Годы идут. Джуниорское прошлое уже позади. Ты вроде бы уже тёртый калач, да и деньги платят хорошие. Не 300к в наносекунду, но на пшеничный смузи с вяленой рыбкой хватает. Но что-то не так. Есть стойкое ощущение пустоты впереди. Будто ты никуда не двигаешься. Стрелка компаса хаотично мечется в разные стороны, непонятно, что учить дальше, куда двигаться и "кем ты хочешь стать, когда вырастешь?".

Остановка в карьерном росте рано или поздно ждёт каждого разработчика. Но это не значит, что ты не сможешь пробить собственный потолок. Давай разберём, почему это происходит и как это можно исправить.

Почему это происходит

Обучающего материала много. Полно и курсов. Но большинство из них нацелены на разработчиков начального уровня: стажёр → мидл.

Очевидно, это связано с наполненностью рынка. "Вкатунов" очень много, и спрос на знания для новичков огромен. Как только воронка сужается, толпа джунов отсеивается, и лишь определённая часть становится мидлами. Учить джунов пачками куда легче и дешевле, чем передавать падавану (мидлу) джедайские практики.

В итоге: чем больше знаешь, тем сложнее искать более углубленную информацию. Если в самом начале тебя буквально вели за ручку, то теперь ты предоставлен сам себе. Преодолев этот рубеж, начинается реальная "прокачка" твоего профессионализма. Считай, что ты прошёл игровое обучение — и теперь начался основной сюжет.

Что делать

Для начала стоит понять, кем ты себя видишь в конечном итоге: сеньором, тимлидом, менеджером проектов и т.д. Это решение нужно принимать самостоятельно, в зависимости от твоих изначальных карьерных целей.

Скорее всего, первый вопрос, который ты себе задашь: "Как мне развиваться дальше, если мои задачи стали слишком простыми, рутинными и попросту неинтересными? Менять работу я пока не хочу."

Окей, всё не так безнадёжно, как кажется. Даже в самой, казалось бы, застойной карьере всегда есть возможность прокачать себя как специалиста. Хватит возлагать ответственность за своё развитие на бизнес! У компании свои задачи, и она будет решать именно их — не больше и не меньше.

Не "Плато", а поле для экспериментов

В условиях кромешного "плато" можно превратить свою работу в поле для экспериментов. Собери воедино все процессы и проблемы, которые тебе не нравятся в команде, и начни их решать. Да-да, плевать, что это не твоя работа и за это тебе не заплатят. На кону стоит нечто большее, чем деньги. Главным призом станет твой переход на новую ступень.

Что я предлагаю? Выключай рабочую безинициативную лошадку и включай проактивного лидера. Не нравится, как коллеги пишут код? Внедри в команду стайл-гайд, добавь документацию и стандартизируй процесс код-ревью. Сложно продвигать идеи? Создай группу единомышленников. В группе идеи будет продвигать проще.

Твоя задача — стать негласным лидером среди ближайших коллег. Лидером в нормальном понимании: не "шефом", а тем, кто умеет вдохновить. Коллеги, которые боятся жаловаться или менять что-то в одиночку, первыми поддержат тебя. Просто стань голосом тех, кто уже давно опустил руки и смирился с несовершенством процессов.

Важно: я не говорю, что нужно взваливать на себя чужую работу. Я предлагаю сдвинуть камень с мёртвой точки. Если сможешь зажечь огонь надежды в глазах остывших коллег, они станут твоими руками. Вместе вы сможете улучшить многое. Даже если вас будет всего двое, это уже шанс что-то изменить.

Помни про правило Бойскаута

Сделай своей основной целью — улучшение процесса разработки для всей команды. Постарайся решать боли коллег настолько, насколько это в твоих силах. Главное — помнить, что мы играем в долгую: не стоит загораться и быстро выдыхаться. Тебе нужно удерживать этот ритм как можно дольше.

Кстати, недавно я писал о том, как беречь свой рабочий ресурс. Советую ознакомиться — вот статья.

Уходя с проекта, оставь его в лучшем состоянии, чем он был до твоего прихода.

Личный пример

Однажды мне стало скучно работать рядовым программистом. Я внезапно решил попробовать изменить что-то в общем рабочем процессе.

Одной из главных болей нашей команды фронтенд-разработчиков была группа кочующих от сервиса к сервису фулстеков, которые писали больше на скорость, нежели на качество. Годом ранее уже пытались бороться с этим, но без внятных лидеров мнений дело не сдвинулось.

Я начал с коллег-фронтендеров: прошёлся по ним и собрал обратную связь. Внезапно выяснилось, что эта проблема напрягает не только меня, но и остальных ребят. Тогда я решил объединить их, взять инициативу на себя и написать декларацию по работе с кодом (по сути, стайлгайд).

К написанию документации я привлёк коллег, чтобы каждый мог повлиять на итоговый результат. После нескольких созвонов и итераций мы довели документ до ума и объявили, что он вступает в силу с текущего момента. Мы обязали всех, кто причастен к фронтовому коду, соблюдать этот документ и проводить код-ревью, строго опираясь на его требования.

Параллельно я держал руководителя в курсе нашей "тайной вечери" и получил похвалу за инициативность.

Что мне дала эта небольшая инициатива?

  • Я засветился перед руководством.

  • Получил первый опыт управления.

  • Убедился на практике: под лежачий камень вода не течёт.

  • Научился комплексно решать большую проблему

Финальный вывод

Иногда стоит отбросить желание делать всё только за деньги и попробовать, пусть даже через небольшое самопожертвование, сдвинуть закостенелые и кривые процессы с мёртвой точки.

Возможно, в текущей компании твои усилия не приведут к повышению или не будут оценены по достоинству. Но это не главное. Главное — то, каким ты пришёл в этот проект и каким из него уйдёшь!

Как мне подобные инициативы помогли сдвинуться с мидловой позиции? Всё просто! Как только ты перестаёшь фокусироваться исключительно на линейной работе, начинаешь смотреть на процесс разработки в целом, анализировать, делать выводы и править что-то на операционном уровне, ты автоматически становишься ближе к следующей ступени.

Комментарии (14)


  1. panzerfaust
    09.12.2024 05:20

    У компании свои задачи, и она будет решать именно их — не больше и не меньше.

    Мысль зависла без развития. Иногда надо просто трезво взглянуть на ИТ-сторону бизнеса и оценить, какие там в принципе могут быть вызовы для разработчика. Часто их банально нет. Есть куча бизнесов, где достаточно очень простых и даже джуновских решений. Там хоть лоб расшиби - никуда не продвинешься. Будет даже хуже, если заниматься всякой побочной фигней вроде написания гайдов и терять время.


    1. LyuMih
      09.12.2024 05:20

      какие там в принципе могут быть вызовы для разработчика. Часто их банально нет. Достаточно очень простых и даже джуновских решений.

      Вот так и выглядит здоровый фронтенд. Не надо искать вызовы и сложности там, где их не должно быть.
      Есть страница с парой кнопок - добейся простой и эффективной реализации базового функционала (UI-library, работа с api, обработка ошибок) - и будет счастья. Люби, путешествуй, отдыхай вне рабочее время.

      Но как бывает - в поисках "вызова" из простого и понятного кода каждый джуниор->мидл->сеньор стремится по-своему написать и получается зоопарк из подходов и реализаций.

      Эффективно и вовремя решать задачи компании - это то, что должно стоять во главе угла.


  1. ozzyBLR
    09.12.2024 05:20

    кем ты себя видишь в конечном итоге: сеньором, тимлидом, менеджером проектов и т. д.

    Культ достигаторства вошёл в чат!

    Ты обязательно должен хотеть стать кем-то ещё. Получить очередную лычку. Добавить в резюме ещё один язык. Получить власть. Как это ты не хочешь быть тимлидом? Ты что, остановился в развитии?!

    Это навязывают инфо-цыгане и обучающие платформы. Потому что они делают на этом деньги.

    Это навязывают эйчары. Потому что им нужно что-то навязывать, чтобы оправдывать своё существование.

    Это навязывает мачизм и вот этот культ достигаторства. Потому что в большинстве своём люди живут во власти своих комплексов.

    Но если ты хороший такой миддл, у тебя устройчивая работа, крепкие знания, охват которых и тебе, и твоему руководству понятнет, то... Ты не можешь позволить себе зону комфорта?

    Адекватные спецы перестают быть джунами "автоматически". Вот ты усвоил базу, вот избавился от детских ошибок, вот освоил коммуникацию с коллегами. Бац - ты миддл.

    Перейти на сеньора так просто не получится. Это ступень, на неё нужно забраться. Но. Оставаться миддлом долго и не скатываясь в задачи уровня разгребания чужих конюшен, это тоже требует работы и развития. Как говорится, чтобы оставаться на одном и том же месте нужно очень быстро бежать.

    В общем. Быть миддлом - нормально. Берегите менталочку.


    1. maxzh83
      09.12.2024 05:20

      Иногда даже, будучи сеньором, хочется стать снова мидлом и спокойно делать свои задачки в рабочее время. А в оставшееся время также спокойно "искать себя" )


    1. Vladimir_Bessonov
      09.12.2024 05:20

      Вопрос не в достигаторстве, но в конкурентоспособности.

      Срок выхода из джуна в миддла короче, чем из миддла выше или горизонтально.

      Именно поэтому нужно осваивать новые уровни, для того, чтобы быть выше, сильнее, мудрее, чем окончившие курсы "вкатуны".

      Иначе, когда они станут миддлами, а миддл не будет развиваться дальше, они станут на одну ступень, и здесь может победить молодость, а не опыт.


      1. Lewigh
        09.12.2024 05:20

        Иначе, когда они станут миддлами, а миддл не будет развиваться дальше, они станут на одну ступень, и здесь может победить молодость, а не опыт.

        Глупо рассматривать весь опыт разработчика в 3 абсолютные ступени и считать что вчерашний джун который проработал 1.5-2 года и стал мидлом вдруг встал на одну ступень с мидлом у которого 5-6 лет опыта. То что и того и другого упрощенно принято называть словом мидл не значит их эквивалентность.
        Уж про то что молодость будет преимуществом промолчу.


    1. ForestDront
      09.12.2024 05:20

      Скучно на конвеере. Поэтому надо куда-то двигаться. В сеньоры, в тимлиды или просто менять конвееры для разнообразия.


    1. Lewigh
      09.12.2024 05:20

      В общем. Быть миддлом - нормально. Берегите менталочку.

      Плюсую.
      Во первых, по моему опыту, не так много разработчиков в принципе смогут, по ряду причин, дорасти до уровня сеньор.
      Во-вторых, крепкие опытные мидлы - это основа хорошей команды.


    1. BugM
      09.12.2024 05:20

      Люди разные. Кому-то надо больше, кому-то и так хорошо. Мидл это та позиция на которой многим хорошо. Денег достаточно, работа понятная, если что сменить работу максимально легко. Живи и радуйся.


    1. DmitryR3989 Автор
      09.12.2024 05:20

      Здесь речь идет не о “культе достигаторства”, а о движении вперед к намеченной цели. Неважно, навязана ли она или осознанно выбрана, — если цель есть, то важно уметь к ней двигаться.

      Нет ничего плохого в том, чтобы оставаться на своей текущей позиции, но только если это осознанный выбор. Другое дело, когда хочется двигаться вперед, но что-то мешает даже на шаг приблизиться к желаемому. Именно в таких случаях я предлагаю решение.

      А темы вроде “культа достигаторства” или “навязанных целей и ценностей” — это уже совершенно другой разговор.


  1. GulDmitry
    09.12.2024 05:20

    Плоскость культуры и ощущений самая сложная часть работы. Самая сложная техническая задача меркнет перед самым простым процессом с нуля. Перед включением инициативности обязательно нужно узнать предыдущий генезис процессов в фирме. Перед добавление документации нужно поискать предыдущие кладбища документации, продумать самый комплексный вопрос - поддержка и внедрение на всех уровнях системы. С код ревью, да, с любым ритуалом та же ситуация.

    Взгляните с другой стороны, возможно там культура чила, и вы, с вашей инициативной группой только вносят раздор, душить коллег просто потому, что вы хотите вырасти? Даже если всё хорошо и ваша группа является большинство, готовы ли вы идти до конца и увольнять людей, которым не подошла ваша новая культура или процесс? Ещё хуже те, кто будет при менеждменте со всем соглашаться, но делать всё на тот процент, чтобы не быть уволенными.

    Если оставаться инженером, то я бы порекомендовал дотягивать уже начатый процесс, культурную особенность или не выходить за уровень команды. Если не получается, то менять работу, обязательно найдётся та самая фирма\команда. И обязательно держать в голове поговорку про монастырь и устав. Лично для меня перый критерий профнепригодности когда человек сходу заявляет, что что-то надо поменять и хочет просто натянуть свой предыдущий опыт.


  1. JustSokol
    09.12.2024 05:20

    То что вы предложили - очень классный пример и подход. Правда больше смахивает на навыки и активности которые свойственны не синьеру а техлиду или staff+. Тем не менее всем будет полезно для карьерного роста.

    Я бы дополнил про рост именно в синьера тем что нужно овнить (ownership) и лидить большие проекты/таски (функционал который пилить 2-3 месяца). Для этого их находить и просить чтобы именно тебя назначили их лидить. Это один из самых быстрых путей к синьеру имхо. И никаких курсов тут уже не может быть. Нужна насмотренность и опыт выполнения таких проектов.


    1. BugM
      09.12.2024 05:20

      Поддержу. Человек из команды разработки который сам вызывается делать таску со сроками в квартал и непонятным ТЗ (а других ТЗ у таких тасок не бывает) это самый вероятный кандидат на повышение в сеньоры. Таску он конечно должен успешно сделать и повторить это она бис несколько раз.


      1. DmitryR3989 Автор
        09.12.2024 05:20

        Спасибо, мне очень приятно!