IT-сектор отличается гипермасштабируемостью. Вам достаточно написать софт, отладить маркетинг, и вы можете продавать свой продукт по всему миру, не думая о логистике, хранении и производстве. Это приводит к тому, что часто победитель получает все. На рынке есть место только для одной компании. А побочный эффект - что зарплаты разработчиков часто превышают зарплаты во многих других отраслях, ведь за победу в глобальном лидерстве можно и нужно хорошо платить. Но насколько просто, и возможно ли вовсе, построить глобального IT-лидера, находясь в России?
Даже переформулирую вопрос. Почему подавляющее большинство успешных технологических компаний создаются всего в одном месте - Силиконовой долине? Ведь в других местах люди не менее талантливы и трудолюбивы чем там.
Лично для себя я выделил следующие причины.
1. Доступ к капиталу
Представьте себе, что образовался большой новый рынок. Это могут быть поисковики, браузеры, операционные системы, социальные сети, смартфоны или что-то еще. Если рынок достаточно большой, найдется достаточно много умных людей, которые захотят сделать там бизнес. Когда появились браузеры, было почти 40 компаний, которые вышли на этот рынок. Аналогично было и с поисковыми движками, и с операционными системами. Везде были десятки стартапов, но победителями стали один-два, а остальные остались ссылками в Википедии на их ранних конкурентов.
Получается, что только лучший из лучших получал шанс выжить. А это значит у вас должен быть лучший продукт и лучший процесс продаж, либо как минимум что-то одно.
Что такое лучший продукт? Строго говоря, это количество человеко-часов разработчиков, умноженное на их профессионализм. Причем важно как количество, так и качество.
Что такое лучшие продажи? Глобально - то же. Только в маркетинге.
При этом стоимость привлечения клиента, деленная на выручку, по всему миру примерно равна. Очень примерно, конечно, но сопоставимо. Да и для профессионалов в отрасли нет секретных серебряных пуль, про которые не знают конкуренты. Таким образом, все сводится к банальному - у кого больше денег на рекламу и больше денег на талантливых спецов, тот и победил.
И аналогично для продукта. У кого больше денег на лучших разработчиков, тот и победил.
Тут можно возразить, что в США зарплата выше, да и стоимость привлечения выше, чем в условной России. Да выше, но обычно разница не более чем в 2-3 раза.
Хорошо, но 2-3 раза - это не так мало? Значит чтобы сделать что-то конкурентное, надо в 2-3 раза меньше денег.
Надо, но теперь о том, насколько их реально привлечь.
В США нормальной историей для компании-“единорога” является привлечение нескольких раундов по принципу 5 млн.$ на прототип, 40 млн.$ на ранние продажи и еще пару раз по 100 млн.,а иногда и больше, при росте компании. Т.е. нормой является привлечение 200 - 300 млн. $
Это достаточно массовая история, каждую неделю регистрируется по несколько сделок объемом более 100 млн.$
В России, скорее, это 4 млн.руб от фонда Бортника и потом, если повезет, 15-50 млн. руб от частных инвесторов или грантов следующих серий.
Т.е. видно, что разница в финансировании >100 раз. И это подтверждается статистикой венчурных сделок. Так, в 2023 году в США было проинвестировано 170 млрд. $, а в России 118 млн.$. Т.е. разница в 1500 раза. А это примерно в 500 раз меньше, чем нужно для конкуренции на равных.
И это объяснимо. В США, по целому ряду причин, инвесторы могут осуществить Exit (продажу компании) по очень высокой оценке. А в России и стратегов реализующих M&A практически нет, и IPO пока остается совсем редкой историей.
Поэтому у нас венчурная модель просто не работает. А следовательно, и венчурных инвестиций нет. А когда у вас денег в 500 раз меньше, чем у ваших конкурентов, это практически не оставляет вам шансов.
На этом можно завершать данную статью. Но перечислим еще пару деталей.
2. Неравный доступ к информации
Когда у вас развитый рынок, развитые технологии, с новыми проблемами вы сталкиваетесь первыми.
Сложно понять “Боль клиента”, если на вашем рынке еще с ней никто не успел столкнуться. Если у ваших клиентов нет “Больших данных”, то и решения для их обработки им пока не нужны.
Таким образом, новые потребности на более развитых рынках (США) появляются на 3-4 года раньше чем в России. Соответственно и решения для них там появляются раньше.
А 3-4 года это большой задел, чтобы оторваться от конкурентов.
3. Неравный доступ к каналам сбыта и технологиям
Microsoft во многом обязана своей монополией тем, что смогла поставлять свою ОС с компьютерами IBM (лидер рынка на тот момент) на начальном этапе. Если бы мировым лидером по производству компьютеров была бы другая компания, то вероятно, сейчас бы никто не слышал про Windows.
И подобная история, когда продукты встраиваются в уже существующие каналы сбыта или другие платформы, встречается часто.
Как видно, не только у России проблема с тем, чтобы создавать глобальных IT-Лидеров. Даже Китаю пока с этим тяжело, но огромный внутренний рынок дает им больше шансов.
Но нет ли шансов совсем?
Кажется, шансы есть, ведь появились глобальные Telegram, Abbyy, Касперский и локальные Яндекс, VK и другие.
Мое мнение, для этого вы должны либо делать локальный продукт в нише, которая хорошо защищена от иностранных конкурентов. И недавние IPO таких компаний как Positive и ASTRA яркий пример.
Либо делать глобальные продукты, но по модели freemium или opensource. Просто бесплатный и открытый продукт имеет шанс победить платный и закрытый, даже если немного уступает в функционале. Возьмем, как пример, ClickHouse, который становится лидирующим продуктом в сегменте.
Но главное, есть шанс построить IT-лидера, хотя это и не так просто, находясь в России.
Комментарии (20)
Alohahwi
03.07.2024 16:46+7Почему в одном огороде - изобилие, травинка к травинке, деревья плодоносят, грядочки ровненькие, без сорняков, всегда политы. А рядом казалось бы такой же огород, но один сорняк среди пустых бутылок растет? Очень сложный вопрос, так просто и не ответить. Может георазлом какой, или биополя не сошлись....
Tzimie
03.07.2024 16:46+6Статью можно написать короче
Почему в России сложно делать глобальные IT-продукты?
Вы сами знаете эту причину
victor_1212
03.07.2024 16:46Ведь в других местах люди не менее талантливы и трудолюбивы чем там.
конечно, например в Bangalore экспорт IT около $60B в год, 360 тысяч программистов
Batalmv
03.07.2024 16:46Да и для профессионалов в отрасли нет секретных серебряных пуль, про которые не знают конкуренты. Таким образом, все сводится к банальному - у кого больше денег на рекламу и больше денег на талантливых спецов, тот и победил.
Я бы не был так категоричен. Да, очень глобально нет наверное ни одной уникальной компании. Но дело не в серебрянной пуле, а в возможностях, в том числе организационных. Банальные "рога и копыта" не потянут проект национального масштаба, просто люди вообще не в курсе как управлять проектом где будет 50+ субподрядчиков
Даже более того, для сложных проектов необходимо объединять технологии и искать интеграторов (во всех смыслах), которые это потянут запустить
Доступ к капиталу
Я был заменил на выход к рынку, так как если у вас если клиенты с большии бюджетами и в целом экономика впереди не только по "паритету покупателтьной способности" - вы можете делать большие проекты. Иначе ... сорян, нет
Неравный доступ к каналам сбыта и технологиям
Опять же, более глобально дело в архетипе компании, а начиная с определенного размера (большого), вы можете позволить стать маркетплейсом или экосистемой. Маленькие - сорян, максимум нишевые решения или "большие" архитепы для мальньких рынов
А в целом да
ABRogov
03.07.2024 16:46+1Я бы добавил в список тот факт, что сам внутренний рынок США очень емкий и богатый.
Advisers
03.07.2024 16:46...вообще все не так..., кроме культуры венчурных инвестиций (а вовсе не выдачи кредита под залог... , в этом отличие "демонов" от "ангелов") важны ряд условий формирования экосистемы в целом:
Вот известный набор того, что нужно для "силиконовой долины"...: https://www.paulgraham.com/siliconvalley.html
А говоря про посевной период (mvp) - это как раз вовсе не 5млн $, а на порядок, а то и два порядка меньше - посмотрите, сколько дают в ycombinator... а далее идёт кастдев..., продажи, продажи, продажи... ну и 3F инвест-период в самом начале...)
Зарплата для гениальных программеров вообще не является чем-то определяющим, а первоначальное решение делается именно такими людьми..., так что разговор о зарплате - тоже не совсем про это.
Advisers
03.07.2024 16:46Ну и есть вещи, о которых нигде никто писать не будет..., это что касается рынков глобального капитала, бондов, госзаказов, глобальной политики и всего такого...
ThePolymer
Все просто: если инвестор может защитить свои инвестиции, то он смело вкладывает. А что такое защита инвестора? А вот это что:
незыблемое право собственности и планирование на 10-20-30 лет
право купить, продать, подарить свою собственность (да, я повторяюсь)
способность в суде отстоять свои права (любые свои законные права)
нет нарушений авторских прав (у вас не могут украсть софт, если вы создаете такой софт)
есть традиция соблюдения законов и закон не может резко поменяться (не разговоры про правовое государство, а реально работающее право)
право акционера выйти из компании ДОБРОВОЛЬНО, а не после разговора с уполномоченным лицом
Можем составить табличку: список вопросов и два столбца РФ и Калифорния (как раз по ВВП почти одинаковые регионы). Хотя зачем нам таблицу составлять, все и так знают ответы. А теперь мы ответили не только на вопрос, поставленный в статье, но и на известную древнюю задачку "Почему в определенные годы резко растет вывоз капитала из РФ".
Касательно вашего примера с Microsoft. Насколько я знаю, это легенда и Гейтс выиграл в обычной конкуренции, а создатель CP/M просто не смог нормально даже переговоры провести. Конечно, Гэри Килдалл потом понял как был не прав, что сорвал переговоры с IBM, но на всякий случай напомню, он был миллионером. И жил что характерно в Калифорнии.
p.s. Какая компания считается главной IT-компанией в РФ? Я следил как одного из первых и знаковых инвесторов Яндекса Макйла Калви посадили в тюрьму по выдуманному обвинению, а отток капитала снова вырос. Очень хороший урок был для всех.
yarkonev
Аминь.
kirillkosolapov Автор
Но это не объясняет, почему тогда в Европе все не сильно лучше в плане количества ведущих IT-компаний. Хотя все перечисленное выше, конечно, усугубляет ситуацию, снижая капитализацию компаний у нас
ThePolymer
Всеимирно признаный Skype где появился? В маааааленькой по меркам РФ Эстонии. А если представить себе размер как уровень соблюдения законов, то Эстония прям большая страна, куда больше многих.
А Spotify знаете в какой стране появился? Подскажу, в соседней стране. И нет, эне в России, а в стране где строго следят за автоским правом и где за продажу пиратской музыки можно было срок в тюрьме получить.
Вот известная история про крупный IT-стартап из прекрасного российского города Вологда. И нынче он прописан в Дублине.
Какой там еще есть старап в Дублине? Есть еще например известная компания Apple, хотя тут и негатива хватает https://habr.com/ru/news/511278/
ThePolymer
Извините за опечатки, привычка печатать вслепую... Старап из Вологды вот о нем интервью у Парфенова https://www.youtube.com/watch?v=PvZZxXpfmtw
Особенно хорошо все понятно на 13:13 https://youtu.be/PvZZxXpfmtw?t=793
exfizik
Целых 2 примера успешных стартапов (хотя они скорее старички уже) из Европы - один уже давно на пенсии (Skype), второй работает чисто в убыток (Spotify). Сравните с количеством успешних стартапов в США - разница на порядки. Много где следят за авторским правом - в Японии, например. Сколько вы японских стартапов знаете (без гугла)?
А уровня МААНГА в Европе вообще нет.
ABRogov
Сравнение шло с Росией, "почему тогда в Европе все не сильно лучше" - это преувеличение. Лучше сильно. Но конечно не США.
exfizik
"Ведущих ИТ-компаний" в глобальном смысле в Европе просто нет. Ну, SAP если только. Ни Скайп, ни Спотифай никакими ведущими ни в чём не являются. Так что непонятно, чем Европа в этом плане лучше, если смотреть чисто по результату. Теоретически, возможности вроде в Европе есть - деньги, законы, платёжеспособные потребители, но по факту это пока на глобальное лидерство не влияет.
ThePolymer
Во-первых, в посте речь про Россию.
Во-вторых, Apple частично в Европе прописан. Так что из МААНГА можете букву выдрать.
В-третьих, я родился в Ленинграде и подобрал стартапы по близости к месте моего рождения. В самом Ленинграде-Санкт-Петербурге несмотря на море денег (о чем писал автор поста) значительных стартапов не случилось. А значит, не в деньгах вопрос.
exfizik
В посте про сравнение России и США.
Приписывать какие-либо достижения Эппла Европе - это бред. У них там только юридическая прописка филиала. Логичнее тогда Эппл приписывать Китаю - там хоть производят что-то, а в Европе только продают. Хотя за USB-C на айфонах Европе скажем спасибо (хотя я и не пользуюсь) :)
Я тоже родился в Ленинграде. Море денег там только у Газпрома, да и то несравнимое с деньгами, которые крутятся в техносфере Калифорнии.
ThePolymer
Япония страна сильно приверженная традициям. Несмотря на тяжелейший кризис последних 30 лет там множество компаний из моих любимых сфер процветают - фотография и ПК. Но это уже давно не стартапы. Сила Японии не в стартапах. Они вообще вырваны из мировых трендов. Вот в 2020 все бегали с QR-кодами, для многих это была новинка, а в Японии лет 50 часть жизни, для них QR-код прям полезная массовая вещь.