Это серия из трёх постов предназначена для новичков, которые уже находятся в процессе перехода в IT или только планируют сменить нишу. Здесь будут собраны базовые термины из IT-индустрии, которые стоит знать начинающим Проджект и Продакт Менеджерам, Продукт-Овнерам, а также тем, кто ещё не определился со своей ролью.

В конце статьи я оставлю ссылку на свой Telegram-канал. Там я продублировал эти материалы с доработками: добавил к каждому термину ссылки на две статьи — на русском и английском языках, чтобы вы могли подробнее изучить каждый из них. Также прикрепил PDF-файл, чтобы можно было скачать всё сразу.

Разработка

API (Application Programming Interface)

  • Определение: Набор правил и протоколов, которые позволяют различным программным приложениям взаимодействовать друг с другом. API определяет, как должны формироваться запросы и ответы между системами.

  • Применение: API (интерфейс программирования приложений) используется для интеграции различных систем, позволяя им обмениваться данными и функциональностью, независимо от платформы или языка программирования. С его помощью разработчики могут использовать функции других приложений или сервисов, не вникая в их внутреннюю архитектуру, что ускоряет процесс создания программного обеспечения. API определяет, как должны формироваться запросы и ответы, обеспечивая стандартизированный способ общения между системами. Это упрощает разработку и поддержание интеграций, что повышает эффективность бизнеса и улучшает взаимодействие между различными приложениями.


Back-end & Front-end

  • Определение: Серверная сторона приложения, ответственная за управление взаимодействием с базой данных, аутентификацию пользователей и общую бизнес-логику.

  • Применение: Серверная сторона веб- и мобильных приложений отвечает за обработку и хранение данных, управляя взаимодействием с базами данных и выполняя аутентификацию пользователей, а также реализуя бизнес-логику приложения. Она обрабатывает запросы от клиентской стороны, что позволяет отделить пользовательский интерфейс от серверной логики, обеспечивая безопасность и целостность данных. Этот подход также позволяет более эффективно масштабировать и управлять приложением, так как серверные и клиентские компоненты могут разрабатываться и обновляться независимо друг от друга.


CI/CD (Continuous Integration/Continuous Deployment)

  • Определение: Непрерывная интеграция (Continuous Integration) относится к практике частой интеграции изменений в коде в общий репозиторий, тогда как непрерывное развертывание (Continuous Deployment) — это автоматизированный процесс выпуска программного обеспечения в продуктивную среду.

  • Применение: В DevOps и разработке программного обеспечения практики непрерывной интеграции (CI) и непрерывного развертывания (CD) применяются для повышения качества кода и ускорения цикла выпуска. Непрерывная интеграция позволяет разработчикам часто объединять свои изменения в общий репозиторий, что способствует раннему обнаружению и устранению ошибок. Автоматизированные тесты, выполняемые при каждой интеграции, помогают обеспечить, что новые изменения не нарушают существующий функционал. Непрерывное развертывание автоматизирует процесс доставки обновлений в продуктивную среду, что позволяет командам быстро и безопасно выпускать новые функции и исправления. В итоге, такие подходы улучшают качество программного обеспечения, сокращают время на разработку и позволяют быстрее реагировать на потребности пользователей.

  • Read more: CI/CD Overview


Code Review

  • Определение: Практика систематической проверки кода другого разработчика на наличие ошибок, багов или возможностей для оптимизации перед его слиянием в основную кодовую базу.

  • Применение: В разработке программного обеспечения практика проверки кода, известная как "ревью кода" (code review), применяется для обеспечения качества кода и соблюдения стандартов кодирования. Эта практика включает в себя систематическую проверку кода, написанного одним разработчиком, другими членами команды, что помогает выявлять ошибки и баги на ранних стадиях, прежде чем изменения будут объединены в основную кодовую базу. Кроме того, ревью кода способствует обмену знаниями между разработчиками, улучшает общее понимание кода и помогает поддерживать единообразие стиля и стандартов. Это не только улучшает качество программного обеспечения, но и уменьшает вероятность возникновения проблем в будущем, так как более качественный код легче поддерживать и развивать.


Continuous Deployment (CD)

  • Определение: Расширение непрерывной интеграции, при котором изменения в коде, прошедшие автоматическое тестирование, автоматически разворачиваются в продуктивной среде.

  • Применение: В DevOps практика непрерывного развертывания (Continuous Deployment) обеспечивает быстрое и эффективное развертывание новых функций, обновлений и исправлений в продуктивной среде. После того как кодовые изменения проходят автоматическое тестирование и успешно проходят все проверки, они автоматически развертываются, что минимизирует время между написанием кода и его доступностью для пользователей. Эта автоматизация позволяет командам быстро реагировать на потребности пользователей, внедрять улучшения и исправления без задержек, а также снижает вероятность человеческой ошибки, связанной с ручным развертыванием. В результате, непрерывное развертывание способствует повышению качества программного обеспечения и улучшению пользовательского опыта, так как пользователи получают доступ к обновлениям быстрее и более предсказуемо.


Continuous Integration (CI)

  • Определение: Практика разработки программного обеспечения, при которой изменения в коде автоматически тестируются и интегрируются в основную кодовую базу несколько раз в день.

  • Применение: В DevOps практика непрерывной интеграции (Continuous Integration, CI) позволяет автоматически тестировать и интегрировать изменения в коде в основную кодовую базу несколько раз в день, что способствует раннему обнаружению и исправлению ошибок интеграции. При каждом изменении кода запускаются автоматизированные тесты, что позволяет быстро выявить проблемы, которые могут возникнуть при объединении новых изменений с существующим кодом. Это значительно снижает риск накопления ошибок и упрощает их устранение на ранних стадиях разработки. Кроме того, регулярная интеграция способствует повышению качества кода и уменьшению времени, необходимого для выпуска новых функций или исправлений, что делает процесс разработки более эффективным и предсказуемым.


DevOps

  • Определение: DevOps — это набор практик и культурных подходов, которые объединяют разработку программного обеспечения (Dev) и ИТ-операции (Ops) с целью сокращения жизненного цикла разработки, повышения качества программного обеспечения и улучшения сотрудничества между командами.

  • Применение: В разработке программного обеспечения и операциях подход DevOps применяется для автоматизации процессов и повышения эффективности, что позволяет командам быстрее и качественнее выполнять свои задачи. Внедрение автоматизации в жизненный цикл разработки помогает минимизировать рутинные задачи, такие как тестирование и развертывание, позволяя сосредоточиться на более важных аспектах, например, разработке новых функций. Использование инструментов автоматизации также снижает вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором, и ускоряет доставку программного обеспечения в продуктивную среду. Это позволяет быстрее реагировать на изменения в требованиях и улучшает качество продукта, делая подход DevOps важным для успешной реализации проектов на современном рынке.


Full-stack

  • Определение: Относится к разработчику, который обладает навыками как фронтенд, так и бэкенд разработки, что означает, что он может создать полное приложение, от пользовательского интерфейса до сервера и базы данных.

  • Применение: В веб- и мобильной разработке специалист, обладающий навыками как фронтенд, так и бэкенд разработки, известен как полный стек-разработчик (full-stack developer). Этот разработчик способен справляться со всеми аспектами разработки приложения, включая создание пользовательского интерфейса (фронтенд) и управление серверной логикой и базами данных (бэкенд). Обладая такими навыками, фуллстек-разработчик может эффективно разрабатывать, тестировать и развертывать приложения, что позволяет командам более гибко реагировать на изменения и сокращает время на коммуникацию между специалистами разных направлений.


Git

  • Определение: Распределенная система управления версиями, которая позволяет разработчикам отслеживать изменения в своем коде и сотрудничать с другими разработчиками.

  • Применение: В разработке программного обеспечения распределенная система управления версиями, такая как Git, используется для управления версиями и совместной работы над кодом. Она позволяет разработчикам отслеживать изменения, вносить правки, и легко объединять код от разных участников проекта. Поскольку Git является распределенной системой, каждый разработчик имеет полную копию репозитория, что обеспечивает большую гибкость в работе, позволяет работать в оффлайн-режиме и защищает от потери данных. Git также поддерживает ветвление и слияние, что дает возможность разработчикам создавать отдельные ветки для работы над новыми функциями или исправлениями, не влияя на основную кодовую базу. Это упрощает процесс интеграции и позволяет командам более эффективно управлять проектами, улучшая качество и стабильность программного обеспечения.


Legacy Code

  • Определение: Код, написанный в прошлом и все еще используемый, но возможно не соответствующий современным стандартам или плохо документированный, что затрудняет его поддержку.

  • Применение: Код, который был написан в прошлом и все еще используется в старых программных системах, может быть не соответствовать современным стандартам и часто бывает плохо документирован, что затрудняет его поддержку и развитие. Такой "наследуемый" код (legacy code) может продолжать функционировать, но его сложная структура и отсутствие ясной документации могут вызвать трудности при внесении изменений, добавлении новых функций или исправлении ошибок. Разработчики могут столкнуться с проблемами совместимости и непредсказуемым поведением системы при работе с устаревшим кодом, что требует дополнительных усилий для его обновления и адаптации к современным требованиям. Часто компании принимают решение о рефакторинге или замене таких систем, чтобы улучшить производительность и упростить поддержку, но это может быть затратным и трудоемким процессом.


Mockup

  • Определение: Статичный дизайн пользовательского интерфейса, который демонстрирует структуру и расположение элементов, но не обладает интерактивной функциональностью.

  • Применение: Статичный дизайн пользовательского интерфейса, часто представленный в виде макета или прототипа, используется на ранних этапах дизайна для демонстрации визуальной структуры и компоновки элементов интерфейса, прежде чем начнется разработка. Этот подход позволяет дизайнерам и командам увидеть, как будет выглядеть интерфейс, обсудить его элементы и внести изменения на раннем этапе, что снижает риск дорогостоящих правок на более поздних стадиях. Хотя статичные дизайны не обладают интерактивной функциональностью, они помогают установить общие принципы визуального оформления и навигации, а также позволяют собирать обратную связь от заинтересованных сторон и пользователей. Таким образом, статичные дизайны служат важным этапом в процессе проектирования, обеспечивая четкое понимание ожиданий и требований к конечному продукту.


Microservices

  • Определение: Архитектурный стиль, в котором приложение строится как коллекция слабо связанных сервисов, каждый из которых отвечает за конкретную функцию или особенность и взаимодействует через API.

  • Применение: Микросервисная архитектура — это архитектурный стиль, при котором приложение строится как коллекция слабо связанных сервисов, каждый из которых отвечает за конкретную функцию и взаимодействует с другими через API. Этот подход позволяет создавать масштабируемые и поддерживаемые приложения, так как каждый сервис может разрабатываться, развертываться и масштабироваться независимо от других. Микросервисы обеспечивают гибкость, позволяя использовать различные технологии для разных сервисов, что улучшает производительность и ускоряет разработку. Кроме того, такие приложения легче тестировать и обновлять, так как изменения в одном сервисе не влияют на другие, что делает микросервисную архитектуру идеальным выбором для сложных и динамичных приложений, требующих высокой доступности и адаптивности.


Refactoring

  • Определение: Процесс улучшения структуры и читаемости существующего кода без изменения его внешнего поведения, обычно с целью облегчения его поддержки.

  • Применение: Рефакторинг — это процесс улучшения структуры и читаемости существующего кода без изменения его внешнего поведения, который используется в разработке программного обеспечения для повышения качества кода. Этот подход позволяет разработчикам улучшать архитектуру и организацию кода, делая его более понятным и легким для поддержки. Рефакторинг может включать в себя переименование переменных, разделение больших функций на более мелкие, удаление дублирующегося кода и улучшение комментариев. Основная цель рефакторинга заключается в том, чтобы облегчить процесс внесения изменений и исправлений, снизить вероятность появления ошибок и улучшить производительность. В конечном итоге, регулярный рефакторинг способствует более качественной кодовой базе, что позволяет командам быстрее реагировать на изменения требований и повышает общую стабильность программного обеспечения.


Version Control System (VCS)

  • Определение: Инструмент, который помогает командам разработчиков управлять изменениями в исходном коде с течением времени. Система управления версиями (VCS) позволяет нескольким разработчикам сотрудничать над одной кодовой базой, отслеживая и объединяя изменения.

  • Применение: Система управления версиями (VCS) в разработке программного обеспечения используется для отслеживания изменений в исходном коде, поддержания истории версий и эффективного сотрудничества между разработчиками. VCS позволяет разработчикам фиксировать каждое изменение, документируя, кто и когда вносил изменения, что обеспечивает возможность возврата к предыдущим версиям кода в случае необходимости. Это особенно полезно в команде, где несколько разработчиков работают над одной кодовой базой, поскольку VCS позволяет им безопасно интегрировать свои изменения, избегая конфликтов и потери данных. Использование таких инструментов, как Git, облегчает процессы ветвления и слияния, позволяя командам экспериментировать с новыми функциями, не влияя на основную кодовую базу. Это не только повышает производительность разработки, но и улучшает качество программного обеспечения, так как команды могут быстро выявлять и исправлять ошибки, а также легче управлять проектами в целом.


Wireframe

  • Определение: Визуальное руководство или чертеж, который представляет собой скелетную структуру веб-сайта или приложения. Проволочные каркасы (wireframes) обозначают компоновку и структуру навигации, но не включают элементы дизайна, такие как цвета или изображения.

  • Применение: Проволочные каркасы (wireframes) используются на ранних этапах дизайна веб-сайтов и приложений для планирования и визуализации структуры и пользовательского интерфейса (UI). Эти каркасы служат основой для проектирования, позволяя дизайнерам и разработчикам сосредоточиться на компоновке элементов и навигации, прежде чем переходить к более детализированному дизайну. Wireframes показывают, как различные компоненты будут располагаться на странице, включая меню, кнопки и другие интерфейсные элементы, но не включают визуальные элементы, такие как цвета и изображения, что позволяет сосредоточиться на функциональности и пользовательском опыте. Использование проволочных каркасов помогает выявить потенциальные проблемы на ранней стадии и упрощает общение между членами команды и заинтересованными сторонами, обеспечивая общее понимание структуры и целей проекта.


HTML

  • Определение: Язык разметки, используемый для определения структуры и содержания веб-страниц. Он составляет основу веб-сайта, организуя такие элементы, как заголовки, абзацы, изображения и ссылки.

  • Применение: HTML (Hypertext Markup Language) используется в веб-разработке для создания основной структуры веб-страницы перед добавлением стилей или скриптов. Он определяет, как различные элементы страницы будут организованы и отображаться в браузере, включая заголовки, абзацы, изображения, ссылки и списки. HTML служит каркасом для веб-сайта, позволяя разработчикам сосредоточиться на содержании и структуре, прежде чем переходить к визуальным аспектам с помощью CSS (Cascading Style Sheets) и функциональности с помощью JavaScript. Этот подход обеспечивает четкое разделение между структурой, стилем и поведением веб-страницы, что упрощает управление и обновление кода. Использование HTML позволяет создать семантически правильные и доступные веб-страницы, улучшая взаимодействие пользователей и поисковую оптимизацию.


CSS

  • Определение: Язык таблиц стилей, используемый для управления представлением и дизайном элементов HTML. CSS отвечает за визуальное оформление, такое как цвета, шрифты и компоновка, делая страницу эстетически привлекательной.

  • Применение: CSS (Cascading Style Sheets) используется для улучшения визуального оформления веб-страницы после того, как структура была определена с помощью HTML. С помощью CSS разработчики могут контролировать различные аспекты дизайна, такие как цвета, шрифты, отступы и компоновка элементов, что позволяет создать более привлекательный и удобный интерфейс для пользователей. CSS также позволяет создавать адаптивные дизайны, которые подстраиваются под разные устройства и размеры экрана, улучшая пользовательский опыт. Используя селекторы и правила, разработчики могут применять стили к определенным элементам или классам, обеспечивая гибкость и согласованность в дизайне. В результате, CSS играет ключевую роль в создании визуально привлекательных и функциональных веб-страниц, делая контент более доступным и удобным для восприятия.


Browser Console

  • Определение: Инструмент, доступный в веб-браузерах, который позволяет разработчикам писать, тестировать и отлаживать код на JavaScript. Он также предоставляет информацию об ошибках и возможность взаимодействовать со страницей в реальном времени.

  • Применение: Инструменты разработчика, доступные в веб-браузерах, позволяют разработчикам отлаживать веб-приложения, тестировать команды JavaScript и инспектировать поведение веб-сайта в процессе разработки. Эти инструменты предоставляют интерфейс для написания и выполнения JavaScript-кода, позволяя наблюдать за результатами в реальном времени, отслеживать ошибки и получать информацию о производительности. Разработчики могут исследовать элементы DOM, изменять стили и отслеживать сетевые запросы, что помогает оптимизировать взаимодействие с сервером.


PWA

  • Определение: Прогрессивное веб-приложение (PWA) — это тип веб-приложения, который использует современные технологии для обеспечения мобильного опыта, похожего на нативные приложения.

  • Применение: PWA позволяют пользователям устанавливать веб-приложения на свои устройства и использовать их офлайн. Они обеспечивают быструю загрузку и отзывчивый интерфейс, улучшая пользовательский опыт. PWA также могут отправлять уведомления и работать в фоновом режиме, что делает их привлекательными для разработчиков и пользователей. Эти приложения сочетают в себе лучшие аспекты веба и мобильных приложений, обеспечивая легкий доступ и функциональность.


SPA

  • Определение: Одностраничное приложение (SPA) — это веб-приложение, которое загружает все необходимые ресурсы на одной странице и динамически обновляет контент без перезагрузки.

  • Применение: SPA обеспечивает пользователям плавный и быстрый опыт взаимодействия, так как обновления контента происходят без необходимости перезагрузки страницы. Это улучшает производительность и снижает нагрузку на сервер, поскольку только измененные данные отправляются и получаются от сервера. SPAs часто используют JavaScript-фреймворки, такие как React или Angular, для управления состоянием приложения и маршрутизации. Это делает их идеальными для создания интерактивных интерфейсов.


DOM

  • Определение: Документная объектная модель (DOM) — это программный интерфейс для документов HTML и XML, который представляет структуру документа в виде дерева объектов.

  • Применение: DOM позволяет разработчикам изменять содержимое, структуру и стиль веб-страниц программным способом. С помощью JavaScript разработчики могут взаимодействовать с элементами DOM, добавляя или удаляя элементы, изменяя их атрибуты и обрабатывая события. Это дает возможность динамически изменять интерфейс пользователя и улучшать взаимодействие с веб-приложениями. Понимание DOM является основополагающим для веб-разработчиков.


iFrame

  • Определение: iFrame (инлайновый фрейм) — это HTML-элемент, который позволяет встраивать другой документ HTML в текущую веб-страницу.

  • Применение: iFrames часто используются для отображения контента из других источников, таких как видео с YouTube, карты Google или внешние веб-страницы. Они обеспечивают удобный способ интеграции стороннего контента без необходимости перенаправления пользователя на другую страницу. Однако использование iFrame может повлиять на безопасность и производительность, поэтому важно учитывать эти аспекты при их внедрении.


DRM

  • Определение: Управление цифровыми правами (DRM) — это набор технологий, используемых для защиты авторских прав на цифровое содержимое.

  • Применение: DRM позволяет контент-провайдерам контролировать доступ к цифровым материалам, таким как музыка, фильмы и книги, предотвращая их несанкционированное копирование или распространение. Эта технология включает шифрование, лицензирование и другие механизмы, которые помогают защитить интеллектуальную собственность. Однако использование DRM также вызывает споры, так как может ограничивать законные действия пользователей, такие как резервное копирование и обмен контентом.


Framework

  • Определение: Фреймворк — это набор инструментов, библиотек и соглашений, который предоставляет структуру для разработки программного обеспечения.

  • Применение: Фреймворки ускоряют процесс разработки, обеспечивая готовые решения для общих задач, таких как маршрутизация, управление состоянием и работа с базами данных. Разработчики могут использовать фреймворки для создания приложений, следуя установленным стандартам и паттернам проектирования, что упрощает поддержку и масштабирование кода. Популярные фреймворки, такие как Django, Ruby on Rails и Angular, помогают разработчикам сосредоточиться на логике приложения, а не на рутинных задачах.


Library

  • Определение: Библиотека — это набор предварительно написанных кода и функций, которые разработчики могут использовать для выполнения определенных задач в своих приложениях.

  • Применение: Библиотеки упрощают разработку, позволяя разработчикам повторно использовать существующий код для решения распространенных задач, таких как работа с датами, анимация или взаимодействие с API. Это позволяет сэкономить время и усилия, так как разработчикам не нужно писать код с нуля. Популярные библиотеки, такие как jQuery для работы с DOM и Lodash для манипуляции с массивами и объектами, значительно упрощают процесс разработки, улучшая качество кода и ускоряя создание приложений.


HTTP(s)

  • Определение: Протокол передачи гипертекста (HTTP) — это протокол, используемый для передачи данных в интернете, а HTTPS — это защищенная версия, использующая шифрование.

  • Применение: HTTP и HTTPS обеспечивают обмен данными между клиентом и сервером, позволяя пользователям получать доступ к веб-страницам и ресурсам. HTTPS добавляет уровень безопасности, шифруя данные, что защищает их от перехвата и атак. Это особенно важно для сайтов, обрабатывающих конфиденциальную информацию, такую как финансовые транзакции и личные данные. Использование HTTPS стало стандартом для большинства современных веб-приложений, обеспечивая безопасность и доверие пользователей.


JSON

  • Определение: JavaScript Object Notation (JSON) — это легкий формат обмена данными, удобный для людей и машин.

  • Применение: JSON используется для передачи структурированных данных между клиентом и сервером, обеспечивая простой способ сериализации и десериализации объектов. Он стал стандартом для работы с API, поскольку легко читается и записывается как людьми, так и компьютерами. JSON поддерживает различные типы данных, включая строки, числа, массивы и объекты, что делает его универсальным для различных приложений. Благодаря своей простоте и эффективности, JSON широко используется в веб-разработке и мобильных приложениях для обмена данными.


XML

  • Определение: Расширяемый язык разметки (XML) — это формат для хранения и передачи структурированных данных с использованием пользовательских тегов.

  • Применение: XML используется для обмена данными между различными системами и приложениями, обеспечивая платформонезависимый способ представления информации. Он позволяет разработчикам создавать настраиваемые теги для описания данных, что делает его гибким инструментом для интеграции и хранения информации. Несмотря на то, что JSON стал более популярным в веб-разработке, XML по-прежнему широко используется в таких областях, как обмен данными в корпоративных системах и создание конфигурационных файлов, благодаря своей строгости и поддержке схем.


Footer

  • Определение: Нижний колонтитул (footer) — это раздел веб-страницы, обычно расположенный внизу, который содержит дополнительную информацию и ссылки.

  • Применение: Нижний колонтитул часто включает контактные данные, ссылки на политику конфиденциальности, условия использования и другие важные элементы навигации. Он служит для улучшения удобства использования, предоставляя пользователям легкий доступ к важной информации, независимо от того, на какой части страницы они находятся. Хорошо спроектированный нижний колонтитул может повысить общую навигацию по сайту и улучшить пользовательский опыт, так как позволяет пользователям быстро находить необходимые данные.


Header

  • Определение: Верхний колонтитул (header) — это раздел веб-страницы, обычно расположенный вверху, который содержит основную информацию и навигационные элементы.

  • Применение: Верхний колонтитул обычно включает логотип сайта, основные меню навигации, ссылки на социальные сети и контактную информацию. Он служит для улучшения пользовательского опыта, позволяя посетителям легко ориентироваться на сайте и быстро находить нужные разделы. Хорошо спроектированный верхний колонтитул помогает создать положительное первое впечатление и может повысить взаимодействие пользователей с сайтом, так как он предлагает доступ к важным элементам сразу же при входе на страницу.


Modal Window

  • Определение: Модальное окно — это элемент интерфейса, который появляется поверх основного контента и требует взаимодействия пользователя, прежде чем он сможет вернуться к взаимодействию с основным содержимым.

  • Применение: Модальные окна часто используются для отображения важной информации, таких как подтверждения, предупреждения или формы ввода данных. Они помогают сосредоточить внимание пользователя на конкретной задаче или сообщении, блокируя доступ к остальной части интерфейса, пока пользователь не выполнит необходимое действие. Это может улучшить взаимодействие и предотвратить случайные действия, однако важно не злоупотреблять модальными окнами, так как их чрезмерное использование может раздражать пользователей и мешать удобству навигации.

Тестирование

Beta Testing

  • Определение: Бета-тестирование — это этап разработки программного обеспечения, на котором продукт выпускается для ограниченной аудитории за пределами организации. Цель — выявить ошибки, проблемы с удобством использования и улучшения перед финальным релизом.

  • Применение: Бета-тестирование помогает разработчикам узнать, как программное обеспечение ведет себя в реальных условиях, а не только в контролируемых лабораторных тестах. Это позволяет выявить проблемы, которые могли быть пропущены на этапах внутреннего тестирования, и получить ценные отзывы от пользователей о функциональности, удобстве и стабильности продукта. Результаты бета-тестирования помогают улучшить продукт, устранить оставшиеся ошибки и доработать его перед официальным выпуском.


Debugging

  • Определение: Отладка — это процесс выявления, изоляции и исправления проблем или ошибок в программном коде. Обычно отладка происходит после того, как ошибки были обнаружены на этапе тестирования или в процессе реального использования программы.

  • Применение: Отладка — это важный этап разработки, который начинается, когда тестировщики или пользователи обнаруживают проблемы в программном обеспечении. Задача разработчика заключается в том, чтобы найти причину ошибки, изолировать её, то есть понять, какой именно участок кода вызывает проблему, и затем исправить её. Этот процесс может включать анализ логов, использование отладочных инструментов, тестирование различных сценариев и проверку взаимодействия компонентов. Отладка необходима, чтобы убедиться, что программа работает корректно и не вызывает сбоев или некорректного поведения. Она помогает улучшить качество кода и делает работу приложения более стабильной.


End-to-End Testing

  • Определение: Это вид тестирования, при котором проверяется весь рабочий процесс приложения от начала до конца, чтобы убедиться, что оно ведет себя так, как задумано. Оно проверяет, что все интегрированные компоненты работают вместе должным образом.

  • Применение: В сложных системах, включающих множество компонентов, End-to-End тестирование используется для проверки того, что вся система функционирует корректно в целом. Оно помогает убедиться, что все части системы взаимодействуют друг с другом без ошибок и обеспечивают правильную работу приложения.


Regression Testing

  • Определение: Регрессионное тестирование — это процесс повторного запуска ранее выполненных тестов, чтобы убедиться, что новые изменения в коде не повлияли негативно на уже существующую функциональность.

  • Применение: Регрессионное тестирование необходимо для поддержания стабильности программного обеспечения после внесения изменений, таких как исправление ошибок, обновление функций или добавление новых возможностей. Оно включает повторное выполнение тестов, чтобы убедиться, что изменения не нарушили уже существующую функциональность. Автоматизация таких тестов позволяет быстро проверять большое количество сценариев и гарантировать, что программа продолжает работать стабильно, сохраняя качество и удовлетворяя требованиям пользователей.


Unit Testing

  • Определение: Модульное тестирование — это метод тестирования программного обеспечения, при котором отдельные модули или компоненты проверяются изолированно, чтобы убедиться, что они работают так, как задумано.

  • Применение: Модульное тестирование проводится для того, чтобы убедиться, что каждая часть программного обеспечения работает правильно до их интеграции с другими компонентами. Тестируются отдельные функции или методы, чтобы выявить ошибки на раннем этапе разработки, когда их исправление обходится дешевле и проще. Модульное тестирование помогает разработчикам локализовать проблемы и поддерживать высокое качество кода, минимизируя риск появления дефектов при объединении компонентов в единое приложение.

Базы Данных

Big Data

  • Определение: Big Data — это чрезвычайно большие объемы данных, которые можно анализировать с помощью вычислительных методов для выявления закономерностей, трендов и взаимосвязей, особенно связанных с человеческим поведением и взаимодействием. Такие данные слишком сложны для обработки традиционными приложениями для обработки данных.

  • Применение: Big Data помогает компаниям и организациям обрабатывать огромные массивы данных, которые невозможно анализировать традиционными методами. В финансах его используют для анализа транзакций и выявления мошенничества, в здравоохранении — для прогнозирования заболеваний и улучшения лечения, в e-commerce — для персонализации покупательского опыта, а в технологиях — для оптимизации процессов и разработки новых продуктов. Благодаря анализу таких данных можно выявлять скрытые закономерности, улучшать качество услуг и принимать более точные бизнес-решения.


Data Lake

  • Определение: Озеро данных (Data Lake) — это централизованное хранилище, позволяющее хранить все структурированные и неструктурированные данные в любом масштабе. В отличие от традиционных баз данных, озеро данных сохраняет данные в их исходном виде до тех пор, пока они не понадобятся для анализа.

  • Применение: Озеро данных позволяет компаниям и организациям эффективно хранить все виды данных, включая файлы, журналы событий, потоковые данные, изображения и многое другое, в их первоначальном виде. Это особенно важно в условиях больших данных, где необходимо гибкое и масштабируемое хранилище, способное работать с разнородными форматами. Озеро данных дает возможность сохранять данные "как есть", без предварительной структуризации, что упрощает процесс хранения и позволяет использовать данные для различных аналитических целей в будущем, например, для машинного обучения, отчетности или детального анализа.


Data Migration

  • Определение: Миграция данных — это процесс переноса данных между разными типами хранилищ, форматами или компьютерными системами. Обычно включает этапы извлечения, преобразования и загрузки (ETL) данных из одной системы в другую.

  • Применение: Миграция данных необходима для обеспечения плавного перехода информации при изменении инфраструктуры компании. Например, при обновлении системы старые данные должны быть перенесены в новую, чтобы сохранить их целостность и обеспечить совместимость. Процесс миграции обычно включает этапы извлечения данных из текущего хранилища, их преобразование в необходимый формат и загрузку в новое хранилище. Это важно не только при обновлении или замене систем, но и при переходе в облако, чтобы данные были доступны и корректно функционировали в новой среде, минимизируя риск потери информации.


MySQL

  • Определение: MySQL — это система управления реляционными базами данных с открытым исходным кодом (RDBMS), использующая язык структурированных запросов (SQL). Она используется для самых разных задач, включая веб-базы данных и хранение данных для бизнес-приложений.

  • Применение: MySQL является одной из самых популярных систем управления базами данных, благодаря своей надежности, производительности и простоте использования. Она активно используется в веб-разработке — например, для создания и поддержки сайтов на платформе WordPress, где данные, такие как статьи, комментарии и информация о пользователях, хранятся в базе данных MySQL. Также MySQL востребован в корпоративной среде, где необходим доступ к большим объемам структурированных данных для бизнес-приложений и отчетности. В силу своей открытости и гибкости, MySQL легко интегрируется с различными языками программирования и другими системами, что делает её идеальным решением для многих проектов.


NoSQL

  • Определение: NoSQL — это тип базы данных, который не использует традиционные реляционные структуры (такие как таблицы и SQL-запросы). Она разработана для более гибкого и масштабируемого хранения данных, что особенно полезно для работы с большими данными и в реальных веб-приложениях.

  • Применение: NoSQL базы данных предназначены для хранения данных, которые не вписываются в традиционные реляционные схемы, такие как таблицы и связи между ними. Это делает их идеальным выбором для приложений, работающих с неструктурированными или полуструктурированными данными, такими как документы, журналы событий или данные социальных сетей. NoSQL базы данных обеспечивают высокую гибкость и позволяют легко масштабировать хранилище горизонтально, добавляя новые серверы для обработки увеличивающегося объема информации. Такой подход особенно эффективен в реальных веб-приложениях, требующих быстрой обработки данных, и при работе с большими данными, где объем, разнообразие и скорость данных постоянно растут.


SQL (Structured Query Language)

  • Определение: SQL (Structured Query Language) — это стандартизированный язык программирования, используемый для управления и обработки реляционных баз данных. С помощью SQL пользователи могут выполнять запросы, обновлять, вставлять и удалять данные в таблицах.

  • Применение: SQL — это основной язык для работы с реляционными базами данных, который позволяет пользователям эффективно управлять информацией. С помощью SQL можно выполнять широкий спектр операций: от создания и изменения структур таблиц до сложных выборок данных, объединения информации из нескольких таблиц и выполнения аналитических задач. В системах, таких как MySQL, PostgreSQL и Microsoft SQL Server, SQL используется для взаимодействия с базами данных, обеспечивая доступ к информации, её модификацию и выполнение транзакций. Благодаря своей универсальности и стандартизации, SQL является важным инструментом для разработчиков, аналитиков и администраторов баз данных, обеспечивая структурированный и согласованный доступ к данным.

Firebase

  • Определение: Firebase — это платформа разработки мобильных и веб-приложений, предоставляющая широкий набор инструментов и услуг для упрощения разработки.

  • Применение: Firebase позволяет разработчикам быстро разрабатывать и разворачивать приложения, обеспечивая такие функции, как облачное хранилище, аутентификация пользователей, аналитика и базы данных в реальном времени. Платформа предлагает простые API для интеграции с приложениями, позволяя быстро обрабатывать данные и обеспечивать отзывчивый пользовательский интерфейс.

Мой телеграмм канал: t.me/mr_ponder

Ссылка на статью 2/3: https://habr.com/ru/articles/847254/

Ссылка на статью 3/3: https://habr.com/ru/articles/847256/

Комментарии (1)


  1. rinace
    01.10.2024 03:31

    Одно , очень важное уточнение по микросервисам

    такие приложения легче тестировать и обновлять, так как изменения в одном сервисе не влияют на другие, что делает микросервисную архитектуру идеальным выбором для сложных и динамичных приложений, требующих высокой доступности и адаптивности.

    Все это верно только в одном случае - каждый микросервис взаимодействует со своим экземпляром/инстансом СУБД.

    Современные архитекторы и разработчики почему то считают микросервисной архитектурой решение когда множество сервисов работает в одной СУБД. Что влечет за собой множество сюрпризов , когда начинается High load.