Слишком много встреч, толку от них никакого, только время тратить – насколько я знаю, эта боль знакома многим командам. Ну а менеджеры, со своей стороны, жалуются, что сотрудники постоянно опаздывают или вовсе не приходят на такие встречи. В общем, дейли-митингами вечно все недовольны.
Что с ними не так? Предлагаю разобраться в причинах и следствиях.
Вот что я расскажу в этой статье:
Сначала разберемся в терминах: дейли, летучка, синхронизация и т.д. Есть ли вообще разница?
Почему многие терпеть не могут такие мероприятия? Зачем они нужны на самом деле?
Как проходят дейли в разных командах и какие форматы существуют?
Ну и, разумеется, я предложу вам инструкцию, как сделать такие встречи полезными и продуктивными.
Итак, daily scrum, дейлик, ежедневный скрам, daily standup, летучка, синхронизация – у этой короткой утренней встречи названий больше, чем участников. Как же правильно? На мой взгляд, это не так уж и важно. Гораздо важнее, какой смысл вы вкладываете в эту встречу, а не как ее называете. Если вы работаете по Scrum, логично использовать термин daily scrum. В остальных случаях просто договоритесь с командой о названии, которое будет понятно и удобно всем.
Почему люди не хотят ходить на дейли?
Первая и самая простая причина – не подходит время
Представьте: вы назначили встречу в календаре, не поинтересовавшись, удобно ли это время участникам. У людей бывают разные ситуации: нужно отвести детей в садик, кто-то живет в другом часовом поясе, а кто-то предпочитает работать по ночам.
Уточните у коллег, удобно ли им пообщаться в это время. Если нет – договоритесь о более подходящем варианте.
Вторая причина – цель не ясна
Бывает, что приглашение на встречу содержит только ссылку. Неудивительно, что участники не понимают, зачем их собрали. А поэтому – не горят желанием тратить свое время неизвестно на что.
Обязательно указывайте цель дейли – это поможет всем настроиться на нужный лад.
Третья причина – встречи часто затягиваются
Ужасно, когда дейли превращается в многочасовое заседание. Да, иногда важно обсудить задачу подробно, но это не цель дейли.
Проанализируйте, что именно затягивает встречу. Возможно, кто-то из участников злоупотребляет вниманием или вы слишком подробно разбираете каждый вопрос.
Четвертая причина – скучно и непонятно
В некоторых командах работают над индивидуальными задачами, и информация о других проектах не представляет для них интереса.
В таких случаях стоит уделять время только тому, что важно для всей команды.
Пятая причина – дейли превращается в отчет
Тут стоит задуматься, зачем вам нужен дейли. Если вы хотите прозрачности и понимания, кто чем занимается, настройте таск-трекер так, чтобы вся информация была в открытом доступе.
Отчеты можно автоматизировать и не тратить время на обсуждение этого онлайн. Если же у вас нет удобного таск-трекера, можно отчитываться в мессенджере. А если команда работает в одном офисе, используйте физическую доску со стикерами, чтобы отслеживать прогресс.
Тогда зачем нам дейли, если это не отчет в формате «что делал, что буду делать и какие блокеры»?
Смысл дейли не в том, чтобы отчитываться о проделанной работе. Гораздо важнее ответить на три вопроса:
Как продвигается достижение цели?
Нужно ли что-то скорректировать, чтобы приблизиться к цели?
Какие есть препятствия и нужна ли помощь, чтобы их устранить?
Я выделяю три типа дейли:
Daily Scrum;
канбан-летучка;
ежедневная синхронизация по проекту.
Daily Scrum
Цель: проверить прогресс в достижении цели спринта и при необходимости скорректировать бэклог, адаптируя запланированную работу.
Время проведения: 15 минут, ежедневно.
Участники: разработчики. Владелец продукта и скрам-мастер могут участвовать, если они также выполняют в команде функции разработчиков.
Структура встречи: свободная, главное – достижение цели.
Канбан-летучка
Цель: убедиться, что команда работает над самыми важными запросами и блокировками. Основное внимание уделяется распределению ресурсов команды.
Время проведения: 15-30 минут, ежедневно или реже.
Участники: команда, делегаты других команд (опционально).
Структура встречи: проверяется прогресс задач по классам обслуживания, разбираются блокировки, выставляются касания.
Ежедневная синхронизация по проекту
Цель встречи: проверить соблюдение сроков и обязательств, проинспектировать блокировки.
Время проведения: 15-30 минут, ежедневно или реже.
Участники: команда, делегаты других команд (опционально).
Структура встречи: проверяется прогресс задач, соответствие срокам, принимаются решения по работе с блокерами.
Все три типа дейли, несмотря на разный формат, служат достижению единой цели: сделать работу команды эффективнее.
Чтобы ваши встречи были по-настоящему осмысленными и помогали достигать поставленных целей, предлагаю такую инструкцию:
Определите цель встречи.
Сообщите всем участникам о цели и агенде.
Договоритесь о времени, которое устроит всех.
Подготовьте все необходимое для встречи (доска, колонки, блокировки, инструмент для общения и т.д.).
Выберите фасилитатора (это может быть менеджер или кто-то из команды).
В начале встречи напомните о цели (особенно если это первая встреча в таком формате).
Обсуждайте задачи по степени важности, начиная с самых срочных.
Если вопрос требует отдельного внимания, вынесите его обсуждение за рамки дейли.
Если вам нужен просто отчет о загруженности сотрудников, настройте автоматическую выгрузку данных из системы учета времени или организуйте обмен информацией в чате.
В завершение хочу подчеркнуть несколько ключевых моментов.
Главное — не название, а смысл, который вы вкладываете в эту встречу. Она должна приносить пользу и быть ценной для каждого участника команды.
Если люди игнорируют встречу или занимаются своими делами, нужно проанализировать, что работает не так. Возможно, им неудобно время проведения. Тогда стоит обсудить это с командой и найти вариант, который подойдет всем.
Помните, что личные или онлайн-встречи помогают команде синхронизироваться и быстро принимать решения, а для всего остального есть системы учета задач.
А как обстоят дела у вас? Приходится ли вам участвовать в бесконечных и скучных дейли? Вы понимаете, зачем они проводятся и в чем их ценность для вашей команды?
Комментарии (15)
vvbob
03.10.2024 09:24Уточните у коллег, удобно ли им пообщаться в это время. Если нет – договоритесь о более подходящем варианте.
Одному удобнее всего в 8, он в 6 просыпается, одевается, пьет кофе.. Другому в 12 ,потому что он только просыпается в 11, третьему вообще лучше бы в 17, потому что он в другом часовом поясе живет, четвертому.. И как тут договориться?
Markscheider
03.10.2024 09:24Спасибо всем (за минусы). Не думал, что тема времени проведения дейли столь холиварна.
Выше приведено мое личное мнение. Мне приятнее дейлики "постфактум". По результатам дня. Но не настаиваю
vvbob
03.10.2024 09:24Забейте, я уже не парюсь за минусы в карму, по причине "личная неприязнь", при том что я лично тут вообще никого не знаю, и понятия не имею чем я так ухитрился ому-то лично испортить жизнь, что он не поленился насрать в карму
BugM
03.10.2024 09:24+1Вы вот так между делом сожрали треть рабочего дня. Каждого дня. А работа или настоящее обсуждение задач даже не начиналось. Настоящее обсуждение происходит в гораздо более узком составе и с другими людьми.
Ваши две встречи по 30 минут это минус два часа. Дойти, собраться с мыслями, привет-пока, чаю попить после встречи и снова собраться с мыслями перед работой. Ваша встреча на 15 минут это от минус 30 минут для самых собранных до минус часа для всех остальных.
Итого минус 2.5 - 3 часа. А работать когда? Сократить до 1-2 раз в неделю и нормально. Тогда время поработать останется.
OPostnikova Автор
03.10.2024 09:24Согласна с вами в того, что можно проводить регулярные встречи реже, в статье это указано. Главное, чтобы это отвечало потребностям команды.
На самом деле, зрелые команды сами приходят к необходимому ритму синхронизации, согласно их потребностям.
Ну и обязательно соблюдать тайминг, не затягивать, это в статье также указано.
Pkgc
03.10.2024 09:24+1" Настоящее обсуждение происходит в гораздо более узком составе и с другими людьми. " - золотые слова, даже платиновые. Отлить в мраморе.
Собственно, эти совещания зачастую совещаниями не являются.
Реальная реальность: сидят системные администраторы (с которыми у меня всё обговорено в том составе, в каком я счёл нужным). Сидит руководитель выездных техников (слушать о камерах и шлагбаумах - крайне интересно). Сидит руководитель ТП (ни часа не проработал в IT, менеджер менеджмента). Сидит директор по IT (бывший руководитель отдела разработчиков, автор крылатых высказываний уровня: "будем мониторить доступность сервиса через ping -t").
Собственно, нам говорить не о чем. Друг с другом всё обговорили, lлагбаумы и камеры - ставьте, как хотите; слушать о дивидендах, инвестициях и рынке - нам плевать; с ТП говорить просто не о чем (серьёзно, уровень сотрудников крайне низкий, а руководитель, как я уже сказал, вовсе не айтишник); директор исповедует реактивный менеджмент.
Pkgc
03.10.2024 09:24+1Есть самый классный вариант: не посещать.
Обосновать (при желании и/или необходимости) можно как угодно: близость дедлайна, тесты, etc.OPostnikova Автор
03.10.2024 09:24+1Об этом и речь, если встреча нужна самой команде, сама команда её будет посещать и проводить. Главное - это смысл этой синхронизации.
R3B3LL10N
03.10.2024 09:24+1Не нужна. Она нужна менеджменту чтобы оценить прогресс задач. И тут ничего принципиально не поменяешь
Markscheider
Проводить ее вечером. Тогда это будет вечерняя пытка, а не утренняя.
Нет, я серьезно, дейлики лучше вечером: с рассказом о том, что было сделано сегодня + постановка планов на завтра
Anatol2007
ну не знаю, у большинства под вечер мозг уже не особо варит. А если оффлайн, то и вовсе люди начинают поглядывать на часы, что мол скоро домой и пытаются быстрее ливнуть, не вникая особо.
chieftain_yu
Вечером это может быть присвоением результата - что я не просто задолбался за день, а сделал вот это и вот это полезное и востребованное.
Утро - это уже намного дальше, и эффект присвоения меньше.
EgorPdM
Возникает проблема с выбором времени. И она больше, чем у утреннего.
Когда команда в разных часовых поясах в итоге у одно дейли в 20:00, в 21:00, 15:00, а по мск он просто в 17 часов.)
Проблема больше, чем в утреннем, тк большинство утром точно работают (Например в 11:00). А тревожить людей в 21 ну не комильфо
OPostnikova Автор
Здравствуйте! Спасибо за ваш коментарий! На самом деле я об этом и написала, что команда договаривается об удобном времени для всех. В одной из команд дэйли проходил вечером, так как один из участников был в другом часовом посе. Команде было ок. Хотя, на мой взгляд, если встреча - это просто отчётность, без общего обсуждения планов на завтра, то эту встречу можно автоматизировать или провести в чате. То есть важно, чтобы участники от этой встречи получали пользу. Тогда это не будет пыткой.
PS: я вставала к дэйлику в 8 утра, когда мы работали с Австралией. Это был реальный челлендж. :))) Хорошо, что можно было удалённо эти встречи проводить, а не ехать в офис.)