Проведение стратегических сессий — один из наиболее недооценённых инструментов развития бизнеса. Реализация не требует существенных затрат, а возможные выгоды — выглядят привлекательно.
Основная цель сессии — вынуть голову из операционки и оптимально распределить ресурсы за счет:
Фиксации текущих приоритетных целей
Формирования общей стратегии или бизнес-модели
Координации миссии компании и ключевых ценностей команды
Формирования общего плана действий по запуску нового проекта, развития направления или бизнеса в целом
Выявления основных точек роста бизнеса и возможных сдерживающей факторов
Определения списка актуальных бизнес-гипотез и способов их проверки
Дополнительный приятный бонус — сонастройка и усиление вовлеченности команды.
В этой статье поделюсь своим опытом проведения сессий, который я получил, как в работе с основателями ещё тогда небольших стартап-проектов, так и с командами крупных корпоративных клиентов.
Начнем с оргвопросов
Когда проводить?
Раз в год за 2-3 месяца до начала нового управленческого года в компании или “по нужде” (например, когда решили запустить новое направление бизнеса внутри компании, возникло непреодолимое желание оптимизировать или чувствуете, что у собственников стало расходится видение развития компании).
В каком формате?
От половины дня до 3х дней, в зависимости от целей, состава участников и размера бизнеса. Но, в любом случае, лучше добавить дополнительные поддерживающие встречи (трекшн-встречи) раз в 1-3 месяца для сохранения фокуса и дополнительной поддержке в борьбе приоритетов с рутиной.
Где проводить?
Лучше выйти за пределы офисного пространства. Как вариант — поехать в загородный отель и дополнить стратсессию вечерней программой.
Каким составом?
Тут нет универсального решения. Как правило, для крупного бизнеса — управленческая команда, малого / среднего бизнеса — собственники + управленческая команда, для стартапа (в тч внутрикорпоративного) — вся основная команда или отдельно фаундеры, для отдела (например отдела маркетинга) — руководитель компании, руководитель отдела и смежных отделов (для маркетинга — это могут быть продажи и производство) и руководители направлений в отделе (например, трафика, вебдизайна и др). В идеале, должны быть люди, отвечающие за результаты по всем основным бизнес-процессам проекта: финансы, маркетинг, продажи, закупки, производство, качество, HR…
Иногда на сессии можно приглашать также внешних экспертов.
Идеально — 7-9 человек. Больше 15 — не рекомендую.
Кто должен проводить?
Обычно проводит или руководитель / HR компании, или нанимают внешнего подрядчика (фасилитатор / модератор), или целое агентство. Я, как внешний подрядчик, выступаю за второй вариант. В целом, при должных навыках, можно провести и внутренними силами (в том числе, с использованием материалов, о которых расскажу далее), но тогда, помимо навыков и свободного времени, нужно ещё быть уверенным в относительной беспристрастности ведущего сессии.
Какие документы получаются в результате?
Список решений
План с целями, задачами, сроками, ресурсами, ответственными и ближайшими шагами
Списки идей, гипотез и открытых вопросов
Подготовка к стратегической сессии
Большая часть работы делается до сессии. Более того, я убежден, что успех сессии намного в большей степени зависит именно от качества её подготовки.
Начать стоит с понимания вводной информации: цель сессии, основной вопрос, ответ на который нужно найти на сессии, продукт сессии (что должно получиться / появиться в результате?), критерии успешности (как поймем, что сессия прошла успешно?), инициатор сессии, знания (что мы точно знаем, а где есть зоны неясности?), участники (кто должен быть и каковы их представления?), текущие и возможные проблемы, процесс (какие шаги нам нужно предпринять в рамках сессии?), место проведения, предыдущий опыт (проводились ли уже сессии и, если да, то какие были результаты и сложности?).
Далее этап, который многие напрасно пропускают — предварительные интервью с участниками. Такие интервью позволят ориентировать сессию на правильные цели, заранее предусмотреть и сгладить возможные сложности (в том числе, потенциальные конфликты), а также наладить предварительный контакт с участниками и, в случае скепсиса, “продать” им выгоды от вовлеченного участия.
Ниже несколько полезных вопросов для подобных интервью:
— Как думаете, зачем мы проводим сессию? Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить? С чем бы хотели уйти с неё? Почему это важно?
— Как вы видите будущее организации? В чем сильные стороны вашей компании? А с чем вы справляетесь не так хорошо, как хотелось бы? Почему?
— Что мешает реализации текущей стратегии? Что может создавать сложности при внедрении изменений? Какова ваша выгода при успешной реализации проекта?
— Что я, как ведущий, должен знать до начала сессии?
Результаты сессии зависят от поставленных целей и могут быть следующего характера: единое согласованное мнение; новые идеи; определенный документ, например, видение компании или наброски стратегии, отчет, план; календарный график определенных действий, с указанием ответственных лиц
После этого можно приступать к подготовке плана сессии с точным таймингом, ключевыми вопросами для обсуждения и целевыми результатами.
В классическом виде план годовой стратсессии может быть таким, как на примере ниже, но каждый раз создавать план нужно индивидуально, исходя из целей и особенностей. Из инструментов, часто подходят (если без злоупотреблений) классические консалтинговые формы, типа SWOT (только в полноценном формате: не просто прописать сильные стороны, слабые стороны, угрозы и возможности, а оценить и сопоставить для выделения приоритетных действий), матрицы BCG, GE / McKinsey, Ансоффа, Хосин-Канри и др.
После составления плана важно по каждому из пунктов понять, какую информацию (отчеты, материалы) следует участникам заранее узнать и какие материалы подготовить к сессии.
В самом процессе подготовки имеет смысл помочь участникам сессии в создании их презентаций. Чаще всего, в рамках таких презентаций нужно будет рассказать о результатах руководимого направления за прошлый год: 2- 3 ключевых результата, 2-3 ключевые зоны роста, 2-3 идеи нелинейного роста, 2-3 вещи, которые нужно делать более активно, 2-3 вещи, которые стоит прекратить делать.
За 1-2 недели до начала сессии я также создаю в ТГ общий чат участников, где делюсь планами, оргвопросами (программа, время, место, стиль одежды и пр.) и дополнительно собираю пожелания.
Фасилитация стратегической сессии
Перед началом стоит проверить все оборудование и повесить, как минимум, три листа флипчата (для фиксации решений, планов и вопросов на будущее), а также лист с правилами.
В начале сессии вам нужно: проинформировать о происходящем, вовлечь участников и утвердить список правил сессии. Свой список я взял из книги М. Вилкинсон. Секреты фасилитации. SMART-руководство по работе с группами (конспект можно прочитать по ссылке):
— право высказаться есть у каждого, в том числе с предложением ускорится или замедлиться
— решения по предложениям участников будет решаться путём голосования
— говорить в один момент времени может только один человек
— нельзя использовать фразу “не получится” (в различных её вариациях), вместо этого нужно говорить конкретно, что именно может не сработать
— необходимо соблюдать электронный этикет
— в случае падения уровня энергии, мы будем использовать «подзарядку» (давайте вместе придумаем упражнение), каждый участник может в любой момент времени предложить совершить «подзарядку»
— роль участников — активное участие и обмен опытом, моя роль — сделать процесс более эффективным и сфокусированным
— необходимо соблюдать тайминг
— ориентация на то, чтобы охватить 100% повестки и проработать каждый пункт не менее чем на 85%
— дополнительные правила от участников
Далее идите по плану, каждый раз перед началом рассмотрения нового вопроса делая обзор пройденного и предстоящего и объясняя как новый пункт вписывается в цель сессии. А также перепроверять динамику сессии через соответствующие вопросы к аудитории: чувствуют ли прогресс? не устали? устраивает ли темп?
Из инструментов фасилитации, стоит использовать:
— Уточняющие вопросы: «Правильно я понял, что…?»
— Продолжающие вопросы: «Что ещё? Какие ещё…?»
— Работу в малых группах
— Инструменты генерации идей
— Различные инструменты принятия решений группой: голосование простым большинством, консенсусом (к которому нужно прийти не более, чем за 3 этапа голосования чередующегося с обсуждением) или с использованием балльных систем (наклеивание стикеров разных весов на предпочтительные варианты). В любом случае, принятие решений должно начинаться с совместного определения критериев, лоббирования (кто хочет, может высказывается за какой-то из вариантов) и, только потом, голосования.
В конце сессии следует провести обзор достигнутого: результаты , решения, действия (можно разделить не категории: которые можно было бы реализовать, которые необходимо реализовать и которые точно будут реализованы), открытые вопросы и получить обратную связь от участников сессии.
Поддержка после сессии
После завершения сессии стоит обсудить итоги, подготовить резюме сессии — документ, содержащий список принятых решений, запланированных действий и выявленных вопросов для будущего обсуждения.
И я всегда выступаю за дополнительные поддерживающие активности в виде трекшн-сессий по реализации / корректировки запланированного в рамках годовой стратсессии.
Ссылка на меня.
Furriest
Выглядит как конспект свежего выпускника MBA, уж извините.
Вы зря не привели примеры из вашего опыта, как компания, в которой вы проводили стратсессию, после и вследствие ее проведения выросла в 25 раз по выручке. Иначе плохо понятен тезис о возможных выгодах (ну кроме выгоды для вас в виде гонорара человеку, проводящему стратсессию, это вне сомнений).
makovich Автор
после, не значит вследствие. я бы тут, как раз, не доверял тем, кто говорит, что после стратсессии продажи выросли в 25 раз. тем более, мы не знаем во сколько бы выросли без проведения.
Furriest
Это хотя бы какой-то критерий. Если 100 компаний сделали каждая по 100 одинаковых действий и в итоге у каждой выручка выросла в 25 раз - я готов повторить те же 100 действий, чтобы достичь того же результата. И даже понимая, что, вполне вероятно, из этих 100 действий реальную пользу принесло одно, чаще выгоднее повторить все 100, чем пытаться при отсутствии достаточных данных для анализа выделить "то самое".
Поэтому если автор скажет "я провел 100 стратсессий в 100 компаниях и у них всех выручка выросла в 25 раз" - я готов буду позвать его на стратсессию, чтобы повторить "и это действие из 100".