Это статья для тех, кто хочет стать Руководителем проектов, или уже является Руководителем проектов. Ну и для всех, кто сталкивается с ними, чтобы понимать, что вам ждать, а чего ждать не стоит (и есть ли у РП волшебная палочка, которая позволяет взмахом выполнять все сроки, поднимая одновременно маржинальность проекта, или ее нет).

Что все думают про Руководителя проектов?

По запросу «Project manager» нейросеть генерирует вот такую картинку:

Успешный РП по мнению Chat GPT
Успешный РП по мнению Chat GPT

Успешный и уверенный в себе молодой чувак показывает шестерым таким же успешным чувакам какой-то невразумительный Гантт, на который профессиональный РП без смеха глядеть не сможет (поглядите и вы).

Реальность в том, что таких встреч у вас на проекте будет, хорошо, если одна. Вашим заказчикам пофигу ваш Гантт, им главное, чтобы вы просто взяли и сделали в срок хорошо.

Вашей команде тоже не интересно, как вы расставили колбаски на диаграмме, они уже оценили задачи и просто хотят тихо пилить продукт. Если у вас подрядчик – у него вообще контракт и ваша дорожная карта ему неинтересна (если она отличается от заключенного контракта – горе вам).

Вашим коллегам не до того: у них все точно также, и своих забот по горло. Вас могут выслушать в рубрике «Плач Ярославны», но это будет явно не в переговорке всемером, а один на один и в где-то в курилке.

И еще не забываем, что встреча 8х человек на 1 час – это потерянный вашей компанией 1 человекодень. Должны быть веские причины потратить столько времени, чтобы собрать столько человек ради вашего Гантта, а не просто послать заинтересованным линк в мессенджер, чтобы они посмотрели и прокомментировали офлайн.

Итого, картинка выше – просто образ Руководителя проектов, сложившийся в массовом сознании. К реальности отношения она не имеет и не верьте, если вам будут говорить иное.

Какой же он, РП в реальности? Не хочу вас разочаровывать, но вот эта картинка будет гораздо ближе к истине:

Счастливый РП
Счастливый РП

Если вы все еще видите себя успешным, в костюме, принимающим аплодисменты после встречи по согласованию плана работ, знайте – кто-то вам рассказал сказку, в которую вы верите. Вернуть вас в реальность – задача этой статьи.

Ваша успешность, как РП, не определяется наличием костюма, знанием инструментов типа JIRA, Yougile, MS Project или даже Oracle Primavera, не определяется знанием правил PMBoK или Scrum. Этим хардскиллам достаточно просто научиться один раз и далее использовать по мере необходимости. Но есть то, что почти не рассказывают на курсах и тренингах. Это качества, которые, по моему опыту, очень помогает РП качественно делать свою работу. Научиться им может оказаться намного сложнее, чем просто вызубрить и сдать экзамен PMI. Это те самые софтскиллы, которые являются определяющими для работы РП.

4 качества классного РП

Я выделяю четыре основных качества:

1.      Умение решать проблемы и находить выход из любой ситуации.
2.      Коммуникации, коммуникации и коммуникации.
3.      Аккуратность и исполнительская дисциплина.
4.      Желание делать хороший продукт и помогать своему заказчику. 

Они выстроены в порядке их важности по моему личному мнению, основанному на 20-летнем опыте управления. Обратите внимание: тут нет ничего про знания инструментов. Инструменты управления не так важны, плюс, на каждом рабочем месте у вас могут быть разные системы (у кого то JIRA, у кого то Click up и так далее, и так далее).

Каждый раздел тянет на отдельную статью (когда-то напишу подробнее), сейчас давайте пробежимся быстро по самому важному из каждого раздела.

Умение решать проблемы и находить выход из любой ситуации.

Это базовый навык РП. Если у вас его нет – придется учиться. Если не хотите этому учиться – лучше даже не пробуйте становиться РП. Суть его в том, что на проекте почти всегда всегда все идет не по плану и с этим надо что-то сделать. Даже безобидный проект на 1.5 миллиона рублей и 1.5 месяца работы может оказаться провальным. Потому что заказчик не подписал требования или вовсе от них отказался, потому что другая компания, которая делала интеграцию, сделала ее не так и не вовремя, потому что вы не согласовали интерфейсы, потому что девопс, ответственный за деплой, свалился с температурой и сможет только послезавтра… Да миллион всего. Лучшая картинка на эту тему – мем ниже:

Что интересно: самые дикие неприятности происходят ближе к концу работ
Что интересно: самые дикие неприятности происходят ближе к концу работ

Вы думаете, ответ хорошего РП: «надо просто перенести сроки, добавить денег и сделать»? Ага, как же. Кому бы вы были нужны, если бы все было так просто. Все должно быть сделано в старые сроки и деньги, никто вам ничего не пересогласует. И вам придется все время делать что-то нестандартное (все стандартное сделают и без вас), придумывать варианты, бегать и согласовывать их, потом пересогласовывать, потому что кому-то что-то не подходит, и так далее. А потом, когда вы успешно решите это все, у вас заберут половину команды, а сроки потребуют сохранить ?. Да-да, так тоже бывает.

Суть в том, что проект подразумевает неопределенность. Неопределенности – это потенциальные проблемы, для решения которых и существуете вы – Руководитель проекта. И вы должны помнить, что слабый РП ищет причину, почему он сделать не может, а сильный – что надо, чтобы сделать. Это тот самый “can do attitude” про который любят говорить американцы. Я его перевожу как «потенция». Есть потенция – решай проблему всеми доступными методами, а «нет потенции – нафиг с рынка» (с) (кто не знает, погуглите по тегу «про$рали все полимеры», только уберите детей от ваших наушников).

Итого, пункт первый и самый важный: умение предвидеть проблемы, умение видеть варианты решения, умение выбрать решение. Умение пробивать стены.

Коммуникации и общение.

Если вы не любите общаться – вы плохой РП. Если вы любите, но не умеете – вы тоже плохой РП, но у вас есть шанс научиться. РП – человек, который говорит почти всегда. Как я уже писал в статье про «Успешный проект» - вам нужно непрерывно коммуницировать с заказчиками, спонсорами, командой, подрядчиками и кем угодно еще, чтобы:

·       Понимать, что со сроками и нет ли факапов;
·       Чтобы все одинаково понимали цели, и где находится проект;
·       Понимать изменение ситуации (у заказчика, в команде) и работать с вашими рисками проекта.

Если вы не любите говорить, а любите сидеть в бекофисе и двигать колбаски на диаграмме Гантта, вы обязательно пропустите возникающую проблему и не сможете ее решить. И фраза «мне должны были сказать» или «меня должны были предупредить» станет вашей последней на вашем рабочем месте. Даже если в Уставе проекта написано, что вам должны, ответственность за проект в конце дня все равно ваша. И виноваты будете вы. Главная проблема «Чайка менеджера» (см картинку) в том, что он ничего не может решить сам, он может только наорать и обвинить. Но, как правило, проблему проекта он решить неспособен. За что его и высмеивают:

Чайка менеджер: прилетел, наорал, нагадил и улетел.
Чайка менеджер: прилетел, наорал, нагадил и улетел.

Так что общайтесь больше. С командой, с заказчиком. Но – по делу. Если вы просто много болтаете, это тоже плохо, вы отвлекаете людей от работы. А если у вас все под контролем, проект идет отлично, а поговорить не с кем и не о чем – поздравляю, вы отлично справляетесь здесь, просите больше работы (и больше денег, естественно).

Аккуратность и исполнительская дисциплина.

Этот пункт про следование внутренним правилам и регламентам компании. Раньше я сам очень протестовал против этого пункта. Какие процессы, какое планирование, какая фиксация договоренностей? Я же художник, я РП, который решает миллион проблем, почему я еще должен следовать вашим дурацким регламентам, которые меня сдерживают? Почему релизы только по четвергам? Почему я должен запрашивать ресурсы через HR и процедура занимает 3 месяца, когда я могу просто позвать аутстафф и подключить их за 2 недели? Зачем мне эта бюрократия?!

Все верно, РП это все не нужно. Как правило, РП в курсе всех работ на своем проекте, знает о проблемах и путях решения. Но он не смотрит выше своего проекта. А там много чего интересного. Ваш руководитель должен контролировать несколько десятков таких проектов, как ваш. И чтобы не дергать каждый раз вас, отвлекая вас от работы, ему важно видеть актуальные цифры (исполнение и деньги) в системе. Релизы только по четвергам нужны, чтобы вот такой «эффективный менеджер» не сжег команду, набор которой заново будет стоить больших денег, а запрос только через HR нужен, чтобы отладить набор и его качество. И то, что процесс длинный – это проблема процесса, которую надо решать, но это не повод отказываться от процесса.

Если вы такой же художник, каким был я, вам придется научиться аккуратно вести ваши задачи, расставлять тикеты по спринтам, вести митинг минатс, вести вашу Вики, хранить файлы не на компьютере, а на ресурсах вашей компании, и так далее. Да, это может бесить, понимаю. Но это очень важно. Просто примите это, как есть.

Желание делать хороший продукт и помогать своему заказчику

Этот раздел для продвинутых РП, которые уже умеют делать все три задачи выше. Я бы не рекомендовал задумываться об этом раньше. Потому что вы можете сколько угодно хотеть сделать хорошо, но, если вы не умеете выполнять ваши прямые обязанности, вы не справитесь. Возможно, вы сделаете хорошо кому-то определенному в команде проекта (бизнесу, к примеру), но ценой выгорания команды или нарушения сроков.

Если же вы умеете во все пункты выше, добро пожаловать в четвертый раздел.

Как давно сказал один из моих учителей: «хотите, чтобы к вам возвращались – давайте больше, чем от вас ожидают». От РП, в первую очередь, ожидается выполнение работ, описанных в проекте. В целом, можно воспринимать РП как молоток. Он дорогой, точный, но он просто должен делать проект: то, что написано и согласовано. Как это скажется на продукте, зачем это заказчику и что будет с результатами работы через 5 лет, его может не особо волновать. Пришел, сделал, ушел – все. И это уже неплохо. Но, если вы хотите дать больше, чем от вас ожидают, учитесь понимать ваших заказчиков (и бизнес, и ваших непосредственных руководителей), помогайте не просто делать проект, но понимать долгосрочные цели вашей компании, долгосрочные задачи бизнеса, который вы автоматизируете, и предлагайте пути достижения этих целей. Вот тогда вы станете уже Ведущим Руководителем, который умеет не только в проекты, но и в бизнес девелопмент. А это уже серьезный шаг в ваш дальнейший рост в Руководителя направления/программы проектов и так далее. Это же даст вам много козырей в общении с бизнесом: к вам будут гораздо более лояльны, ведь вы помогаете людям решать их проблемы, а не тупо делаете все, что написано в ТЗ. К таким компаниям, к таким профессионалам всегда возвращаются. И их не так уж и много. В этом пункте у вас реально появляется шанс сделать мир немножечко лучше за счет вашего умения, компетенции и проактивной позиции (проактивная – это когда вы сами предлагаете, а не ждете, что вам скажут, что сделать). И это круто.

В завершение

Когда вам рассказывают про высокооплачиваемую работу Руководителя ИТ проектов, представляется чувак в костюме (ну или водолазке, как у Стива Джобса), который двигает мир вперед, от всего плохого ко всему хорошему, пользуясь Проджектом, Джирой и мышкой. Все вертится, все слушаются, проекты вылетают как пирожки из печки, а менеджер просто получает на карточку зарплату, премию и бонусы за успех. В реальности это большой труд, завязанный, по большей части, не на ваши сертификаты и знание инструментов, а на те самые «софт-скиллы», которым научиться гораздо сложнее. И если вам никто про это не говорит – знайте, вам придется учиться этому всему самостоятельно, набивая шишки на реальной работе. И не говорите, что я вас не предупреждал.

Зато могу сказать точно: если вы научитесь делать качественно то, что написано выше, вы сможете стать тем самым качественным Руководителем, который может делать в срок и в бюджет и делать это так, чтобы к нему возвращались, прислушивалась и ценили. А это и есть успешный руководитель проектов.

Как говорится: нормально делай, нормально будет!

Тони Роббинс не даст соврать: если сделать хорошо - будет хорошо!
Тони Роббинс не даст соврать: если сделать хорошо - будет хорошо!

Комментарии (17)


  1. PereslavlFoto
    12.08.2024 12:04
    +2

    Немножко уточним ваши выводы.

    1. Умение решать проблемы и находить выход из любой ситуации, когда на проект нет денег.

    2. Коммуникации, коммуникации и коммуникации за счёт своей зарплаты.

    3. Аккуратность и исполнительская дисциплина, несмотря на нулевой бюджет.

    4. Желание делать хороший продукт и помогать своему заказчику, который не заплатит.

    Вот теперь правильно, теперь как в жизни!


    1. peterzh Автор
      12.08.2024 12:04

      Спасибо! :)

      слушайте, конечно не надо перегибов на местах, когда от РП требуют вообще всего, а взамен не просто кукиш, а обвинение во всех грехах и лишение премий.

      Из такой компании, по моему, надо просто уходить (я, кстати, отдельно напишу, истории, как подставляют РП). Обычно, все не настолько запущено, как вы написали. Ну , у меня , по крайней мере :)))


      1. PereslavlFoto
        12.08.2024 12:04

        Это не перегибы, это обычная ситуация.

        Уходить некуда, в других местах за такую работу будут штрафовать.


        1. peterzh Автор
          12.08.2024 12:04

          У каждого свой опыт, у меня он другой.

          Не могу сказать что работа РП простая: ты всегда между нескольких огней. Но ее вполне можно выстроить так, чтобы жизнь не казалась грустной. Тут для меня классическая история про психологию отношений. Смена работы, как и смена партнера - в первую очередь должна происходить не как результат бегства, а как результат изменения себя, многократных предложений по изменению процессов в компании и, только потом, можно сменить компанию.

          И тогда, скорее всего, на новом месте получится запустить многое из того, что не получалось на старом. Потом будут новые проблемы, но это будет новый виток.

          По моему опыту меньше всего получается сделать, если я просто сижу и грущу, что ничего сделать нельзя и ничего и не делаю.


  1. Batalmv
    12.08.2024 12:04

    Почему-то не упомянут навык планирования, предвиденья и т.д.

    Все таки, есть время "бежать", а есть время "посидеть и подумать". И если найти чуток времени, для второго, то окажется что "бежать" можно намного меньше.

    Ну и куда ж без осознания того, что подвигу всегда предшествует чей-то факап :)

    РП – человек, который говорит почти всегда

    Хотя навык "слушать" куда полезнее :)


    1. PereslavlFoto
      12.08.2024 12:04

      Вот, например, написал я электронную почту моему товарищу по работе и задал там вопрос. Последние три месяца адресат молчит, ничего не отвечает. Как мне правильно предвидеть, когда же он ответит?

      Спасибо.


      1. Batalmv
        12.08.2024 12:04

        Ну смотрите

        В контексте руководства проектом вам, по идее, связывают некие рабочие отношения. Т.е. ваш товарищ часть проектной комнады. Соответственно вы как ПМ в какой-то момент его заонбоардили, рассказали, как тут работается и вы лично, либо лид направления ему дают задачи.

        Если он их не делает - ну блин, существует куча способов повлиять на человека. Можно позвонить, прийти лично, поообщаться с руководством ... и т.д.

        Если у вас три месяца член команды не реагирует на внешние возбудители, а вы еще никак не попробовали иные - вам наверное в ПМы идти не надо :)

        ------------------

        Если же вас никакие отношение не связывают (по работе), то а чего вы ожидаете? Не хочет - не отвечает. Может вы ему в суп плюнули, а он увидел :) Но к задачам упраления проектами это никак не относится

        ------------------

        Вообще мне кажется, что вы решили пошутить, но вышло не очень :)


        1. PereslavlFoto
          12.08.2024 12:04

          Конечно, прямого подчинения тут нету. Если лид направления (в чине замдиректора) даёт ему задачи, он отвечает замдиректору, своему прямому руководителю. А отвечать всем остальным он просто не считает нужным.

          Хотя нет прямого подчинения, есть зависимость задач. Чтобы выполнить этот проект, надо получать ответы от того сотрудника. Для этого надо предсказать, когда он ответит. Однако он не считает нужным отвечать.

          Чтобы звонить, надо из своего кармана оплачивать каждый звонок. Я об этом и пишу выше — пункт 2, все коммуникации за счёт своей зарплаты. Можно хоть весь оклад спустить на оплату телефонии.

          Вам это кажется шуткой, а мы в таких условиях каждый день.


          1. Batalmv
            12.08.2024 12:04
            +1

            Ну, я так понимаю вы где-то в гос. конторе или около того. Там свои законы, которые никакого отношения к миру коммерческих проектов не имеют.

            Хотя у вас есть универсальный путь. Вы эскалируете на своего начальника с просьбой довести проблему до уровня, когда этому сотруднику в какое-то интересное место вставят девайс, а вам дадут кнопку, чтобы стимулировать деловую активность не привлекая "больших" дядей. Если эскалация не успешна, тогда вы поясняете своему начальнику, что сроки проекта нереалистичны и если он хочет - пусть пробует сам (и вставит вышеупомянутый девайс в свой орган). Либо останет от вас со своими сроками (тогда девайс просто положат на полку)

            В любом случае вы узнаете политический расклад, возможно даже без эскалации. В худшем случае вы поймете, что ваш начальник - обычный лузер и вам стоит штудировать книжки. как работать в "провальных" проектах. Потому что в отделах, где начальник лузер, тоже кто-то должен работать

            ------------------------

            Я меня было много таких ситуаций и я совершенно не стеснялся ставить вопрос ребром. Либо вы меня наняли делать проект - тогда дайте "палку" соотвутствующего размера. Либо ... ну сорян, ищите дальше. Понятно это все очень упрощенно, но могу сказать, что опцию "2" пробовали применять очень редко, и во всех случаях потом приходили мириться и приносили требуемые девайсы.

            Понятно, надо иметь либо чуйку либо удачу, так как быковать надо исключительно имея железобетонную аргументацию и делать это крайне вежливо и конструктивно. И точно знать, что именно я хочу получить, как это влияет на сроки, и почему все остальные способы не были успешны.

            К примеру, чтобы в свое время выгнать с проекта "спеца" подрядчика, пришлось писать обоснование с фактами листа на три мелким шрифтом (вложения и цатиты не в счет). Зато вылетел как "пробка" и бутылки с шампусиком. Потом также вылетел и второй, и только на третий раз был выдан спец требуемой квалификации.

            Но иногда достаточно прийти лично и просто вежливо уточнить, нет ли у человека каких либо физиологических проблем, которые мешают ему сделать то что нужно. Предложить показать руки, проверить комплектность, а также другие органы. Ко всем нужен индивидуальный подход, о чем кстати и написано в статье. Просто мало общатся. Надо быть максимально готовым, чтобы в момент общения у меня было 100500 аргументов, а все жалкие доводы той стороны были побиты "козырями" в количестве от 3х штук, и еще две колоды за пазухой


            1. PereslavlFoto
              12.08.2024 12:04

              Вы всё время рассказываете о предприятиях, где все сотрудники равны и где можно приводить аргументы. Конечно, в таких условиях работать легко.

              Но совсем иное дело — если в момент общения у вас будет 100500 аргументов, которые никто не обязан выслушивать.


              1. Batalmv
                12.08.2024 12:04

                В больших конторах "политики" обычно не сильно меньше, и никакого равенства обычно нет, пока сам себя не поставишь

                Я могу привести пример организации, когда за неполный месяц:

                • на мои звонки/письма не отвечал нач. упр, причем имел репутацию "я на всех ложил". Как оказалось он сидел недалеко, и я пришел лично спросить, есть ли у него какие-то медицинские показания, по которым он не может взять "трубу" или ответить на почту. Как оказалось. таковых не имеется и поэтому пришлось отвечать на мои вопросы

                • к концу месяца пришел дир. другого департамента в комнату и заявил, что нас тут не будет. "Нас" было трое из нашего департамента, а в организации было много народу и мало мест, поэтому я как самый "большой" получил четкое напутствие "держать места". Поэтому я прямо сообщил, что нас посадил сюда мой начальник, и отсюда мы пойдем только если он скажет. А вообще "дверь лучше закрыть, предварительно выйдя из комнаты, так как оттуда она выглядит куда информативнее"

                • аналогично первому кейсу в "несознанку" решил поиграть зам. начальника по ИТ безопасности. Так как их было двое, я просто тупо вытащил на встречу второго, чтобы получить то, что мне нужно

                Я не говорю, что всегда надо быть наглым, но наглым и уверенным в себе надо быть

                Я был взят на работу на позицию эксперта, если что.

                Но вы должны понимать, что в каждой из ситуаций я точно знал, почему мне это надо, и куда я пойду если меня "пошлют".

                --------------

                Если говорить о работе ПМа, то "война" за ресурсы с другими проектами либо с их владельцами, конфликты на тему качества или сроков - это обычные рабочие моменты.

                Дальше по ситуации. Но всегда надо не переходить грань, и иметь вменяемое объяснение - почему именно моя задача должна быть выполнена. И даже если получен объективный отказ (а такое вполне реально, потому что твой проект часто не самый приоритетный), но уметь договориться и получить чуть позднее, зато "под роспись".


                1. PereslavlFoto
                  12.08.2024 12:04

                  поэтому пришлось отвечать на мои вопросы ...
                  я просто тупо вытащил на встречу второго, чтобы получить то, что мне нужно

                  Собеседник отвечает, что некогда разговаривать, и просит не отвлекать.

                  нас посадил сюда мой начальник, и отсюда мы пойдем, только если он скажет.

                  О! О! Вот это и есть предприятие равных сотрудников! Не будь все равны, ваш оппонент сказал бы, что директор распорядился вас переселить. Чтобы проверить его слова, надо записаться на приём к директору, когда директор пожелает вас принять — то есть никогда.

                  «война» за ресурсы с другими проектами либо с их владельцами,

                  Ах! Когда есть ресурсы, война не нужна. Когда есть ресурсы, их просто тратят на развитие проектов. Однако ресурсы бывают очень редко.

                  Расскажу вам пример про ресурсы. Два отдела занимают одно помещение, причём в этом помещении есть телефон. Однако доступ к восьмёрке (междугородние звонки и звонки на сотовую связь) с этого телефона запрещён. Если открыть восьмёрку, сотрудники будут звонить на сотовые номера своих родственников и друзей, это убыток для работодателя. Следовательно, сотрудники этих отделов должны сами, из своей зарплаты, платить за все служебные переговоры.

                  Или вот ещё пример. В отделе есть пять сотрудников, на их компьютерах должны стоять программы. Если дать сотрудникам деньги на покупку программ, это убыток для работодателя. Следовательно, сотрудники должны сами, из своей зарплаты, платить за нужные им программы. И если 2 гигабайт памяти недостаточно, сотрудники могут купить дополнительные линейки памяти.


                  1. Batalmv
                    12.08.2024 12:04
                    +2

                    Собеседник отвечает, что некогда разговаривать, и просит не отвлекать.

                    Вы идете к своему боссу и предлагаете ему решить этот вопрос :)

                    Не будь все равны, ваш оппонент сказал бы, что директор распорядился вас переселить.

                    Мне то все равно, как я сказал, "я уйду, только когда мой начальник мне скажет" :)

                    Расскажу вам пример про ресурсы. Два отдела занимают одно помещение, причём в этом помещении есть телефон. Однако доступ к восьмёрке (междугородние звонки и звонки на сотовую связь) с этого телефона запрещён. Если открыть восьмёрку, сотрудники будут звонить на сотовые номера своих родственников и друзей, это убыток для работодателя. Следовательно, сотрудники этих отделов должны сами, из своей зарплаты, платить за все служебные переговоры.

                    Или вот ещё пример. В отделе есть пять сотрудников, на их компьютерах должны стоять программы. Если дать сотрудникам деньги на покупку программ, это убыток для работодателя. Следовательно, сотрудники должны сами, из своей зарплаты, платить за нужные им программы. И если 2 гигабайт памяти недостаточно, сотрудники могут купить дополнительные линейки памяти.

                    Кроме как выдавливать из себя раба по капле, ничего предложить не могу. Сорян, но мне трудно понять, почему я тогда должен работать в такой конторе


                  1. bb17
                    12.08.2024 12:04

                    Следовательно, сотрудники этих отделов должны сами, из своей зарплаты, платить за все служебные переговоры.

                    Или вот ещё пример. В отделе есть пять сотрудников, на их компьютерах должны стоять программы. Если дать сотрудникам деньги на покупку программ, это убыток для работодателя. Следовательно, сотрудники должны сами, из своей зарплаты, платить за нужные им программы.

                    Если кто-то сказал, что эта компания "выполняет проекты", в которых есть РП, то это жестокий обман невинных слушателей.


      1. peterzh Автор
        12.08.2024 12:04

        Прочитал вашу дискуссию ниже, интересно. согласен с @Batalmv

        у меня есть несколько правил решения

        1. Я пишу.

        2. не отвечает - звоню

        3. если радом, мне не сложно зайти. Если человек занят - когда можно подойти. Если никогда - переходим к п4

        4. Иду к руководителю и прошу помочь, иначе произойдет тото и тото (список рисков)

        5. Если руководитель забивает (так бывает), я еще раз, вежливо, делаю п3 (вдруг у человека время появилось), затем повторяю эскалацию Руководителю.

        6. Если руководитель опять забивает (так тоже бывает), я пишу письмо Руководителю, что есть проблема, коллега не может ответить. Прошу обеспечить ответ или найти другого специалиста, иначе будет плохо (задержка, перерасход или что там еще).

        7. далее, с частотой 2 раза в неделю я иду по этому кругу уже письменно. Письменно - это если кто-то из тех, кто забил, решит меня обвинить, что я ничего не делал.

        Я еще это называю правилом 4 звонков и 1 смс и 1 письма: если есть срочный вопрос, а человек не отвечает, я звоню 4 раза, пишу смс , что срочно. Если не отвечает - пишу письмо. Желательно в сс все заинтересованные лица.

        После этого практически всегда очень быстро реагируют коллеги. А если не реагируют, то к РП потом никаких вопросов нет - вся переписка есть.

        Это и есть способ поставить себя.

        в вашем случае про межгород (елки-палки, неужели где то это остается еще) вижу тоже самое:

        1. есть ограниченная коммуникация. она создает риски (я не могу все время звонить).

        2. я думаю над вариантами решения (их всегда много)

          1. попросить выделить мне отдельный номер

          2. договориться об использовании мессенджера

          3. договориться о компенсации за сотик (честно говоря, копейки для конторы)

          4. выделить специалиста рядом

          5. чтото еще

        3. предлагаю руководителю

        4. если он не решает - см алгоритм выше

        если несмотря на все это, меня делают виноватым... ну тогда и правда - чего делать то тут, РП сейчас всем нужны - можно просто сменить место.


    1. peterzh Автор
      12.08.2024 12:04

      А я, кстати, отвечу.

      Планированию на проекте мне проще будет научить, чем той самой can do attitude, о которой я писал в статье. У меня нулевые менеджеры учатся делать сметы за 3 месяца (это включая навык защиты у заказчика), а расставлять колбаски в гантте и того быстрее. Чего там: получил оценку у лидов, накинул риски, туда-сюда, согласовал - и в план. Все.

      А вот can do attitude они учатся годами. Там психологии уже много.

      Чтобы спланировать спринт много ума не надо. Чтобы понять, что делать, когда тебя долбят со всех сторон РПшнику нужно, кроме умения приоритизировать, еще и справиться с внутренними страхами (что заругают, что уволят и тп). Тут РПО местами должен быть не просто руководителем, а психологом, еслих хочется, чтобы команда росла.


      1. Batalmv
        12.08.2024 12:04

        Наверное да

        Просто планирование это не только смета (хотя это важно, так как контракт) или план (который надо регулярно актуализировать).

        Это больше смотреть вперед, что уменьшает количество проблем. Но этому сложно учить, тут нужен опыт и переосмысление его

        ---------------------

        Но в целом наверное да, ПМ работает с людьми, так или иначе