Никогда такого не было и вот опять (с) Черномырдин В.С.
Кто бы мог подумать, что в современном авто аж с 4 полноценными экранами (приборка, проекция, центральный экран, экран пассажира) и настоящим андроидом на головном устройстве, производитель мог выпилить навигацию? Удивительно, но факт - Geely Monjaro (купленный у официального дилера (далее ОД)). Как потом выяснилось, Geely Atlas - в той же ситуации.. Возможно, есть и другие авто на российском рынке, которые по каким-то причинам обделены этой важной и необходимой функциональностью.
Непорядок. Надо исправлять.
Стартовое положение вещей
Итак, Geely Monjaro (ОД) обладает шикарной мультимедийной системой с кучей экранов, но совершенно убогим функционалом: воспроизведение музыки с флешки или через блютус, радио и зеркалирование экрана телефона с помощью проводного CarbitLink.
CarbitLink мало того, что проводной, он более-менее работает с андроид-телефонами, но телефон должен оставаться в горизонтальной ориентации и с включенным экраном. С iPhone все еще интереснее: работает только зеркалирование, а вот тыкать в экран головного устройства (ГУ) уже бесполезно - нажатия не отдаются на телефон. Правда удобно?
С середины 2024 года ситуация чуть поменялась - производитель добавил проводной Apple CarPlay (владельцы яблочной продукции чуть вздохнули с облегчением), Android Auto - так и не завезли (и не будет, поскольку Google не дружит с Китаем).
Владельцам машин, выпущенных ранее середины 2024, не повезло - CarPlay установить официально нельзя (лицензионные ограничения со стороны Apple).
При всем при этом - пассажирский экран получается ну совершенно бесполезный - туда ничего полезного вывести нельзя...
Из штатных беспроводных интерфейсов доступен только bluetooth - подключить телефон для голосовых вызовов и воспроизведения музыки. И все. Грусть-тоска.
Но кто ищет, тот всегда найдет - команда энтузиастов выяснила, что через инженерное меню авто можно включить ADB. И тут началось такое...
Monjaro Starter Pack
Собственно результатом трудов энтузиастов стал абсолютно бесплатный MSP - набор скриптов и софта, который многократно расширяет функциональность ГУ на автомобиле.
Основное, что делает скрипт:
Включает WiFi (он есть в ГУ, но был заблокирован).
Включает в настройках андроида режим разработчика.
Устанавливает необходимый минимум софта: MacroDroid, Аврора (зеркало Google Play), VIVID (управление жестами), Google Chrome, Usbgps4droid (о нем ниже) и некоторые другие.
Дает управление мультимедиа-приложениями (Яндекс.Музыка и т.п.) кнопками с руля.
Позволяет перекидывать навигацию с центрального экрана на приборку (там специальный режим отображения приборной панели).
После этого ГУ становится куда веселее: берем WiFi роутер (или раздаем интернет через точку доступа, поднятую на телефоне) и ГУ уже чудесным образом можно смотреть сайты, ставить любые приложения (Яндекс.Навигатор и Яндекс.Музыка - имхо, достаточный минимум).
Хорошо зарекомендовал себя бюджетный wifi-роутер Olax U90. Цена около 3 тыс.руб. (здесь и далее цены на момент написания статьи на российских маркетплейсах).
Но тут снова "грабли": как мы помним, производитель выпилил по каким-то причинам аж целый блок TCAM (в машинах из параллельного импорта (ПИ) этот блок есть, его основная функциональность: система GNSS, телематика через eSIM (актуально только для Китая) и некоторые другие).
Т.е. позиционирование взять штатно неоткуда.
Естественно, вспоминаем про то, что "можно поставить что угодно и открыт режим разработчика" - владельцы андроид-телефонов радостно ставят gpstether (на телефон (сервер) и ГУ (клиент). В ГУ в настройках фиктивных местоположений выбираем gpstether и, вуаля, навигатор начинает полноценно работать. Круто же?
Теперь уже экраны становятся функциональными, к примеру у меня на центральном экране обычно навигация (удобно смотреть мне и жене-штурману), на пассажирском - Яндекс.Музыка (и жена - "диджействует"). Когда езжу один - музыка в фоне, навигация на приборке, а все остальные экраны - погашены.
Но тут начинаются некоторые неудобства: надо при запуске что-то ткнуть в телефоне и что-то в ГУ. Большинство этих неудобств решаются макродроидом (или штатной автоматизацией на телефонах). И вроде бы уже хорошо, но... нет: владельцы iPhone чувствуют себя обделенными - там так нельзя.
Ладно, следующая итерация - есть же USB-GNSS-приемники (а в машине есть дата-порт usb, а не только порты для зарядки). Подключаем приемник в дата-порт (предварительно приемник надо бы настроить для более адекватного решения задачи автомобильной навигации), ставим приложение Usbgps4droid - чуть настраиваем (выбираем приемник, ставим правильную скорость обмена, включаем автостарт и т.п.). После этого в фиктивных местоположениях выбираем уже Usbgps4droid и снова радуемся: навигация работает уже с этим устройством.
Проверенный usb-gnss: GN-803G (на базе u-Blox 8). Цена около 4 тыс.руб.
И тут снова не все гладко: если телефон начинает отдавать координаты достаточно быстро (он же AGPS умеет, да и пока идешь от дома до машины уже "фикс" координат есть), то usb-приемник заставляет понять, что есть понятия "холодный старт", "теплый старт" и это занимает достаточно большое время, т.е. сценарий "сел и поехал" не такой быстрый, как хотелось бы.
Следующая итерация: берем дешевый андроид-телефон (я купил какой-то POCO за 4800 рублей), ставим в него сим-карту, делаем автоматизацию: при начале зарядки - выключить режим экономии, включить точку доступа, запустить gpstether. И обратная автоматизация: при пропадании зарядки: выключить точку доступа, перевести телефон в режим экономии энергии. И подключаем в зарядник (в багажнике есть розетка 12В).
Вуаля: подходим к машине (в розетке появляется напряжение) - телефон поднимает точку доступа, включает "вещание" координат. Как только ГУ загрузилось - на нем уже есть интернет и координаты. Круто? Да, круто!
Телефон при таком использовании толком и не разряжается (проверял, в таком режиме ожидания он почти 2 недели не садится в нуль). При регулярных поездках - вообще думать не надо.
И вроде все превосходно, но редко бывает, что что-то в "автомобильном" телефоне не так и надо идти в багажник и смотреть, что там случилось - то-ли точка доступа не поднялась почему-то, то ли gpstether не стартанул в нужном режиме. Непорядок.
Да и телефон с литиевой батарейкой на постоянке в машине - не самая безопасная тема (лето, жара, ну вы понимаете...).
И во всех случаях получается "неаккуратненько как-то": есть какие-то провода, что-то лежит в нише тоннеля (или в багажнике)...
Долой компромиссы!
Один прекрасный человек Андрей подумал и сделал комплекс "устройство и ПО", которое было бы лишено многих недостатков, а именно:
Без проводов на главной консоли (в багажнике 12в — норм).
Без танца с бубном при посадке в машину.
Без аккумуляторов.
Простота в использовании — в идеале, сел, запустил навигатор, ввел адрес, поехал.
Скорость работы — не очень хочется ждать пока система найдет спутники, определит местоположение, включит точку доступа, все подключит, настроит, а ты уже приехал. Идеал — все должно включиться пока вводишь адрес. 1-2 минуты — пойдет.
Являться еще и точкой доступа Wifi, что бы тот же навигатор мог строить маршруты и определять заторы.
Собственно, список выше взят из его записи на drive2.ru, где он собственно описал свое решение.
В результате его разработок появился первый прототип:
Параллельно Андрей пилил прошивку для esp (в среде Arduino) и ПО для автомобильного ГУ.
Реализовано много "плюшек", ниже только часть:
Обновление по воздуху
Работа с u-blox M8N на очень низком уровне, что позволило реализовать AGPS (и очень быстрый старт)
Функция автомобильного трекера (никого доп.софта на ГУ)
Софт на ГУ реализован как сервис (запускается автоматом вместе с ГУ, при этом на экране ГУ никаких логотипов-заставок и сворачивающихся окон).
Кстати, про программное обеспечение автор сам расскажет лучше (если захочет, конечно), но как пользователь скажу - что связка эта работает превосходно. Сценарий "сел и поехал" - уже как раз такой, какой ожидаешь от современной машины.
Свое устройство Андрей развивает, мелкосерийная партия в производстве. А еще он уже двигается дальше и разрабатывает версию 2.0 (на bluetooth 5.0 и M9, но об этом он опять же сам расскажет).
А я расскажу о том, какой вклад внес в этот проект:
То же самое, но "вид сбоку"
Мне показалось, что устройство в багажнике - это, конечно здорово, но есть еще одно место в авто, где GNSS-приемник мне показался более уместным: в кожухе на лобовом стекле за зеркалом заднего вида.
С разрешения Андрея, я разработал версию "в зазеркалье" (с софтом у меня не очень, а вот опыт в проектировании и производстве железок - есть).
Вскрываем кожух и обнаруживаем достаточно объемную свободную нишу в правой части:
Идея компоновки следующая: на верхней части платы находятся все элементы, кроме esp. На нижней стороне - только esp8266 и антенна для приема спутникового сигнала.
Такая компоновка позволила бы разместить (через "держалку") устройство в свободном пространстве таким образом, чтобы антенна смотрела бы сразу через лобовое стекло на небо (а в том месте лобового стекла еще и нет нитей обогрева - так что нет лишних помех).
Исходя из доступных размеров - спроектировал (в EasyEDA) устройство, размером 34х64мм, которое по схемотехнике практически полностью дублирует авторское устройство (прошивка-то одна, соответственно используемые GPIO и связи - идентичны), только я сделал другую схему понижайки (просто у меня были уже автомобильные наработки в других проектах). Убрал индикацию (не люблю, когда что-то где-то моргает и/или светится).
В девайсе использовал типоразмер 0806, поскольку прототипы паял сам, а зрение уже не то, что раньше, к сожалению.
Вариант подключения питания устройства позаимстововал из варианта подключения видеорегистратора в машинах ОД: это так называемый "вольво-адаптер", который ставится в разрыв кабеля для подключения зеркала заднего вида и является разветвителем питания.
Для того, чтобы комплект поставки был абсолютно полным - попросил своего друга @Blck-1 спроектировать и напечатать "держалку". Несколько итераций и у нас получилось следующее:
Тестовую версию сделал в 5 экземплярах и разослал тестировщикам (одно устройство оставил себе - надо же с чем-то ездить).
В целом, устройство "получилось", но у некоторых пользователей были проблемы с уровнем (да и вообще с возможностью приема) сигналов со спутника. Виноват оказался очень мелкий и капризный разъем, через который подключалась антенна (да еще и с коротковатым комплектным кабелёчком, который норовил разъем отключить).
Тестеры придумали решение - берем пигтейл и внешнюю антенну (на ОЗОНе за 350 рублей), отключаем встроенную, через пигтейл подключаем внешнюю и размещаем ее в "плавнике" (в машинах ОД он носит сугубо декоративную функцию - он пустой, внутри ничего нет.
Если со штатной антенной точность позиционирования была 4-6 метров (что уже вполне достаточно), то с антенной в плавнике - менее 1 метра (я видел у себя точность 0.3 метра, в среднем 0.7-0.9 метра).
Естественно, там где глушат - чуда не происходит и устройство теряется и путается в показаниях.
Исходя из тестовой эксплуатации и пожеланий пользователей внес некоторые коррективы в свою версию устройства:
Отказался от хлипкого разъема и кабеля для подключения встроенной антенны (теперь антенна просто распаивается на плате)
Добавил антенный усилитель для встроенной антенны на плату
Чуть-чуть изменил схему питания (теперь у esp и m8n собственные LDO на 3.3В)
Добавил контроллер сброса для esp (он отвечает за сигнал RESET и отпускает его через 250мс после того, как появилось нормальное питание)
Добавил нормальный разъем для подключения внешней антенны.
Изменил разъем для подключения роутера с USB-A на гораздо более компактный USB-C
Выбор используемой антенны - с помощью соотвествующей smd-перемычки на плате.
Переход на типоразмер 0603.
Получилось вот так:
Производство заказал в Китае. Там делают платы, распаивают все, кроме esp8266 (их я приобретаю отдельно, прошиваю в программаторе и потом уже запаиваю на платы).
Естественно, пришлось под новые размеры корректировать и держалку (для того, чтобы сделать минимально-возможный по толщине "пирог" устройства).
@Sinselсделал сайт техподдержки по устройствам со всеми ответами на частые вопросы и инструкциями.
Что дальше?
Сейчас первая мелкая серия уже разъехалась по всей стране, а если вам все еще интересно, что там будет дальше и опыт эксплуатации - присоединяйтесь к нашему чатику HWgps по этим устройствам.
Устройство может быть полезно и на других авто, где есть возможность ставить ПО на ГУ, но нет GNSS.
Комментарии (95)
QwertyOFF
02.10.2024 05:54+31Раньше автовладельцы, которые хотят развлечений, покупали УАЗ, ну или хотя бы Москвич. Теперь и Китай врывается на этот прекрасный рынок "доработай напильником". За самоделку плюс, а всем нам желаю дожить до тех пор когда на рынок вернутся и более здравомыслящие производители авто.
andyshark1974
02.10.2024 05:54+3Это ориентировочно не меньше 5-10 ти лет пройдет поле понятной точки "старта". Но там другие проблемы будут сопутствующие. Проблема в другом - "мы сможем сделать сами и руками" - это искоренить сложно. На это уйдет лет 15-20, и то не факт :-(
Для понимания - если бы России были системы масштабирования бизнеса и платежеспособность - то ок, а если их нет - то любой бизнес подобного типа просто либо тихо живет "на хлеб и молоко" (условно) либо давится.
Popadanec
02.10.2024 05:54+14Если бы в России была стабильность, то всё остальное бы приложилось со временем.
Любой бизнес прежде всего любит стабильность и прогнозируемость.
RTFM13
02.10.2024 05:54+6Проблема в другом - "мы сможем сделать сами и руками" - это искоренить сложно. На это уйдет лет 15-20, и то не факт :-(
А в чем проблема делать что-то своими руками? Это слабо связано с отсутствием в продаже готовых решений. Самый крутой DIY в USA как бы. Хьюстон, у вас проблемы.
andyshark1974
02.10.2024 05:54+2Вы можете делать сколько угодно и что угодно сами, тут проблем нет. Вопрос - что вы с эти будете делать в дальнейшем? Бизнес в нестабильных условиях и условиях отжима его самого в случае успешности - развивать муторно. Платежеспособность населения та еще (опять же - мы сделаем сами - зачем покупать?).
Как написали выше - в "условиях стабильности". И где она эта самая стабильность?
Да не, делайте сами, без проблем. Только к бизнесу и развитию это отношение имеет нулевое. /Погрязнет на уровне гаражной сборки и все. Либо на откатах. Хотя я бы послушал другие истории "успеха" в России.
RTFM13
02.10.2024 05:54А при чем тут бизнес и развитие? Бизнес в DIY тоже есть, но работает иначе.
Popadanec
02.10.2024 05:54+1Без стабильности бизнес не растёт. И многий бизнес из DIY и вырастает.
У меня у самого маленький розничный бизнес. И то в нынешних условиях о развитии речь не идёт, удержать бы то что имеешь. А уж бизнесу связанному с производством, втройне сложнее. В РФ, ещё в условиях коронавируса наметилась тенденция по отрицательному росту бизнеса. И с тех пор она не менялась. Закрывается больше чем открывается. А те что открываются, не рассчитывают на прибыль в долгую. Она им нужна здесь и сейчас или её вообще может не быть с большой вероятностью.
Spiritschaser
02.10.2024 05:54+1Проблема в другом - "мы сможем сделать сами и руками" - это искоренить сложно.
А зачем? Если посмотреть, какие самоделки у американцев, нам до них ещё "пилить и пилить".
andyshark1974
02.10.2024 05:54+2Вопрос не в качестве самоделок, их количестве или других параметрах. Вопрос в РАЗВИТИИ этих самоделок. В России это возможно? Приведите примеры когда это было сделано БЕЗ Господдержки (или без поддержки крупного мецената который брат знакомого отца например).
RTFM13
02.10.2024 05:54Европейцы, наверное, до сих пор кассетные магнитолы ставят.
Если хочешь современных плюшек или покупай самую простую машину и ставь кастомную голову или если хочешь красиво и без колхоза - покупай самый последнеий лексус или какую-нибудь теслу убогую.
venanen
02.10.2024 05:54+1Дорабатывать напильником нужно почти любою машину. Раньше, помню, в журнале "За Рулем" даже рубрика такая была, где что подпилить чтобы лучше было.
ГУ на европейцах и корейцах - это прямо кошмар, тихий ужас. На монжаро стоке магнитола умеет немного, на VAG кроме digital cockpit у tuareg'a - не умеет вообще ничего. Просто android auto подключить и никогда в штатное меню не заходить. Китайцы, кстати, в большинстве своем, магнитолы на андроиде делают, и туда можно ставить apk. А это очень крутая возможность. Для себя вообще решил, что европейцев больше никогда не куплю - дорого, бедно, каждая опция, которая есть в американце и китайце в базе, за деньги, либо дикий оверпрайс. Пока китай, а там может и США подтянется на наш рынок - новые explorer весьма симпатичные.
Я решил проблему проще - купил carbitlink коробочку, которая вместо carplay андроид показывает.
P.S. GLS 2022 года у знакомого на пробеге 3 тысячи стал показывать, что открыт капот на ходу. Потрачено больше 100к рублей, результата - никакого. К 20 тысячам на водительском сидении кожа (потрясающая, кстати, очень приятная на ощупь) заломалась и пошла трещинами.
P.P.S Обсуждали с товарищами переспективы текущего рынка. Пришли к выводу, что самый нормальный вариант - это слегка Б/У китаец. БОльшую часть амортизации уже он прошел, и я взял Chery Tiggo 8 pro max за 2400000 с пробегом 60к и одним владельцем в максимальной комплектации. А главное - что у него еще 5 лет гарантии. Новым его брать за 4200000 весьма нерационально. Но это сугубо мое ИМХО.
Didimus
02.10.2024 05:54Так они и сейчас есть. Полно трёхлетних машин из Европы, там беспроводной carplay, запчасти и руководства по ремонту
Markscheider
02.10.2024 05:54+3Спасибо за статью!
В голосовалке не хватает варианта "Сменил штатную 'голову' на кастомную, с Андроидом и в ней пользуюсь навигацией"
dolbi
02.10.2024 05:54О, на Моджаро наконец появилось от энтузиастов что-то. Раньше надо было от GMC покупать "прошивку" ГУ. Отличная работа и решение. Часть идей были конечно позаимствованы и от владельцев Кулька, который есть и в моей семье:) В свое время разблокировал там ведроид, ставил свисток, модем в багажник для раздачи инета. Но в Можике конечно лучше железо и с ним много всего интересного возможно сделать.
И кстати на сколько знаю на ПИ машинах есть t-box в котором встроены модули с завода. Тут именно урезанный функционал для рынка РФ.
Wolframium13
02.10.2024 05:54+6Случай когда напихали экранов, а зачем не придумали, спасибо умельцам.
Бесит ещё когда когда покупаешь стороннюю голову вместо магнитолы, но её тоже надо прошивать, потому что всё залочено.
Ладно авто, там типа безопасность всё такое, но почему нельзя магнитолу взять с состоянием андроида "как планшет"
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54+5Не совсем так.
В оригинальном "китайском" Geely Xingyue L KX11 (то, что в России продается как Monjaro) экраны многофункциональны - огромное количество софта (китайского, конечно), например, можно к пассажирскому экрану подключить наушники и пассажир будет смотреть свою "киношку", а водитель - слушать музыку и навигацию. Там даже салонная камера есть, чтобы через weChat из пробок звонки совершать... и т.п.
Но все это совершенно неактуально в России, поэтому этот функционал очень жестко выпилили... а экраны-то остались. И вот тут проявилась ограниченность: экраны есть, а функционала - нет.
Просто "магнитолу-планшет" тоже нельзя - там же есть еще связи дополнительные (управление климатом, вывод кругового обзора, парктроники, да вообще куча всего).
AlexNixon
02.10.2024 05:54+18экраны, экраны, экраны, экраны....
Можно нам, пожалуйста, просто машину-бибику? Ну знаете, там руль, колеса, чтоб ездила? Не мультимедийный центр, к которому случайно прилипли колеса и какой-то моторчик, а вот машину бы. Чтобы ездить. Не в экраны смотреть. Чтоб просто ехала ровно и не слишком медленно, и поворачивала, а не тик-токи, погоду в Мельбурне и настройки подсветки подстаканника на дисплеях показывала.
(ваз, уаз не предлагать, это не про "ездить")
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54+3Не согласен. Мир изменился, потребности - тоже.
Мне, например, очень нравится G-pilot в машине - когда машина сама едет, удерживает себя в полосе подруливая, следит за машинами (по кругу).
А кому-то и АКПП не нравится (аргумент: "я люблю участвовать в процессе вождения").
tuxi
02.10.2024 05:54+5Как вы ездите в темное время суток с такой новогодней елкой на торпеде? Меня вымотало после первых 350..400 км, заставил выключить телефоны и планшеты в руках на переднем пассажирском сидении, иначе мониторинг дорожной ситуации по правому зеркалу стал просто невозможен. А тут висят прямо на торпеде эти цветные "лампочки".
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54+2Так для ночи есть очень комфортный "темный" режим. И яркость всего - настраивается (включая яркость приборной панели ночью).
Когда еду один - оставляю только приборку, остальное - выключено.
valeravv
02.10.2024 05:54Ну тут аргумент уровня "я люблю участвовать в процессе вождения" заменен на аргумент "я люблю участвовать в настройке окружения" )) А за, казалось бы, простым "подруливанием", стоит слишком много пластов морали/этики. Сейчас уже можно получить права на автомат и не иметь права управлять автомобилем с ручной коробкой, затем можно дождаться: "может управлять автомобилем только с включенным экраном" (ну или с включенным ассистентом).
sadPacman
02.10.2024 05:54+2Я когда покупал новую машину (не Geely) тоже боялся, что экран вместо приборной панели будет в глаза светить. На практике никаких проблем - оказалось можно сделать автоматическую регулировку подсветки так, что она не сильно отличается от обычной подсветки панели.
selkwind
02.10.2024 05:54+3В таких случаях всегда хочу спросить - чьи потребности поменялись и почему меня не спросили. Но это так, горькая ирония
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54+2Мои точно поменялись: покупая машину я хотел, чтобы список функций занимал 3 листа (в Монжаро именно так). Да, мне надо "вот это все" (и этим всем я пользуюсь с удовольствием).
AlexNixon
02.10.2024 05:54+2Среди всего этого, как показывают последние события, очень может быть где-то и функция "выклюсить масину этому покгаю" или "крутануть рулем вправо потому что машине в полосе что-то показалось". Это мы даже не вступаем в область вопросов надежности и ремонтопригодности всего этого китайского изделия в целом и частностях.
Нафиг. По мне, не стоят эти веселые тыкалки таких рисков.
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54+2Ваш выбор.
А я - получаю удовольствие от этой машины.
AlexNixon
02.10.2024 05:54+3Я не говорю, что ваш выбор неверен, я понимаю и согласен что каждому свое. Только вот боль в том, что сейчас выбора лишены такие, как я. И даже не из-за ухода всех брендов из РФ, а из-за трендов в автопроме в целом.
Spiritschaser
02.10.2024 05:54+1Идеально - АКПП с рычагом под рулём для переключения вручную. Не режимов коробки, а именно передач.
fraks
02.10.2024 05:54+1Сейчас дофига машин где у АКПП есть ручной режим, а переключать передачи можно подрулевыми лепестками.
Но есть момент. Передач сейчас 7-9 и переключать их вручную задалбывает через несколько секунд. И при этом добиться плавности движения, как при автоматическим переключении передач, физически невозможно.
nixtonixto
02.10.2024 05:54+1Лепестки и не предназначены для эмуляции МКПП. Простой пример - у меня машина на повышенную передачу переключается на скорости 63...65, я же обычно езжу 55...60, мне так комфортно. Поэтому надо или каждый раз со светофора разгоняться до 65, чтобы коробка переключилась, и потом ехать на своих 60, или разогнаться до 60 и щёлкнуть лепестком.
aleex
02.10.2024 05:54Да, я пробовал на предыдущей машине переключаться. Не подрулевые конечно, но тоже задолбало быстро. Основной прикол в том, что на механике есть тактильная информация о том, какая передача включена, а на лепестках/рычаге АКПП - нет
Spiritschaser
02.10.2024 05:54+1информация о том, какая передача включена
Ну, мне достаточно показаний тахометра.
Spiritschaser
02.10.2024 05:54+1а переключать передачи можно подрулевыми лепестками
Звучит как "а заниматься любовью можно стоя в гамаке" - реально идиотская эргономика. Лучше бы дворники на лепестки повесили, а передачи вместо дворников
iroln
02.10.2024 05:54+9Мир изменился, потребности - тоже.
У людей нет никакой потребности в сенсорных экранах в машине. Ими невозможно пользоваться вслепую. Замена физических элементов управления на экраны подаётся производителями как какая-то инновация, а на самом деле сенсорные экраны для них просто дешевле чем ставить физические кнопки и крутилки. А пользоваться всем этим неудобно и небезопасно. Более того, обычно UI/UX производителем не продуман, всё неудобно, да ещё и тормозит. Причём не только у китайцев, но и у немцев в премиум машинах такой же адок, потому что пилится толпой индусов на аутсорсе.
Печально, что современную машину без этих чёртовых сенсорных экранов уже и не купить.
vvzvlad
02.10.2024 05:54+1Я хочу в машине нормальный красивый дисплей для навигатора и музыки, чтобы не вешать телефон на неудобные крепления. Так получается, что все эти приложения рассчитаны на сенсорные экраны. Таким образом, есть потребность в сенсорном экране в машине.
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54Полностью поддерживаю. В этой машине я кидаю телефон в нишу с беспроводной зарядкой и все. Во время вождения даже не трогаю его.
Именно так и хотел.
nixtonixto
02.10.2024 05:54+3Базовые органы управления - громкость, треки, температура - должны быть механические, чтобы можно нажимать на ощупь, не отвлекаясь от дороги. Так можно и руль с педалями заменить на смартфон с акселерометром и экранными кнопками...
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54+1Громкость, треки (а еще ответить или отбить звонок) - на руле, температура (+ скорость обдува, направление, кондиционер, рециркуляция) - механическими клавишами под центральным экраном. Вроде все норм :)
RTFM13
02.10.2024 05:54+1В принципе формально всё так, но....
Я ездил на этом китайском лисапеде в каршеринге (не уверен в модели но выглядит похоже, только на 1 экран меньше). Я за свою достаточно долгую автомобильную практику (около миллиона километров) и сотни моделей автомобилей, не видел ничего хуже по эргономике. Даже раздолбанный автоваз у меня не вызывает у меня таких эмоций (может быть у автоваза меньше ожиданий). Может конечно надо поездить подольше, но других машин, к которым я не мог привыкнуть за день, я не встречал.
iroln
02.10.2024 05:54+2Ну и замечательно, пусть поставят один "нормальный красивый дисплей для навигатора и музыки", а остальное управление не трогают. Зачем делать управление кондиционером, подогревом и печкой через сенсорное управление, да ещё так коряво, скрывая в каких-то вложенных меню? Это не эргономично, этим невозможно пользоваться, не отвлекаясь от дороги.
Кто-то из именитых производителей даже на руле пытались физические кнопки на сенсоры заменить, хорошо, что быстро отказались от этой идеи, потому что без обратной связи оно просто не работает. На правах шутки: они бы ещё экран в руль воткнули вместо кнопки гудка, а гудок убрали бы под два вложенных меню.
Markscheider
02.10.2024 05:54+14А меня вытряхивает тенденция "уберем все физические кнопки в ГУ под тачскрин".
И это не вкусовщина, а реальная безопасность. У меня должна быть возможность включить (убавить/прибавить) печку или кондей, НЕ ОТРЫВАЯ ГЛАЗ ОТ ДОРОГИ!
И эту возможность планомерно выпиливают. Иногда заменяя на голосовое управление (китайское, ага :).
NAI
02.10.2024 05:54Так это не про безопасность, это про деньги. Планшеты дешевле чем кнопки - раз. Два, если машина улетит в кювет, из-за того что водитель отвлекся, то этож обращение в СЦ, закупка запчастей, а то и покупка нового авто - новые деньги для автопроизводителей. Ну а то что при этом пострадать могут пара-тройка человек - пффф, для автопроизводителя, так... статистическая погрешность.
kuzzdra
02.10.2024 05:54Планшеты дешевле чем кнопки - раз
Доля кнопок в цене автомобиля очень сильно преувеличена. Тактовые кнопки не стоят почти ничего. Вандалоустойчивые кнопки стоят копейки. Кастомные кнопки могут стоить сколько угодно, конечно, но не дороже 3Д-печати.
Hlad
02.10.2024 05:54+4Каждую кнопку надо установить в торпеду, и подключить к ней провода. Это тоже время, и это тоже деньги.
Wolframium13
02.10.2024 05:54+1Цена в любом случае больше 00 центов. А зная, что производитель готов снять лампочку подсветки пепельницы ради удешевления, то экономия на кнопках (а на деле не на кнопках, а целом блоке кнопок) это совсем не сказка.
NAI
02.10.2024 05:54+1Сама кнопка, очевидно, стоит немного, но вот все что с ней связано. Начать стоит с унификации модального ряда авто - сейчас если какой-то фичи в тачке нет, то надо убирать кнопки и ставить заглушки - получаем зоопарк приборок(3-5 комплектаций). С планшетом - знай ставь
нужную прошивкугалочки в сервисном меню. Аналогично, если клиент дозрел до опции - поставил стекло с обогревом, для кнопки надо тянуть провода, разбирать приборку, собирать приборку. С планшетом очевидно, проще.Клеммы, жгуты, разобрать приборку, собрать приборку. Отбраковка опять таки.
Один и тот же планшет можно ставить в овердофига моделей, знай раскрашивай интерфейс. Кнопки, сложнее и чаще всего присутствуют в пределах 2-3 моделей - дизигн.
В 2023 г. в РФ произведено чуть больше 500 тыщ. авто, в Китае ~21 млн. (январь-октябрь). Теперь представьте, что замена кнопок на планшет экономит "всего лишь" 100 р.\машина. 50 лимонов (2 млрд для Китая) - нормальная такая экономия в год.
nixtonixto
02.10.2024 05:54А что мешает производителям поднять цену машины на 200р и получить дополнительные 2 млрд прибыли? В России вообще смело приписывают к цене машины миллион, а с новым утильсбором - 2...3 млн...
NAI
02.10.2024 05:54А что мешает производителям поднять цену...
Мы тут обсуждаем экономику замены комплектующих в рамках конвейера и unit-экономики. Но я попробую ответить, есть разные методологии развития бизнеса и товаров в частности. Одна из наиболее простых и понятных "рывок-оптимизация". Сначала делаем рывок - выпускаем новый продукт на рынок - колесную базу\машину\приборку. Потом оптимизируем, убираем лишнее, ставим дешевле\качественнее. Это позволяет, например, извлекать больше прибыли при неизменной цене, или удерживать стоимость товара в пределах или ниже инфляции на горизонте 1-2-3-4 года. Если на все комплектующие поднимать бездумно цены, то любой товар будет стоить как крыло от самолета. Тут нужОн баланс.
В России вообще смело приписывают ... с новым утильсбором
Раскройте мысль, как это связано с обсуждаемой темой замены кнопок на тач-экраны и юнит-экономикой завода (тем более Китайского).
iroln
02.10.2024 05:54Так вы считайте не стоимость самих кнопок, а всю систему в целом, всю разводку, схемотехнику, сборку и т. п. Производители не стали бы ставить эти ужасные экраны, если бы для них это было не выгодно.
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54Да, тоже это не нравится. К слову, в Monjaro климатом можно рулить с физических кнопок - они под центральным экраном расположены. А вот чтобы включить "попогрейки" - да, тут надо в экран тыкать :( и даже не один раз.
Popadanec
02.10.2024 05:54Ладно бы это делалось одновременно с: "Окей Гугл, включи ....", что не сказалось бы на безопасности, а так, некоторые автопроизводители забыли, что на дороге не стоит отвлекаться.
Markscheider
02.10.2024 05:54+4Чуток добавлю, уйдя поглубже в прошлое. Возможно, вы видели на старых (до 80 годов прошлого века) автомобилях вместо кнопок длинные рычажки. Если за него потянуть - контакт замыкается, утопить - размыкается. Такие, например, использовались для включения света.
Пример неидеальный, но суть передает верно
Почему это было удобно? Не только потому, что нужное можно было включить наощупь. Также можно было, лишь взглянув на выключатель, понять, в каком он положении. Ну и пощупать его тоже было можно :)
К сожалению, такие выключатели небезопасны: обо все, что торчит, можно некисло приложиться в случае аварии. Поэтому "торчащие" выключатели сменили кнопки-качельки. По которым, в принципе, тоже можно было определить статус. Тогда же на кнопки стали добавлять лампочки, показывающие статус. Ну или дублировать сигналом на приборке.
После кнопок-качелек пришли нажимные кнопки с фиксацией. Тут уже визуально почти ничего не видно, одна надежда на светодиод состояния.
Потом кнопки стали без фиксации, на электронном ключе. Как по мне - это уже дорога в ад.
Ну а теперь все переводят в сенсор :(konst90
02.10.2024 05:54Кнопка без фиксации удобна тем, что ее можно "включать" и "выключать" программно. Например, система стабилизации, обогрев лобового и блокировка дверей могут переключаться по определённым условиям (время, скорость, нажатие других кнопок и т.п.), и не возникнет ситуации, что кнопка нажата, а функция выключена, или наоборот.
Можно, конечно, сделать фиксирующиеся кнопки, которые будут сами менять положение, но это намного дороже и сложнее.
Hlad
02.10.2024 05:54+1А кнопка с фиксацией удобна тем, что её можно один раз нажать и забыть. Например, подогрев сидений в начале зимы включить, в начале весны - выключить. А в современных машинах - надо лезть в глубины меню, а всё это время задница мёрзнет...
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54В современных машинах можно это автоматизировать. Например, при температуре (можно в салоне, можно за бортом) включать подогрев на уровне (1-2-3). Но это, конечно, больше к теме "умный дом" ;) Разве не круто?
Popadanec
02.10.2024 05:54Ещё и автоматически выключать, чтобы задница не перегрелась. И выключать когда на сиденье никого нет. Собственно постоянный подогрев и не нужен, прогрелось сиденье и штаны, можно выключить. Дальше подогрев за счёт кожаного вполне комфортный, если салон нагрелся.
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54Естественно (с контролем того, что есть седок) и по времени - просто не отметил это. Все реально (в Монжаро - точно).
Поскольку моя основная специализация УД, то мне вот эти мелкие "заморочки" очень нравятся. В т.ч. управление солнцезащитной шторкой (открытие по погоде, степень открытия...).
konst90
02.10.2024 05:54+1Это можно и с кнопкой без фиксации сделать, если писать бортовое ПО не тем местом, которое греется. Вот просто помнить при включении двигателя, что при последнем выключении был включен подогрев, и включать его обратно.
chnav
02.10.2024 05:54+8Всё новое - хорошо забытое старое. 10+ лет назад (когда ещё не было ардуины и прочих одноплатников) был замечательный проект приёмника для авто, сделан тоже на uBlox, НО в него были заведены акселерометры и датчик холла с колёс, блок жестко крепился в авто, никакой "синей изоленты", стяжек или липучек (датчики смартфонов рядом не стояли по точности). Результат - навигация в тоннелях и закрытых парковках. Причем было несколько итераций приёмника, автор добился того, что на выезде из Северо-Западного тоннеля (3100 м) позиция прыгала всего на 10-15 метров. Цена вопроса была что-то около 4к рублей. Инерциалка в авто сегодня актуальна как никогда при наличии глушилок.
PS: в 2021 проект ещё был жив https://community.openstreetmap.org/t/gps/53126/413
bazanovv
02.10.2024 05:54+4Спасибо, очень интересно! Скопирую прямо сюда: описание
Гироскопия и навигация 2020.
Очередной виток проекта близится к своему завершению: к НГ должно появиться еще немного коробочек с гироскопом и одометром. Косяки 8го чипа и неготовность 9го оставили работоспособной только коробочку на чипе LEA-6R. Вот ее то и удалось перевыпустить, ограниченным числом, для любителей математических изысков и картографирования мест, неподвластных спутниковым приборам, даже с RTK.
Краткое содержание предыдущих 15 страниц: коробочка предназначена для установки в четырехколесное транспортное средство, проходящее повороты с минимальным креном. Основной режим работы - GPS. Она принимает спутниковые сигналы на отличную внешнюю магнитную антеннку на крыше авто и передает координаты на Ваше навигаторное-картографирующее устройство - ноутбук-планшет-телефон и т.п. Понятное что делает он это намного серьезнее, чем встроенный навигационный чип (если он есть) хотябы за счет благоприятных условий приема GPS сигналов внешней антенной.
Но основное ее(коробочки) свойство - ИНС - способность выстраивать линии и траектории движения не как массив абстрактных точек от летящих в космосе спутников, а именно описывать маневры автомобиля: тут притормозил, тут вошел в поворот, тут перестроился. Графическая разница местами фантастическая. Картинки сравнения на этой странице выше. Спасибо уважемому SviMik!!! Даже если набегают погрешности это не бесформенные звезды дрейфа GPS, а все равно красивые линии градостроительных или ландшафтных структур, осей дорог или бордюрных камней, кто как ездит. Это главное.
Сведения о подключении к авто: на вкус и цвет у всех фломастеры разные. Самые качественные результаты у профессиональных установок типа магнитики на ободе колеса, геркон или proximity sensor на ступице считатет обороты колеса и полученные импульсы прямиком выдает в коробочку. Менее хлопотное хозяйство - найти в машине сигнал VSS, в приборке, за магнитолой и т.п., но такой вариант в CAN машинах встречается все реже и реже. Самый бизнес-лакшери вариант - подключение специального адаптера к CAN шине. Он берет все нужные данные из штатной проводки и генерит пульсы VSS для коробочки. Цифровые посредники передачи данных приводят к задержкам, поэтому для качественных результатов приходится немного корректировать манеру вождения. Достать CAN адаптеры на VW и Hyundai легко, на другие немецкие авто посложнее, на остальные авто еще сложнее (дороже). Так недавно поставили всю систему на SsangYong Kyron 2010. Дико сложный протокол обмена данными, но все подключили-поставили с первого раза, профессиональная установка - несколько небольших коробочек под правым сиденьем. Как нибудь выложу фотки.
Сведения о подключении к навигатору. Ноги у всей истории растут из CarPC и Windows 95-7-10, поэтому основной разъем - USB. Даже если у Вас нет компа в машине этот разъем понадобится чтобы подать питание на всю схему. Второй по популярности способ подключения - bluetooth. Вообще все коробочки-провода спрятаны внутри, ничего не торчит. Android, MOSK-служба, пара программ и все работает. Не бог весть какие сложности. Таксовать с таим не дадут потому что таксистам запрещены фейковые GPS, остальные все приложения работают. Айфоны не поддерживаются (я не знаю как подключить). Может можно както. Зато для hardawre специалистов множество возможностей подключения - RS-232, TTL-UART, NMEA-0183 и бинарные протоколы по высокоскоростным шинам.
Есть во всей этой истории и практическо-навигационный выхлоп: ваши шансы выехать в нужную сторону с подземной парковки или из многоэтажного гаража с работающей навигацией многократно возрастают. Ну и элемент эксклюзива - такого ни у кого нет. Кайфы.
На рисунке субботний заезд под ТРЦ в дикой пробке. И выезд!!
Хотелось бы понять насколько это может быть интересно сейчас. По идее самое время, премия на НГ и пару расслабленных недель чтобы все установить-собрать если своими силами. По себестоимости производства опять удалось уложиться в четырехзначный ценник, хоть и не так свободно как раньше. CAN адаптеры стоят 5-7-15 тыр. теоретически, но торговать ими не планировалось. Если много желающих наберется можно будет подумать о некоей централизованной поставке. Пока каждый себе сам доставал.
Popadanec
02.10.2024 05:54Ладно бы глушилки, активно применяют смещение координат из за чего навигация сходит с ума.
Причём тем, против кого это применяют, это нисколько не мешает. Т.к. ракеты ещё как бы не в прошлом веке научились летать визуально. А сегодня это доступно практически любому.
От меня в нескольких километрах часть, из за чего навигация бесполезна, однако попытаться отбомбиться по ней, людям это не помешало. Дрон чем то мощным сбили на подлёте, взрыв был слышен и виден в радиусе десятка километров.
Aleksei_7bc
02.10.2024 05:54А для для нового Atlasa будет подходить такой девайс?
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54+1Да, у нас есть тестер, который на новом Атласе катается - все работает.
hyperwolf
02.10.2024 05:54+1В общем, китайская машина - это как китайский смартфон для внутреннего рынка, на глобальном рынке половина не работает и не нужна. По мне, немного неудобно навигация - на горизонтальном экране, но с этим ничего не поделать. Слишком много места вокруг для отображения не нужной информации. Вертикальный экран для навигации удобнее - дальше видно что там впереди.
seniaiff11
02.10.2024 05:54+1Есть ещё простое и отлично работающее решение для coolray - headunit reloaded (ищется в ветке на 4pda и тг-каналах). Позволяет получить андроид-авто на ГУ с разблокированным андроидом, как по проводу, так и без. Подойдёт ли решение для Монжаро с большим количеством дисплеев и какой будет функционал - увы, не могу проверить
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54+1HUR на Монжаро тоже ставится, но пассажирский экран при этом не у дел.
И тут еще такое дело: на нашей машине езжу я (в основном) и жена (иногда). Объяснять жене, куда и как надо подтыкать ее iPhone - для моей психики небезопасно :) мне проще сделать так, что она берет ключи и едет - при этом у нее работает и музыка, и навигация. И ничего никуда вообще подключать не надо.
vvzvlad
02.10.2024 05:54Там делают платы, распаивают все, кроме esp8266 (их я приобретаю отдельно, прошиваю в программаторе и потом уже запаиваю на платы).
Но зачем? Почему не тестпоинты? Почему не usb-uart?
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54Если честно - лень делать контактные площадки и оснастку для программирования. Вот так.
nixtonixto
02.10.2024 05:544...5 отверстий в плате и 5 погопинов, припаянных на обломок бредборды. Это проще, чем руками допаивать модуль.
EvJinn
02.10.2024 05:54А у официалов не возникнет вопросов на обслуживании, если увидят на ГУ установленные программы? Насколько я знаю в новом Атласе, например, с новой прошивкой прикрыли официальную установку приложений, теперь только через adb можно. Как владельцу нового Атласа этот момент интересен, потому что AutoDo работает ужасно и хочется полноценный Андроид Авто каким-нибудь образом устроить
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54+1Monjaro Startert Pack (MSP) легко можно удалить, сбросив ГУ на заводские настройки (штатными средствами). После этого вообще все в состоянии "выехал из салона". Накатить назад - дело 15 минут.
Но если честно, я - забил и оставляю при визитах к дилеру. Пока никому не было интересно, что у меня там стоит.
Nick0las
02.10.2024 05:54В голосовалке не хватает пункта "в моей машине нет ГУ".
А по теме вопрос: вы сигнализацией не пользуетесь? GPS может быть в составе блока сизнализации, причем всегда включенный. Остается только раздать координаты от него.
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54Не пользуюсь сигналкой. Лучшая сигналка - КАСКО.
Если найдете сигналку, которая на ГУ может отдавать координаты, да еще так часто, как это надо для навигации - сообщите, потому как мне такое не попадалось, а пользователи очень часто хотят скрестить этого "ежа с ужом" (сигналку с ГУ).
rocket
02.10.2024 05:54Как владелец "убогого" по функционалу Exeed VX завидую по-белому владельцам более дешёвых китайских автомобилей, среди которых народных умельцев чисто статистически больше.
Mc_Key
02.10.2024 05:54+1Не понятно только зачем использовать древний m8, если уже несколько лет как есть 10е поколение.
avstepanov Автор
02.10.2024 05:54В первую очередь - из-за цены. Да и точности М8 вполне достаточно для автомобильных нужд, а с реализованным AGPS время старта - уже вообще роли особой не играет (девайс координаты получает быстрее, чем ГУ успевает стартануть и подключиться к сети).
wizpnz
Добрый день. А транспондер в кожухе стабильно работает?
avstepanov Автор
Да, отлично работает
safari2012
у меня вольво и от той печки, что у вас с массивным радиатором (подозреваю там у вас тоже лидар), дико греется встроенный в кожух видеорегистратор. как у geely с этим дела обстоят?
avstepanov Автор
Там не лидар, там камера (для автопилота и распознавания знаков). Греется она знатно (радиатор на ней не просто так). Но опыт эксплуатации девайса этим московским летом показал, что ничего страшного не происходит - все работает, все штатно.
Регистратор у меня тоже стоит - все норм, все работает.
safari2012
у меня вольво и то и другое (лидар+камера).
видать, для жили зажали. т.е. получается зажилили?
avstepanov Автор
Все-таки не лидар, наверное, а "средневолновый датчик" (или что-то там похожее по названию). В бампере у Монжаро стоит (и это не парктроники - они отдельно). Для автопилота используется связка как раз из этого датчика в бампере и камеры за зеркалом.
Лидар обычно выглядит как "шишка во лбу" (на Лисянах, Зикрах и т.п.).
safari2012
в бампере у меня тоже радар стоит, это отдельная песня. реально под тонированной областью под колпаком два окошка. одна камер - другая лидар. Не тот что на крыше у яндекса крутится, как мигалка, а узким лучом бьет вперед, такие тоже бывают, как ни странно.
safari2012
у меня вольво и от той печки, что у вас с массивным радиатором (подозреваю там у вас тоже лидар), дико греется встроенный в кожух видеорегистратор. как у geely с этим дела обстоят?