Существует множество цитат, поговорок и наставлений, которые почему‑то обрезают и в итоге теряется или искажается их смысл. «Один в поле не воин, а путник», «Повторение — мать учения и утешение дураков», «В здоровом теле здоровый дух — редкое явление» — примеры таких сокращений, если верить некоторым источникам.

Таким же образом пропадает значительная часть смысла утверждения «Если ты хочешь преуспеть в жизни, то тебе обязательно нужно высшее образование.» (ну и аналогичные ему). На самом деле, перед точкой должно быть дополнение в стиле «которое ты сам с умом выберешь и для получения которого ты будешь стараться».

Как же много в моем окружении и в окружении моих знакомых людей, которые портят или уже извратили свою жизнь тем, что пошли учиться в ВУЗ или просто не на ту специальность не в том ВУЗе, и сколько людей еще успеют насолить себе этим в будущем. В особенности те, кто пошел или пойдет учиться на бюджет и кому нужно отрабатывать 2 года по специальности (привет из РБ).

Возьмем к примеру моего товарища Игоря (имя изменено). Игорь спортсмен, мастер спорта по борьбе (спорт изменен), призер кучи чемпионатов с горой медалей и кубков; он обожает спорт и все, что с ним связано. Но Игорь после 11 классов непонятно зачем и почему решил пойти учиться в ВУЗ на бизнес-аналитика, хотя мог бы пойти в физкультурный ВУЗ и стать тренером. Как он выбирал эту специальность? По названию (даже не по приказу родителей или совету тренера и друзей). Перед поступлением человек не интересовался планом предметов, карьерными возможностями, составом преподавателей и общим состоянием университета. Он просто выбрал то, что ему понравилось по звучанию. Какой итог у Игоря к его выпуску? Он не знает ни единого понятия из предметной области, он до сих пор не знает, кем он будет работать, а еще он потратил около 4000$ на получение этой корочки, которую не хотел бы давать ни один преподаватель из экзаменационной и дипломной комиссии.

Не будьте тем, кто идет в IT, консалтинг или финансы только потому что это круто звучит и в фильмах или тиктоке они классно выглядят. Классно выглядят те, кто делают то, что им нравится, остальные же ходят к психологу или бросают все и идут водить такси.

На моем потоке таких (ну, возможно не настолько ярких) примеров около 80-90%, аналогично на большинстве других гуманитарных, а также технических tier-2 специальностях в моем и других вузах РБ. Что еще страшнее, значительной доле таких людей придется 2 года (а в ближайшем будущем будет 5 лет) работать по таким специальностям, как юрист, врач, медсестра, архитектор, строительный инженер, бухгалтер, менеджер по персоналу (те самые рекрутерши) и т.д.

Да, понятно, что не все понимают сразу, чего они хотят от жизни, кроме того, чтобы работать миллионером удаленно с пляжа Мальдив, попивая шоколадный айс-латте-фраппучино. Именно поэтому я предлагаю идти от обратного — постепенно убирать то, что НЕ нравится.

Как не попасть в эту ловушку и не потерять деньги и 4–9 лет своей жизни на получение образования, которое выражается только в материальной форме маленькой книжки с названием «Диплом»? Не буду давать советы из профориентационных тестов в стиле:
— Вы любите разбирать и собирать чайники?

— Да

— Тогда попробуйте стать инженером!

Далее укажу то, что большинство советчиков по выбору ВУЗа не говорят (ну а к тому, что говорят, сделаю дополнения). Предостерегаю, что придется потратить какое-то время на изучение вопроса. Но поверьте, что лучше замарать ручки сейчас, чем потом со слезами на глазах строить UML-модели и писать ТЗ для системы управления складом, хотя вы, как оказалось, предпочли бы рисовать макет рекламы для бренда одежды.

Подготовьте варианты для изучения

Для начала пройдитесь по специальностям всех университетов, которые вы готовы рассмотреть (по финансовым или другим объективным показателям). Если вы точно знаете, что вам не хочется лечить людей, строить мосты, тестировать ПО или считать экономику продукции, то убирайте соответствующие медицинские/технические/экономические специальности из своего поля рассмотрения.

Сделайте табличку со специальностями, которые изначально кажутся не неинтересными и для которых вы перед внесением сделали короткий гугл-чек с описанием того, чем занимаются люди, работающие по этой специальности (иногда придется открыть описание, которое предлагает ВУЗ с перечислением возможных должностей, так как из названия ничего не понятно) и занесите только те, которые вас устраивают.

ВУЗ

Специальность

Возможные должности

Проведите краткий ресерч

После того, как у вас есть эта табличка, попробуйте найти больше информации по этим специальностям на интернет-ресурсах этих ВУЗов и их факультетах.

Добавьте столбец "Дисциплины". Часто встречается хотя бы краткий список дисциплин. Посмотрите и оцените, насколько плохо или хорошо для вас звучит этот список. Если вы смотрите "прикольно звучащую" специальность "экономическая кибернетика", а в плане предметов там 90% высшей математики, хотя вас воротит даже от школьной матеши, то смело убирайте эту строчку из таблицы, ибо 4 года вы будете нарабатывать себе неврозы, депрессию и потеряете желание жить вообще. Аналогично, если вы видите много интересных для вас тем вроде "проектирование экономических информационных систем", "управление ИТ-проектами", "предпринимательство в сфере ИТ" и т.д., то поставьте в этой клеточке оценку от 1 до 5. Если вы видите, что интересная вам тема изучается только в этом универе на этой специальности (например, только на моей специальности изучается SAP ERP, а на соседней специальности SPSS Statistics), то это уже green flag для вас. Сколько бедных студентов можно было бы спасти, если бы они просто посмотрели, что им придется изучать 4 года.

Добавьте столбец "Социальная жизнь". Смысл социальных сетей ВУЗов в том, чтобы показывать новости и мероприятия, которые проводятся для студентов. Посмотрите, чем живет универ кроме обучения. Если 95% постов в соцсетях факультетов, студенческих организаций и всего ВУЗа (лучше всего смотреть инстаграммы студенческих союзов и им подобное) — это субботники, лекции на тему вреда курения или встречи с заместителем заместителя министра образования, то тоже можете вычеркивать эту строчку из таблицы. Есть определенная корреляция (по собственным наблюдениям, вряд ли есть научные исследования) между качеством мероприятий для студентов и качеством образования в университете. Хорошим знаком является большое количество лекций с приглашенными спикерами из предметной области (программисты, аналитики данных, ТОП-менеджеры крупных компаний), хакатоны и мит-апы, быстрые интервью для стажировки, приглашения на профильные выставки, экскурсии в офисы и просто развлекательные мероприятия и выступления факультетского/университетского масштаба. Поставьте в этой клеточке оценку от 1 до 5.

Найдите людей, которым нравится там учится

Большой ошибкой будет пытаться получить правдивый фидбек от первого встречного студента с этой специальности. Лучше попробуйте через первых встречных найти в их кругу однокурсников, которым, насколько они знают, нравится учиться там. Получите их контакт и уже с ними обсуждайте следующие вещи:

  • Профессионализм и адекватность преподавателей. Очень важная вещь, ибо 4 года терпеть издевательства, сексизм, снобизм, или маразм престарелых дедушек вы вряд ли хотите. Возможен вариант некритичной требовательности преподавателей, сопровождаемой крайне глубокими познаниями в изучаемом предмете (которыми он, конечно, делится), но не наоборот. Ну и заодно узнайте, что скрывается за названиями предметов, которые вам понравились по названию. Не все золото, что блестит.

  • Действия деканата по отношению к студентам. Если за малейшую провинность деканат готов отчислять направо и налево, никогда не помогает в решении вопросов, каждый день требует собрать 100 человек на субботник или факультативную лекцию о коррупции, то это тревожный звонок.

  • Work-life balance студентов. Сколько у этого человека и похожих на него трудяг остается свободного времени после учебы. Если он вам говорит, что вот уже 3 года спит по 4 часа в день и видит дневной свет только по дороге в/из универа не по своей воле, то это может быть плохо (хотя кто-то готов). Опять же про мероприятия. Вы легче расширите свою сеть контактов, если есть группы с вашими интересами, например, "Что? Где? Когда?" или лаборатории по ИИ, куда вы захотите и сможете ходить.

  • Перспективы после университета. Если вы общаетесь с выпускником/предвыпускником (лучше искать информацию именно у них), спросите, что у них слышно с работой во время / после университета. Узнайте, какая в этом роль самого ВУЗа. Если вам говорят, что по предыдущим пунктам все здорово, но с работой все очень туго, универ никак не помогает, знания оказались вообще неактуальными, никакие компании не берут студентов этого вуза на интересные вам должности, то уже вычеркайте эту строчку из таблицы. Если универ никак не помог самореализации человеку, который получал кайф от учебы, то о чем вообще речь.

    Добавьте столбец "Общий отзыв" или 4 столбца по названиям предыдущих пунктов. На основе полученных данных решайте, какую оценку вы поставите этой специальности, можете поставить общую или для каждого столбца.

Изучите рынок труда

Да, этот пункт только на 4 месте, так как не всем нужно работать по специальности, кто-то же просто хочет изучить философию или актерское искусство для себя.

После того, как у вас осталось какое-то количество специальностей, прошерстите hh.ru/rabota.by или аналогичные ресурсы для получения сведений об объеме спроса, зарплатах и требованиях к соискателям для этой профессии. Если во всей стране нужно 10 таких специалистов, при этом нужно 5 лет опыта и работодатели сами не приходят за выпускниками, или же вас категорически не устраивает размер ЗП для таких специалистов с 1+ лет опыта, то скорее всего нужно вычеркнуть эту специальность (если больше не осталось должностей в соответствующей клетке) из таблицы.

Рекомендую также спросить у ChatGPT или другого чат-бота, какие перспективы у этой профессии через 5 лет. Насколько легко будет заменить вас нейронкой? Если такие специалисты не нужны будут через 5 лет, то стоит ли оно того? Но все-таки будьте реалистичными, возможно, чат-бот немного приукрашивает. Добавьте столбец "Рынок труда", решайте, какую оценку вы поставите этой специальности с учетом информации о работе от того студента.

Проанализируйте результаты

Если у вас еще остались в таблице какие-то специальности, то суммируйте значения по строкам, сделайте сортировки от большего к меньшему. Теперь, если еще есть выбор, то подумайте, что из всего предложенного вам нравится больше. На что вы готовы закрыть глаза, а что вам кажется первостепенно важным? Возможно, вариант с наибольшим количеством баллов вам уже не кажется таким интересным.

Посмотрите видео на ютубе с интервью специалистов в этой области. Вам нравится то, что они говорят? Обуйте их тапки и попробуйте представить свою жизнь в этой профессии на протяжении года (ну или хотя бы недельку) с учетом всех приятных и неприятных вещей, которые сопровождают эту работу. Если у вас осталась специальность, после которой все идут в Ddata Science, попробуйте представить, как бы вы себя чувствовали, работая по 8+ часов в день, обучая модельку распознавать лица с видеокамеры. Если в области живота чувствуете что-то неладное по отношению ко всем должностям из соответствующей клетки, то вычеркивайте эту специальность.

Если у вас еще осталось >2 строк, то оценивайте следующее:

Из важного: проходные баллы, требуемые предметы для поступления (еще раз те самые объективные критерии из 1 пункта)

Из не особо важного: качество общежитий / расстояние до универа, престижность/статус.

Если в какой-то момент больше ничего не осталось

Возможно, для вас и ваших родителей будет неприемлемо слышать это, но, все-таки возможно же, что вам и не нужно это высшее образование. Возможно, что вы можете преуспеть и без него?

Если все-таки есть давление, то тогда вернитесь на последний шаг, где выбор все-таки был (надеюсь, это второй шаг или позже). Попробуйте сделать шаги 2-5, но с меньшей жесткостью, теперь уже поговорите с тем самым первым встречным, он расскажет другие вещи об учебе.

Возможно, все-таки есть что-то, что по крайней мере даст вам время подумать и решить, чем вы хотите заниматься. Пускай это будет самый свободный вариант из всех, то есть такой, который не будет вас нагружать, где вы подозреваете, что можете со временем войти во вкус, или где наиболее длинный список возможных вариантов трудоустройства, или откуда можно легко перевестись в другое место.
Скорее всего, лучшим для вас сейчас будет тот, который предлагает хотя бы перевес интересных предметов над неинтересными. Тогда, даже если вы не пойдете работать по специальности, эти 4 года вы будете получать какое-то удовольствие от погружения в захватывающие темы.

Почему вообще нужно это высшее, особенно в ИТ

Прошли те годы, когда в ИТ, да и вообще в связанных с работой ИТ‑компаний профессиями, брали всех подряд, с образованием и без него, с курсами и без них, взрослых и молодых. Теперь если уже и берут стажеров и джунов, то только тех, которые учатся/учились в «нужных» вузах и на «нужных» специальностях, где с преподавателями и деканатами выстроена система коммуникации, где компании даже сами иногда влияют на планы обучения студентов и т. д., аналогично и с консалтинговыми компаниями, банками, производственными предприятиями и маркетинговыми агентствами.

Да, наверняка вам встретятся 80-ти летние кандидаты наук, которые ведут WEB‑дизайн и которые уже были в пенсионном возрасте, когда стали популярны веб‑сайты. Но точно также вы можете встретить и тех, кто до перехода в преподавательство руководил работой целой компании, приложил руку к созданию платформы 1С или просто настолько обожает свою работу, что влюбляет всех в свои дисциплины и открывает студентам те туманные зоны, до которых не доходит ни один самоучка.

Помимо предметов и преподавателей, именно в ВУЗе можно найти единомышленников, с которыми вы в будущем будете работать, делать первый стартап или через кого вы узнаете об идеальной для вас вакансии из LinkedIn.

Комментарии (10)


  1. VitaminND
    18.06.2024 07:04
    +1

    "Теперь если уже и берут стажеров и джунов, то только тех, которые учатся/учились в «нужных» вузах и на «нужных» специальностях" - да ладно? Всех прогоняют по техническому интервью как минимум, и по результатам берут.

    "вам встретятся 80-ти летние кандидаты наук, которые ведут WEB‑дизайн и которые уже были в пенсионном возрасте, когда стали популярны веб‑сайты" - за получение устаревших знаний мы платим самым ценным - временем своей жизни.

    "Но точно также вы можете встретить и тех, кто до перехода в преподавательство руководил работой целой компании" - зайдите на ютуб, это есть в свободном доступе.

    "именно в ВУЗе можно найти единомышленников, с которыми вы в будущем будете работать" - хакатоны, конференции, и прочие публичные мероприятия куда делись?


    1. flx0
      18.06.2024 07:04
      +1

      да ладно? Всех прогоняют по техническому интервью как минимум, и по результатам берут.

      Как вы думаете, кто попадет на это самое интервью сразу, а до кого дойдут только если совсем никаких других опций нет: студент физтеха, выпускник заборостроительного, или вайтишник с курсов?


    1. GASS10 Автор
      18.06.2024 07:04

      Видимо, вы давно не посещали хакатоны и конференции для малоопытных специалистов. Туда как раз приглашают только и отбирают в основном студентом тех самых нужных университетов и факультетов.

      Да, можно черпать знания из книжек и видео на ютуб. Но иметь доступ вживую пообщаться, задать вопросы и получить знания от профессионала, так еще и такого, который умеет в преподавание (то есть такой, который может правильно объяснить) - вот это незаменимо.

      Да, про потерянное время замечено верно. Однако, потерять время можно и на профильных курсах, и в токсичной компании, и уж тем более занимаясь тем, что только расшатывает психику и не приносит денег.

      И как правильно написал другой комментатор, когда 300 резюме на Trainee/Jun позицию лежит у HR, он находит способ сократить себе работу - отсекает непрофильных.

      Тем не мене, я не призываю получать обязательное высшее в технической сфере или получать вышку вообще.


  1. MAXH0
    18.06.2024 07:04
    +3

    Хорошая и своевременная статья, с которой я в корне несогласен ;) Ниже я поясню, почему...

    Статья действительно хорошая, потому что помогает сделать осознанный выбор без иллюзий и своевременная, потому что сейчас многие будут выбирать ВУЗ.

    НО... Статья исходит из того, что выбор специальности и вуза - это где-то после школы. Вот с этим я не согласен. Выбор надо делать в школе. Причем предварительный выбор надо делать сразу после начальной школы - классе так в пятом, чтобы к седьмому классу определиться с направлением движения (IT там или не IT)... И дальше качать скилы, участвовать в Олимпиадах, Хакатонах и др конкурсных мероприятиях. Пилить свои пет-проекты. И вообще развиваться как IT-шник. Потому что школа на IT не учит СОВСЕМ. Даже углубленная информатика.


    1. GASS10 Автор
      18.06.2024 07:04

      Я в тексте сделал ремарку про то, что я понимаю, что не все успели определиться, поэтому это статья для них.

      А даже тем, кто с 10 лет знал, чем хочет заниматься, статья может быть полезной, потому что половина статьи написана про выбор конкретной специальности. Вузов много, факультетов еще больше, а уж специальностей тем более. Из этого надо сделать правильный выбор, я предлагаю как.

      Кстати, никто не запрещает использовать эти рекомендации и в 5 классе тоже. Вопрос в том, не успеет ли устареть информация о вузе и специальности к моменту поступления


      1. MAXH0
        18.06.2024 07:04

        Вопрос в том, не успеет ли устареть информация о вузе и специальности к моменту поступления

        Скажу больше. Наверняка устареет. И даже за время учебы в вузе устареет еще два раза. VUCA-мир он такой


  1. Batalmv
    18.06.2024 07:04

    Ну такое

    Поделюсь опытом, благо он относительно свежий, так как дочка заканчивает 3й курс, и скоро предстоят выбор для следующего ребенка

    Первое: надо понимать, что мир глобален и образование можно получать много где. И в идеале с английским. Либо жить и дальше в "локализированной" версии.

    Второе: многие ВУЗы - это только название, и иногда деньги. Критерий отсева - качество абитуриентов. Если можно сравнить проходной бал, результаты прошлых годов - отлично. В "ВУЗе", где бал низкий, а абитуриенты набираются по объявлению точно учебы не будет

    Третье: список предметов можно посмотреть и распечатать на мягкой бумаге. Потенциальный студент в лучшем случае чего-то загуглит по названиям и все. Как его будут читать в реальности - ХЗ. Да и это не так важно, так как предметов 50-80, пороэтому место этому списку именно на рулоне

    Четвертое: выбирать имеет смысл, если есть база со школы (или еще откуда). Иначе как можно рассчитывать попасть в хороший ВУЗ и дальше там учиться, если вы не шарите в профильных предметах. А эти предметы, точнее ваши знания уже очень даже так хорошо "выбрали" за вас

    --------------

    Все остальное - ну какой смысл? Некоторые советы лучше сразу удалить во избежание


    1. GASS10 Автор
      18.06.2024 07:04

      Во-первых, я указал, что по списку предметов можно однозначно отсеять некоторые специальности, а не выбрать по ним. Очевидно, что самому понять ничего не получится, кроме того, что если 80% предметов вам даже по названию кажутся неинтересными, то эта специальность вам не подходит.

      Во-вторых, бывают умные люди, которые хороши и в английском, и в математике, и в физике, и в химии, и поэтому не знают, куда идти.

      В-третьих, по вашим словам кажется, что нужно идти туда, где выше проходные. Какой-то странный критерий, однако. На самых престижных специальностях ведущих вузов полно студентов, которые ненавидят то, чем они занимаются. А в других местах найдутся те, кто полностью доволен. Тем более, что прикажете делать, если у специальностей одинаково высокие баллы?

      Да, образование можно получать много где. Тем не менее, если выбор есть, то по каким-то критериям надо выбирать. Я же эти критерии предлагаю.


      1. Batalmv
        18.06.2024 07:04
        +1

        Во-вторых, бывают умные люди, которые хороши и в английском, и в математике, и в физике, и в химии, и поэтому не знают, куда идти.

        Да, конечно, нам бы всем их проблемы. В реальности таких хорошо если 1 на 1000, а может и на 10000. В реальности, такие люди (если мы говорим о знаниях минимум на уровне городской олимпиады) скорее будут выбирать между грантами :)

        Ну либо ... ну такое, сморите описание ниже

         Какой-то странный критерий, однако. На самых престижных специальностях ведущих вузов полно студентов, которые ненавидят то, чем они занимаются.

        На самом деле таких ВУЗов немного, а если смотреть по факультетам, то вообще сюрприз-сюрприз. Плюс вы путаете престиж и то, что я написал. Важен именно уровень абитуриетов, а не "престиж".

        А в других местах найдутся те, кто полностью доволен.

        Меня мало интересует мнение тех, кто доволен :) Так как может оказаться, что они просто довольны, потому что не надо ничего делать :)

        Тем более, что прикажете делать, если у специальностей одинаково высокие баллы?

        ------------------

        В реальности с дочкой мы сначала за пару часов отселяли то, что "нет". Дальше осталось не так много, исходя из оценок осталось еще меньше. В итоге в направлении "экономика" я предложил финансы, так как экономика - это фиг знает что и люди, котолрые получают штуку баксов, рассказывают про миллиарды, а финансы - это всегда актуально

        Т.е. я могу согласиться с шагом "отсева", хотя и так по специальности понятно, что не интересно. А все остальное ... сморите, главное в обучении - это если люди вокруг вас готовы учиться и это делают. Тогда к этому исторически собираются нормальные преподы


  1. sergey-gornostaev
    18.06.2024 07:04

    Прошли те годы, когда в ИТ, да и вообще в связанных с работой ИТ‑компаний профессиями, брали всех подряд, с образованием и без него, с курсами и без них, взрослых и молодых.

    Никого никак не дискриминируем, неважны образование, возраст, пол, национальность, вероисповедание, смотрим только на знания и умения, реально необходимые в работе у нас.