Как вы знаете из прошлой статьи (лонгрид тут), я пришёл к резкой смене творческого (рабочего) пути. Довольно быстро я ознакомился с минимальной "базой знаний" продакта, благо часть прошлого менеджерского опыта помогла в её освоении. В этот момент меня осенило, что я могу продолжать учиться, при этом попробовать параллельно практиковаться.

И я начал поиск. На тот момент для поиска стажировок и вакансий intern product manager (по сути, то же самое) я использовал ХэХэ и сайты крупных компаний, так или иначе связанных с IT — Сбер, Т-Банк, МТС и т. д. Да, вакансий было совсем немного, я бы даже сказал, их практически не было. В бигтех-компаниях на стажировки принимаются в основном студенты +/- релевантных направлений обучения, а я — мальчик уже не молодой — получал только отказы или безмолвие в ответ.

Получил пару приглашений в мелкие компании, сделал пару тестовых, прошёл пару собесов. Итог — отказ. Желания сдаваться не было, так как я понимал, что область моих знаний для многих соискателей слишком мала, и с разбега меня никто не возьмёт. Я взял за правило каждый понедельник раскидывать резюме во все возможные вакансии — и это правило принесло плоды.

Одним совершенно обыкновенным утром мне на почту пришёл ответ, в котором было приглашение на ещё один собес, без тестовых заданий. Вакансия называлась "Помощник продакт-менеджера". Собеседование состоялось, и в итоге прекрасный человек по имени Анатолий предложил мне поработать part-time на него в роли младшего продакта.

Моей радости не было предела! Хотелось скорее взяться за дело.

Немного о компании, куда я попал

Это был стартап, уже прошедший стадию MVP и работающий с довольно большой аудиторией. Суть продукта — генерация детских сказок с помощью ИИ.

Да, конечно, многие сейчас подумают: зачем такой продукт, если я могу пойти в GPT или DeepSeek и за несколько промтов сделать любую сказку? Но продукт упрощал большую часть взаимодействия с ИИ и аккумулировал работу сразу нескольких LLM, так как в сказках, помимо текста, были ещё и картинки, конечно же.

Плюс ко всему, главная целевая аудитория — мамочки, а разбираться с нейронками у большинства из них просто нет времени. По факту, всё, что нужно было пользователю, — это ввести имя, возраст, пол и интересы ребёнка, а также заложить “мораль” повествования, которая решала определённую боль родителя. Например:

  • Нужно вовремя ложиться спать.

  • Делать уроки.

  • Чистить зубы.

Пользователь вводил данные — и происходило сказочное чудо!

Я быстро полюбил этот продукт. Уже на стадии знакомства я был без ума от него. Дарить радость детям — это круто! Те, у кого есть свои дети, поймут меня на 999%.

Первый рабочий день

И вот наступил оговорённый день икс, с которого я приступил к работе. В первый день я начал изучение продукта: прочесал CJM, посмотрел на ближайшие спринты, сунул нос в аналитику.

Одной из первых моих задач была мелкая аналитика. Мне дали задание собрать цифры из Amplitude по определённым событиям в приложении. И да, предвосхищая вопрос — я никогда до этого не пользовался Amplitude.

Но благо открытых источников предостаточно, и я быстро разобрался, с чем имею дело. Я понял, что мне нужно больше информации о настройках нашего Amplitude, создал новый аккаунт в приложении со сказками, зафиксировал его создание в Amplitude и далее строил карту событий аналитики, исходя уже из собственного опыта, сопоставляя свои действия с событиями в системе.

Зачем я это делал?

Потому что внутреннюю документацию никто не писал, а те, кто трогали Amplitude до меня, довольствовались своим пониманием событий. Собрав эту карту (по факту, визуальную документацию в Miro), я довольно легко стал ориентироваться в Amplitude, и в дальнейшем у меня не возникало никаких проблем.

Позже мне доверили переработку части CJM + Wireframe, а конкретно — всего онбординга сервиса. Это было очень увлекательно: у меня на руках были результаты опросов групп пользователей, а также данные из аналитики, и я точно знал, что нужно менять.

Параллельно с визуалом и текстами онбординга я писал ТЗ в разработку (не сложные, но развернутые и понятные), согласовывая со старшим продактом. Спринты у нас были недельные, и иногда в один спринт мы умудрялись впихнуть массу изменений.

Одновременно с проработкой CJM и Wireframe мне поручили проектирование нескольких будущих фич и разделов, таких как главное меню приложения, система пуш-уведомлений и прочее.

Через несколько спринтов у меня за плечами уже были кейсы:

  • Главное меню: проработка, описание.

  • Анализ поведения пользователей.

  • Умение работать с метриками retention, LTV, churn rate и т. д.

  • Работа с CJM и Wireframe. В моём случае они были неотделимы, поэтому везде пишу сразу про оба.

  • Тестирование сервиса на предмет багов и полное описание пользовательского опыта.

  • Меня даже пустили немного полазить в юнит-экономике.

Затем мы перевели продукт с разовой оплаты на подписочную модель. В свете этих событий снова привалило работы. По сути, я почти всё время взаимодействовал с CJM, вносил и описывал в ТЗ постоянные правки, отслеживал изменения в поведении пользователя после этих правок, делал отчёты и ещё массу всего интересного (и не очень).

Врать не буду: не все задачи вдохновляют — это правда. Но общая цель и понимание достигнутых результатов, особенно тех, к которым ты приложил руку, мотивируют на ещё большие усилия.

Итог

Сказать, что задачи были линейными или цикличными, я не могу.

Через пару месяцев пришло осознание, что это увлекательно по-своему. И то, что я хочу развивать свои навыки в этом виде менеджмента, наконец побороло все мои страхи перед неизведанным.

И я продолжаю путь. Учусь и работаю.

Могу ли я себя назвать Product Manager? Наверное, ещё нет.

Но я знаю, куда стремиться и что мне нужно ещё познать на этом пути.

Комментарии (0)