15.07.2024, Энди Toмасвик, universetoday.com

 (a) Скриншот анимации BALLET, выполняющего одношаговое движение, и (b) визуализация BALLET, перешагивающего через большой камень, чтобы достичь пункта назначения, представленного цилиндром на камне. Credit: Hari D. Nayar, Jet Propulsion Laboratory, California Institute of Technology
(a) Скриншот анимации BALLET, выполняющего одношаговое движение, и (b) визуализация BALLET, перешагивающего через большой камень, чтобы достичь пункта назначения, представленного цилиндром на камне. Credit: Hari D. Nayar, Jet Propulsion Laboratory, California Institute of Technology

Новые способы перемещения по другим небесным телам всегда привлекают внимание сообщества исследователей космоса. Мы сообщали о многих разработках Техасского университета: от роботов, которые подвешиваются к стенам марсианских пещер, до роботов, которые прыгают, используя струи добываемого на месте газа. Но мы еще не сообщали об идее аэростата, который «ходит». Но именно эта идея лежит в основе BALloon Locomotion for Extreme Terrain, или BALLET, проекта главного робототехника в Лаборатории реактивного движения NASA Хари Наяра и его коллег.

Как именно «ходит» аэростат? Поднимая и перемещая одну из своих шести ног. Архитектура BALLET включает в себя положительно плавучий аэростат, поддерживающий шесть «ног», прикрепленных к регулируемым тросам. «Ноги» — это небольшие научные пакеты, способные брать небольшие образцы поверхности или анализировать химический состав части поверхности, которой он касается.

Каждая ступня прикреплена к трем тросам, индивидуально управляемым шкивами. Когда ступня заканчивает свою научную работу в заданном месте, BALLET втягивает тросы для ступни, поднимая ее над поверхностью. Затем он вытягивает тросы, используя различную длину тросов, чтобы поместить ступню в новое место.

 Визуализация концепции BALLET с аэростатом и шестью подвешенными полезными грузами, служащими ногами. Каждый полезный груз соединен с аэростатом тремя тросами, что позволяет позиционировать полезный груз относительно аэростата. Credit: Hari D. Nayar, Jet Propulsion Laboratory, California Institute of Technology
Визуализация концепции BALLET с аэростатом и шестью подвешенными полезными грузами, служащими ногами. Каждый полезный груз соединен с аэростатом тремя тросами, что позволяет позиционировать полезный груз относительно аэростата. Credit: Hari D. Nayar, Jet Propulsion Laboratory, California Institute of Technology

Предварительное исследование концепции было проведено в рамках гранта NASA Institute for Advanced Concepts (NIAC) в 2018 году. Это исследование показало, что лучше одновременно оторвать от земли две противоположные ноги, чтобы обеспечить устойчивость аэростата. Оно также продемонстрировало, где использование этой концепции будет наиболее полезно — на Титане.

 BALLET на поверхности Титана. Credit: Jet Propulsion Laboratory/ Shutterstock/ Professional Engineering
BALLET на поверхности Титана. Credit: Jet Propulsion Laboratory/ Shutterstock/ Professional Engineering

Обычно перемещение аэростата рассматривается где-нибудь на Венере, где он мог бы парить в атмосфере в условиях, схожих с земными. Однако на такой высоте управление полезной нагрузкой, размещенной на поверхности, будет крайне затруднительным. Кроме того, суровые условия на поверхности, сделали бы требования к материалу системы неприемлемыми.

Аналогично, аэростат мог бы работать и на Марсе, но высокие скорости ветра в разреженной атмосфере затруднили бы его управление. Титан предлагает лучшие условия — относительно стабильную, плотную атмосферу, где плавучий аэростат был бы осуществим, и стабильные условия окружающей среды, при которых BALLET не сдувался бы ветрами в атмосфере.

Текущий план исследования Титана — вертолет под названием «Стрекоза»

На Титане также есть много интересных мест для исследования, включая криовулканы и метановые озера. BALLET позволит пересекать даже некоторые из самых сложных участков без учета соображений, которые могут существенно повлиять на возможности ровера или вертолета, например, запланированной миссии Dragonfly.

Изображение дюн в Шангри-Ла, Титан, полученное с помощью радара Кассини. Credit: NASA/JPL-Caltech/ASI
Изображение дюн в Шангри-Ла, Титан, полученное с помощью радара Кассини. Credit: NASA/JPL-Caltech/ASI

Однако есть еще много проектных соображений, таких как сложность одновременного управления всеми различными переменными, такими как ориентация аэростата, длина каждого из 18 кабелей и поиск пути. После завершения проекта Фазы I концепция, по-видимому, приостановлена ​​до получения дальнейшего финансирования от NASA на данном этапе.

Однако, с точки зрения применения, BALLET также имеет некоторые очевидные варианты использования на Земле. Первое, что сразу пришло на ум, это сбор «конкреций» как часть подводных горнодобывающих операций. Учитывая возросшую потребность в кобальте и других материалах, содержащихся в этих конкрециях, и плохой имидж, который возникает из-за разрушения морского дна при использовании традиционных методов добычи, эта идея может быть одной из тех редких идей освоения космоса, которая скорее найдет применение на Земле, чем за ее пределами.

Дополнительная информация:
научная статья — Balloon Locomotion for Extreme Terrain, Nayar et al.
UT — A Robot With Expandable Appendages Could Explore Martian Caves And Cliffs
UT — A Hopping Robot Could Explore Europa Using Locally Harvested Water
UT — Drones Could Help Map the Lunar Surface with Extreme Precision

 Конструкция полезной нагрузки в каждой стойке, показывающая три лебедки, вычислительные и управляющие электронные блоки, два аккумуляторных блока и комплект научных приборов. Credit: Hari D. Nayar, Jet Propulsion Laboratory, California Institute of Technology
Конструкция полезной нагрузки в каждой стойке, показывающая три лебедки, вычислительные и управляющие электронные блоки, два аккумуляторных блока и комплект научных приборов. Credit: Hari D. Nayar, Jet Propulsion Laboratory, California Institute of Technology

Описание концепции роботизированного транспортного средства (из научной статьи Balloon Locomotion for Extreme Terrain)

BALLET достигает своих преимуществ за счет нескольких инноваций:

  1. Использование аэростата для плавучести и в качестве структурной платформы для передвижения,

  2. Конечности, состоящие из натянутых тросов со значительно меньшей массой, чем ноги, состоящие из плотных модулей,

  3. Разделение полезной нагрузки на шесть модульных элементов и подъем только одного или двух за раз, что значительно снижает необходимую плавучесть и размер аэростата,

  4. Размещение полезной нагрузки в ступнях, что позволяет поддерживать центр тяжести очень низким, а платформу — очень устойчивой.

Каждая полезная нагрузка будет заключена в корпус объемом 2000 см3 — 2U, как показано на рисунке, с предполагаемой массой 2,5 кг. Три лебедки (расположенные симметрично со смещением 120 градусов), вычислительные, управляющие и силовые компоненты займут около половины этой массы и объема (10 см х 10 см х 10 см). Трос будет иметь диаметр 0,5 мм из плетеной нержавеющей стали с номинальной прочностью 10 кг. При диаметре катушки 2 см и ширине 0,5 см длина провода 1 м займет не более двух слоев намотки на катушке. Каждая ступня будет иметь три компонента кабельной лебедки. Каждый компонент кабельной лебедки будет включать катушку, пружинный датчик натяжения кабеля, датчик вращения катушки, бесщеточный двигатель постоянного тока и контроллер двигателя. Для управления длиной кабеля начальный процесс калибровки позволит использовать положение вращения катушки для определения длины кабеля. Питание будет осуществляться от двух литий-полимерных аккумуляторных батарей общей массой 0,5 кг и энергоемкостью 75 Вт·ч с охлаждающими вентиляторами, которые умещаются в объеме 10 см х 10 см х 3 см.

Каждая полезная нагрузка ноги будет содержать автономную вычислительную систему с программным обеспечением и питанием, необходимыми для использования назначенных ей инструментов и лебедок. Одноплатный компьютер будет запускать программное обеспечение управления и датчиков. Питание будет обеспечиваться двумя аккумуляторными батареями, размещенными в каждой полезной нагрузке, как показано на рисунке. Компьютер в каждой ноге также будет использоваться для взаимодействия с инструментом или инструментами внутри ноги. В конечном итоге, в ходе выполнения миссии координация работы приборов и служб для управления и обработки данных, мобильности, мониторинга ресурсов, устранения неисправностей и связи будет распределена между компьютерами, расположенными в ногах.

Для обеспечения мобильности один из шести компьютеров будет выступать в качестве координатора, синхронизируя движение между полезными грузами для различных походок. Этот блок будет получать команды от беспроводного контроллера и передавать их по беспроводной связи на остальные пять компьютеров. Для реализации этой модели каждый модуль полезной нагрузки должен иметь связь по Wi-Fi или Bluetooth.

Последовательность входа в атмосферу для посадки аппарата BALLET: (a) вход в атмосферу и нагрев, (b) фаза управляемого входа, (c) развертывание парашюта для замедления космического аппарата, (d) выброс теплозащитного экрана и спуск космического аппарата, (e) выброс парашюта и использование тяговых двигателей для посадки на поверхность. Credit: Hari D. Nayar, Jet Propulsion Laboratory, California Institute of Technology
Последовательность входа в атмосферу для посадки аппарата BALLET: (a) вход в атмосферу и нагрев, (b) фаза управляемого входа, (c) развертывание парашюта для замедления космического аппарата, (d) выброс теплозащитного экрана и спуск космического аппарата, (e) выброс парашюта и использование тяговых двигателей для посадки на поверхность. Credit: Hari D. Nayar, Jet Propulsion Laboratory, California Institute of Technology

Перевод: Александр Тарлаковский (блог tay-ceti)
Оригинал: A Walking Balloon Could One Day Explore Titan - Or Earth’s Sea Floor

Комментарии (16)


  1. Kogolbok
    22.07.2024 03:29
    +3

    А чем будет наполнен этот аэростат, извините? Мне кажется поэтому и было остановлено финансирование. И правильно сделали.


    1. agat000
      22.07.2024 03:29
      +1

      Логичнее всего водород. Примем извлекать из атмосферы придется на месте, из углеводородов. Энергия нужна в хороших объемах, явно не от солнечных панелек и РИТЭГов. Атомный шаголет, не меньше.


    1. tarlakovsky Автор
      22.07.2024 03:29
      +1

      Самый надежный вариант - гелий.


      1. bakhirev
        22.07.2024 03:29

        Гелий текуч и его невозможно долго держать в какой бы то небыло таре. По итогу он все равно утекает.


        1. tarlakovsky Автор
          22.07.2024 03:29

          А водород не текуч? Еще более текуч.
          В научной статье есть информация о выборе между гелием и водородом.
          Ссылка приведена.


          1. agat000
            22.07.2024 03:29

            водород можно выделять на месте, для восполнения, как я выше писал. Но нужна энергия. Гелий взять негде.

            Лететь этой штукой несколько лет, чтобы за неделю несущий газ израсходовать?


  1. randomsimplenumber
    22.07.2024 03:29
    +3

    Неполадки с одним тросом - движение окончено для всего аппарата. Забавно, но ненадежно.


    1. kisaa
      22.07.2024 03:29
      +2

      Ну почему, можно неисправную ногу отстрелить пиропатронами и идти дальше на 5-и, даже на 4-х (при удачном расположении отказавших). А может быть, удастся её "поджать" под себя и не терять полезную нагрузку (если, скажем, потеряно управление точным позиционированием ноги, но сохранилась возможность опускать/поднимать её).


    1. tarlakovsky Автор
      22.07.2024 03:29

      1. Работа этого аэростата рассчитана на несколько месяцев. Поэтому вероятность поломки минимальна. Можно вспомнить марсианские роверы - расчет был на несколько месяцев, а проработали они годы.

      2. Можно предусмотреть наличие на аэростате запасного троса и запчастей. И ремонтного робота-паука. :-) Но это уже мечты.


  1. Markscheider
    22.07.2024 03:29
    +1

    Про добычу ЖМК из земного моря. Они, вроде бы, лежат на приличной глубине. Значит, аэростат будет затопляемым? Или километровые троссы?


    1. tarlakovsky Автор
      22.07.2024 03:29
      +1

      Конечно, затопляемым. И всплывающим при наборе определенной массы ЖМК.
      И это будет уже, наверное, гидростат. )


      1. Markscheider
        22.07.2024 03:29

        Конечно, затопляемым

        Тогда у меня вопрос - что будет с мягким корпусом на глубине хотя бы километра


        1. tarlakovsky Автор
          22.07.2024 03:29

          Ничего не будет при наполнении его подогретой или пресной водой. )


        1. Zenitchik
          22.07.2024 03:29
          +1

          А почему с ним должно что-то случиться при равенстве внешнего и внутреннего давлений?


        1. agat000
          22.07.2024 03:29

          Там его первый же кашалот примет за большого кальмара и пожамкает.

          Не понятно, зачем гидростату вообще схема с ногами? В воде двигаться винтами гораздо логичнее.


          1. Zenitchik
            22.07.2024 03:29

            Для точности позиционирования. Как баржа "Фортуна".