Два новых исследования предлагают простой вывод. Музыка способна улучшить усвоение новой информации и позитивно влиять на существующие воспоминания. Открытие создает условия для разработки методологии для музыкальной терапии при таких состояниях, как ПТСР, депрессия и деменция.

Попытка разобраться в том, как наш мозг связан с музыкой – это несколько больше, чем вопрос вкуса или удовольствия. Речь идет о механизме синтеза нейрогормонов и формировании нейронных связей на фоне этих процессов.

Как связаны музыка и память?

Музыка – неотъемлемая часть человеческой цивилизации едва ли с первобытных времен. Конкретные мелодии напрямую влияют на наши эмоции и воспоминания. Скорее всего у каждого из нас есть своя определенная песня/жанр, связанные с конкретным жизненным периодом. Тут рассуждать можно долго, от воспоминаний о периоде учебы, до музыки в наушниках по дороге домой или личном автомобильном плейлисте.

В двух недавно опубликованных исследованиях, проведенных под руководством Йирен Рен, аспиранта Школы психологии Технологического института Джорджии, изучались концепции музыки как вспомогательного средства для обучения и ее способность преобразовывать старые воспоминания.

В одной статье рассматривается, как музыка меняет качество работы памяти, когда вы только формируете новые воспоминания — речь идет об обучении. Но другое исследование фокусируется на воспоминаниях, которые у нас уже есть, и поднимает вопрос о том, можем ли мы изменить эмоции, связанные с этими воспоминаниями, с помощью музыки.

Тэкери Браун, когнитивный нейробиолог, руководитель лаборатории памяти

Может ли музыка изменить существующие воспоминания?

Исходя из теории о том, что воспоминания обновляются при их припоминании, исследователи включили эмоциональную музыку во время процесса работы с воспоминаниями, чтобы выяснить, может ли музыка изменить их эмоциональное содержание. Это выглядит достаточно смело на фоне того, что мозг хранит про три копии каждого нашего воспоминания.

Сорок четыре здоровых взрослых человека (24 из которых были женщинами) в возрасте около 20 лет прошли трехдневное задание на эпизодическую память с отдельными фазами кодирования, припоминания и извлечения. Эпизодическая память — это осознанное воспоминание предыдущего опыта вместе с его контекстом, включая время, место и связанные с ним эмоции. Но их можно подкорректировать, как например корректируются ощущения человека при использовании плацебо.

Мы хотели начать со случайной группы людей и посмотреть, способна ли музыка влиять на эмоциональный уровень их воспоминаний.

Йирен Рен, автор исследования.

Процедура исследования

В первый день участники ознакомились с 15 нейтральными и пятью эмоциональными короткими вымышленными историями, после чего их попросили представить себя в каждой истории так, как будто она случилась лично с ними. Затем участники исследования напечатали каждую ситуацию так, как они ее вспомнили, используя как можно больше подробностей, и оценили свои чувства/эмоции по девятибалльной шкале. Целью было сформировать воспоминания, похожие на те, которые могут возникнуть при просмотре фильма или чтении книги.

Йирен Рен готовит одного из участников своего исследования к МРТ-сканированию
Йирен Рен готовит одного из участников своего исследования к МРТ-сканированию

На второй день участники прошли функциональное магнитно-резонансное сканирование (фМРТ), в то время как на экране в случайных позициях отображались 10 слов. Четыре слова были ключевыми словами из прослушанных и пересказанных историй. Остальные шесть слов были эмоциональными «приманками» — три положительных и три отрицательных — которые не появлялись в историях.

Участники должны были прочитать 10 слов на экране, определить, к какой истории относятся ключевые слова, вспомнить эту историю, а затем выбрать все слова на экране, которые, по их мнению, лучше всего соответствуют их впечатлениям от этой истории. Пока участники выполняли задание по выбору слов, на фоне играла положительная мелодия, грустная мелодия или была лишь тишина.

Погружаясь в эмоции, память и звучание

На третий день участники прошли два теста на память для 15 нейтральных историй. Первый тест измерял их способность припоминать историю, аналогично тому, что они делали в первый день, когда их просили пересказать историю от своего имени. Второй тест был заданием на распознавание слов с принудительным выбором. По одному за раз и в случайном порядке участникам показывали ключевые слова и эмоционально окрашенные слова-приманки из 15 историй и спрашивали, появлялись ли эти слова в первый день. Чтобы усложнить задачу, исследователи включили новые слова, которые не появлялись в первый или второй день.

Исследователи обнаружили, что эмоциональная музыка, особенно позитивная музыка, играющая на заднем фоне во время реактивации памяти, может изменить эмоциональный тон сложных воспоминаний. Участники выбирали негативные приманки реже, когда фоновая музыка была позитивной, по сравнению с теми, когда она была негативной или отсутствовала.

Это проливает свет на пластичность памяти в ответ на музыку и на важную роль, которую музыка может играть в изменении наших существующих воспоминаний.

Йирен Рен, автор исследования

Мы не можем изменить плохое событие или память о нем, просто включив радостную музыку в момент его формирования. Суть исследования в том, что прослушивание позитивной музыки во время восстановления в памяти старого воспоминания может его изменить. Словно некое переосознание, как при той же КПТ.

И, возможно, мы сможем помочь людям изменить свои чувства и изменить эмоциональный тон, связанный с определенными воспоминаниями.

Тэкери Браун, когнитивный нейробиолог, руководитель лаборатории памяти

Использование музыки для улучшения обучения

Существует ряд фактов касательно того, помогает ли прослушивание музыки во время учебы или мешает запоминанию новой информации? Если помогает, то можно ли считать, что одни мелодии лучше/хуже других. Этот вопрос поднялся во втором исследовании.

Мы хотели исследовать потенциал музыки как мнемонического приема, помогающего нам легче запоминать информацию.

Йирен Рен, автор исследования.

Исследователи попросили 48 участников (из них 25 женщин) в возрасте от 18 до 24 лет запомнить последовательности из абстрактных фигур, слушая при этом музыку или со знакомым тоном, ритмом и мелодией или атональную и неритмичную мелодию.

Прослушивание знакомой, регулярно структурированной и весьма предсказуемой музыки позволило участникам быстрее выучить и вспомнить последовательности форм, тогда как нерегулярная музыка значительно ухудшила кодирование памяти. Ученые приписывают более быстрое обучение и припоминание способности мозга создавать за счет музыки «леса» или «каркас» для новой информации. И на нем уже возводится чистое сознание.

В зависимости от своей узнаваемости и структуры музыка может помогать или мешать нашей памяти.

Йирен Рен, автор исследования.

Перспективы понимания механизмов того, как музыка может влиять на память

Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для музыкальной терапии таких состояний, как посттравматическое стрессовое расстройство и депрессия, а также для стратегий реабилитации стареющего населения, особенно страдающего деменцией.

Эти исследования связаны, потому что оба изучают использование музыки в модуляции памяти, предлагая идеи как для повседневного, так и для клинического использования. Я рада объединить свою давнюю любовь к музыке с моим интересом к механизмам работы человеческой памяти. И думаю, что следующий этап исследования предоставит ценные доказательства в поддержку музыкальной терапии в сферах психического здоровья и поддержки когнитивных функций, у людей с деменцией или Альцгеймером.

Йирен Рен, автор исследования.

Больше материалов про особенности работы памяти, сознания, и работы мозга в целом – читайте в материалах телеграм канала. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи!

Комментарии (1)


  1. KurtkaBeyn
    31.08.2024 14:28
    +1

    Похоже, что музыка добавляет дополнительный эмоциональный окрас в текущее состояние сознания.

    Таким же образом музыка может улучшать воспринимаемый вкус еды.

    А эмоции, в свою очередь, очень важны в процессе запоминания. То, что нам не интересно - не вызывает ярких эмоций и плохо откладывается в памяти