В январе 1934 года деревня Валькур (Квебек) имела идиллический вид рождественской открытки. Всё занесено снегом, машины заперты в гаражах до весны, если надо куда‑то съездить — есть сани и лошадь. Там жил 26-летний Жозеф‑Арман Бомбардье, хозяин мастерской по ремонту почти всей техники, которой пользовались сельские жители. Недостаток технического образования (всего два года в ученичестве у механиков и на разных вечерних курсах) он компенсировал врожденным талантом и страстью к конструированию. Еще в 13 лет он построил модель паровоза с двигателем из деталей часового механизма, а в 15 — аэросани с мотором от «форда» и собственноручно выточенным пропеллером.
У Армана была жена Ивонна и двое детей — Клэр и Ивон. Так совпало, что у двухлетнего Ивона начался аппендицит, а на дворе мела метель. Спасти ребенка могла только срочная операция, но как добраться до больницы? 50 километров между деревней и городом стали непреодолимы и для людей, и для лошадей. Мальчик умер мучительной смертью на глазах у родителей.
После этого Арман, который раньше на досуге изобретал легкий снегоход, сменил концепцию и стал работать над проектом как одержимый. Теперь он хотел, чтобы машина могла нести большой груз и защищать от любой погоды. На Среднем Западе США уже применялись конверсии автомобиля «Форд Т» с лыжами и гусеницами, но они годились только для сухого снега той местности. На востоке континента климат и снег более влажные. Бомбардье пришлось разработать новую конструкцию гусениц. Он справился меньше чем за три года.
В декабре 1936 года он подал заявку на патент и начал серийное производство снегоходов модели B7. Для этого он превратил мастерскую в фабрику, где рабочими были местные батраки, обученные им лично, а руководящим составом — его братья и кузены. Продажи быстро росли: 8 штук за год, 12, 50, 100... Первыми покупателями были сельские врачи, работники скорой помощи и священники. Потом снегоходы стали использовать для торговли, доставки почты и прочего. В 1940 Бомбардье построил новый завод, способный выпускать 200 машин в год.
В военное время правительство ограничило гражданское производство, и фирма чуть не разорилась. Выручил заказ на армейские вездеходы в 1942 году. Бомбардье сконструировал четыре модели. Их собирали на большом заводе в Монреале, но часть деталей производили в Валькуре. С 1944 года дела фирмы пошли на лад. Завод не справлялся с растущим количеством заказов на снегоходы, его расширяли... И тут удар по бизнесу Армана нанес тот самый прогресс, которому он служил.
Правительство Квебека постановило, что с зимы 1948–49 сельские дороги будут очищать от снега. Доходы фирмы за год упали на 40 процентов. Несгибаемый изобретатель справился и с этим. Он переключился на трактора и промышленную технику, которая работала не на дорогах. Кроме того, он запатентовал вулканизатор и основал вместе с сыном Жерменом (всего у него было шестеро детей) фабрику резины. Все производства, которые строил Бомбардье, находились в Валькуре или соседних деревнях: он очень заботился о заработке для жителей своих родных мест.
В 1958 году он исполнил мечту своей молодости — построил легкий снегоход, на котором водитель сидел, как на мотоцикле. В 1959 начался коммерческий выпуск под маркой Ski‑Doo. Эта машина стала самой популярной из всего, что Арман когда‑либо создал. Ее дальние «потомки» под тем же названием выпускаются до сих пор.
К сожалению, при жизни он застал только первые признаки будущего феноменального успеха. В феврале 1964 года 56-летний Бомбардье скончался от рака. Даже перед смертью он остался таким, каким был всегда: лежа в больнице, усовершенствовал конструкцию своей капельницы и предложил врачу совместно запатентовать ее. Почему‑то не сложилось, и к 43 патентам, которые он получил за свою жизнь, этот не добавился.
Автор: Нина Манчева
Dm1try