
Годы идут. Джуниорское прошлое уже позади. Ты вроде бы уже тёртый калач, да и деньги платят хорошие. Не 300к в наносекунду, но на пшеничный смузи с вяленой рыбкой хватает. Но что-то не так. Есть стойкое ощущение пустоты впереди. Будто ты никуда не двигаешься. Стрелка компаса хаотично мечется в разные стороны, непонятно, что учить дальше, куда двигаться и "кем ты хочешь стать, когда вырастешь?".
Остановка в карьерном росте рано или поздно ждёт каждого разработчика. Но это не значит, что ты не сможешь пробить собственный потолок. Давай разберём, почему это происходит и как это можно исправить.
Почему это происходит
Обучающего материала много. Полно и курсов. Но большинство из них нацелены на разработчиков начального уровня: стажёр → мидл.
Очевидно, это связано с наполненностью рынка. "Вкатунов" очень много, и спрос на знания для новичков огромен. Как только воронка сужается, толпа джунов отсеивается, и лишь определённая часть становится мидлами. Учить джунов пачками куда легче и дешевле, чем передавать падавану (мидлу) джедайские практики.
В итоге: чем больше знаешь, тем сложнее искать более углубленную информацию. Если в самом начале тебя буквально вели за ручку, то теперь ты предоставлен сам себе. Преодолев этот рубеж, начинается реальная "прокачка" твоего профессионализма. Считай, что ты прошёл игровое обучение — и теперь начался основной сюжет.
Что делать
Для начала стоит понять, кем ты себя видишь в конечном итоге: сеньором, тимлидом, менеджером проектов и т.д. Это решение нужно принимать самостоятельно, в зависимости от твоих изначальных карьерных целей.
Скорее всего, первый вопрос, который ты себе задашь: "Как мне развиваться дальше, если мои задачи стали слишком простыми, рутинными и попросту неинтересными? Менять работу я пока не хочу."
Окей, всё не так безнадёжно, как кажется. Даже в самой, казалось бы, застойной карьере всегда есть возможность прокачать себя как специалиста. Хватит возлагать ответственность за своё развитие на бизнес! У компании свои задачи, и она будет решать именно их — не больше и не меньше.
Не "Плато", а поле для экспериментов
В условиях кромешного "плато" можно превратить свою работу в поле для экспериментов. Собери воедино все процессы и проблемы, которые тебе не нравятся в команде, и начни их решать. Да-да, плевать, что это не твоя работа и за это тебе не заплатят. На кону стоит нечто большее, чем деньги. Главным призом станет твой переход на новую ступень.
Что я предлагаю? Выключай рабочую безинициативную лошадку и включай проактивного лидера. Не нравится, как коллеги пишут код? Внедри в команду стайл-гайд, добавь документацию и стандартизируй процесс код-ревью. Сложно продвигать идеи? Создай группу единомышленников. В группе идеи будет продвигать проще.
Твоя задача — стать негласным лидером среди ближайших коллег. Лидером в нормальном понимании: не "шефом", а тем, кто умеет вдохновить. Коллеги, которые боятся жаловаться или менять что-то в одиночку, первыми поддержат тебя. Просто стань голосом тех, кто уже давно опустил руки и смирился с несовершенством процессов.
Важно: я не говорю, что нужно взваливать на себя чужую работу. Я предлагаю сдвинуть камень с мёртвой точки. Если сможешь зажечь огонь надежды в глазах остывших коллег, они станут твоими руками. Вместе вы сможете улучшить многое. Даже если вас будет всего двое, это уже шанс что-то изменить.
Помни про правило Бойскаута
Сделай своей основной целью — улучшение процесса разработки для всей команды. Постарайся решать боли коллег настолько, насколько это в твоих силах. Главное — помнить, что мы играем в долгую: не стоит загораться и быстро выдыхаться. Тебе нужно удерживать этот ритм как можно дольше.
Кстати, недавно я писал о том, как беречь свой рабочий ресурс. Советую ознакомиться — вот статья.
Уходя с проекта, оставь его в лучшем состоянии, чем он был до твоего прихода.
Личный пример
Однажды мне стало скучно работать рядовым программистом. Я внезапно решил попробовать изменить что-то в общем рабочем процессе.
Одной из главных болей нашей команды фронтенд-разработчиков была группа кочующих от сервиса к сервису фулстеков, которые писали больше на скорость, нежели на качество. Годом ранее уже пытались бороться с этим, но без внятных лидеров мнений дело не сдвинулось.
Я начал с коллег-фронтендеров: прошёлся по ним и собрал обратную связь. Внезапно выяснилось, что эта проблема напрягает не только меня, но и остальных ребят. Тогда я решил объединить их, взять инициативу на себя и написать декларацию по работе с кодом (по сути, стайлгайд).
К написанию документации я привлёк коллег, чтобы каждый мог повлиять на итоговый результат. После нескольких созвонов и итераций мы довели документ до ума и объявили, что он вступает в силу с текущего момента. Мы обязали всех, кто причастен к фронтовому коду, соблюдать этот документ и проводить код-ревью, строго опираясь на его требования.
Параллельно я держал руководителя в курсе нашей "тайной вечери" и получил похвалу за инициативность.
Что мне дала эта небольшая инициатива?
- Я засветился перед руководством. 
- Получил первый опыт управления. 
- Убедился на практике: под лежачий камень вода не течёт. 
- Научился комплексно решать большую проблему 
Финальный вывод
Иногда стоит отбросить желание делать всё только за деньги и попробовать, пусть даже через небольшое самопожертвование, сдвинуть закостенелые и кривые процессы с мёртвой точки.
Возможно, в текущей компании твои усилия не приведут к повышению или не будут оценены по достоинству. Но это не главное. Главное — то, каким ты пришёл в этот проект и каким из него уйдёшь!
Как мне подобные инициативы помогли сдвинуться с мидловой позиции? Всё просто! Как только ты перестаёшь фокусироваться исключительно на линейной работе, начинаешь смотреть на процесс разработки в целом, анализировать, делать выводы и править что-то на операционном уровне, ты автоматически становишься ближе к следующей ступени.
Комментарии (14)
 - ozzyBLR09.12.2024 05:20- кем ты себя видишь в конечном итоге: сеньором, тимлидом, менеджером проектов и т. д. - Культ достигаторства вошёл в чат! - Ты обязательно должен хотеть стать кем-то ещё. Получить очередную лычку. Добавить в резюме ещё один язык. Получить власть. Как это ты не хочешь быть тимлидом? Ты что, остановился в развитии?! - Это навязывают инфо-цыгане и обучающие платформы. Потому что они делают на этом деньги. - Это навязывают эйчары. Потому что им нужно что-то навязывать, чтобы оправдывать своё существование. - Это навязывает мачизм и вот этот культ достигаторства. Потому что в большинстве своём люди живут во власти своих комплексов. - Но если ты хороший такой миддл, у тебя устройчивая работа, крепкие знания, охват которых и тебе, и твоему руководству понятнет, то... Ты не можешь позволить себе зону комфорта? - Адекватные спецы перестают быть джунами "автоматически". Вот ты усвоил базу, вот избавился от детских ошибок, вот освоил коммуникацию с коллегами. Бац - ты миддл. - Перейти на сеньора так просто не получится. Это ступень, на неё нужно забраться. Но. Оставаться миддлом долго и не скатываясь в задачи уровня разгребания чужих конюшен, это тоже требует работы и развития. Как говорится, чтобы оставаться на одном и том же месте нужно очень быстро бежать. - В общем. Быть миддлом - нормально. Берегите менталочку.  - maxzh8309.12.2024 05:20- Иногда даже, будучи сеньором, хочется стать снова мидлом и спокойно делать свои задачки в рабочее время. А в оставшееся время также спокойно "искать себя" ) 
  - Vladimir_Bessonov09.12.2024 05:20- Вопрос не в достигаторстве, но в конкурентоспособности. - Срок выхода из джуна в миддла короче, чем из миддла выше или горизонтально. - Именно поэтому нужно осваивать новые уровни, для того, чтобы быть выше, сильнее, мудрее, чем окончившие курсы "вкатуны". - Иначе, когда они станут миддлами, а миддл не будет развиваться дальше, они станут на одну ступень, и здесь может победить молодость, а не опыт.  - Lewigh09.12.2024 05:20- Иначе, когда они станут миддлами, а миддл не будет развиваться дальше, они станут на одну ступень, и здесь может победить молодость, а не опыт. - Глупо рассматривать весь опыт разработчика в 3 абсолютные ступени и считать что вчерашний джун который проработал 1.5-2 года и стал мидлом вдруг встал на одну ступень с мидлом у которого 5-6 лет опыта. То что и того и другого упрощенно принято называть словом мидл не значит их эквивалентность. 
 Уж про то что молодость будет преимуществом промолчу.
 
  - ForestDront09.12.2024 05:20- Скучно на конвеере. Поэтому надо куда-то двигаться. В сеньоры, в тимлиды или просто менять конвееры для разнообразия. 
  - Lewigh09.12.2024 05:20- В общем. Быть миддлом - нормально. Берегите менталочку. - Плюсую. 
 Во первых, по моему опыту, не так много разработчиков в принципе смогут, по ряду причин, дорасти до уровня сеньор.
 Во-вторых, крепкие опытные мидлы - это основа хорошей команды.
  - BugM09.12.2024 05:20- Люди разные. Кому-то надо больше, кому-то и так хорошо. Мидл это та позиция на которой многим хорошо. Денег достаточно, работа понятная, если что сменить работу максимально легко. Живи и радуйся. 
  - DmitryR3989 Автор09.12.2024 05:20- Здесь речь идет не о “культе достигаторства”, а о движении вперед к намеченной цели. Неважно, навязана ли она или осознанно выбрана, — если цель есть, то важно уметь к ней двигаться. - Нет ничего плохого в том, чтобы оставаться на своей текущей позиции, но только если это осознанный выбор. Другое дело, когда хочется двигаться вперед, но что-то мешает даже на шаг приблизиться к желаемому. Именно в таких случаях я предлагаю решение. - А темы вроде “культа достигаторства” или “навязанных целей и ценностей” — это уже совершенно другой разговор. 
 
 - GulDmitry09.12.2024 05:20- Плоскость культуры и ощущений самая сложная часть работы. Самая сложная техническая задача меркнет перед самым простым процессом с нуля. Перед включением инициативности обязательно нужно узнать предыдущий генезис процессов в фирме. Перед добавление документации нужно поискать предыдущие кладбища документации, продумать самый комплексный вопрос - поддержка и внедрение на всех уровнях системы. С код ревью, да, с любым ритуалом та же ситуация. - Взгляните с другой стороны, возможно там культура чила, и вы, с вашей инициативной группой только вносят раздор, душить коллег просто потому, что вы хотите вырасти? Даже если всё хорошо и ваша группа является большинство, готовы ли вы идти до конца и увольнять людей, которым не подошла ваша новая культура или процесс? Ещё хуже те, кто будет при менеждменте со всем соглашаться, но делать всё на тот процент, чтобы не быть уволенными. - Если оставаться инженером, то я бы порекомендовал дотягивать уже начатый процесс, культурную особенность или не выходить за уровень команды. Если не получается, то менять работу, обязательно найдётся та самая фирма\команда. И обязательно держать в голове поговорку про монастырь и устав. Лично для меня перый критерий профнепригодности когда человек сходу заявляет, что что-то надо поменять и хочет просто натянуть свой предыдущий опыт. 
 - JustSokol09.12.2024 05:20- То что вы предложили - очень классный пример и подход. Правда больше смахивает на навыки и активности которые свойственны не синьеру а техлиду или staff+. Тем не менее всем будет полезно для карьерного роста. - Я бы дополнил про рост именно в синьера тем что нужно овнить (ownership) и лидить большие проекты/таски (функционал который пилить 2-3 месяца). Для этого их находить и просить чтобы именно тебя назначили их лидить. Это один из самых быстрых путей к синьеру имхо. И никаких курсов тут уже не может быть. Нужна насмотренность и опыт выполнения таких проектов.  - BugM09.12.2024 05:20- Поддержу. Человек из команды разработки который сам вызывается делать таску со сроками в квартал и непонятным ТЗ (а других ТЗ у таких тасок не бывает) это самый вероятный кандидат на повышение в сеньоры. Таску он конечно должен успешно сделать и повторить это она бис несколько раз. 
 
 
           
 
panzerfaust
Мысль зависла без развития. Иногда надо просто трезво взглянуть на ИТ-сторону бизнеса и оценить, какие там в принципе могут быть вызовы для разработчика. Часто их банально нет. Есть куча бизнесов, где достаточно очень простых и даже джуновских решений. Там хоть лоб расшиби - никуда не продвинешься. Будет даже хуже, если заниматься всякой побочной фигней вроде написания гайдов и терять время.
LyuMih
Вот так и выглядит здоровый фронтенд. Не надо искать вызовы и сложности там, где их не должно быть.
Есть страница с парой кнопок - добейся простой и эффективной реализации базового функционала (UI-library, работа с api, обработка ошибок) - и будет счастья. Люби, путешествуй, отдыхай вне рабочее время.
Но как бывает - в поисках "вызова" из простого и понятного кода каждый джуниор->мидл->сеньор стремится по-своему написать и получается зоопарк из подходов и реализаций.
Эффективно и вовремя решать задачи компании - это то, что должно стоять во главе угла.