Этот заголовок я взял из видеоролика американского предпринимателя Алекса Хормози, который в свои ранние тридцать перевалил за сотню миллионов заработанных долларов и теперь рассказывает, как именно он этого добился, и раздаёт бесплатные советы.

Поначалу я скептически относился к материалам Алекса, т.к. от них отдавало инфоцыганщиной, но с каждым новым выступлением (а у этого парня трудно найти что-то короче 20 минут) проникался всё большим доверием к его словам. Эту статью я пишу на основе его 24-минутного видеоролика под заголовком: «I'm Broke, What Business Do I Start?». Вот он:

Я собираюсь пересказать своими словами всё то, чем делится в ролике Алекс, а также примерить его советы на свою деятельность. Тем более я как раз занимаюсь проработкой и запуском новой услуги у себя в Проекторате.

И, если верить Алексу, та схема, которую он предлагает, буквально гарантирует мне пять первых клиентов в результате её применения.

Итак, поехали.

1. Что за бизнес?

Первый вопрос, на который нужно ответить — это чем мы будем заниматься. Каким бизнесом? Ответ на него — из трёх составляющих:

  1. Понимание чьей-либо боли, которую мы могли бы устранить. Например, мать четверых детей каждый день тратит уйму времени на то, чтобы приготовить и накормить всех едой. Боль? Боль!

  2. Профессия. То, чем мы занимались когда-либо в прошлом. То, чем мы занимаемся сейчас. Пользуемся освоенной профессией, а не лезем во что-то новое.

  3. Страсть. То, чем мы интересуемся по жизни. Что читаем, за чем следим, на что смотрим.

При выборе бизнеса не стоит бояться ошибиться. Неважно, что у нас получится в результате первой попытки, потому что она сама по себе уже чрезвычайно важна. В процессе мы получим опыт и обратную связь от клиентов, которая начнёт корректировать наш курс и приведёт к новым идеям.

А потом, спустя время, друзья посмотрят на нас и скажут: «Вау, как круто тебе повезло сразу выбрать верное направление для бизнеса!». А мы улыбнёмся про себя, потому что на самом-то деле это была долгая итерационная история.

Итак, попробую ответить на этот вопрос для себя. Я собираюсь продавать аудит интерфейсов. Какая здесь боль? Есть интерфейс, в который я вбухал много ресурсов, а он почему-то не приносит тех результатов, которые от него ожидались. Например, сайт должен продавать, а посетители на нём ничего не покупают. Хотелось бы это исправить.

Моя профессия — как раз проектировщик интерфейсов. Сейчас это дело как только ни называют. Чаще всего — UX-дизайнер. Но моя профессия на самом деле гораздо шире. Я занимался этим в прошлом, с 2005 года. Я занимаюсь этим сейчас. Вполне подходит.

Страсть. Вот тут проблемка. Я считаю себя профессионалом в своей отрасли, но вот прям страсти по этому поводу у меня нет. Так что здесь пока ставлю прочерк и двигаюсь дальше.

2. Кто мой клиент?

Кому я планирую предоставлять услугу? И здесь есть три варианта:

  1. Такие же, как и я. Можно построить большой бизнес, просто решив какую-нибудь проблему для самого себя, а затем найдя тех, кому это решение тоже бы помогло.

  2. Те, кому я уже помогал раньше. Вроде бывает так, что помог чем-то человеку, даже не придав этому какого-то значения, а ему понравилось настолько, что он тебе за это денег заплатил. И ты такой: «Ух ты, а что, так можно было?»

  3. Те, кто по нашему мнению явно недообслужены. Кому нужны определённого рода услуги, но по какой-то причине таких услуг никто не предоставляет.

Причём третий вариант — потенциально самый крутой и встречается реже всего. И к нему, по словам Алекса, частенько прибегают предприниматели, заинтересованные исключительно в деньгах. Им в принципе может быть всё равно, чем заниматься, если они видят свободную нишу с недообслуженными потенциальными клиентами.

А вот первый и второй варианты — наиболее распространённые.

После того, как определимся, кто наш клиент, составляем его портрет. Для этого нужно указать хотя бы три вещи из списка ниже:

  1. Возраст

  2. Пол

  3. Профессия

  4. Проблема

  5. Интересы

Если бы нам нужно было заполнить комнату людьми, которые, скорее всего заинтересовались бы нашей услугой, то что это были бы за люди?

Чем более узкая наша целевая аудитория — тем меньше народу. Но при этом им проще продать что-то за более высокие чеки. Потому что решение проблем будет максимально адресным, узким, эффективным именно для них. А ещё в качестве бонуса — конкурентов почти не будет.

Так, кто же мой клиент? Ну, это чаще мужчины, чем женщины. Просто потому что за последние 20 лет работы ко мне за услугами по проектированию интерфейсов обращались именно они. Возможно, с аудитом будет та же история. Возраст — 25+. Профессия — предприниматели, разработчики, маркетологи. Мне сложно определиться с проблемой и интересами, но, если верить Алексу, трёх пунктов будет достаточно.

И это либо такие же, как и я (мне тяжело заниматься аудитом собственных проектов, вот прям как будто разум выключается и не хочет работать, когда пытаешься критически смотреть на результат собственного труда) — я часто обращаюсь к специалистам за критикой своих интерфейсов, либо те, кому я уже помогал раньше (меня часто благодарили за аудиты, которые я делал спонтанно, между делом, во время разговоров по тем или иным проектам). Насчёт недообслуженности я не уверен. В конце концов на айтишном рынке существует не один десяток компаний, занимающихся аудитом интерфейсов.

3. Что хорошего получат клиенты в результате работы со мной?

Здесь тоже идём по списку:

  1. Насколько жизнь моих клиентов станет проще?

  2. Насколько гарантирован результат моей работы?

  3. Насколько быстро они получат то, что хотят?

  4. Что они почувствуют, когда получат то, что хотели? Когда окажутся в сценарии исхода, о котором мечтали? И, главное, окажутся в нём тем способом, которым им самим хотелось бы :)

Уф. Если заказать у меня аудит, то можно найти проблему (или несколько), которая не позволяет интерфейсу достигать поставленных перед ним целей. Либо убедиться в том, что никаких проблем нет и искать нужно в другом направлении. Можно будет приводить в интерфейс новых пользователей и не бояться того, что они сбегут.

Результат — это документ с отчётом. В нём может быть несколько десятков пунктов, но я обязательно выделю один самый важный, который, по моему мнению, будет делать наибольшую погоду для всего предприятия. В отчёте гарантирован перечень функциональных требований к интерфейсу, информационных ожиданий целевой аудитории, замечания и рекомендации по их исправлению, а также заключение. Этот документ буквально гарантирует то, что интерфейс был внимательно проверен внешним экспертом с высокой репутацией в своей отрасли.

Аудит проводится очень быстро: в течение нескольких рабочих дней.

Что почувствуют клиенты в результате? Если во время аудита обнаружатся критические ошибки, которые не позволяют интерфейсу выполнять возложенных на него функций, то клиенты почувствуют радость от того, что проблема найдена, подлежит исправлению и можно будет протестировать новую версию и получить новые результаты. А если аудит покажет, что с интерфейсом всё в полном порядке, клиенты почувствуют облегчение, что мест, где нужно искать проблемы, стало на одно меньше. Уверенность, спокойствие, надежду.

4. От чего плохого избавятся клиенты в результате работы со мной?

Тут тот же список, только наоборот:

  1. Насколько жизнь клиентов станет сложнее, если они не обратятся ко мне?

  2. Какие риски появляются, если не поработать со мной?

  3. Насколько медленно придётся это делать без моего участия?

  4. Что они почувствуют, когда получат совсем не тот результат, что хотели?

Без аудита интерфейса может статься так, что каждый день его пользователи не получают того, что ожидали, и уходят. А могли бы остаться и достичь своих целей (и помочь достичь целей моего клиента).

Можно, например, вложиться в рекламу, привести на интерфейс несколько тысяч человек, и потерять их всех из-за того, что что-то не работает или работает не так, как задумано. Или из-за того, что в интерфейсе не хватает информации для принятия решений.

Про то, насколько медленно делает аудит кто-то другой, заявлять не могу.

Зачастую аудит интерфейсов, который проводят мои коллеги, заключается в том, чтобы расставить элементы по своим местам, поработать над эргономикой и эстетикой. Эти вещи тоже важны, но только после того, как закрыты все вопросы с двумя предыдущими этапами: функциональными требованиями и информационными ожиданиями. Интерфейс продажи, например, турника может оказаться идеальным, но не работать только потому, что там не указан вес, который он выдерживает, а также нет контактов, с помощью которых можно оперативно задать кому-нибудь вопрос про этот самый вес. Мои аудиты лишены этого недостатка.

Часто при создании нового бизнеса у предпринимателя нет ответов на эти вопросы. Что делать? Начинаем задавать их нашим клиентам! С какими проблемами они сталкиваются? Как давно? Могут ли они описать, что чувствуют в таких случаях? Могут ли рассказать, как, по их мнению, выглядит идеальное решение проблемы? Что они ненавидят делать? А что обожают и хотели бы заниматься этим чаще и больше?

Простой разговор по душам с клиентом будет гораздо полезнее самостоятельных догадок и додумок.

5. Объединяем всё вышесказанное в торговое предложение

Я помогаю %портрет целевой аудитории из пункта 2% получить %все хорошие штуки из пункта 3% без %всех плохих штук из пункта 4% с помощью %секретный соус из пункта 6%!

Так как у нас много пунктов, то можно постоянно заниматься комбинаторикой и перебирать различные варианты, постоянно улучшая их и проверяя, какие работают лучше всего.

«Я помогаю предпринимателям убедиться в том, что их интерфейсы достигают своих целей, выделяя всего одну рекомендацию из десятков, найденных во время аудита».

«Я помогаю маркетологам убедиться в том, что в интерфейс можно заливать трафик, не боясь того, что он отвалится из-за недостающей информации или неработающих функций и что деньги будут потрачены впустую».

6. Бонусный пункт №1. Секретный соус

Составляем список либо набор шагов, которые необходимо пройти для того, чтобы получить результат. Список или чек-лист — если не важен порядок его исполнения. Набор шагов — если нужно придерживаться определённой последовательности.

Так, ну ок. Я подготавливаю документ с результатами аудита. И вот что я для этого делаю (у меня получается набор шагов):

  1. Фиксирую цель интерфейса

  2. На основе цели вывожу набор функциональных требований. То есть, составляю перечень функций, без которых цель недостижима

  3. Описываю целевую аудиторию и откуда она приходит

  4. Анализирую конкурентов

  5. Анализирую статистику интерфейса (если она есть)

  6. Фиксирую перечень вопросов от целевой аудитории, без ответов на которые она не в состоянии будет принять ключевых решений и откажется от достижения цели

  7. Перечисляю все найденные замечания в рамках аудита на разных браузерах, устройствах и размерах вьюпорта

  8. Записываю рекомендации по устранению замечаний

  9. Выделяю среди замечаний одно, самое важное для всего дела

  10. Формулирую заключение аудита

Если удалось собрать такой список или набор шагов — необходимо дать ему имя. Желательно использовать рифму или аллитерацию.

Блин. Ничего, кроме «Аудит интерфейса по методологии Проектората» в голову не приходит. Но ведь главное с чего-то начать? «Десятишаговый аудит от Проектората». «Аудит десятишаговым методом». Мда. В общем, думаю, секретный соус должен появляться не в момент создания новой услуги, а через какое-то время и какое-то количество довольных клиентов. Буду держать вас в курсе :)

Что в итоге получается? «Я помогаю маркетологам и предпринимателям убедиться в том, что в интерфейс можно заливать трафик, не боясь того, что он отвалится из-за недостающей информации или неработающих функций и что деньги будут потрачены впустую, с помощью десятишагового аудита от Проектората!» А что — сократить раз в пять — и можно подавать! :)

7. Бонусный пункт №2. Как получить первых 5 клиентов?

Нужно найти представителей своей целевой аудитории. Например, начать с друзей и знакомых и раскручивать этот клубок оттуда. Задача — поговорить с этими людьми. Во время разговора:

  1. Поприветствовать собеседника

  2. Сделать комплимент

  3. Озвучить сформулированное предложение из четвёртого пункта

  4. Спросить, знает ли собеседник кого-нибудь, кому это предложение может показаться интересным

Четвёртый пункт — ключевой, потому что одно дело, когда мы стучимся сами, и совсем другое — когда по рекомендации. Разговор с новым собеседником можно начать: «Здравствуйте! Мне к вам рекомендовал обратиться такой-то…» И после такого начала шансов на успешный результат уже гораздо больше.

И делать это нужно либо 4 часа в день, либо до тех пор, пока мы не пообщаемся таким образом с сотней собеседников. Либо-либо. Алекс уверяет, что если это проделать, то обязательно получишь своих первых пятерых клиентов.

Что ж, я попробую выполнить всё по инструкции сразу после того, как допишу эту статью!


Фух, спасибо, что дочитали! Я писал этот материал, в первую очередь, для себя. Ведь, пересказывая другим людям какой-то материал, который мы считаем полезным, сами начинаем лучше в нём разбираться. Да ещё и пользу окружающим при этом приносим.

Знаю, здесь не любят ссылки на Телеграм-каналы, поэтому сегодня давать на свой не буду (если что, у меня в профиле найдёте). Но всё равно порекламирую. Я каждый день пишу про фриланс, проектирование интерфейсов и продвижение услуг в сфере IT. О том, как я пишу, можете судить по этой статье.

А вот о чём бы я вас хотел попросить. Выше я сослался на ролик, в котором показываю свой процесс аудита интерфейса. Я хотел бы снять как можно больше таких роликов. И сейчас нахожусь на том этапе, когда готов аудировать интерфейсы бесплатно (точнее, платой будет моя возможность с вашего разрешения снимать подобные видеоролики). Поэтому, если у вас есть какой-нибудь интерфейс и вы хотели бы, чтобы я сделал для него аудит — скиньте в комментариях ссылку и обязательно цель интерфейса. А с меня — документ и видео с результатами. Кстати, это не только сайты, приложения и прочие информационные системы. Это также и посты, и рекламные объявления, и баннеры, и даже ваше краткое био в профиле. Всё это интерфейсы со своими целями и все они работают по примерно одним и тем же принципам.

Комментарии (37)


  1. Mekanee
    04.07.2024 04:07
    +13

    И как начать, если "финансово на самом дне"?


    1. Dick_from_mountain
      04.07.2024 04:07
      +2

      Если на дне океана, то в принципе есть гайд.


      1. VladSmir
        04.07.2024 04:07
        +8

        Spongebob squarepants ?


        1. Dick_from_mountain
          04.07.2024 04:07
          +1


    1. vvbob
      04.07.2024 04:07
      +2

      Рецепт простой - надо откладывать каждый месяц по миллиону рублей, и через три года у вас мудет 36 миллионов!


  1. Javian
    04.07.2024 04:07
    +16

    Либо когтеточки либо нет.


  1. vkomp
    04.07.2024 04:07

    Обалдел прямо с утра! Классический менеджмент почти без собственно придуманных терминов! Немного "делайте как я" - дополнительно доставляет. Но всё же не нужно кланяться новому богу торговли и падать ниц перед посвященными жрецами. Ура! Мир продолжает жить старыми законами.

    Осмелюсь рекомендовать "Справочник директора предприятия". Немного тяжеловата по весу и знаниям, потому что воды не содержит.


  1. Arimefu
    04.07.2024 04:07
    +27

    Поначалу я скептически относился к материалам Алекса, т.к. от них отдавало инфоцыганщиной, но с каждым новым выступлением (а у этого парня трудно найти что-то короче 20 минут) проникался всё большим доверием к его словам. 

    Именно так и работают все инфоцыгане (да и обычные цыгане тоже, кстати) - главное, заболтать куче непонятных слов, фраз и т.д., в которых далеко не всегда есть смысл.

    По факту же, если ты "на самом дне", то шансов выбраться из него, открывая свой бизнес - минимум. Потому что любой бизнес требует вложений, и не только труда, но и финансов. Более того, шанс, что бизнес выстрелит - опять же минимум, как бы ты ни готовился и анализировал. И даже если выстрелит, то не факт что сразу. Так что нужен какой-то первоначальный капитал, на который нужно как минимум иметь возможность жить (жилье, еда и т.д.).


    1. ne_mazhor
      04.07.2024 04:07

      А даже если бизнес и выстрелит - не факт что его не отожмут хмурые дяди в погонах (ну это про наши реалии скорее)


      1. PATRI0T
        04.07.2024 04:07
        +19

        От уровня "я на самом дне" до уровня "у меня такой бизнес, что им уже заинтересовались дяди в погонах" всего-то рукой подать)
        фигли делов-то


      1. Zara6502
        04.07.2024 04:07
        +4

        дядям в погонах только и есть дел что за уишниками гоняться... или бизнесы пластиковых окон и натяжных потолков отжимать XD


        1. UranusExplorer
          04.07.2024 04:07

          Когда крупная рыба заканчивается, рыбаки переходят на рыбёшек поменьше. Да и сами рыбаки бывают разного калибра, так сказать.


          1. Zara6502
            04.07.2024 04:07
            +4

            зачем мне платить им когда мне проще закрыться? у вас какое-то представление о жизни из соседней метавселенной.

            и если вы думаете что в РФ крыша только одна, то вас ожидает мир чудных открытий.


  1. qeeveex
    04.07.2024 04:07
    +12

    Когда у тебя за спиной семья - устроишься работать на любую работу.

    Вот когда обеспечится минимум, тогда можно думать о том куда двигаться дальше. Скорее всего искать более оплачиваемую работу.

    Либо можно набраться опыта на текущей и попробовать самому предоставлять такие же услуги другим клиентам.


    1. Arastas
      04.07.2024 04:07
      +6

      Допустим , вы обладаете очень интересной (для вас) профессией машиниста электропоезда, диспетчера аэропорта или оператора АЭС. Много у вас возможностей предоставить такие услуги другим клиентам или найти другого работодателя, не отказываясь от любимой профессии?


      1. qeeveex
        04.07.2024 04:07
        +1

        Профессии где можно использовать полученный опыт из перечисленных вами - да.

        Связанные с транспортом могут уйти в логистику.

        У оператора АЭС и вовсе прекрасные перспективы связанные с энергетикой и физикой. Таких людей единицы.


      1. Zara6502
        04.07.2024 04:07
        +3

        то есть уволиться с АЭС и начать третировать друзей (с той же АЭС) про аудиты сайтов - это верняк?


        1. Arastas
          04.07.2024 04:07

          Я не предлагаю варианты, увы. Но «те же услуги другим клиентам» не всегда реалистично.


  1. VladTulku
    04.07.2024 04:07
    +3

    Что бы заработать много денег, нужен стартовый капитал.

    Что бы заработать стартовый капитал, нужен стартовый пистолет.


    1. IIopy4uk
      04.07.2024 04:07
      +2

      Вот и ответ:

      Какой бизнес мне начать?

      Продавать стартовые пистолеты (и патроны к нему).


      1. Tzimie
        04.07.2024 04:07
        +3

        И калькулятор для окончательных расчетов


  1. Nuubs
    04.07.2024 04:07

    nuubs.org

    У меня давно была мысль, заказать аудит UX игры, если вы его сделаете бесплатно, буду весьма признателен %)


    1. Ekamelev Автор
      04.07.2024 04:07

      С какой целью создавали игру?


    1. bondeg
      04.07.2024 04:07

      Она и без ui ломается сама по себе)


  1. SuharkovMP
    04.07.2024 04:07

    «Я помогаю заводчикам котиков убедиться в том, что не требуется стричь котикам когти каждый день, не боясь того, что мебель будет изодрана в клочья или на любимых обоях останутся отметины ночного тыгыдыка, и что деньги на ремонт будут потрачены впустую, с помощью брендированных когтеточек от старины Василия»

    Норм?


  1. Zara6502
    04.07.2024 04:07
    +8

    Эх, опять пустая статья.

    1. Страсть. То, чем мы интересуемся по жизни. Что читаем, за чем следим, на что смотрим.

    Монетизировать страсть куда более трудно чем в пустыне найти воду.

    При выборе бизнеса не стоит бояться ошибиться. Неважно, что у нас получится в результате первой попытки, потому что она сама по себе уже чрезвычайно важна. В процессе мы получим опыт и обратную связь от клиентов, которая начнёт корректировать наш курс и приведёт к новым идеям.

    Конечно-конечно, тысячи челноков из 90-х оказавшихся в канаве или петле - хорошее тому подтверждение. Как и те, кто остался с огромными долгами. Вам не кажется странным что гугл в мире один, а людей 7 млрд?

    В мире есть такое понятие как венчур и если вы изучите этот вопрос то поймёте, что если и можно ошибаться, то только за чужой счёт.

    А потом, спустя время, друзья посмотрят на нас и скажут: «Вау, как круто тебе повезло сразу выбрать верное направление для бизнеса!». А мы улыбнёмся про себя, потому что на самом-то деле это была долгая итерационная история.

    А еще 9999 друзей в такой ситуации скажут - мы же говорили. Откуда в вас уверенность в том, что вложения окупятся в любом случае? Есть хороший пример с США и погонями за нефтью и золотом. Обогатились на этом продавцы кирок и лопат.

    Например, сайт должен продавать, а посетители на нём ничего не покупают. Хотелось бы это исправить.

    Сайт вообще ничего не продаёт, если это не сайт секты или МММ. Сайт это надстройка над существующим бизнесом. Если у вас нет бизнеса, то и сайт вам не нужен. В чем смысл формулировки "сайт должен продавать"? Почему должен? Кому должен? Почему вы решили что сам факт наличия сайта может на что-то повлиять?

    Если во время аудита обнаружатся критические ошибки, которые не позволяют интерфейсу выполнять возложенных на него функций, то клиенты почувствуют радость от того, что проблема найдена, подлежит исправлению и можно будет протестировать новую версию и получить новые результаты

    Первично просто самому попробовать воспользоваться своим же сайтом, за это даже платить никому не нужно. Второй этап - предоставить хорошую обратную связь, всегда найдётся тот, кто укажет на проблемы и напишет что и почему плохо работает (я сам такой). Если владельцы сайта даже это сделать не могут и им срочно нужно влупить деньги в аудит сайта - ну это бизнес на лохах. Тоже имеет место быть. Кстати, уже по своему опыту скажу, что есть масса мелких предпринимателей, у них просто отличная чуйка на такое и они просто на пустом месте создают товары и услуги, но !!!! это такие же люди как илоны маски и ларри пейджи, только мелкого полёта и их очень мало. То есть это не вопрос образования.

    Без аудита интерфейса может статься так, что каждый день его пользователи не получают того, что ожидали, и уходят

    Не прослеживаю каким образом они установили, что посетители сайта уходят из-за интерфейса? Пока я вижу что его услуги уместны для уже крепких интернет-магазинов, у которых есть статистика по обращениям по проблемам с сайтом. Тогда логично провести аудит, потом нанять разработчика и что-то поменять или вообще перейти на новую платформу.

    Тут есть обратная сторона, меняют сайт (Мегамаркет, Озон, Я.Маркет) делая хуже, но продажи выросли, просто потому что одним дизайном не угодить всем ЦА. Как тот же Лебедев например про то, что засунули Я.М в приложение такси. Мол удобно, пока едешь в такси смотришь товары. Я, например этой логики не вижу, так как когда я еду в такси, то не вижу проблемы запустить приложение Маркета, а вот когда хочу заказать такси, то вся эта маркетовская обвязка банально мешает и раздражает.

    Часто при создании нового бизнеса у предпринимателя нет ответов на эти вопросы. Что делать? Начинаем задавать их нашим клиентам! С какими проблемами они сталкиваются? Как давно? Могут ли они описать, что чувствуют в таких случаях? Могут ли рассказать, как, по их мнению, выглядит идеальное решение проблемы? Что они ненавидят делать? А что обожают и хотели бы заниматься этим чаще и больше?

    Только это делают ДО того как запустят сайт (вообще не совсем понимаю почему в статье фигурирует слово "сайт").Если это бизнес с нуля, то имеет смысл сделать как у конкурентов. Ну или посмотрите на блевотный UI Aliexpress и посчитайте их доходы - как думаете, руководство Ali заказывает аудит? )

    Я помогаю предпринимателям убедиться в том, что их интерфейсы достигают своих целей, выделяя всего одну рекомендацию из десятков, найденных во время аудита

    Перед каждой фразой нужно жирным писать "КМК", но как гласит поговорка, если КМК, то обычно крестятся. Простой пример - есть магазины Озон, Ситилинк, ДНС, Мегамаркет, Я.Маркет и все они прекрасно продают товар, можно ли что-то там улучшить? Безусловно. Но во-первых UI у всех весьма разное, но при этом у одного и того же пользователя остаётся положительный отклик, то есть если автор проведёт аудит и выделит 1 пункт, который достигает цели, то это о чем скажет? Что интернет магазин работает?

    1. Описываю целевую аудиторию и откуда она приходит

    На основании чего?

    Например, начать с друзей и знакомых

    Во время разговора:

    1. Поприветствовать собеседника

    2. Сделать комплимент

    Это на западе так работает? Мне кажется собеседника приветствовать - это норма, а не пункт для достижения результата. Сделать комплимент другу или знакомому? Зачем? Без комплимента никто не знает зачем ты пришел?

    1. Спросить, знает ли собеседник кого-нибудь, кому это предложение может показаться интересным

    То есть автор оригинала не в курсе есть ли у его друзей подвязки в Яндексе/Гугле? Я к тому, что все про вас знают и достаточно в вацапе написать всем что вы ищете клиентов для того=-то и того-то, они в свою очередь разошлют вашу презентацию если у нихз есть какие-то знакомые о которых они подумали в этом контексте. Или он физически собрался со всеми встречаться и рассыпаясь в комплиментах что-то выпытывать? Я бы обиделся на такую встречу.