IT-сектор отличается гипермасштабируемостью. Вам достаточно написать софт, отладить маркетинг, и вы можете продавать свой продукт по всему миру, не думая о логистике, хранении и производстве. Это приводит к тому, что часто победитель получает все. На рынке есть место только для одной компании. А побочный эффект - что зарплаты разработчиков часто превышают зарплаты во многих других отраслях, ведь за победу в глобальном лидерстве можно и нужно хорошо платить. Но насколько просто, и возможно ли вовсе, построить глобального IT-лидера, находясь в России?
Даже переформулирую вопрос. Почему подавляющее большинство успешных технологических компаний создаются всего в одном месте - Силиконовой долине? Ведь в других местах люди не менее талантливы и трудолюбивы чем там.
Лично для себя я выделил следующие причины.
1. Доступ к капиталу
Представьте себе, что образовался большой новый рынок. Это могут быть поисковики, браузеры, операционные системы, социальные сети, смартфоны или что-то еще. Если рынок достаточно большой, найдется достаточно много умных людей, которые захотят сделать там бизнес. Когда появились браузеры, было почти 40 компаний, которые вышли на этот рынок. Аналогично было и с поисковыми движками, и с операционными системами. Везде были десятки стартапов, но победителями стали один-два, а остальные остались ссылками в Википедии на их ранних конкурентов.
Получается, что только лучший из лучших получал шанс выжить. А это значит у вас должен быть лучший продукт и лучший процесс продаж, либо как минимум что-то одно.
Что такое лучший продукт? Строго говоря, это количество человеко-часов разработчиков, умноженное на их профессионализм. Причем важно как количество, так и качество.
Что такое лучшие продажи? Глобально - то же. Только в маркетинге.
При этом стоимость привлечения клиента, деленная на выручку, по всему миру примерно равна. Очень примерно, конечно, но сопоставимо. Да и для профессионалов в отрасли нет секретных серебряных пуль, про которые не знают конкуренты. Таким образом, все сводится к банальному - у кого больше денег на рекламу и больше денег на талантливых спецов, тот и победил.
И аналогично для продукта. У кого больше денег на лучших разработчиков, тот и победил.
Тут можно возразить, что в США зарплата выше, да и стоимость привлечения выше, чем в условной России. Да выше, но обычно разница не более чем в 2-3 раза.
Хорошо, но 2-3 раза - это не так мало? Значит чтобы сделать что-то конкурентное, надо в 2-3 раза меньше денег.
Надо, но теперь о том, насколько их реально привлечь.
В США нормальной историей для компании-“единорога” является привлечение нескольких раундов по принципу 5 млн.$ на прототип, 40 млн.$ на ранние продажи и еще пару раз по 100 млн.,а иногда и больше, при росте компании. Т.е. нормой является привлечение 200 - 300 млн. $
Это достаточно массовая история, каждую неделю регистрируется по несколько сделок объемом более 100 млн.$
В России, скорее, это 4 млн.руб от фонда Бортника и потом, если повезет, 15-50 млн. руб от частных инвесторов или грантов следующих серий.
Т.е. видно, что разница в финансировании >100 раз. И это подтверждается статистикой венчурных сделок. Так, в 2023 году в США было проинвестировано 170 млрд. $, а в России 118 млн.$. Т.е. разница в 1500 раза. А это примерно в 500 раз меньше, чем нужно для конкуренции на равных.
И это объяснимо. В США, по целому ряду причин, инвесторы могут осуществить Exit (продажу компании) по очень высокой оценке. А в России и стратегов реализующих M&A практически нет, и IPO пока остается совсем редкой историей.
Поэтому у нас венчурная модель просто не работает. А следовательно, и венчурных инвестиций нет. А когда у вас денег в 500 раз меньше, чем у ваших конкурентов, это практически не оставляет вам шансов.
На этом можно завершать данную статью. Но перечислим еще пару деталей.
2. Неравный доступ к информации
Когда у вас развитый рынок, развитые технологии, с новыми проблемами вы сталкиваетесь первыми.
Сложно понять “Боль клиента”, если на вашем рынке еще с ней никто не успел столкнуться. Если у ваших клиентов нет “Больших данных”, то и решения для их обработки им пока не нужны.
Таким образом, новые потребности на более развитых рынках (США) появляются на 3-4 года раньше чем в России. Соответственно и решения для них там появляются раньше.
А 3-4 года это большой задел, чтобы оторваться от конкурентов.
3. Неравный доступ к каналам сбыта и технологиям
Microsoft во многом обязана своей монополией тем, что смогла поставлять свою ОС с компьютерами IBM (лидер рынка на тот момент) на начальном этапе. Если бы мировым лидером по производству компьютеров была бы другая компания, то вероятно, сейчас бы никто не слышал про Windows.
И подобная история, когда продукты встраиваются в уже существующие каналы сбыта или другие платформы, встречается часто.
Как видно, не только у России проблема с тем, чтобы создавать глобальных IT-Лидеров. Даже Китаю пока с этим тяжело, но огромный внутренний рынок дает им больше шансов.
Но нет ли шансов совсем?
Кажется, шансы есть, ведь появились глобальные Telegram, Abbyy, Касперский и локальные Яндекс, VK и другие.
Мое мнение, для этого вы должны либо делать локальный продукт в нише, которая хорошо защищена от иностранных конкурентов. И недавние IPO таких компаний как Positive и ASTRA яркий пример.
Либо делать глобальные продукты, но по модели freemium или opensource. Просто бесплатный и открытый продукт имеет шанс победить платный и закрытый, даже если немного уступает в функционале. Возьмем, как пример, ClickHouse, который становится лидирующим продуктом в сегменте.
Но главное, есть шанс построить IT-лидера, хотя это и не так просто, находясь в России.
Комментарии (35)
Alohahwi
03.07.2024 16:46+11Почему в одном огороде - изобилие, травинка к травинке, деревья плодоносят, грядочки ровненькие, без сорняков, всегда политы. А рядом казалось бы такой же огород, но один сорняк среди пустых бутылок растет? Очень сложный вопрос, так просто и не ответить. Может георазлом какой, или биополя не сошлись....
Tzimie
03.07.2024 16:46+10Статью можно написать короче
Почему в России сложно делать глобальные IT-продукты?
Вы сами знаете эту причину
kirillkosolapov Автор
03.07.2024 16:46+2Судя по комментариям - у каждого она своя, причем разная, и каждый в чем-то прав
ThePolymer
03.07.2024 16:46Вы прям процитировали любимый ответ российских властей по любому поводу. И после этого, вместо решения проблем, надо выделить (а по сути подарить) Автовазу или Сколково или Роснано еще 5 миллиардов долларов, чтобы он наконец покорил рынок Европы. Вечный цикл.
Advisers
03.07.2024 16:46На самом деле, было бы желание...
Никто не мешает заняться изготовлением например видеокарт, аналогов нвидиа, на которую идёт спрос, фотонных процессоров, за которыми будущее, базовые кафедры физтеха никуда не делись...., но всем же нужны краткосрочные возвраты вложений...)
А на более масштабном уровне - кто мешает запустить снова линейку ил-86, например... чей салон был на порядок тише, чем любые нынешние аэрбасы и боинги, спрос - вся Азия, Африка и Лат. Америка будет рукоплескать... и это существенно круче, ...менять глобальный ландшафт перевозок...
(И глупости про расход топлива и шум - это можно оставить... для тех, кто "задвинул" авиапром... в 90е в угоду конкурентам)
Advisers
03.07.2024 16:46"но всем же нужны краткосрочные возвраты вложений."
...характерная история с Рамблером, с приходом туда "инвесторов" в 90е...
- как из первого поисковика сделать "что-то про деньги"..., а в результате...
victor_1212
03.07.2024 16:46Ведь в других местах люди не менее талантливы и трудолюбивы чем там.
конечно, например в Bangalore экспорт IT около $60B в год, 360 тысяч программистов
Batalmv
03.07.2024 16:46+1Да и для профессионалов в отрасли нет секретных серебряных пуль, про которые не знают конкуренты. Таким образом, все сводится к банальному - у кого больше денег на рекламу и больше денег на талантливых спецов, тот и победил.
Я бы не был так категоричен. Да, очень глобально нет наверное ни одной уникальной компании. Но дело не в серебрянной пуле, а в возможностях, в том числе организационных. Банальные "рога и копыта" не потянут проект национального масштаба, просто люди вообще не в курсе как управлять проектом где будет 50+ субподрядчиков
Даже более того, для сложных проектов необходимо объединять технологии и искать интеграторов (во всех смыслах), которые это потянут запустить
Доступ к капиталу
Я был заменил на выход к рынку, так как если у вас если клиенты с большии бюджетами и в целом экономика впереди не только по "паритету покупателтьной способности" - вы можете делать большие проекты. Иначе ... сорян, нет
Неравный доступ к каналам сбыта и технологиям
Опять же, более глобально дело в архетипе компании, а начиная с определенного размера (большого), вы можете позволить стать маркетплейсом или экосистемой. Маленькие - сорян, максимум нишевые решения или "большие" архитепы для мальньких рынов
А в целом да
ABRogov
03.07.2024 16:46+1Я бы добавил в список тот факт, что сам внутренний рынок США очень емкий и богатый.
ABRogov
03.07.2024 16:46Еще добавлю, что рынок США и СА в целом он по сути моноязычен. Просто выпускаешь все на английском и процесс пошел. В Европе же, каждые 30-50 млн требуют перевода/адаптации контента. Да и потребности могут быть совершенно разные у разных стран, пусть и в одном экономическом союзе.
Поэтому, все разговоры про "сохраним свой язык" или "самобытность" это всегда шаг назад. Правильный (оптимальный) путь он всегда один, желание заморозить свою самобытность, это всегда препятствие на пути к лучшей жизни. Как результат, невозможность глобальных продуктов в РФ это тотально низкий уровень английского.
ThePolymer
03.07.2024 16:46с каких пор подгрузка txt или xml файла с разными языками была такой прям проблемой? Обычная задачка, решаемая за считанные часы.
ABRogov
03.07.2024 16:46Вроде оно и так, да и не так. Потому что обычно это не просто софт "калькулятора расстояния до луны", а сервис, который должен быть вписан в местные реалии, законы/налоги, понятные шаблоны поведения и т.п. И начинается, вместо буквально одного продукта, по факту нужно иметь N продуктов. И если идея реально хорошая, то зачем пытаться натянуть сову на глобус, скажем в Германии, когда все знают, что надо ехать в сан-хосе.
Advisers
03.07.2024 16:46...вообще все не так..., кроме культуры венчурных инвестиций (а вовсе не выдачи кредита под залог... , в этом отличие "демонов" от "ангелов") важны ряд условий формирования экосистемы в целом:
Вот известный набор того, что нужно для "силиконовой долины"...: https://www.paulgraham.com/siliconvalley.html
А говоря про посевной период (mvp) - это как раз вовсе не 5млн $, а на порядок, а то и два порядка меньше - посмотрите, сколько дают в ycombinator... а далее идёт кастдев..., продажи, продажи, продажи... ну и 3F инвест-период в самом начале...)
Зарплата для гениальных программеров вообще не является чем-то определяющим, а первоначальное решение делается именно такими людьми..., так что разговор о зарплате - тоже не совсем про это.
Advisers
03.07.2024 16:46Ну и есть вещи, о которых нигде никто писать не будет..., это что касается рынков глобального капитала, бондов, госзаказов, глобальной политики и всего такого...
zartdinov
03.07.2024 16:46+2Странные выводы и название статьи, есть отличные примеры с Тиктоком, Хуавей, почти всей криптой из-за SEC. Если примеры не очень, то можно почитать как Японию заходила на американский рынок, но чистых примеров не так много, интересно почему.
DSSilver
03.07.2024 16:46+1Странный какой-то комментарий. Речь и в заголовке и в статье идет о том, почему где-то стартапы вырастают в мощные компании, а где-то нет. И Тикток, и Хуавей как раз сперва выросли в мощные корпорации, прежде чем американцы начали защищать свой(!) рынок. К слову, защищать куда как менее жестко, чем китайцы, которые изначально закрыли свой рынок для подавляющего большинства американских компаний и сервисов.
И выросли эти компании по тем же самым причинам, что указали в статье и комментариях. Огромные инвестиции, развитый рынок, и никто к ребятам из Хуавей или Тиктока до сих пор как к Дурову, или Воложу с Сегаловичем с дурацкими предложениями не приходил.
Пока не вполне ясно, к чему здесь проталкивать телегу с пропагандистской болтовней про англичанку.
ThePolymer
Все просто: если инвестор может защитить свои инвестиции, то он смело вкладывает. А что такое защита инвестора? А вот это что:
незыблемое право собственности и планирование на 10-20-30 лет
право купить, продать, подарить свою собственность (да, я повторяюсь)
способность в суде отстоять свои права (любые свои законные права)
нет нарушений авторских прав (у вас не могут украсть софт, если вы создаете такой софт)
есть традиция соблюдения законов и закон не может резко поменяться (не разговоры про правовое государство, а реально работающее право)
право акционера выйти из компании ДОБРОВОЛЬНО, а не после разговора с уполномоченным лицом
Можем составить табличку: список вопросов и два столбца РФ и Калифорния (как раз по ВВП почти одинаковые регионы). Хотя зачем нам таблицу составлять, все и так знают ответы. А теперь мы ответили не только на вопрос, поставленный в статье, но и на известную древнюю задачку "Почему в определенные годы резко растет вывоз капитала из РФ".
Касательно вашего примера с Microsoft. Насколько я знаю, это легенда и Гейтс выиграл в обычной конкуренции, а создатель CP/M просто не смог нормально даже переговоры провести. Конечно, Гэри Килдалл потом понял как был не прав, что сорвал переговоры с IBM, но на всякий случай напомню, он был миллионером. И жил что характерно в Калифорнии.
p.s. Какая компания считается главной IT-компанией в РФ? Я следил как одного из первых и знаковых инвесторов Яндекса Макйла Калви посадили в тюрьму по выдуманному обвинению, а отток капитала снова вырос. Очень хороший урок был для всех.
yarkonev
Аминь.
kirillkosolapov Автор
Но это не объясняет, почему тогда в Европе все не сильно лучше в плане количества ведущих IT-компаний. Хотя все перечисленное выше, конечно, усугубляет ситуацию, снижая капитализацию компаний у нас
ThePolymer
Всеимирно признаный Skype где появился? В маааааленькой по меркам РФ Эстонии. А если представить себе размер как уровень соблюдения законов, то Эстония прям большая страна, куда больше многих.
А Spotify знаете в какой стране появился? Подскажу, в соседней стране. И нет, эне в России, а в стране где строго следят за автоским правом и где за продажу пиратской музыки можно было срок в тюрьме получить.
Вот известная история про крупный IT-стартап из прекрасного российского города Вологда. И нынче он прописан в Дублине.
Какой там еще есть старап в Дублине? Есть еще например известная компания Apple, хотя тут и негатива хватает https://habr.com/ru/news/511278/
ThePolymer
Извините за опечатки, привычка печатать вслепую... Старап из Вологды вот о нем интервью у Парфенова https://www.youtube.com/watch?v=PvZZxXpfmtw
Особенно хорошо все понятно на 13:13 https://youtu.be/PvZZxXpfmtw?t=793
exfizik
Целых 2 примера успешных стартапов (хотя они скорее старички уже) из Европы - один уже давно на пенсии (Skype), второй работает чисто в убыток (Spotify). Сравните с количеством успешних стартапов в США - разница на порядки. Много где следят за авторским правом - в Японии, например. Сколько вы японских стартапов знаете (без гугла)?
А уровня МААНГА в Европе вообще нет.
ABRogov
Сравнение шло с Росией, "почему тогда в Европе все не сильно лучше" - это преувеличение. Лучше сильно. Но конечно не США.
exfizik
"Ведущих ИТ-компаний" в глобальном смысле в Европе просто нет. Ну, SAP если только. Ни Скайп, ни Спотифай никакими ведущими ни в чём не являются. Так что непонятно, чем Европа в этом плане лучше, если смотреть чисто по результату. Теоретически, возможности вроде в Европе есть - деньги, законы, платёжеспособные потребители, но по факту это пока на глобальное лидерство не влияет.
notnotignorant
Возможно причина совсем банальная - основная валюта, а точнее доллар. И где его больше и где он доступнее, там и концентрируются технологии?
ThePolymer
Во-первых, в посте речь про Россию.
Во-вторых, Apple частично в Европе прописан. Так что из МААНГА можете букву выдрать.
В-третьих, я родился в Ленинграде и подобрал стартапы по близости к месте моего рождения. В самом Ленинграде-Санкт-Петербурге несмотря на море денег (о чем писал автор поста) значительных стартапов не случилось. А значит, не в деньгах вопрос.
exfizik
В посте про сравнение России и США.
Приписывать какие-либо достижения Эппла Европе - это бред. У них там только юридическая прописка филиала. Логичнее тогда Эппл приписывать Китаю - там хоть производят что-то, а в Европе только продают. Хотя за USB-C на айфонах Европе скажем спасибо (хотя я и не пользуюсь) :)
Я тоже родился в Ленинграде. Море денег там только у Газпрома, да и то несравнимое с деньгами, которые крутятся в техносфере Калифорнии.
kirillkosolapov Автор
В посте не совсем про Россию, вернее не только. На место России вы подставляете любую другую страну, кроме США, и получаете похожую картину с небольшими вариациями. Россия просто как наиболее близкий и понятный нам с вами пример взята.
Advisers
Ну..., JB конечно уже трудно назвать стартапом, но вот случился... как раз в Питере.
)
Ну и VK в начальном исполнении..., что по сути вылилось в Телеграм )
ThePolymer
Япония страна сильно приверженная традициям. Несмотря на тяжелейший кризис последних 30 лет там множество компаний из моих любимых сфер процветают - фотография и ПК. Но это уже давно не стартапы. Сила Японии не в стартапах. Они вообще вырваны из мировых трендов. Вот в 2020 все бегали с QR-кодами, для многих это была новинка, а в Японии лет 50 часть жизни, для них QR-код прям полезная массовая вещь.
IIopy4uk
Неправильно. Все ДУМАЮТ, что знают ответы. Нужно это каждый раз проговаривать, можно много интересного выяснить в процессе.