ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога, на основе интервью с владельцем 5 интернет-магазинов, экс-владельцем производства и продавцом на маркетплейсах П. Пресняковым.

С 12 лет я занимаюсь карате киокушинкай, работал тренером и хотел зарабатывать. 

У меня черный пояс 2-й дан по карате киокушинкай, на фото мои ученики
У меня черный пояс 2-й дан по карате киокушинкай, на фото мои ученики

Я начал свой бизнес, и дети перестали получать должное внимание, потому что в голове я держал не карате, а бизнес. Останься тренером, я бы просто обманывал детей.

Поэтому спасибо родителям, которые доверяли мне самое ценное. Но теперь я в бизнесе.
Поэтому спасибо родителям, которые доверяли мне самое ценное. Но теперь я в бизнесе.

 Сейчас 5 моих интернет-магазинов и розничный магазин приносят мне 12 млн ₽ в год.  

Я разбирался в экипировке для единоборств и ожидаемо начал бизнес в этой сфере. За 10 лет я попробовал маркетплейсы, свое производство, интернет-магазины, розничный магазин, поэтому расскажу где какие цифры и проблемы. 

Если противник оцарапает тебя – ударь его. Если противник ударит тебя – сломай ему руку. Если противник сломает тебе руку – забери его жизнь. Не думай о том, чтобы выйти из боя нетронутым. Будь готов пожертвовать всем. Даже жизнью.
Если противник оцарапает тебя – ударь его. Если противник ударит тебя – сломай ему руку. Если противник сломает тебе руку – забери его жизнь. Не думай о том, чтобы выйти из боя нетронутым. Будь готов пожертвовать всем. Даже жизнью.

Производство кимоно с нуля 

Почему я больше никогда не займусь своим производством, покажу на примере цифр. 

Например, кимоно у поставщика вы можете купить за 1 000 ₽. Продать его в розницу можно за 2 000 ₽. 

Кимоно – это то, что сейчас на Джеки Чане 
Кимоно – это то, что сейчас на Джеки Чане 

На производстве я шил кимоно – за 700 ₽ (сырье + аренда + зарплата). То есть дельта прибыли между купить у поставщика в России и сшить самому – всего 300 ₽ (это еще я не заложил амортизацию оборудования). 

И казалось бы, что уже достаточно несправедливо, что продавец получает больше, чем в 2 раза, чем тот, кто сделал товар. Но за эти 300 ₽ ты как производитель еще получаешь себе вот такую гору проблем: 

1. Оборудование. 

Когда ты плохо разбираешься в оборудовании – рискуешь взять не пойми что. Мы купили 3 швейные машинки (по 40 000 ₽) и 1 вышивальную (за 60 000 ₽), а когда пришел чинить очередной ремонтник, он рассказал, почему именно вам продали неликвид.

И на весь город есть 1–2 умельца, которые могут починить оборудование, их мало того что не выцепишь, дак еще и получается как в рилсах про кровельщиков, где рабочий приезжает на мерсе и говорит с вас 100 000 ₽. 

А общие вложения в свое производство в Орле у меня обошлись в 250 000 ₽. 

  1. Сотрудники

Найти швей – уже сложное занятие, а когда сотрудник накосячил на целой партии с выручкой, он просто уволился, а минус покрыл я. 

Когда шьет поставщик, если тебя не устраивает партия, ты просто попросишь ее заменить. 

Чтобы повысить производительность, я рассчитал сдельную оплату швеям. У нас по городу (я из Орла) средняя зарплата – 35 000 ₽. Это 22 дня по 8 часов. 

Я достал гоупро камеру и заснял, сколько средняя швея шила одни перчатки. 

Вырезать ткань – 12 сек 

Сделать шов – 15 сек 

итп 

И одна перчатка вышла в 7 мин и 16 сек.  

Накидываем на встать, принести еще 50% и получаем около 10 мин на перчатку. То есть если будешь делать перчатки оперативно, то получишь в 1,5 раза больше средней зарплаты.  

То есть если в день делать 48 перчаток, то зп – 35 000 ₽ в месяц, а если 68 перчаток, то 49 000 ₽ в месяц. А если швея курит (а курят швеи много) или швея любит пить чай (а швеи любят пить чай), то делают они это за свой счет. 

И это снимало вопросы, потому что как всегда есть швея, которая делает 100 изделий, а есть которая делает 1000 шт. 

После такого нововведения некоторые ушли, а некоторые стали оптимизировать процесс работы, чтобы больше получать. Например, начали сразу оптом вырезать заготовки. 

  1. Сезонность. 

В спортивной экипировке есть своя сезонность. Есть месяцы, где тебе не надо так много шить, но производство-то остановить нельзя. Аренду и зарплату никто не отменял, и шоу должно продолжаться. То есть товар не продаешь, а ткань закупаешь, расходы несешь. В итоге в определенный период влезаешь в долги. 

Когда ты просто продаешь, поставщики дают тебе отсрочку или постоплату, а вот свое производство, наоборот, требует кредита. В 2024 году, когда кредиты стоят космос, пока можно с кем-то договориться — это лучше, чем делать с нуля самому. 

И вроде мое производство было прибыльным, но по факту соотношение прибыли и проблем слишком уж неравномерное. 

Управление своим производством похоже на управление самолетом, только представьте, что самолет падает и горит.  

Интернет-магазины единоборств с нуля 

Интернет-магазин – это основное направление, которое приносит мне деньги. 

За месяц интернет-магазины приносят около 588 000 ₽ валовой прибыли. 

Когда магазины единоборств начали работать без перебоев, я подключал еще направление, торговлю казанами и шампурами. 
Когда магазины единоборств начали работать без перебоев, я подключал еще направление, торговлю казанами и шампурами. 

Я не боюсь того, кто изучает 10 тысяч различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10 тысяч раз.

Брюс ли 

Главное в интернет-магазине – это реклама. А мой “один удар” – это маркетинг.  

SEO – поисковая выдача 

Когда вы набираете купить кимоно в Яндексе или Гугл, вы увидите первые 4 строчки рекламы, а все, что вы видите дальше, называют поисковой выдачей. Комплекс работ по попаданию вашего сайта в эти строчки и называется SEO (Search Engine Optimization).

По SEO я периодически порывался взять подрядчиков, но в итоге все делал сам, очень радовался, когда обгонял прогнозы агентства, как будто я заработал то, что они хотели с меня за услуги. 

Сейчас поисковая выдача приносит мне больше всего заказов, и хоть профессиональные сеошники постоянно приводят ошибки на сайтах, мне все это не мешает получать заказы.  

Один из коронных ударов в SEO – видеообзоры. Они повышают время пользователя на странице, и поисковики считают страницу полезной и дают рост позиций в поиске. 

ВКонтакте 

Сейчас паблики ВКонтакте у меня по 30-40 000 человек. 

Как обычно делают рекламу ВКонтакте? С объявления пришла заявка – сделали покупку или нет. Чтобы нанести поражение моим конкурентам, я использую несколько секретных техник. 

 Первый смертельный удар – лид-магнит в товарке. 

Лид-магнит – это полезные файлы, которые приближают клиента к покупке вашего продукта. Вы наверняка видели 27 способов улучшить продажи, 31 техник соблазнения для толстых мальчиков и т.п. 

Обычно лид-магниты используют, чтобы продавать онлайн школы. 

Большинство людей, которые увидели вашу рекламу, прямо сейчас не готовы у вас что-то купить, но могут быть готовы к этому в принципе, если поймут, что ваш продукт решает важные задачи. Поэтому механика лид-магнита так хорошо работает. 

Мой подход в рекламе интернет-магазина отличается тем, что я сделал лид-магниты в товарке. Этим я стараюсь опережать маркетплейсы.

Что можно давать в качестве лид-магнита, когда ты продаешь кимоно? Я разработал настольную игру. 

Человек видит рекламу и не покупает товар, а подписывается на рассылку, где получает PDF-файл с настольной игрой 
Человек видит рекламу и не покупает товар, а подписывается на рассылку, где получает PDF-файл с настольной игрой 

Второй смертельный удар – реклама во время низкого спроса. 

В период высокого спроса реклама дорогая, а когда спрос низкий, ну кто купит кимоно летом, и реклама дешевая. Да кимоно летом никто не купит, но подписать его к себе в базу вы можете, и можете это сделать дешево. 

Так выглядит спрос на мой флагманский продукт 
Так выглядит спрос на мой флагманский продукт 

А когда начинается сезон, я делаю уже прямые сообщения на покупку. Это не исключает рекламу в сезон, но тут надо уметь подождать. 

Если кто-то причинил тебе зло, не мсти. Сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя проплывает труп твоего врага.  

Лао-цзы

Третий смертельный удар – продукт, который снизит цену подписчика на рассылку.

Эта механика родом из классического маркетинга. Называется она трипвайер.

Вы видели это иностранное слово в макдональдс (американский аналог вкусно и точки). 

Там трипвайер – мороженое-рожок. 

Рожок стоил дешево и был вкусным. И по факту был поводом сходить в Макдональдс, где окруженный аппетитными бургерами школьник, тратил все остальные честно забранные у родителей деньги.  
Рожок стоил дешево и был вкусным. И по факту был поводом сходить в Макдональдс, где окруженный аппетитными бургерами школьник, тратил все остальные честно забранные у родителей деньги.  

  Я в качестве трипвайера придумал печатать настольную игру про карате – киокушинкай. 

И человек сначала попадал в рассылку, получая настольную игру в пдф.

После мы предлагаем ему купить трипвайер (завлекающий продукт) — эту же игру в печатном виде и с кубиками за 500 ₽.  

В итоге, если лид (обращение клиента в интернет-магазин с рекламы) в сезон стоит 700-800 ₽, то человек забирающий лид-магнит стоит 78 ₽. 

Не надо звонить человеку, который только взял у вас этот лид-магнит, он еще ничего у вас покупать не хочет 
Не надо звонить человеку, который только взял у вас этот лид-магнит, он еще ничего у вас покупать не хочет 

Дальше из подписавшихся на рассылку, 8% покупает печатную игру. То есть цена продажи выходит в 975 ₽, а мы 400 с них получаем на игре, производим игру на своем оборудовании ₽ 100 в себесе, не больше. 

То есть по факту человек, попавший к нам в базу, обходится уже не в 78, а в 39 ₽. 

Но главное – потенциальные покупатели теперь в клиентской базе. А если человек занимается карате, он даже летом занимается карате. 

То есть, господа конкуренты, всем спасибо, это была хорошая борьба, но мы победили.
То есть, господа конкуренты, всем спасибо, это была хорошая борьба, но мы победили.

 Своя клиентская база рассылки – это самый большой актив, который есть в моем бизнесе. Когда мне не хватает денег заплатить поставщикам, я могу сделать акцию для рассылки и гарантированно получу продажи.  

Например, недавно я подключил рассрочку на 3-6 месяцев через микрофинансовый сервис. Они берут процент по кредиту за счет интернет-магазина, а мне перечисляют на следующий день за вычетом процентов. 

Я сделал рассылку про эту возможность, и мы получили заказов на 200 000 ₽. Правда сервис оказался к такому не готов и упал, но это уже другая история, рассылка-то работает.  

Кстати, если вы думаете, что клиентов вам приведет таргетолог или директолог, или сео агентство, то вы глубоко заблуждаетесь. Это люди, которые умеют нажимать на правильные кнопки, но главный маркетолог в компании должен быть как я — предприниматель. Я должен понимать, кто покупатель, чего он хочет, а не пытаться перевести эту ответственность на наемного рекламщика. 

Яндекс Директ

В директе рекламная сеть яндекса не работает, а поисковые объявления все еще приносят хороший результат. Цена заказа – 724 ₽, средний чек около 6 000 (маржа около 50%). 

Проблемы интернет-магазинов 

– 100 000 ₽ за фотографию 

Как-то ко мне пришло ООО Восьмая заповедь и хотела отжать у меня 100 000 ₽ за фотографию. Восьмая заповедь, кстати, гласит – не укради. 

Они кладут фотографий от разных фотографов в свой фотосток, а потом ищут несчастных, кто эти фото использует на своих сайтах. Но они не знали, что эти же фотографии есть и на других фотостоках, и я взял их оттуда, то есть все делал по закону. Поэтому заработать на мне у них не получилось, но будьте осторожны. 

После этой истории я даже нашел сайты, где воруют мой контент, но до суда все-таки не дошел 

Поставщики

Однажды пришел поставщик и сказал: 

– Ты меня обманываешь, не все деньги отдал 

– Раз ты говоришь, что я балабол, давай, давай мы садимся, все считаем, но если все правильно и чисто, то больше я у тебя не беру, — а мы его ключевой клиент. 

Мы посчитали и больше у него не покупаем. Позже он опять пришел: “давай работать”, я сказал: “давай, но по моим условиям”.

И выкатил ему кабальный договор, в котором и постоплата с отсрочкой, и штрафы и т.п.   

Двигайся, как вода. Замирай, как зеркало. Отвечай, как эхо.

Брюс ли 

Розничный магазин единоборств с нуля 

Я долго работал в Орле (350 км от Москвы), продавал только в интернете и всегда мечтал открыть магазин в Москве. Помимо перспективного направления, идея была поднять продажи за счет поисковой выдачи. Когда у тебя есть физические магазины, поисковики тебя любят больше и поднимают твои позиции.

Помещение искал непроходное. Глупо думать, что человек в торговом центре увидит мою вывеску и подумает, а не купить ли мне кимоно для карате киокушинкай. Поэтому я решил сэкономить на трафике (проходимости в ТЦ), но вложить эти деньги в трафик (рекламу) в интернете.  

Когда открывался, экономил на всем: например, сам ночевал в 6-ти местном хостеле на двухэтажной кровати, где давали скидки на бизнес-ланчи. 
Когда открывался, экономил на всем: например, сам ночевал в 6-ти местном хостеле на двухэтажной кровати, где давали скидки на бизнес-ланчи. 

Чтобы сразу не нанимать второго сотрудника, месяц сам работал по выходным (приезжал из Орла в Москву). 

При выборе помещения смотрел на:

– Интересное для меня расположение

Если приезжал и не мог найти свой будущий магазин, то отменял встречу. Если у меня возникают проблемы с поиском магазина, такие же проблемы будут и у моих клиентов. Напротив выбранного помещения стоял дворец единоборств. 

–  На доступность мобильного интернета 

В Москве монополия на интернет в ТЦ. 10 мбит стоит 10 000 ₽ в месяц, поэтому планировал поставить свой мобильный модем. 

– Цену парковки 

В Москве бывает гостевой паркинг стоит по 6-10 000 ₽ за место. 

– Наличие документов 

Часто в Москве сдает не прямой собственник, а управляющая компания. Я смотрел помещение, где до прямого собственника было 5 договоров субаренды, переуступки прав. Я отказался, потому что цепочка могла развалиться на любом этапе. Отдаю преимущество собственнику.  

Собрал такую табличку и выбрал лучшее помещение в ТЦ
Собрал такую табличку и выбрал лучшее помещение в ТЦ

Акт приема-передачи подписывал только после фактического начала работы, так как на этапе подписания бумаг вы можете пропустить недостатки помещения, а их, если не зафиксировать, повесят на вас. 

Для дисциплинирования сотрудника на дверь повесил табличку: если вы пришли к нам в рабочее время, а дверь закрыта, мы доставим товар бесплатно по всей Москве. За счет отсутствующего сотрудника.  

Когда брал это помещение, яро торговался: 

– Ребят, летом же все равно никто у вас не берет, правильно? Я готов взять сейчас (июнь), но платить с августа.  

– Мы подумаем 

В итоге договорились по 1 000 ₽ аренда на июнь и июль. 

– Ребят, а арендные каникулы?

– … 

За первую половину августа тоже 500 ₽. 

Не первый раз когда поставщики идут на встречу, достаточно просто попросить. 

Порхай как бабочка, жаль, как пчела 

Мухаммед Али  

У меня была клиентская база, поэтому в магазин в первый же день пошли люди, они уже знали про нас. За 8 дней сентября мы прошли точку безубыточности и набрали себе и на аренду, и на зарплату. А я думал первый месяц отработать в минус. 

В целом розничный магазин приносит немного, около 31 900 ₽ в месяц, но держать его все равно полезно. 

– Розничный магазин положительно влияет на seo и поднимает интернет-продажи

 – Магазин помогает сокращать кассовый разрыв от интернет-продаж. Там деньги вы получаете с задержкой, а в оффлайн-магазине сразу. Хотя сейчас и интернет-магазин перевели на предоплату.  

– Часть людей с радостью берет в интернете, но кому-то очень важно потрогать ваш товар, поговорить с продавцом глаза в глаза. И этих людей вы потеряете без своего магазина. А еще с помощью своего магазина в Москве мы можем отправлять заказы день в день (даже быстрее маркетплейсов) просто яндекс курьером или пешим курьером. 

– В магазине больше допродаж, человек приходит за кимоно, а потом видит: о, сумка, о, шлем.

Торговля на маркетплейсах с нуля 

Сначала я на энтузиазме сам возил товар из Орла в Москву, но когда все считаешь, становится грустно. 

Проблем на маркетплейсах довольно много. 

– Замораживание денег 

Раньше была проблема с оплатами через интернет, поэтому были кассовые разрывы от наложенных платежей, а сейчас 95% предоплата. 

А путь селлера – он закупает на 1 млн, ждет 2–3 недели, пока продаст, ждет дней пять, пока придет клиенту, кто-то оформит возврат (возвраты бывает месяцами катаются), через 2 недели ему заплатит ВБ и только тут он выведет деньги. То есть 1,5-2 мес спокойно не видишь свои деньги.      

В интернет-магазине человек делает предоплату, мы сразу получаем деньги, через день отправляем, клиент получает, и нет кассовых разрывов. 

– Низкая рентабельность 

Например, я продаю кимоно на Вайлдберриз за те же 2000 ₽. С этого товара я заплачу:  

– 20–25% комиссии, 

– 150 ₽ за логистику, 

– вычитаем возвраты, 

– эквайринг, 

– ШТРАФЫ, 

– Налоги (7%).

И в итоге с одного кимоно остается 1120 ₽. 

Кимоно купили за 1000 ₽, то есть от 2000 ₽ остается 6% рентабельность продаж.  

А в интернет-магазине остается за минусом налогов около 1880, и та же 1000 на закупку, итого 880 сверху, то есть 44% рентабельность продаж. Потому что нет комиссий, логистику оплачивает покупатель (сдэк или почта). А реклама и минимальная инфраструктура (вроде офиса и сотрудника) нужна и там, и там.   

Я могу 50 кимоно продать в интернет-магазине и получить 44 000 прибыли, а продавец ВБ продаст 366 кимоно, и заработаем одинаково.
Я могу 50 кимоно продать в интернет-магазине и получить 44 000 прибыли, а продавец ВБ продаст 366 кимоно, и заработаем одинаково.

 – Селлеры гарантированно должны стараться ставить цену ниже всех, а мы можем ставить 2500, когда на ВБ – 1800. Мы берем свою наценку по сути, за консультационные услуги. 

Часто дешевле взять на маркетплейсе, чем у нас, но всегда есть категория людей, которая ищет не качество, а только цену. Все, кто работает у нас в магазине, либо текущие, либо бывшие спортсмены, и они точно знают, что рекомендовать. 

Поэтому у нас покупают готовое решение. Человек может купить перчатки на ВБ за 700 ₽, но на турнире его попросят купить другие, потому что они не пройдут мандатную комиссию. Мы же готовы полностью экипировать ребенка, и все это пройдет нужные проверки. Это будет чуть дороже, зато подойдет под все задачи. 

– На маркетплейсе нет понимания, чью фирму выкупили, а, следовательно, покупатель на маркетплейс вернется, но вот уже не факт, что к вам. 

Если ваш ребенок ходит на карате с 4 лет, каждый год вы обновляете экипировку. 

Средний чек интернет интернет-магазина
Средний чек интернет интернет-магазина

Сейчас у меня осознанно нет маркетплейсов, по-моему, там уже идет борьба капиталов (и немного владельцев). А с ценой денег, как сейчас, неясно, как этим заниматься.  

Последний раз, когда торговал на маркетплейсах, получал 73 816 ₽ валовой прибыли, но комиссии сейчас существенно выше. 

Косвенные расходы 

Помимо описанных расходов, на интернет-магазины и розницу нам нужен офис, сотрудники, которые работают с заказами и сидят на телефонах, сервисы. Это обходится мне в 199 928 ₽. 

Офис в Орле — удовольствие недорогое
Офис в Орле — удовольствие недорогое

Сколько зарабатывает владелец магазина единоборств?

Великое состоит из малого, а многое — из немногого.

Лао Цзы 

Итого валовая прибыль все интернет-магазинов, розничных магазинов и маркетплейсов, пока они были, выходила в 693 253 ₽. 

Косвенные расходы на обеспечение этого бизнеса – 199 928. 

То есть чистая прибыль до вычета налогов и процентов по кредитам – 493 325 ₽. 

Налоги из общего оборота 2 024 000 составляют – 141 680. 

То есть чистая прибыль около 351 645 ₽ в месяц. 

Это структура моих доходов, сами данные за 2022 год, но все соотношения актуальны и сейчас, просто сейчас у меня повыше оборот. Например, сейчас я остановил рекламу, чтобы не превысить лимит 60 млн ₽ в год и не попасть на НДС. 

Выводы 

– Чем старше становлюсь, тем больше прихожу к мысли, что главный актив – это мозги или как сказал классик: 

У кого есть мозги и руки, никогда не пропадёт от голода и скуки

Люмен 

У вас может не быть машины, квартиры, но если на месте будет голова (и лояльная клиентская база) голодать вы не будете.  

– В бизнесе черный пояс нужно иметь не по обороту, а по работе с базой.  

Спасибо, что прочитали, буду рад вашим комментариям, прошу без оскорблений, у меня все-таки черный пояс по карате. 

Побеждают, если знают, когда можно сражаться и когда нельзя; побеждают, когда умеют пользоваться и большими и малыми силами; побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания; побеждают тогда, когда сами осторожны и выжидают неосторожности противника

Сунь Цзы – Искусство войны 

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога “Упал, поднялся”, на основе интервью с владельцем 5 интернет-магазинов, экс-владельцем производства и продавцом на маркетплейсах Павлом Пресняковым. 

Уже больше года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.

Может показаться, что "Упал, поднялся” – это веселые истории о том, как пожарить косточки, насушить листья, склеить картон, чтобы заработать миллионы на маркетплейсах. Но на самом деле в блоге уже больше 50 статей из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.

Подписывайтесь на блог “Упал, поднялся – интервью про бизнес”.

Комментарии (7)


  1. GospodinKolhoznik
    23.12.2024 15:36

    А ведь если из кимоно сделать когтеточку... это ещё больше увеличит прибыль!


  1. Alexndr1
    23.12.2024 15:36

    Странно конечно что доход за 2022 год. Тут уж 2025 на носу. Ну доход 300-400к в месяц. Ну ок. Цитат же столько как будто миллиард в год доход ...


    1. CrazyElf
      23.12.2024 15:36

      Зато так читать веселей. Хотя, конечно, цитаты и заезженные в основном )


    1. VasilievVictor
      23.12.2024 15:36

      Ничего странного, сколько в 2024, там написано, между строк и это весьма неплохо. Интересная статья, думал с засильем маркетплейсов старые подходы утратили актуальность, а выходит продвижение собственного «бренда», свой сайт, прямая работа с клиентами и создание устойчивого дружелюбного комьюнити не только не устарели, а приобретают новое звучание.


      1. peterkam
        23.12.2024 15:36

        +1. Тоже был приятно удивлен, что после маркетпоейсов не выжженная земля осталась


      1. Vsevo10d
        23.12.2024 15:36

        думал с засильем маркетплейсов старые подходы утратили актуальность, а выходит продвижение собственного «бренда», свой сайт, прямая работа с клиентами

        Да, потому что есть описанный автором заградительный механизм в виде тренера, который допускает только в правильном экипе "под ключ".

        Перефразируя известный анекдот

        Молодой человек пришел к Великому Мастеру.

        — Великий Мастер, научите меня Киокушинкай.

        Великому Мастеру было лень, но отказывать в просьбе он не стал, а сказал:

        — Да, хорошо, я научу тебя Киокушинкай. Но я не беру учеников без перчаток.

        Молодой человек ушел. Но через день возвращается.

        — Великий Мастер, я купил перчатки, научите меня Киокушинкай.

        Великий мастер помрачнел и говорит:

        — Да, я научу тебя Киокушинкай. Но для этого ты должен купить перчатки не на Вайлдберриз, а у правильного бренда.

        Молодой человек ушел. Но через 3 дня возвращается.

        — Великий Мастер! Я нашел бренд, который вы сказали, купил у них перчатки и заодно все остальное — сказал молодой человек и надел черный пояс.

        — Ни**я себе, — сказал Великий Мастер.


        1. Kanut
          23.12.2024 15:36

          Там вроде бы не тренер, а "мандатная комиссия на турнире". Что само по себе нормально для большинства видов спорта.

          Вопрос скорее в том насколько прозрачны официальные требования к экипировке. Есть ли какой-то ГОСТ или хотя бы "внутренний" аналог от спортивной федерации? Или это каждый организатор соревнований может сам решать?