Я недавно увидела этот твит о соглашении, заключённом еще в 1970-х между компанией по аренде автомобилей Avis и их рекламным агентством, когда они с огромным успехом запустили кампанию “Мы стараемся больше”. Мне нравится этот договор, но особенно мне нравится в нем вот эта строчка:
В связи с этим, DDB будут отдавать на согласование только ту рекламу, которую они рекомендуют как агентство. Они не будут “смотреть, что думает об этом Avis”.

Судя по всему, Avis понимали, что платят своему рекламному агентству не только за то, что они что-то сделают, но и за то, что чего-то они делать не станут. В конце концов, рекламное агентство понимает в рекламе, а Avis знает все об аренде автомобилей. Теоретически, дизайнер (или дизайнерское агентство) знает дизайнерское дело, а клиент (или руководитель) — не знает. Вот зачем вы нанимаете дизайнера — чтобы сделать работу, которую вы сделать не можете.

В этом пункте из соглашения Avis есть идея, которая мне кажется важной в работе дизайнера, но о которой дизайнеры, похоже, забывают: никогда не делайте кучу вариантов, чтобы отдать их все клиенту или руководителю и “посмотреть, что они об этом думают”.

Начинающий дизайнер делает нечто подобное. Опытный дизайнер принимает решение самостоятельно, исходя их своих знаний и понимания целей проекта. Он создаёт макет, максимально соответствующий этим целям, и только тогда высылает его руководителю или клиенту, чтобы те его приняли или вернули. Затем дизайнер получает комментарии и, при необходимости, вносит правки.

(Заметьте, я не имею в виду, что дизайнер вообще не должен делать несколько вариантов. Он может их делать на ранней стадии проекта, когда идёт генерация идей. Эти варианты не публикуются, они используются внутри команды для сбора обратной связи, пока не будет найдено верное направление.)

Если вы дизайнер, вам платят за то, чтобы делать дизайн. То есть, за то, чтобы принимать дизайнерские решения. В том числе, выбрасывать всю фигню, которая, по вашему экспертному мнению, работать не будет. Когда вы делаете кучу вариантов, чтобы предложить принять решение кому-нибудь другому, вы снимаете с себя полномочия дизайнера и простите клиента или руководителя сделать эту работу за вас. Вы говорите: “Я не знаю, как принять решение, хотя именно этому меня учили” или “Я слишком напуган, чтобы что-то решить”.

Как дизайнер, вы должны быть уверены в своей компетентности. И вот откуда различие между начинающим дизайнером и опытным. Дизайн — это не только процесс расстановки пикселей на экране в симпатичном порядке. Дизайн — это процесс принятия решений, когда плохие идеи отбрасываются в пользу хороших.

Да, вероятно, в какой-то момент вы поставите макет перед клиентом или руководителем, и те придут в ужас. Что, кстати, тоже продуктивно. В этом случае, ваш клиент или руководитель захочет высказать, почему он считает, что это не будет работать. И тогда вы возьмете набор ваших дизайнерских решений и поправите его с учётом новых знаний, полученных от клиента, а затем скорректируете направление дальнейшей работы.

Это не значит, что у вас что-то не получилось. Это просто часть рабочего процесса.

Комментарии (9)


  1. general
    23.12.2015 12:47
    +6

    Дизайнерское решение принимает дизайнер

    Ага, а решение «какие бумаги выкинуть со стола директора» принимает уборщик.
    У каждого решения есть рамки за которыми оно перестает действовать.

    Заказчик платит дизайнеру не за создание дизайна, а за решение проблем заказчика. Заказчик гораздо лучше знает свои проблемы и проблемы своих пользователей, которые собирается решить. Ему потом жить с этим дизайном, поэтому он и принимает окончательное решение.


    1. Scrooge2
      24.12.2015 12:41

      Четко и емко, спасибо что поставили на место графомана.


  1. Aquahawk
    23.12.2015 12:49

    То есть, за то, чтобы принимать дизайнерские решения. В том числе, выбрасывать всю фигню, которая, по вашему экспертному мнению, работать не будет

    Часто дизайнер смотрит на то как отработало объявление. Считает продажи? Имеет список проведённых тестов(под тестами я понимаю реальные продажи в разных регионах по разной рекламе а не опросы).
    Как дизайнер, вы должны быть уверены в своей компетентности.

    Только тогда когда он провёл больше AB тестов чем заказчик.
    Но извините когда профессия заказчика на самом деле — продавать и он знает и умеет это делать, имеет экспертизу на тему того что цепляет именно его аудиторию, дизайнер каким опытным бы он ни был сначала должен впитать эту информацию и потом начинать принимать решения.

    Естественно я говорю о рядовой рекламе а не уникальных штуках которые должны бударажить умы всего человечеста.


  1. MaximChistov
    23.12.2015 12:49

    По-моему, то, что вы описали — это эдакий дизайнер-маркетолог


  1. grossws
    23.12.2015 12:58
    +6

    Почему не на ММ? Это оффтоп и для интерфейсов, и для веб-дизайна.


    1. billie
      23.12.2015 13:39
      -3

      Константин, возможно, вы правы. Но на момент публикации мне эта тема показалась ближе к веб-дизайну.


      1. compdemon
        23.12.2015 13:52

        Нужно все же различать типы «дизайнов». В статье в первую очередь речь о рекламных кампаниях. Там своя специфика — клиентоориентированость, целевые группы, цель рекламной кампании и т.д.

        Промдизайн и дизайн интерфейсов — «своя парафия». Там на первом месте должно быть удобство и интуитивность использования продукта.
        Как атийшнику, работающему в провайдере, довольно часто приходится сталкиваться с «дизайнерскими евроремонтами» с наглухо зашитыми гипсокартоном стенами и потолками с дорогущей отделкой и без ревизионных люков, предварительной закладки, с запасом, инженерных коммуникаций и т.п. Протяжка интернет-кабеля от входа в квартиру к роутеру стоящему у окна в противоположном конце квартиры почти всегда увлекательнейший квест. Впрочем, ввод кабеля в квартиру тоже может таить в себе сюрпризы. :)

        Я к тому, что мнение дизайнера не есть истина в последней инстанции. Не всегда, а точнее даже — довольно редко, если брать общий объем работы «дизайнеров». Конекным продуктом будет пользоваться не только дизайнер, а часто даже — вовсе не сам дизайнер. И мнение конектного пользователя все же имеет значение.

        Даже Майкрософт со своим монопольным положением на рынке вынуждена хотя бы частично прислушиваться к роптаниям массового пользователя об «удобстве революционного дизайна» Win 8, к примеру. Хотя казалось бы — монополист, и «я дизайнер, я так вижу, вам будет только лучше».


  1. compdemon
    23.12.2015 13:42
    +1

    Видя то количество вырвиглазных дизайнов и рекламы которое нас окружает, что-то мне подсказывает что большинство такой рекламы как раз и делается такими вот «творческими личностями» — «я дизайнер, я так вижу».

    Впрочем, часто и заказчики тоже оригрнальностью и чувством вкуса не блещут. Так что тут палка о двух концах.

    Вообще же, ориентироваться на пункты договора, упомянутые в статье, весьма некорректно, ибо является ярким примером «Суть большинства книг „как стать миллионером“: миллионер из Маями советует токарю Ивану из Астрахани выйти из зоны комфорта)».

    В реалиях:
    — мелким заказчикам не по карману нанять дизайн-контору, которая сделает реально прорывную рекламу.
    — мега-креативных рекламщиков тоже на всех не хватает, их единицы.
    И даже «на Западе» на одну реально креативную и цепляющую рекламу (как правило щедро спонсируемую крупным и денежным брендом) приходятся сотни и тысячи «стандратных» и не менее вырвиглазных рекламных объявлений и кампаний.


  1. vicnaum
    28.12.2015 16:41

    В комментариях сосредоточена вся боль потребителей местного профанного дизайна.
    Видно, как люди много раз обжигались на студентах и школьниках (которые пусть даже и работают в лучших компаниях, но от того не перестают быть студентами и школьниками).

    Однако, это совершенно не отменяет истинности изложенных в статье мыслей. Дизайнер — это в первую очередь решатель проблем.
    Это неплохо описано в сегодняшнем совете у Горбунова: artgorbunov.ru/bb/soviet/20151228 — чем отличается дизайнер от «оператора фотошопа».

    А то, что нам всем попадаются рукожопые дизайнеры с гвоздём в голове — это отчасти и наши проблемы.
    Ведь толковый дизайнер с клиентом, любящим подвигать пиксель туда-сюда и поиграться с цветами — работать не будет.
    Палка о двух концах, однако.

    Нужно учиться правильной коммуникации, и выбирать достойных партнёров.
    Которые разбираются и в тестировании рынка, и стараются вникнуть в проблемы вашего бизнеса.