Привет, Хабр!

Сегодня расскажу, как нейросеть DeepSeek-R1, несмотря на свои ограничения, помогла вывести обобщённое уравнение плоскости и поверхности второго порядка в геометрической алгебре (GA) через матрицы Паули. Это не просто история про «ИИ vs математика» — это пример симбиоза, где человек направляет, а машина предлагает идеи, которые иначе могли бы остаться незамеченными. Это пример того, как технологии расширяют возможности исследователя, а критическое мышление превращает сырые идеи в строгие математические конструкции.

___________________________________________________________________________

1. Введение: Почему геометрическая алгебра и матрицы Паули?

Геометрическая алгебра (GA) объединяет векторы, бивекторы и другие объекты в единую систему, заменяя классические координатные подходы. Например:

  • Бивектор плоскости кодирует не только ориентацию, но и "площадь" через внешнее произведение.

  • Дуальность в GA позволяет преобразовывать бивектор в вектор (нормаль) через умножение на псевдоскаляр i·σ0, где i обычная мнимая единица.

Матрицы Паули (σx,σy,σz​) обычно используются в квантовой механике, но их структура идеально подходит для представления 3D-векторов в GA:

r=x·σ  x ​  +y·σ  y ​  +z·σ  z ​  = \begin{pmatrix} z & x+iy \\ x-iy & -z \end{pmatrix}

Именно здесь начался наш диалог с DeepSeek-R1.

_______________________________________________________________________

2. Как DeepSeek-R1 «ломали» и что из этого вышло

Проблема 1: Уравнение плоскости в GA

Исходный запрос:
«Напиши уравнение плоскости через матрицы Паули в GA».

Первая попытка ИИ:
DeepSeek выдал каноническое уравнение плоскости nr=d, но попытался перемножить матрицы покомпонентно, что привело к ошибке:

!Ошибочный вывод!: 

n·r=\begin{pmatrix} n_zz & n_xx-in_yy \\ n_xx-in_yy & -n_zz \end{pmatrix}

Что не так: В GA скалярное произведение nr=(n·r+r·n)/2 — это антикоммутатор, а не покомпонентное умножение.

Хоть преобразования и были не верны, но за то какая идея! На этом моменте поставил себе цель довести DeepSeek до правильного ответа.

Решение после 7 попыток:

2.1 Обобщённое уравнение плоскости в GA

В геометрической алгебре уравнение плоскости задаётся через геометрическое произведение вектора нормали n и направляющего вектора r:

nr=d·σ_0nr=n⋅r+n∧r=(nr+rn)/2+(nr-rn)/2

где nr=(nr+rn)/2 скалярное произведение (антикоммутатор), nr=(nr-rn)/2 внешнее произведение (коммутатор).

Это равенство объединяет:

  1. Скалярную часть: nr=d (расстояние до плоскости),

  2. Бивекторную часть: nr (ориентация плоскости).

На этом перестал мучать DeepSeek и далее сформулировал всю основную математику, попросив его, как соавтора исправить мое изложение.

Обобщённый вектор r и нормаль n включают дуальные компоненты через матрицы Паули:

r=\begin{pmatrix} c⋅z & a⋅x-i⋅b⋅y \\ a⋅x+i⋅b⋅y & -c⋅z \end{pmatrix}-i\begin{pmatrix} c`⋅z & a`⋅x+i⋅b`⋅y \\ a`⋅x-i⋅b`⋅y & -c`⋅z \end{pmatrix}n=\begin{pmatrix} c⋅n_z & a⋅n_x-ib⋅n_y \\ a⋅n_x+ib⋅n_y & -c⋅n_z \end{pmatrix}-i\begin{pmatrix} c`⋅n_z & a`⋅n_x+ib`⋅n_y \\ a`⋅n_x-ib`⋅n_y & -c`⋅n_z \end{pmatrix}

Коэффициенты:

  • a,b,c,nx​,ny​,nz​ — «реальные» параметры,

  • a′,b′,c′,nx′​,ny′​,nz′​ — «дуальные» параметры, связанные с мнимыми компонентами.

Физический смысл:

  • Скалярная часть nr=d задаёт классическое расстояние до плоскости.

  • Бивекторная часть nr кодирует ориентацию и «скручивание» плоскости в дуальном пространстве.

___________________________________________________________________________

2.2 Пример: Уравнение плоскости без дуальности

Если a′=b′=c′=0, уравнение сводится к классическому виду:

nr=au​⋅σ0​, где au​ — задает действительное расстояние.

При подстановке матриц Паули:

​(nr+rn)/2=nx​⋅​a​⋅x+ny​⋅​b​⋅y+nz​​⋅c​⋅z=au​.

Это каноническое уравнение плоскости Ax+By+Cz=D, где A=nx​⋅a, B=ny​⋅b, C=nz​⋅c, D=au​.

2.3. Новизна:

  • Введение мнимой компоненты i​⋅bu​ позволяет разделить «реальное» расстояние до плоскости и «дуальное» смещение, связанное с ориентацией.

  • Дуальная часть бивектора плоскости n задаётся через "−i​⋅n", что сохраняет связь с классической нормалью.

___________________________________________________________________________

Проблема 2: Поверхности второго порядка

Цель: Получить уравнение конуса/квадрики через GA.

Сначала я дал пару запросов, ответ не устроил, но меня озарило от этого ответа!

Если направляющий вектор сам является нормалью к образующей плоскости, то уравнение приобретает очень красивый вид.

Решение DeepSeek-R1 (после исправлений):

r^2=(au​+i⋅bu​)⋅σ0

где r^2 раскрывается как:

(c^2−c′^2)z^2+(b^2−b′^2)y^2+(a^2−a′^2)x^2+2i(bb′y^2−aa′x^2−cc′z^2)

Как это работает:

  • Уравнение задает все поверхности второго порядка.

  • При пересечении с плоскостью z=−Ax/C−By/C−D/C уравнение даёт кривые второго порядка (эллипс, гиперболу). Требуется только подставить z в уравнение.

  • Мнимые коэффициенты a′,b′,c′ управляют «скручиванием» поверхности в дуальном пространстве.

Пример:
Для a′=b′=c′=0 получаем классический конус:

a^2x^2+b^2y^2−c^2z^2=0

_______________________________________________________________________

3. Новизна: Что не встречалось в учебниках?

  1. Матричное представление плоскости с дуальными параметрами:
    Стандартные уравнения GA (например nr=d) не включают мнимые компоненты для разделения реального/дуального пространств.

  2. Квадрики через матрицы Паули:
    Использование r^2=u​⋅σ0​ с комплексным u — это новый способ параметризации поверхностей, удобный например для анализа данных (см. п. 4).

  3. Явная связь с коммутаторами:

    • Скалярное произведение = антикоммутатор ​(nr+rn)/2,

    • Внешнее произведение = коммутатор ​(nrrn)/2.

    Это объединяет GA с алгеброй Ли, что редко подчёркивается в базовых курсах.

    ____________________________________________________________________

4. Практическое применение: Аппроксимация данных

Идея: Восстановление поверхности второго порядка по 10 точкам через СЛАУ:

  1. Подставить координаты точек в r^2=u​⋅σ0​.

  2. Решить систему для a,b,c,a′,b′,c′,d,x0,y0,z0.

Преимущество: Учёт «дуальных» параметров a′,b′,c′ позволяет аппроксимировать не только форму, но и ориентацию поверхности.

_________________________________________________________________________

5. Почему DeepSeek-R1 — не панацея, но прорыв

  • Минусы:

    • Путает коммутаторы/антикоммутаторы.

    • Не может раскрывать скобки в длинных выражениях.

    • Переходит на английский без запроса.

  • Плюсы:

    • Предлагает неочевидные аналогии (например, связь бивектора и дуальной нормали).

    • Генерирует «каркас» формул, который человек может интерпретировать и доработать.

_________________________________________________________________________

6. Заключение

DeepSeek-R1 не заменит математика, но станет идеальным «коллегой» для исследований:

  • Помогает преодолеть когнитивную инерцию.

  • Автоматизирует рутинные выкладки (если дать чёткие инструкции).

Что дальше:

  • Проверка гипотезы об аппроксимации квадриками. Применение подхода в машинном обучении для аппроксимации сложных поверхностей.

  • Сравнение с методами машинного обучения (например, нейросетями с loss-функцией на основе GA).

  • Исследование дуальных коэффициентов в задачах компьютерного зрения.

Спасибо вам за внимание! И спасибо DeepSeek-R1! Книга для погружения в тему: «Геометрическая алгебра для физиков» (Крис Дорнан, Энтони Ласенби).


P.S. Если вы встречали похожие уравнения в литературе — напишите в комментариях! Пока что мои поиски не дали результатов, но это может быть связано с узостью темы.  Совместными усилиями можно раскрыть потенциал этого подхода.

Комментарии (4)


  1. starfair
    19.02.2025 06:04

    Мало что понимаю в описанном, хотя и физик теоретик по образованию (но увы, практически после окончания университета не занимался физикой, по семейным обстоятельствам).
    Как рабочий инструмент ИИ и правда вполне себе вещь, но ваш пример очередное доказательство, что пока без внешнего контроля со стороны уже подготовленного профессионального человеческого ума, ИИ это мега калькулятор, гипер поисковик и супервики в одном флаконе, но результаты без человеческой ревизии чаще всего ничтожные.


    1. Exlt8 Автор
      19.02.2025 06:04

      Тут парадокс в том, что не предложи он мне несколько простейших идей, неизвестно смог ли бы я в принципе перестроить восприятие и переосмыслить сам. Так что лично я считаю DeepSeek полноценным соавтором в данном случае.


      1. starfair
        19.02.2025 06:04

        Нет, ну я тоже не спорю, что обученные модели ИИ, не то чтобы какое свое новое вносят, но вот хитросплетения реализации человеческих промтов, порой создают весьма нетривиальные ходы. Это ещё заметили, когда обучили ИИ который обыграл чемпиона в Го. Насколько я помню, анализ победных стратегий как раз и привел к выводам, что на стадии обучения в партиях с самим собой, этот ИИ играл по стратегиям, которые для человеческого ума казались изначально проигрышными, но это было иногда ошибочное допущение. Вот и тут, построение моделей, которое нам кажется странным, приводит не обязательно к странным результатам. Просто у нас уже есть шаблоны рассуждения, которые могут быть куда существенно уже нежели у ИИ


  1. Jetstorm
    19.02.2025 06:04

    Я тоже так могу, вот например две формулы связать - теорему пифагора и формулу эйнштейна: c^2=a^2+b^2 и E=mc^2, выразим c^2 через одну формулу и подставим в другую и т.д.