Говорить о предсмертных муках и неприятной кончине «Робокопа» — неприятная тема, но необходимая для обсуждения. Не только с точки зрения «мужик начал ретроспективу, мужик её и закончит». Но и для более глубокого понимания ошибок, совершённых голливудскими киноделами, и теми крайне неблагоприятными обстоятельствами, что сложились вокруг приключений офицера Мёрфи. Не будем более разглагольствовать, погнали разбираться.
Читайте также:
❯ Когда встал не с той ноги
Хотя «Робокоп 2» и не был шедевром киноиндустрии, свою кассу он собрал относительно успешно. Поэтому Orion Pictures твёрдо и чётко дали добро сразу на два фильма про киборга-полицейского. Но уже на этом этапе было совершено несколько значимых ошибок.
Начнём с того, что режиссёром назначили некоего Фреда Деккера, который до этого снимал только хорроры. Да, неплохие. Его «Ночь кошмаров» и «Взвод чудовищ» были популярными, но всё-таки жанр и масштаб производства, которые ему собирались доверить, были совершенно другими. Со сценарием ему помогал Фрэнк Миллер, который после прошлого фильма ещё не совсем отчаялся и надеялся закрепиться в Голливуде.
Тем более, ему обещали, что на этот раз его идеи про борьбу простого народа с корпоратами будут реализованы. Вот только на деле оказалось, что фильм надо будет делать с рейтингом PG-13. Звучит как бред, но у студии были цифры, которые утверждали, что в фан-базе Робокопа очень много детей, поэтому фильм решили делать для них.
Естественно, жестокость, цинизм и очень многое из сценария пришлось либо выкинуть, либо переосмыслить. Такой поворот судьбы спалил седалище Фрэнка Миллера окончательно, и он перестал иметь дело с Голливудом вплоть до экранизаций «Города грехов» и «300 спартанцев». По этому поводу у комиксиста есть очень ёмкая цитата, которая описывает его впечатления от того периода своей карьеры: «Не будьте сценаристами. У режиссёра вся власть. Сценарий — это пожарный гидрант, а за углом стая собак, готовая его обмочить».
❯ Потеря лица
Проблемы на одном сценарии не закончились. Создателям триквела пришлось создавать фильм без Питера Уэллера — человека, который для фанатов стал тем самым Робокопом на больших экранах. Эта информация даже породила слух, что третью часть снимать не будут, и лавочка закрывается. Почему же так случилось? Есть две версии, стопроцентного подтверждения которых у меня нет, так что разберём их обе.
Пессимисты утверждают, что ещё на съёмках второй части Уэллер почуял, что дело пахнет вазелином, в смысле, куда катится франшиза с агрессивным маркетингом и уменьшением бюджетов на производство. Поэтому при первой же возможности актёр соскочил и помахал всем ручкой.
Однако режиссёр Фред Деккер уверяет, что всё было совсем не так. По его словам Питер Уэллер очень хотел продолжить играть Алекса Мёрфи, к которому прикипел уже и душой, и телом. Актёр и режиссёр неоднократно разговаривали о проекте, у них даже состоялась длительная встреча, в ходе которой они обсуждали сценарий будущей картины.
Но сложилась крайне неприятная обстановка, при которой Уэллер не мог разорваться на две части. Актёр уже на момент переговоров согласился сыграть в триллере Дэвида Кроненберга «Обед нагишом» по одноимённому роману Уильяма Берроуза. Всё-таки от работы с такими именитыми режиссёрами не отказываются. А Orion Pictures в свою очередь настаивали на скорейшем начале съёмок, ибо каждый день простоя дорого обходится. Так что условные полгода Уэллера никто ждать не стал бы, а жаль.
Ситуация требовала немедленно искать замену на главную роль. Усложняла всё непомерная жадность студии, которая тогда ещё и находилась на грани банкротства. Деккеру сверху сказали, что придётся использовать костюмы из второй части, никто новых делать не будет. Поэтому актёра пришлось искать с физическими параметрами, максимально подходящими под доспехи Робокопа. Таких людей нашлось ровно двое, и более подходящим посчитали Роберта Джона Бёрка. И даже так ему было очень неудобно и болезненно носить костюм, сшитый не под него.
Ещё одна неприятная история связана с другим культовым персонажем франшизы — Энн Льюис, а точнее с игравшей её актрисой Нэнси Аллен. В разные годы её мнение касаемо съёмок в «Робокоп 3» неоднократно менялось на 180 градусов. В те годы она рассказывала в интервью, как ей было здорово и весело работать в таком хорошем и профессиональном коллективе.
А уже в 2010-ом году Аллен заявляла, что сниматься было неприятно, и она согласилась только при условии, что её персонажа убьют в первой половине фильма, что и было сделано. Причём поставлена сцена крайне топорно, что намекает на то, что её добавили насильно на поздних стадиях работы над сценарием.
❯ Денег нет, но вы держитесь
Съёмки фильма, как уже можно было догадаться, проходили в условиях крайне ограниченных ресурсов. Костюмы остались те же, кровь и излишнюю жестокость сверху скомандовали убрать. Съёмки провели в Атланте на фоне зданий, которые собирались сносить перед благоустройством города, приуроченном к Летней Олимпиаде 1996-го года. Сами понимаете, аренда в таких пространствах была крайне дешёвая, хотя заброшки и отлично подходили под тему фильма о выселении бедных из их домов.
На отсутствие денег впоследствии жаловался и сам Фред Деккер. Режиссёр сетовал, что отказ от грязи и кровищи в кадре лишил Робокопа своей идентичности. А малые бюджеты повлияли как на качество графики, так и на постановку экшена. Деккеру очень хотелось на полную реализовать тему с кибер-ниндзя, но для настоящего кунг-фу ему нужны были профессиональные азиатские каскадёры, которых студия не могла себе позволить.
Здесь стоит сделать лирическое отступление о том, насколько же всё плохо было у Orion. Снимать «Робокоп 3» должны были ещё в декабре 1990-го, но из-за нехватки средств съёмки перенесли на февраль. Собственно, фильм сняли достаточно быстро, а точнее за 14 недель. К маю он уже был готов, а прокат был назначен на середину 1992-го года. Но тут студии стало совсем плохо, и она объявила себя банкротом.
При этом компании Columbia TriStar Entertainment принадлежали права на международный прокат, чем она и воспользовалась, вывалив в Японии, Южной Корее и Филиппинах сырую и необработанную версию фильма. И пока фильм доплёлся до мирового проката аж 4-го ноября 1993-го года, его уже много кто заценил на пиратских кассетах, что явно негативно повлияло на сборы.
Ситуации не помогла и видеоигра Robocop 3, которая вышла на некоторых платформах задолго до официальной премьеры фильма и тоже спойлерила важные элементы сюжета. Понятное дело, что в таком хаосе сложно контролировать хоть что-нибудь, но такой мощный факап по всем фронтам вызывает гомерический хохот.
❯ Not great, not terrible. Like Tottenham.
А что же, собственно, с самим фильмом? Критики и зрители в своё время сравняли его с землёй, уничтожили и назвали худшим, что могло случиться с франшизой. Как же они поспешили с выводами… Оценки были крайне низкими, а сборы при бюджете в 22 млн. достигли всего 47. Хотя цифры могли бы быть ещё хуже, если бы фильм не перенесли подальше от монстров уровня «Парк Юрского периода 2».
У фильма, безусловно, хватает минусов. Он не такой стильный и продуманный в деталях, как предыдущие части. История очень скомканная и хаотичная, что по той же смерти Льюис очень заметно. Да и детский рейтинг бросается в глаза, ибо в предыдущих фильмах нереально было бы представить сцену, в которой 9-летняя девочка взламывает огромных боевых роботов, которые за секунду превращали людей в фарш. Да и Роберт Джон Бёрк, при всей внешней схожести, слишком унылый и деревянный на фоне эмоционального, яркого и уже более родного голоса Питера Уэллера.
Однако есть вещи, которые бы я однозначно поставил «Робокопу 3» в плюс. Во-первых, у фильма всё ещё есть неплохое чувство юмора. Да, эпизодическое, но оно очень ярко проявляется. В банкротстве OCP и выкупе американской компании японцами видна жирная, хотя, возможно, и неосознанная, ирония над ситуацией с Orion Pictures. Да и сам корпоративный хаос на экране очень потешный. Выпрыгивающие из окон офисные клерки, стреляющие себе в лоб начальники, не видящие свою жизнь без жирных зарплат и мягких кресел — всё это поставлено абсурдно и ярко контрастирует с мрачностью ситуации, что хоть как-то напоминает о циничной природе мира Робокопа.
Также в картине на самом деле хватает ярких и запоминающихся моментов. Например, сцена в полицейском участке ближе к концу фильма, где полейские Детройта отказываются вставать на сторону злодеев, кидают значки в рожу корпоратам и идут на баррикады вместе с простым народом. В ней очень мало слов, но ты за короткое время пропитываешься уважением и к сержанту Риду, и к его подчинённым, которые наконец бросают вызов своему начальству. Да и та же вступительная сцена, где Робокоп в последний момент спасает патруль от толпы панков, очень мрачная, и грамотно задавала настроение фильма. Жаль, что всё это не смогли должным образом развить…
❯ И грянул гром
Как я уже отметил выше, премьера «Робокоп 3» состоялась 4-го ноября 1993-го года, и это был провал. В мировом прокате фильм собрал 47 миллионов при производственном бюджете в 22, что с учётом затрат на рекламу можно назвать выходом в ноль. Действительно удачно картина зашла лишь в Японии, где сборы составили аж 10 миллионов. «Робокоп 3» даже какое-то время был на первом месте в списке японского бокс-офиса.
Помогло ли это фильму? Вообще нет. Критики и зрители негодовали от низкого качества, которое не соответствовало высокому, на тот момент, имени франшизы. «Робокоп 3» сравнивали с провалами автомобильных компаний Детройта, который делали ужасным машинами красивые корпуса и пытались их продать доверчивым американцам. После такого Робокопу была уготована только одна дорога…
❯ Добро пожаловать на ТВ
Здесь мы кратенько пробежимся о дальнейшей судьбе Алекса Мёрфи, ибо там нет ничего хорошего, что стоило бы подробно вспоминать. Начнём с анимационной стороны вопроса. Про Робокопа существует два мультсериала: один от Marvel в 1988-ом году и «Робокоп: Команда Альфа» в 1998-99-ом. Отличают их довольно всратенькие дизайны персонажей, детскость историй и большой уклон в фантастику, бластеры и прочие вещи, которые крайне далеки от видения Пола Верховена.
Были и сериалы, пытавшиеся выжать хоть что-то из популярности персонажа. Первым был Robocop: The Series, пилотный выпуск для которого написали аж сами Ноймайер и Майнер, авторы сценария для оригинального фильма. Они решили долго не думать и использовали свои черновики «Корпоративных войн» про борьбу с новым обезумевшим главой OCP, который создаёт ИИ для контроля над Детройтом.
По меркам 90-х сериал выглядел не так плохо, как мог бы. И хотя действо не обладало изобретательным и кровавым экшеном, в нём были неплохие попытки в сатиру. Вот только новый актёр в роли Алекса Мёрфи был крайне неудачным. Им был Ричард Иден, известный зрителю лишь парой появлений в бесконечной мыльной драме «Санта-Барбара». Да и Ноймайер с Майнером по какой-то причине ушли из проекта после пилотного эпизода, что, естественно, повлияло на качество остальных серий. Robocop: The Series кое-как доплёлся до конца первого сезона и скоропостижно крякнул.
Следующий сериал, Robocop: Prime Directive (у нас известный как «Робокоп Возвращается») был более амбициозным по замыслу. Авторы наплевали на всё, что выходило после фильма Верховена, и стали развивать вселенную по-своему. Дельта-Сити построен, OCP живёт и процветает, Робокоп скрывает свою личность, а особо знакомых лиц зритель не встречает. В четырёх полуторачасовых эпизодах акцент делается на экзистенциальных проблемах главного героя, а также на чёрном юморе.
Но, опять же, сериал крайне подвели малый бюджет и неудачный кастинг на главную роль. События на экране, в лучшем случае, напоминают фанатские короткометражки, снятые за банку пива. Хотя даже в них структура повествования и темп были бы получше. Да и Пейдж Флетчер в роли Алекса Мёрфи смотрится как-то нелепо, на мой вкус. «Робокоп Возвращается» имел крайне низкие рейтинги и также был закрыт.
❯ Неудачная реанимация
Компания Metro-Goldwyn-Mayer, завладевшая правами на Робокопа, не хотела мириться с упадническим состоянием франшизы, про которую вспоминают только фанаты ретро на выходе тематического комикса или очередной слабенькой видеоигры. Им нужен был большой фильм, который породил бы новую волну популярности.
И в середине нулевых такой шанс был. На волне успеха нолановских фильмов про Бэтмена и общего подъёма супергероики у студийных боссов появилась вера в то, что развлекательные блокбастеры не только можно делать более мрачными и серьёзными, но и приглашать для работы над ними независимых режиссёров со своим видением. Поэтому спасителем Робокопа на тот момент избрали аж Даррена Аронофски, известного, как минимум, своей драмой «Реквием по мечте». Человек любит сложные истории, религиозные метафоры и символизм — идеальная кандидатура на роль «второго Верховена».
Но сами понимаете, что когда всё звучит настолько хорошо, скорее всего это неправда. К 2010-му году MGM были уже в заднице, из которой им надо было срочно выбираться. Все деньги уходили на «Хоббита», который должен был всё спасти. Аронофски же строго-настрого запретили снимать фильм с рейтингом R, потому что лишаться подростковой аудитории было ну никак нельзя.
А через год вообще вышел «Аватар», и режиссёру стали неистово рекомендовать снять фильм в 3D, ибо это модно и хайпово. Хотя зачем оно Робокопу, никто так и не объяснил. В таких сложных условиях, с постоянными непонятками и давлением сверху Даррен принял самое правильное для себя решение — свалить из проекта и продолжать делать независимое кино, выигрывающее кинопремии.
Замена Аронофски нашлась крайне бюджетная. На пост режиссёра пришёл бразильский новичок Жозе Падилья, снимавший до этого на родине реалистичные боевики про работу полиции. Новый творец отбросил все старые наработки и начал пилить новый перезапуск, из которого получился… банальный фантастический боевик про месть.
В нём не было особого психологизма, нереально изобретательного экшена или визуала. «Робокоп» 2014-го года — это крайне стерильный боевичок с рейтингом PG-13, который вообще не даёт разгуляться по части насилия и изобретательности боёв.
Но были и плюсы, вроде ярких перфомансов Майкла Китона и Гэри Олдмана. Ну и нельзя не отметить замечательную роль Самуэля Л. Джексона, сыгравшего в фильме местного телевизионного пропагандиста, который отвечает за жёсткую и циничную политическую сатиру. Сцены с ним действительно стильные и зубастые, что вполне себе в духе Робокопа.
Да и Юэль Киннаман, на тот момент никому неизвестный, вполне неплохо смотрится в роли экшен-героя. Пускай он не Том Круз или Майкл Фассбендер, коих сватали на роль, но со своей задачей он справлялся хорошо и был достаточно приятен.
К сожалению, весь этот потенциал был слит в помойку рейтинговыми ограничениями и плохим маркетингом от MGM, которые как будто специально отогнали от фильма всех фанатов оригинальной трилогии. Результат закономерен — 242 миллиона долларов сборов при производственном бюджете в 100 миллионов, считай провал.
❯ Итоги
Говорить о франшизе «Робокоп» очень грустно из-за того, насколько в ней сильна и заметна деградация от начала и до её, по сути, конца. Да, у персонажа бывают локальные взлёты вроде комиксов Dark Horse или недавней видеоигры Robocop: Rogue City. Но в массе своей история Алекса Мёрфи в реальной жизни раскрывает порочную сущность капитализма ничуть не хуже, чем сценарии фильмов. Одну удачную и сложившуюся вместе со звёздами на небе картину раздули до невероятных размеров лишь для того, чтобы раз за разом разочаровывать фанатов оригинала. Грустно, но поучительно — всё хорошее должно рано или поздно заканчиваться.
Автор текста: Павел Широков. Написано при поддержке Timeweb Cloud специально для CatGeek и читателей Хабра.
Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev ↩