Пролог
В данном цикле статей я намерен провести объективное сравнение css-фреймворков на основе живых примеров, как в TodoMVC для js решений.
В вводной статье Вы узнаете о фреймворках и библиотеках и об их различиях. Расскажу, на какие типы они делятся. Укажу планируемый список готовых решений для анализа.
Содержание
- Пролог
- Введение
- Различия между понятиями фреймворк и библиотека
- Типы решений по реализации пользовательских веб-интерфейсов
- Простой css-фреймворк
- Web-component
- Css-сетка
- Комплексный css-фреймворк
- Сравнение
- Заключение
Введение
Ежедневно мир наполняется множеством идей и технологий, особенно в IT-секторе. Люди в нем спешно начинают переходить от одного новшества к другому, применяя его не по назначению.
Из-за перенасыщенности рынка готовыми решениями и нехватки информации о них усложняется выбор, и создается отрицательный эффект на производительность и качество продуктов.
При создании новой версии mr. Gefest'а нам не хватало информации о css-фреймворках. Нам нужно было узнать не только, какие там компоненты, но и как устроены они изнутри, получить их наиболее полное и корректное сравнение.
Вы, наверное, заметили, что уже существует не меньше 30 css-фреймворков с разным набором компонентов и архитектур. Разобраться во всем этом с первого раза непросто, да и со второго, и с третьего, и с...
Поэтому мы решили сделать сравнение css-фреймворков на живом примере, как в ToMVC. Это должно помочь веб-разработчикам быстро выбрать подходящее css-решение.
Работы много, поэтому сравнение я буду описывать на хабре постепенно — в виде цикла статей. Надеюсь, мой труд будет Вам полезен.
Различия в понятиях «фреймворк» и «библиотека».
Перед анализом решений необходимо рассмотреть два понятия: фреймворк и библиотека. На первый взгляд, они могут показаться одинаковыми, но это не так. Обратимся к их определениям в Википедии.
Фреймворк (неологизм от англ. framework — каркас, структура) — программная платформа, определяющая структуру программной системы; программное обеспечение, облегчающее разработку и объединение разных компонентов большого программного проекта.
Библиотека (от англ. library) в программировании — сборник подпрограмм или объектов, используемых для разработки программного обеспечения (ПО).
Css-фреймворк — фреймворк, созданный для упрощения работы верстальщика, быстроты разработки и исключения максимально возможного числа ошибок вёрстки (проблемы совместимости различных версий браузеров и т. д.).
Про различия между понятиями там написано:
"Фреймворк отличается от библиотеки тем, что библиотека может быть использована в программном продукте просто как набор подпрограмм близкой функциональности, не влияя на архитектуру программного продукта и не накладывая на неё никаких ограничений. В то время как каркас диктует правила построения архитектуры приложения, задавая на начальном этапе разработки поведение по умолчанию, каркас, который нужно будет расширять и изменять согласно указанным требованиям.".
Из всего этого можно сделать вывод, что библиотека является фреймворком, если:
- задает правила построения архитектуры программного кода;
- диктует принципы структурирования файлов;
- внутри себя имеет несколько библиотек.
Несмотря на их четкое разделение, не всегда можно увидеть грань, где начинается css-фреймворк и заканчивается css-библиотека. Ведь в их основе лежит язык разметки и язык определения его внешнего вида. Они значительно отличаются от javascript, c++, pascal и других. Это сбивает с толку, так как их формализация не всегда подходит под определённые выше правила. Но я буду внимательнее и постараюсь сделать все, как можно точнее. Да и Вы, надеюсь, подскажете и поможете при допущении ошибок.
Типы css-фреймворков/библиотек
На рынке существует множество css-фреймворков и библиотек. Все они обладают разным набором элементов. Ради справедливой оценки и уменьшения погрешностей в результатах, я решил разделить на подтипы css-решения, проанализировав около 40-ка вариантов:
- Простые css-фреймворки;
- Web-components;
- Css-сетки;
- Комплексные css-фреймворки.
Простые css-фреймворки
В них не используется javascript. Все их модули пишутся на css и html. Они легки, быстры и просты. Из-за отсутствия javascript-компонентов у простых css-фреймворков не достаточно некоторых функциональных возможностей.
Они могут включать в себя следующие модули:
- примитивы (типография, изображения и т.д.);
- сетку;
- кнопки;
- таблицы;
- элементы форм;
- меню;
- вспомогательные элементы.
Список решений для анализа:
- Kube;
- PureCSS;
- Skeleton;
- Amazium;
- Css-framework ;
- Inuit;
- Yaml4;
- Cardinal;
- Typeplate;
- Furato;
- Kraken;
- CascadeFramework ;
- Simpliste;
- Apppie.
Web-components
Они основаны на новом механизме веб-компонентов.
Веб-компоненты — это комплекс стандартов, который добавляет в браузер технологию для удобной реализации ui-решений. Каждый такой элемент будет работать в своем личном DOM-дереве без перекрытия стилями основной страницы. Это одно из главных преимуществ web-components, так как позволяет поддерживать ему свойство инкапсуляции. Более подробно об этом я писал в группе проекта: Веб-компоненты.
Список фреймворков для анализа:
Css-сетки
Большинство решений по реализации сетки имеет скромный набор возможностей и выполняет только одну задачу, поэтому она не входит в понятие фреймворков. Несмотря на это, мы все равно их проанализируем и сравним.
Список решений для анализа:
- Responsive Grid System;
- 1140px CSS Grid Retired ;
- The Goldilocks Approach;
- Proportional Grids;
- InGrid;
- Yamb;
- Aeon;
- Gridiculo;
- 960;
- Toast;
- Girder;
- Pocketgrid;
- Fitgrd;
- Kindling;
- Flexbox;
- Cutegrid;
- Gridle;
- Gridism.
Комплексные css-фреймворки
Самые масштабные фреймворки. Обладают javascript и css+html модулями. Способны решить большинство задач по созданию web-UI.
Обычно в них присутствуют:
- примитивы (типография, изображения и т.д.);
- сетки;
- диалоговые окна;
- разделители на страницы (пагинации) ;
- панели;
- шрифты с векторными иконками;
- карточки;
- списки данных;
- хлебные крошки;
- аккордеоны;
- кнопки;
- таблицы;
- элементы форм;
- меню;
- вспомогательные элементы;
- и многое другое.
Список решений для анализа:
- Semantic-UI;
- Foundation;
- UIKit ;
- 99Lime Html kickstart ;
- Gumby;
- Bootstrap3;
- Material Design Lite;
- Materialize .
Заключение вводного материала
Вы узнали, что в it-отрасли существует множество css-фреймворков и библиотек, и трудно определить, что именно выбрать из них для решения конкретной задачи. Вследствие чего для упрощения этого процесса я собрался сделать для Вас их полноценный анализ и сравнение на живых примерах.
Я наглядно доказал, чем отличается css-фреймворк от css-библиотеки, и выделил 4 типа решений:
- Простые css-фреймворки;
- Web-components;
- Css-сетки;
- Комплексные css-фреймворки.
В каждом типе определил признаки и указал список решений для дальнейшего изучения.
В следующих статья мы начнем с анализа конкретных css-фреймворков и библиотек (список может меняться). До новых встреч.
UPD 21.12.2015: благодаря oledje в комплексные css-фреймворки добавил Materialize и Material Design Lite.
UPD 22.12.2015: andrewiWD предложил Gridle и я его добавили в список css-сеток.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (25)
hudson
20.12.2015 22:31+32В голосовании нужен пункт «ожидал увидеть сравнение css-фреймворков/библиотек, начиная читать статью».
Nurked
20.12.2015 22:46+10Звучит всё хорошо. Выглядит хорошо. Масштаб работы просто замечательный. Статью бы прочитал с удовольствием…
Только почему при прочтении вашей статьи мне кажется, что вы писали не статью на хабр, а курсач в МЭСИ? Господи, пролог, введение, всё такое…
Вот, прочитайте два десятка статей отсюда: habrahabr.ru/top/alltime
Потом садитесь, расслабьтесь и начинайте писать статью про фреймворки. Не спрашивайте если она кому-то нужа или не нужна. Просто напишите хорошую, жирную такую статью про фреймворки. И все эти фреймворки переберите по всем бинарным косточкам, через все возможные тесты. Не пишите туду.джс, пишите что-то более реальное. Напишите пару зубодробительных тестов с плавающими меню и полной зменой стилей через цсс. Проверните все эти ворки через мясорубку кода. Возьмите реально засраный сайт и переделайте его на этих фреймворках. Потом сядьте, представьте что перед вами сидит лучший друг-программист с бутылкой пива и напишите статью так, как будто вы пытаетесь с этим другом поспорить. Не пишите статью так, как будто вы сидите перед преподом на защите курсовой.
Вы точно уйдёте в топ.
pepelsbey
21.12.2015 01:52+2Типография — это место, где книги печатают, расскажите про типографику. И выше сказали верно — не пишите курсовик, слишком унылый стиль. А так — жгите, интересно.
saggid
21.12.2015 02:50Уже хорошо то, что вы собрали большинство современных библиотек и фреймворков в одном месте. Но тестировать всех их… Масштаб работы реально огромен, ведь. Не устанете? Настолько ли важно заниматься их сравнением. Интернет сейчас такой быстрый, пройдёт пол года — появится ещё цепочка новых решений.
Я лично как-то в последнее время всё больше отхожу от больших решений в сторону Riot.js компонентов. Простые, лаконичные. Можно легко за несколько десятков минут написать полностью рабочий компонент, который в достаточной мере будет обособлен от остального контента сайта. На текущий момент жизни, это самое удобное и простое решение для меня. + Kube CSS фреймворк в качестве основы для сайта. Ибо красивый, приятный, лаконичный. Я его последнюю версию преобразовал в Sass для большего удобства, ибо нынче Less уже давно проигрывает в популярности. И вроде как хорошо живётся)Teadon
21.12.2015 06:04+1Я терпеливый, не устану)) Сколько раз уже успели применить Riot.js на рабочем проекте?
saggid
22.12.2015 06:14+1Riot.js я уже больше года применяю. На данный момент, мы его используем в разработке одного большого медицинского портала. Помимо реально сложных компонентов со сложной UI логикой, я, к примеру, создал несколько небольших Riot компонентов и описал в документации, как их применять. Получились небольшие кирпичики готового кода, которые можно применять в любом месте проекта.
Это такие компоненты, как:
— multi-select, Выбор нескольких элементов из списка, например, специальностей врачей
— upload-images, Загружалка нескольких изображений на наш сервер. Например, документов на регистрацию
— unfolding-items-list, Список определённых элементов, перечисляемый через запятую, в котором изначально отображаются только первые три элемента, а остальные можно увидеть, нажав на кнопку «ещё».
— show-more-text, Текст, большая часть которого изначально скрыта, но его можно легко «размернуть» на полный вид, нажав функциональную кнопку «Подробнее».
— dropdown, Кнопка, нажав на которую, мы можем развернуть список подпунктов
Вот, к примеру, компонент show-more-text: http://plnkr.co/edit/wGjRIVq0vkIXN9z0mmqh?p=preview
Вот таким же образом и создаются эти компоненты у нас)
Ну и, помимо этого мед. проекта, есть ещё где-то три-четыре других, где я тоже уже успел применить Riot.js.Teadon
22.12.2015 21:01Спасибо за интересный опыт! Не изучали, сколько он потребляет памяти при работе?
saggid
23.12.2015 11:19Пожалуйста) Эта библиотека довольно маленькая и простая. Это и есть одно из её достоинств. К примеру, jQuery 2.1.4 сейчас состоит из 9211 строк кода, Riot.js на данный момент состоит из 2377 строк. И памяти она ест совсем немного. По крайней мере, у нас еще не было такого, чтобы где-то в какой-то части приложения вдруг возникло непомерное её потребление)
Terras
21.12.2015 08:15Я кстати начинал работать на буржуев, они хотели все видеть на foundation. В итоге сейчас все делаю на foundation, хотя он по функционалу уступает boostrap 3
Nookie-Grey
23.12.2015 10:22а как на счёт удобства?
Мы попробовали поменять bootstrap на Semantic-ui, мне показалось не удобным и сырым.
В семантике большая проблема с совмещением компонентов и вложеностью.
Я так и не смог зделать нормального верхнего меню.
Может я не умею его готовить, но с bootstrap-ом прощеTeadon
23.12.2015 10:25Можете по подробнее рассказать?
Nookie-Grey
24.12.2015 09:27К сожалению, нет, я работал с ним только на 2-3 страницах.
Но по первому впечатлению могу сказать что использовать его можно только в виде отдельных компонентов.
Да есть крутые.
Но как архитектура, semantic-ui не удобен.
А да вспомнил крутой косяк: Высота кнопки по умолчание 36px, а инпута 38px (из-за бордера)
Мне после бутстрапа, где все элементы красиво встают в ряд, показалось дико.
Terras
24.12.2015 02:48Иногда элементы плавают, особенно если компоновать в менюшке plain-text и кнопки, но достаточно легко правится парочкой доп стилей, без ошибок валидации и криков гугла на большой css-файл.
oledje
21.12.2015 14:23Странно что в «Комплексные css-фреймворки» включены очередные клоны Bootstrap наподобие KickStart (и что в этом списке делает Gridsm, если на сайте написано «A simple responsive CSS grid»?), а такие проекты как например Materialize или Material Design Lite обошли стороной, хотя звездочек на гитхабе у них на порядок больше.
Teadon
21.12.2015 20:07Gridsm и правда не туда запихал, поправил. Materialize и Material Design Lite были добавлены для сравнения, спасибо!
очередные клоны Bootstrap наподобие
— я не согласен, что клоны. Например Semantic-UI очень даже отличается от других.
По поводу KickStart, он развивается открыто с 2012 года, Bootsrap где-то c 2011, небольшая разница во времени. Да и мне кажется, что уже в то время (и даже раньше) множество студий имело свое подобие «Bootsrap», просто он был одним из первых качественных открытых решений.
andrewiWD
22.12.2015 11:12В последнее время использую gridle.org (Сетка, на scss c различными полезными миксинами). Очень доволен )) Странно, что её не было в списке
Nookie-Grey
25.12.2015 14:48Вопрос к автору. Прошу прощения за нескромность. А какой у вас опыт в разработке?
Если вы начниающий разработчик и хотите выбрать для себя фрейморк, то не утруждайтесь и используйте Bootstrap
Просто если у вас нет большого опыта вы вряд ли сможете оценить каждый фреймворкTeadon
26.12.2015 06:39Не думаю, что начинающие разработчики будут писать свою IDE, это очень сложная система.
Nookie-Grey
26.12.2015 08:55Ладно, ребят, не буду продолжать, извиняюсь еще раз за нескромный вопрос. Удачи вам и старанья!
Voronar
Как давно Веб Компоненты стали CSS-фрейворком/библиотекой?
Teadon
Polymer и Brick — web-components фреймворк.