Элла Куллен — менеджер компании IconPeak подробно описала инструкции о том, как иностранным разработчикам приложений выходить на российский рынок. По наблюдениям Куллен, количество исследований и отчетов на тему развивающихся рынков и их потенциально доминирующих положения в мобильной индустрии постоянно растет.


Элла Куллен

Основное внимание направлено на Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР. Вокруг перечисленных стран довольно много шума, но одно можно сказать точно — на эти рынки действительно стоит обратить внимание. Бразилия продемонстрировала свои успехи. В 2014 году она стала второй в списке стран по количеству загрузок у Google Play, тогда как Китай занял первенство по показателям дохода и замкнул тройку лидеров в этой позиции на iOS.

По прогнозам на 2015 год общий глобальный доход от мобильных игр обещает превысить $22,3 млрд. Россия занимая пятое место в мире по количеству установок и двенадцатое место по доходам (объединенные показатели iOS и Android).

Разница в показателях объясняется тем, что только 28% российских геймеров совершают покупки внутри приложении или приобретают игры (для сравнения — этот показатель в США составляет 45%, а в Китае 54%). Но ситуация улучшается благодаря существенному развитию мобильных устройств в России за счет местных и западных разработчиков, игроков. Сегмент постоянно расширяется. В РФ 79% человек играют в игры на мобильных устройствах, тогда как в том же Китае показатель доходит до 96%, в Южной Корее — 93%.

У рынка России несомненно есть потенциал, но стоит обратить внимание на определенные моменты. Специалисты компании IconPeak составили памятку для разработчиков, желающих разобраться в специфике российского рынка. Особое внимание уделяется дизайну и проектированию, а также стратегии запуска мобильных приложений.

Стать «местными» на 100%


По мнению многих экспертов именно из-за неудачной локализации компания Candy Crush не вошла даже в топ-10 приложений в России. Недостаточно выдавать просто качественно переведенный контент, он еще должен быть адаптированным под местную культуру. Начиная с русского языка (ведь далеко не все россияне англоязычные) и заканчивая полной реконструкцией содержания приложения.

Одним из лучших примеров хорошей и грамотной адаптации приложения Куллен считает игру Valiant Hearts (по мотивам Второй мировой войны), которую провели российские разработчики из Ubisoft. После внимательного изучения роли России в войне, они полностью переписали внутриигровую энциклопедию и для проверки деталей вроде дат, времени сражений и т.д., даже наняли историка. Как результат, Valiant Hearts выиграла в номинации «Лучший сценарий» на The Game Awards 2014 и российскими геймерами воспринялась более чем доброжелательно.



Но существуют и более бюджетные варианты локализации, как например Google Play’s App Translation Service. Именно его использовали RV AppStudios для локализации приложения Zombie Ragdoll на 20 языках (2013 год).

Также можно начать сотрудничество с местными компаниями, знания культуры и языка которых помогут избежать ошибок. На примере компании All Correct Games, проводившей адаптацию локализации Valiant Hearts и Universally Apps.

Старт с Android


Android наиболее подойдет для начала. В конце 2014 года цены на iPhone в России поднялись почти на 35%. Повышение стоимости повлияло на распространение операционной системы Android, составляющей в РФ почти 80% всего рынка смартфонов. Хорошее преимущество для тех, чьи приложения уже есть в Google Play.

Особый интерес представляют смартфоны с двумя экранами. Не так давно на рынке появился новый Android девайс российской разработки Yota Phone. Этот смартфон имеет на обратной стороне дополнительный интерактивный экран. Второй экран всегда активен и может использоваться для чтения электронных книг, как альтернатива основному в режиме энергосбережения.



Информация полезна как минимум по двум причинам. Во-первых уже существует магазин приложений Yota Apps Store, в котором любой разработчик может провести бесплатную демонстрацию своего приложения. А во-вторых, само наличие такого магазина составляет конкуренцию Google Play Store. Генеральный директор компании не раз упоминал о том, что ведется разработка специального ПО для второго экрана. В ближайшем будущем разработчики смогут протестировать смартфон.

Стратегии и ролевые игры доминируют по доходности в Google Play, а вот популярность puzzle и casual-игр существенно снизилась.

Альтернативные магазины приложений


Во всем мире создаются альтернативные магазины приложений для их распространения. Но есть несомненная тройка лидеров, показывающих неплохой рост: Yandex.Store, GetUpps и MTS Apps Market.



Yandex — это известный российский поисковик, генерирующий порядка 57,3% поискового трафика в стране. В 2013 году на платформе Android был запущен магазин Yandex.Store. В нем было 50 000 приложений, которые через полтора года достигли 120 000. Разделы «новое» и «интересное», предлагающих разработчикам продемонстрировать свое приложение, стали существенным плюсом. Менеджер по работе с ключевыми клиентами считает, что всем приложениям нужно давать шанс. Второй по величине альтернативный магазин — GetUpps! Он разработан «Мегафоном». Третье место у MTS App Market, работающего по подписке $0,35 в неделю за безлимитный доступ к 3000 премиум-приложений.

Магазины подходят только для Android-приложений и обеспечивают высокую видимость этих приложений. Это еще одна причина не ограничиваться iOS на рынке России.

Соцсети в помощь


Популярная сеть «Facebook» с посещаемостью примерно в 30 млн пользователей в месяц в РФ отнюдь не лидирующая и уступает российским соцсетям. Первое место занимает «ВКонтакте», месячная аудитория которого составляет почти 57 млн пользователей. На втором месте «Одноклассники» с 43 млн пользователей. Третим идет «Мой Мир», у которого 31 млн пользователей.

Mail.Ru Group контролирует все три упомянутые соцсети и доминирует в русскоязычном интернете. Наибольший интерес представляет принадлежащая Mail.Ru Group мобильная рекламная платформа myTarget. Она охватывает аудиторию myTarget (все соцсети, игровые сайты) и в объеме превышает 140 млн пользователей. Платформа также позволяет экспериментировать с привычными рекламными форматами.



Настроить и запустить рекламную кампанию в myTarget достаточно быстро и просто

Распространение через соцсети, дополненное фичами вроде кнопки «Поделиться» и виральным контентом, представляет сильную основу традиционной рекламе приложения. Тем более, что в России хватает хороших студий, работающих с виральным контентом.

Охват всей страны


Бытует мнение, что за пределами крупных городов (Москва, Санкт-Петербург) количество девайсов слишком незначительно. Но на самом деле распространенность технологий и сервисов не настолько уж низкая. Большая четверка телекоммуникационных компаний: МТС, «Билайн», «Ростелеком» и «Мегафон» вложили немало финансов в инфраструктуру, протянувшуюся по всей России с транспортной сетью в 11 000 км. На протяжении всей сети есть мобильная связь. Кроме того, пользователи склонны чаще покупать смартфоны, так как они более доступны, чем десктопы. По результатам прошлого года использование мобильного интернета на 51% превысило десктопный.



Как вывод: на этапе разработки и дизайна стоит сфокусироваться на создании локализованных Android-приложений. Если же приложение игровое, из него лучше сделать «стратегию». В стадии запуска надо помнить про альтернативные магазины и продвижение в соцсетях, через какие будут распространяться приложения. И конечно, лучше расширить географию присутствия своего приложения на вся Россию, не ограничиваясь исключительно большими городами.

Комментарии (0)