Джеф Раскин — специалист в области интерфейсов. Известен был, в первую очередь, тем, что однажды задумал создать удобный компьютер для простых пользователей, имя которому Macintosh. Как автор исследовал взаимодействие человека и машины с учетом принципов эргономики и когнетики. Дожил Джеф до 61 года и ушел в иной мир в 2005 году. При чтении делайте скидку на то, что с момента написания прошло более двадцати лет, и некоторые примеры интерфейсов могут показаться слишком уж олдскульными. Как и в случае с электронными часами для видеомагнитофона, которые упоминаются в этой книге.

Как мы уже упомянули, Джеф Раскин в своих разработках опирался на такие прикладные науки как когнетика и эргономика. Первая связана с осознанием когнитивных ограничений человека. Например, автор писал о том, что нет смысла создавать интерфейс, который требовал от пользователя способности «перемножать 30-значные числа за 5 секунд», подразумевая, что на результат взаимодействия человека и машины будут очевидным образом влиять наши естественные ментальные способности. Тема эргономики с её возможностями скелета и органов чувств раскрывается же здесь через базовые представления об удобстве использования чего угодно: от стульев до интерфейсов устройств. «Вы не станете проектировать машину, обслуживание которой предусматривает, чтобы один человек оперировал двумя переключателями, расположенными в трех метрах друг от друга»  — пишет Джеф Раскин и разъясняет: «Мы должны овладеть эргономикой сознания, если мы хотим создавать интерфейсы, которые могли бы хорошо работать». В общем, закладывает здравый смысл и научные дисциплины в фундамент заботы о человеке через интерфейсы.

Любопытно и то, как через призму технического проектирования Джеф Раскин преломляет и другие базовые понятия из гуманитарных наук. Так сознательное и бессознательное из психологии становятся «когнитивным сознательным и когнитивным бессознательным», а сенсорное восприятие рассматривается с учетом понятия «локус внимания» в контексте потребления информации пользователем по ту сторона экрана.

Кроме того автор пишет и про привычки — действия, которые мы совершаем автоматически. «Как-то раз один наблюдатель сказал, что бейсболист в момент удара должен думать о своей технике, на что звезда бейсбола Йоджи Берра, в продолжение приведенной мысли Льюиса, ответил с характерной краткостью: “Как можно думать и бить одновременно?”», — приводит в пример мысль и развивает её далее: «Вы легко можете себе представить, насколько трудно было бы вести машину, если бы вам пришлось задумываться: “Так, я хочу остановиться. Надо подумать. Чтобы сбросить обороты двигателя, необходимо снять ногу с педали акселератора. Теперь нужно преобразовать кинетическую энергию машины в тепло с помощью нажатия на педаль тормоза…”. К счастью, если вы опытный водитель, все эти операции вы проделываете автоматически. Подобным же образом вы развили много маленьких привычек, которые помогают вам пользоваться компьютером, наручными часами, будильником, телефоном и разными другими вещами, имеющими интерфейс».

Главный фокус книги — человекоориентированные интерфейсы. Автор описывает кнопки, модели и правила, руководствуясь которыми можно сделать опыт пользователя понятнее и проще. 

Если вы считаете, что подобные книги лишь незначительно способствует генерации новых идей, то подумайте о том, что знание основ и истории IT поможет лучше понимать, почему некоторые интерфейсы бывают в корне неудобными даже в наш век искусственного интеллекта. А потом не допускать ошибок при создании собственного продукта, будь это сайт или панель управления на космической станции. 

Также мы рекомендуем книгу к чтению, даже если у вас уже есть большой опыт создания интерфейсов и собственное видение на этот счет. В таком случае, чтение позволит узнать больше о взглядах самого Джефа Раскина и проследить как развивалась его техническая мысль. Ну и про работу в Apple там тоже написано много.

Полезное от Онлайн Патент:

  1. Как получить господдержку для IT-компании?

  2. Какие выгоды можно получит от регистрации программы для ЭВМ?

  3. Как защитить базу данных клиентов?

  4. Не только айтишники: какие компании могут внести свои программы в Реестр отечественного ПО?  

  5. Руководство по товарным знакам в 2024 году.

Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале

Комментарии (0)