы не повторять два раза код умножения будем выполнять умножение в отдельной функции умножения. Итак, для начала напишем в псевдокоде:
R[A] = input() # сохраняем первое число из консоли в R[A]
R[B] = input() # а второе число в R[B]
R[F] = PC; goto multiple # умножаем R[A] на R[B] и сохраняем в R[C] в функции multiple
R[A] = R[C] # перемещаем результат умножения в R[A]
R[B] = input() # снова сохраняем число из консоли в R[B]
R[F] = PC; goto multiple # опять умножаем
print(R[C]) # печатаем
halt # завершаем работу
Сама функция умножения:
multiple: R[C] = 0 # в R[C] хранится результат умножения, сбрасываем его
R[1] = 1 # нам понадобится декрементить на 1, будем использовать для этого R[1]
check: if (R[A] == 0) goto end # или while (R[A] != 0)
R[C] += R[B] # добавляем значение к результату
R[A]-- # декрементим
goto check # проверяем нужно ли продолжать умножать
end: PC = R[F] # выходим из функции на уровень выше
Теперь перенесём всё на машинный код TOY:
10: 8aff # R[A] = input()
11: 8bff # R[B] = input()
12: ff18 # R[F] = PC; goto multiple
13: 1ac0 # R[A] = R[C]
14: 8bff # R[B] = input()
15: ff18 # R[F] = PC; goto multiple
16: 9cff # print(R[C])
17: 0000 # halt
18: 7c00 # multiple: R[C] = 0
19: 7101 # R[1] = 1
1A: ca1e # check: if (R[A] == 0) goto end
1B: 1ccb # R[C] += R[B]
1C: 2aa1 # R[A]--
1D: c01a # goto check
1E: ef00 # end: PC = R[F]
Остаётся создать пустой файл mult.bin, открыть его в каком-нибудь hex-редакторе и записать по байтам:
Для проверки умножим 12 на -34 на 56:
# python
>>> 12 * (-34) * 56
-22848
Пора жать кнопку "Пуск". Запускаем TOY:
# python toy.py mult.bin
Enter a value > 12
Enter a value > -34
Enter a value > 56
Output > -22848
HALT
P.S. Как видите, всё гениально и просто. Современные компьютеры - это самые сложные изобретения цивилизации, но и они состоят из простейших элементов управляемых простейшими командами. Кому понравилась эта тема, можете копнуть дальше и найти в сети исходники эмуляторов на Python, например, Intel 4004 или Z80. Теперь разобраться будет легко.
Фото на обложке:
The women who changed the history of computing
Javian
Лучше PDP11.
Pisikak
Чем?
Javian
Традиционно в PDP-11 использовалась восьмеричная система счисления и там всё очень наглядно команды записываются. ( http://uknc.pdp-11.ru/Doc/PDP-11.doc )
В некоторой степени эта наглядность позаимствована в 8080A.
Редко где можно увидеть это. В книге очень доходчиво объясняют логику команд - А. Л. ДУДКО, В. К ЗАХАРОВ Простейшая микро-ЭВМ. 1989 https://djvu.online/file/2M2zNIYd3WAVJ
Pisikak
Спасибо:)