Как превратить юного школьника в айтишника за пару‑тройку вечеров? Ответ очевиден — никак. Но! Заинтересовать, научить основам алгоритмического мышления и подарить радость первых самостоятельных проектов — это вполне реально.

Именно с такой целью мы запустили обучающий проект для детей сотрудников нашей компании. Задача этой программы — не сделать из ребенка готового разработчика, а пробудить в нем интерес к программированию. Цель — включить «разработческое» мышление, разбудить стремление самостоятельно анализировать, экспериментировать, искать информацию и разбираться в новом.

Вряд ли я вас удивлю утверждением, что большинство детей любит конструкторы. Именно принцип конструктора лежит в основе платформы Scratch, которую мы использовали для наших занятий. Только вместо условных кубиков у нас — готовые элементы, которые ребенок может комбинировать и модифицировать, создавая свои собственные алгоритмы. Никаких неизвестных иностранных слов, как в любом языке программирования, а цветные коробочки с понятным назначением. Один кусочек кода соединяется с другим, все это укладывается в последовательность разноцветных элементов на экране, и вот наша программа оживает, выполняются заданные действия.

Важно: ребенок не пишет код в традиционном понимании. Он мыслит алгоритмами, учится разбивать задачу на этапы, находить решения и видеть результат своих действий.

Как проходили занятия

Небольшой дисклеймер: это специальная, дополнительная образовательная программа. Не беспокойтесь, дети не сидели безвылазно за компьютерами, они занимались дома раз в неделю (по времени 1 час). Выполнение домашнего задания и его демонстрация на уроке — исключительно по желанию, строго мы не спрашивали.

Проект задумывался как офлайн‑курс для детей наших сотрудников, чтобы познакомить их с IT‑сферой. Мы приглашали ребят в офис и занимались на офисных машинах. Но потом пришлось адаптироваться к онлайн‑формату: Zoom, небольшие группы (4–7 человек в возрасте 7–9 лет, девочек больше, чем мальчиков), работа с визуальной платформой Scratch.

Конечно, в офлайне все было немного проще: можно индивидуально работать с каждым ребенком, помогать, подсказывать, да и живое общение не сравнится с виртуальным. Были и перерывы, когда дети могли встать из‑за стола, пойти попрыгать и побегать. В онлайне же мы видели друг друга только через экран, при этом камеры были не у всех, и было сложно понять, вовлечен ли ребенок в процесс.

Мыпровели 6 занятий (по часу с небольшим). Начинали с освоения Zoom (не без помощи родителей, конечно же), настраивали и создавали аккаунты. Затем было знакомство — дети рассказывали о себе, о своих увлечениях, мы — о том, что их ждет на курсе. Разбирали базовые термины (что такое Спрайт, где находится Сцена), знакомились с интерфейсом и инструментами Scratch. Конечно, охватить все их многообразие за 6 часов невозможно, поэтому мы сфокусировались на самом главном, стараясь заинтересовать ребят, дать им базу для дальнейших самостоятельных исследований.

Каждое занятие мы двигались от простого к сложному. На первом уроке дети управляли забавным котиком — маскотом Scratch — учили его двигаться, плыть или идти, разбирались, в чем разница, меняли его внешний вид. Постепенно задачи усложнялись, мы осваивали новые инструменты (события, звуки), разбирались с координатами, учились создавать более сложные алгоритмы. Кстати, ребятам очень понравился банк готовых проектов Scratch — игр и мультфильмов. Это было отличной мотивацией, чтобы учиться и создавать что‑то свое.

Время от времени нам приходилось импровизировать. Например, мы рассчитывали, что первый урок займет час, но дети «пробежали» его за 15 минут. Пришлось оперативно корректировать программу, а к следующим занятиям заранее готовить дополнительные упражнения на такой случай. Второй урок мы сделали куда более подробным.

Дети были разные. Кто‑то уже был знаком со Scratch и с удовольствием демонстрировал нам свои проекты, кто‑то только начинал свой путь в мире программирования. Мы старались учитывать эти особенности, продумывали задания так, чтобы всем было интересно, и никто не сидел без дела. И, думаю, у нас получилось. Мы увидели за время проекта искреннюю отдачу детей, их интерес, эмоции. Даже прозвучала фраза: «Теперь понятно, чем папа занимается на работе!» Это невероятно вдохновляло и мотивировало.

Что мы поняли, обучая детей программированию

Для начального уровня Scratch очень хорош, и я не знаю другой альтернативы. В нем, по сути, есть всё, чтобы начать программировать с нуля не только ребенку, но и взрослому. Но есть то, что мне бы хотелось поменять в наших занятиях в дальнейшем. Если бы мы запускали проект снова, то обязательно разделили бы детей на группы с одинаковым уровнем подготовки. Ведь даже внутри одной возрастной категории разница в знаниях и навыках может быть значительной. Все мы разные — как по возрасту и характеру, так и по складу ума и опыту. Третьеклассник, как губка, моментально все схватывает, читает с экрана очень быстро. Первоклассник же еще может быть застенчив, он может что‑то пропустить и потеряться среди бойких ребят постарше. Если аудитория разношерстная, преподавателю приходится лавировать, и есть риск того, что для кого‑то программа окажется скучной или, наоборот, сложной, а кто‑то вообще откажется что‑то делать.

И напоследок, несколько рекомендаций для родителей и компаний, которые хотят обучать детей программированию:

  • По возможности объединяйте в группы детей с одинаковым уровнем подготовки, чтобы всем было интересно и комфортно заниматься.

  • Обратная связь важна. Узнавайте мнение детей о занятиях, корректируйте программу, учитывая их пожелания и рекомендации.

  • Давайте возможность каждому побыть в роли преподавателя и объяснить что‑то другим.

  • Верьте в ребенка, дайте ему понять, что у него все получится. Ну и программа, разумеется, должна соответствовать уровню подготовки детей: не быть слишком сложной или слишком простой. Подготовьте запасные варианты заданий на случай, если все же промахнулись с предварительной оценкой способностей и навыков.

  • Мотивация и поощрение творят чудеса. Хвалите детей за успехи, награждайте за старания (наклейки, стикеры, бейджики, бонусы за активность), поддерживайте их интерес к познавательной деятельности.

  • Участие и помощь родителей бесценны. Особенно на начальном этапе, когда дети только знакомятся с миром программирования и могут столкнуться с трудностями.

Да, за 6 часов мы, конечно, не сделали из ребят программистов. Но нам удалось заинтересовать их миром IT, научить мыслить логически, строить алгоритмы, работать в команде и находить решения, а это уже немало.

Для кого‑то это стало возможностью узнать получше уже знакомую сферу, а кто‑то открыл для себя нечто совершенно новое. Мы стремились дать ребятам базовый набор знаний, который, возможно, станет для них отправной точкой в изучении программирования. Ну а умение работать в команде, четко и грамотно формулировать свои мысли непременно пригодится не только в программировании, но и в любой сфере жизни.

Комментарии (2)


  1. Marat_Grig
    28.09.2024 20:36

    Дело правильное. Успехов!


  1. Sollita
    28.09.2024 20:36

    Прекрасная идея. Вы бы предложили эту идею министерству образования для факультатива в школах. Судя по тексту, у Вас педагогический талант, а он встречается редко. Нельзя его закапывать в землю.