Самое важное, что характеризует любого менеджера — это то, как он выдерживает собственные обещания. Не то, как он их дает, а то, как выдерживает.

В зависимости от психологических особенностей и опыта работы, менеджеры бывают разных типов, прямо как на картинке. Причем менеджер — это любой человек, который дает слово. По моему любимому Адзизесу, менеджер — это не только тот, кто управляет другими людьми, но вообще любой человек, который дает слово и потом отвечает за его исполнение. Короче — реальный пацан, независимо от занимаемой должности и половой принадлежности.

Чем он управляет: одной задачей, целым проектом или портфелем проектов на миллиард — пофигу. Слово дал — иди делай, на тебя рассчитывают. Слово дать не можешь? Пойди еще подумай и дай, тебя набрали не для нытья, а для решения проблем.

Это статья про базовый софтскилл который касается и менеджеров и исполнителей: про умение нести отвественность. Если вам интересна тема софтскиллов, читайте другие мои статьи на Хабре и подписывайтесь на мой ТГ канал «Морковка спереди, морковка сзади».

Управление своими словами начинается для сотрудника с первого поручения на работе, когда он кивнул: «да, будет сделано». А дальше весь карьерный рост можно описать тем, как сотрудник страдает, мучается и учится выдерживать данное им же слово. Со временем меняется только уровень ответственности, концепция одна и таже.

Как‑то я взял на работу парнишку, джуна‑аналитика. Хороший такой парень: быстрый, толковый. Я попросил его оценить, сколько будет сделать требования на фичу, и он оценил в 2 дня. Через 2 дня он принес несколько листов бумаги, в которых было много воды, но как сделать, было неясно. На исправление он взял еще один день.
Через день лучше не стало, стало еще больше воды. Парень взял еще 6 часов на исправление. Через 6 часов я понял, что он ничего не понял (хотя кивал) и заново ему все объяснил. Он опять очень бодро кивнул и взял 4 часа на исправление.
Наверное итог уже понимаете: срок исправления и далее снижался, но смысла в спецификации больше не становилось, становилось наоборот.
Ни через 2 часа, ни через 2 дня спека не родилась. В итоге спеку за него написал я сам. А после трех аналогичных случаев мы расстались. Парнишка потом, кстати, нашел отличное место в госухе — там ценится исполнительность и скорость :)

Это хороший пример «резкого пацана»: когда ясно, что надо дать слово и ответить, и пацан готов. Но опыта нет, понимания нет, и вместо выполнения задачи получается полная шляпа :) Это типичный джун, который хочет расти: глаза горят, готов бежать, но куда и зачем — он и сам не знает ))

Как же отличаются сотрудники в зависимости от отношения к словам, которые они дали?
Любопытно, что классификация подходит как к любым руководителям, так и к исполнителям, которые просто дают сроки по своим задачкам.

? Джун. Бывает мутным пацаном или резким пацаном.

Резкий пацан: дает оценку, в которую не попадает. Дальше или забывает о том, что дал оценку, или помнит и героически пытается все сделать до последнего момента, где и признает, что «не шмогла». За что получает законную морковку в зад. Дальше превращается в мутного пацана и на вопрос: «а сколько надо еще времени?» — джун неуверенно мямлит, потому что боится получить еще одну морковку. Джун не умеет предупреждать заранее, не умеет передоговариваться или сразу видеть риски и закладывать их в работу. Когда он, после факапа, дает на ту же самую работу оценку х3, его поднимают на смех, ведь он не может нормально обосновать увеличение. Тут надо или учиться просить о помощи или героически выплывать самому. В любом случае, в любой работе, джуна надо учить и тратить на него свое время. За это джунов и не любят брать в IT: обучение на живом проекте выходит слишком дорогим. Надо не только его учить, но учителем должен стать его прямой руководитель, который перестанет успевать что‑то свое важное, а это факапы. Зато недорого.

? Миддл. Мутный пацан, Негативный пацан.

Получается из джуна методом естественного отбора. Он попадает в оценки чаще, чем не попадает. Он учится не быть резким, потому что знает: любое брякнутое слово могут записать и потом за это спросить. И лучше вообще ничего не обещать, пока не прижали к стенке. Поэтому миддл чаще — это мутный пацан. «Я жду оценки от лидов», «нужно еще перепроверить» и прочее — это признаки миддла. Миддл часто бывает негативным («100% я не сделаю эту дурацкую задачу!»), потому что воспоминания о морковке сзади слишком свежи.

Зато взамен вы получаете оценку, которую он реально старается выполнить.
Да, его всегда можно перегрузить задачами, и тогда он поломается под их весом и превратится в джуна. Поэтому миддлов надо беречь. Для этого нужен руководитель (у команды это или лид, или РП, у РП — это РПО), который должен смотреть за нагрузкой. Миддл учится говорить «нет» на очевидно невыполнимые работы. Миддл учится не бежать за решением любой проблемы к руководителю, а решать проблему на своем уровне сам. Не всегда выходит, но направление верное.

? Синьор. Четкий пацан.

Это миддл через 3 года хорошей нагрузки и ответственности за сроки. Синьор дает сроки с запасом. Не с таким, за который его высмеивает заказчик или руководитель, а обоснованно. Даже если вы видите, что оценка перезаложена, и попытаетесь его на этом подловить, он вам обоснует за каждый час, после чего вы поймете, что это он еще по‑божески оценил. Синьору не нужно быть негативным, потому что он в совершенстве владеет методом «Как говорить „нет“, когда все хотят слышать „да“», о котором я писал. Он заранее видит риски, заранее предупреждает о приближении факапа и предлагает план решения.

Синьор менеджер — это, по сути, правильный пацан, который держит ровный базар и способен за него ответить в рамках своего двора. А если двор не его, то он и базарить не станет — не его ответственность ))

Какая тут будет мораль?

Каждый человек должен пройти стадии умения брать на себя ответственность.
Не получится стать синьором за 2 года, как вы ни пишИте это в вашем резюме.
Боевые 4–5 лет нужны как раз для того, чтобы насмотреться на живые кейсы с живыми проблемами. Даже если вам повезло, и у вас с детства правильное понимание ответственности (а оно есть далеко не у всех), это не отменяет того, что вам нужна насмотренность на профессиональные кейсы.

Для Менеджеров это неадекватный заказчик, сложности с командой, сложности с руководителем, технические проблемы и многое другое. Для технарей — тоже самое, а еще умение копать и разбираться в предметной области самому, и так далее.
Путь от мутного пацана к четкому простым не бывает и именно за четкость выполнения слова и платят большие деньги.

И важно на этом пути помнить несколько принципов:

  1. Четкий пацан отвечает за свои слова (неважно, мальчик или девочка).

  2. Четкими пацанами не рождаются, четкими пацанами становятся через много лет и кучу факапов.

  3. Ругать себя за ошибки — отстой. Свои ошибки надо признавать, любить, и обязательно на них учиться.

  4. Если вы всегда держите свое слово, у вас отличные отношения с заказчиком и командой, а вы еще не называетесь Синьором или Ведущим — идите к руководителю и задайте вопрос «какого фига?»))

Комментарии (16)


  1. Tetsuzin72
    14.11.2024 04:50

    Довольно часто менеджеры просят оценить всремя решения неизвестной проблемы неизвестным способом :)


    1. ForestDront
      14.11.2024 04:50

      Всегда


    1. Gromilo
      14.11.2024 04:50

      А потом я даю оценку и попадаю в неё. Хз как это вообще получается.


      1. Tetsuzin72
        14.11.2024 04:50

        Это опыт, мой друг...


      1. a-tk
        14.11.2024 04:50

        Любая оценка имеет вероятность и допуск.

        С вероятностью 80% попаду в срок от дня до года - это тоже оценка.


      1. peterzh Автор
        14.11.2024 04:50

        лайк.

        таже фигня.


    1. peterzh Автор
      14.11.2024 04:50

      Все так. А менеджеров тоже самое просят сделать сейлзы.

      Тут или на синьорном опыте - к примеру я сам (без понта, это уже реально близко к истине) уже могу давать оценки практически без технической команды и попадать в бюджет на много денег. Че там: внутренняя логика, количество и сложность процессов, интеграции и их сложность, миграция да/нет, объем данных, отчетность и аналитика. ну и ролевка.

      Если там сложнота в виде нескольких подсистем, говорящих между собой - тут, ясное дело, сложнее будет )

      А если опыта нет - пусть менеджер отвечает на вопросы, фигли он пришел с мутной задачей к четкому пацану? ))


  1. Gromilo
    14.11.2024 04:50

    У нас в компании всех учат "управлять ожиданиями". На самом деле, под этой формулировкой скрывается только один навык: предупреждай заранее. Таким нехитрым способом закрывается 99% проблем.


    1. koresh_builder
      14.11.2024 04:50

      Хорошо вам, у нас, предупредив заранее огребешь два раза.


      1. a-tk
        14.11.2024 04:50

        А если не предупредишь - трижды. Как минимум.


      1. peterzh Автор
        14.11.2024 04:50

        ну есть объективная история: когда компания внезапно ченить выгирывает и надо захватить рынок - тут придется напрячься.

        А если это тупо отношение к работе, поневоле задумаешься, что это надо поменять (а если не меняется, то можно и компанию сменить)


  1. scome
    14.11.2024 04:50

    А вот интересно, накрутка опыта в резюме, о которой так бурно спорят последнее время - делает пацана мутным по умолчанию или в зависимости от того, спалят ли? Вроде слово ж дал, что столько работал…


    1. peterzh Автор
      14.11.2024 04:50

      Четкость - это состояние души, а не то что в резюме :)

      Если мутный пацан смог себя продать - ок, бывает. Я и сам таких брал (и еще не раз возьму, наверное).

      Но нечеткого пацана видно в работе почти сразу: одного такого взяли и он под крики "я взял на себя всю ответственность" за 2 месяца порушил отношения на любимом нашем аккаунте.

      Уволили сразу после испыталки. Бывает.


  1. stracca
    14.11.2024 04:50

    Слово менеджера. Маркер на флип-чарте)
    Хорошая статья и критерии для грейдов простыми словами. Спасибо


  1. space_pancake
    14.11.2024 04:50

    Слово пацана - не стоит и гроша) Каким бы он не был.


    1. peterzh Автор
      14.11.2024 04:50

      да ладно. вполне стоит