0. Предисловие

Вдохновлённый статьёй «Когда private, но очень хочется public», я решил исследовать альтернативный способ доступа к приватным членам класса в C++. В отличие от классического подхода с прокси-структурами и частичной специализацией, мой метод использует иерархическую специализацию шаблонов с явной инициализацией указателей, что даёт несколько преимуществ:

  1. Единообразие синтаксиса:
    Доступ к данным, методам и статическим членам осуществляется через единый интерфейс access_member, а не через разрозненные механизмы.

  2. Прямая инициализация указателей:
    Вместо косвенного связывания через traits-классы используется явная регистрация членов через init_member, что делает код более прозрачным.

  3. Расширяемость архитектуры:
    Подход естественным образом поддерживает добавление новых категорий членов (например, статических) через дополнительные специализации.

Это не "ещё одна реализация того же самого", а принципиально иная архитектура, где:

  • Нет необходимости в stub-структурах для каждого члена

  • Типы членов явно указываются при инициализации

  • Работа с указателями происходит на этапе компиляции

1. Почему нельзя просто взять указатель на приватное поле?

Рассмотрим простой класс:

class Dog {
public:
    Dog(std::string name) : name(name) {}
    void printName() const { std::cout << name << std::endl; }
private:
    std::string name;
};

Если попытаться получить указатель на name извне:

  auto ptr = &Dog::name;  // Ошибка: "name" is private

Компилятор запретит это, потому что name — приватное поле. Это описано в стандарте C++ в разделе [class.access] , где указано, что доступ к приватным членам класса (private) разрешён только для методов самого класса и дружественных (friend) сущностей. Любая попытка обращения к private-полю извне класса приводит к ошибке компиляции, так как нарушает правила инкапсуляции.

2. Как шаблоны позволяют обойти ограничение?

Шаблоны в C++ инстанцируются на этапе компиляции, и если специализация шаблона происходит в контексте, где приватный член доступен (например, внутри класса или через friend), то компилятор разрешит взять его адрес.

Шаг 1: Хранилище для указателя

Создадим шаблонный класс, который будет хранить указатель на член класса:

template<typename ClassType, typename MemberType>
struct MemberPtrHolder {
    static MemberType ClassType::* ptr;  // Указатель на член класса
};

// Инициализация статического указателя
template<typename ClassType, typename MemberType>
MemberType ClassType::* MemberPtrHolder<ClassType, MemberType>::ptr = nullptr;

Шаг 2: Шаблон для инициализации указателя

Теперь создадим шаблон, который при инстанцировании будет записывать указатель на приватное поле в MemberPtrHolder:

template<typename ClassType, typename MemberType, MemberType ClassType::* Ptr>
struct PrivateMemberAccessor {
    PrivateMemberAccessor() {
        MemberPtrHolder<ClassType, MemberType>::ptr = Ptr;
    }
    static PrivateMemberAccessor instance;  // Статический экземпляр
};

// Явное определение статического объекта
template<typename ClassType, typename MemberType, MemberType ClassType::* Ptr>
PrivateMemberAccessor<ClassType, MemberType, Ptr> 
PrivateMemberAccessor<ClassType, MemberType, Ptr>::instance;

Шаг 3: Специализация для конкретного поля

Теперь мы можем создать специализацию для Dog::name:

template class PrivateMemberAccessor<Dog, std::string, &Dog::name>;

Компилятор видит, что специализация шаблона происходит в области, где Dog::name доступен (т. к. шаблон объявлен в глобальной области, но инстанцируется с корректным доступом).

Теперь мы можем получить доступ к приватному полю:

int main() {
    Dog dog("Buddy");
    dog.printName();  // Выведет: Buddy

    // Получаем указатель на приватное поле
    auto name_ptr = MemberPtrHolder<Dog, std::string>::ptr;

    // Меняем значение через указатель
    dog.*name_ptr = "Max";

    dog.printName();  // Выведет: Max
}

Что здесь происходит?

1. PrivateMemberAccessor<Dog, std::string, &Dog::name>::instance инициализируется до вызова функции main()
2. В его конструкторе указатель &Dog::name записывается в MemberPtrHolder<Dog, std::string>::ptr
3. В main() мы получаем этот указатель и меняем значение поля

3. Расширенная функциональность

Добавим функциональность для работы с методами, статическими членами и их соответствующие инициализаторы

template<typename ClassType, typename MemberType>
struct access_member {
    static MemberType ClassType::* ptr;
};

template<typename ClassType, typename MemberType>
MemberType ClassType::* access_member<ClassType, MemberType>::ptr = nullptr;

// Специализация для методов
template<typename ClassType, typename RetType, typename... Args>
struct access_member<ClassType, RetType(Args...)> {
    static RetType(ClassType::* ptr)(Args...);
};

template<typename ClassType, typename RetType, typename... Args>
RetType(ClassType::* access_member<ClassType, RetType(Args...)>::ptr)(Args...) = nullptr;

// Специализация для const методов
template<typename ClassType, typename RetType, typename... Args>
struct access_member<ClassType, RetType(Args...) const> {
    static RetType(ClassType::* ptr)(Args...) const;
};

template<typename ClassType, typename RetType, typename... Args>
RetType(ClassType::* access_member<ClassType, RetType(Args...) const>::ptr)(Args...) const = nullptr;

// Шаблоны для статических членов
template<typename ClassType, typename MemberType>
struct access_static_member {
    static MemberType* ptr;
};

template<typename ClassType, typename MemberType>
MemberType* access_static_member<ClassType, MemberType>::ptr = nullptr;

template<typename ClassType, typename RetType, typename... Args>
struct access_static_member<ClassType, RetType(Args...)> {
    static RetType(*ptr)(Args...);
};

template<typename ClassType, typename RetType, typename... Args>
RetType(*access_static_member<ClassType, RetType(Args...)>::ptr)(Args...) = nullptr;

// ==================== Инициализаторы ====================
// Для членов-данных
template<typename ClassType, typename MemberType, MemberType ClassType::* ptr>
struct init_member {
    init_member() { access_member<ClassType, MemberType>::ptr = ptr; }
    static init_member instance;
};

template<typename ClassType, typename MemberType, MemberType ClassType::* ptr>
init_member<ClassType, MemberType, ptr> init_member<ClassType, MemberType, ptr>::instance;

// Для методов
template<typename ClassType, typename RetType, typename... Args, RetType(ClassType::* ptr)(Args...)>
struct init_member<ClassType, RetType(Args...), ptr> {
    init_member() { access_member<ClassType, RetType(Args...)>::ptr = ptr; }
    static init_member instance;
};

template<typename ClassType, typename RetType, typename... Args, RetType(ClassType::* ptr)(Args...)>
init_member<ClassType, RetType(Args...), ptr> init_member<ClassType, RetType(Args...), ptr>::instance;

// Для const методов
template<typename ClassType, typename RetType, typename... Args, RetType(ClassType::* ptr)(Args...) const>
struct init_member<ClassType, RetType(Args...) const, ptr> {
    init_member() { access_member<ClassType, RetType(Args...) const>::ptr = ptr; }
    static init_member instance;
};

template<typename ClassType, typename RetType, typename... Args, RetType(ClassType::* ptr)(Args...) const>
init_member<ClassType, RetType(Args...) const, ptr> init_member<ClassType, RetType(Args...) const, ptr>::instance;

// Для статических членов
template<typename ClassType, typename MemberType, MemberType* ptr>
struct init_static_member {
    init_static_member() { access_static_member<ClassType, MemberType>::ptr = ptr; }
    static init_static_member instance;
};

template<typename ClassType, typename MemberType, MemberType* ptr>
init_static_member<ClassType, MemberType, ptr> init_static_member<ClassType, MemberType, ptr>::instance;

template<typename ClassType, typename RetType, typename... Args, RetType(*ptr)(Args...)>
struct init_static_member<ClassType, RetType(Args...), ptr> {
    init_static_member() { access_static_member<ClassType, RetType(Args...)>::ptr = ptr; }
    static init_static_member instance;
};

template<typename ClassType, typename RetType, typename... Args, RetType(*ptr)(Args...)>
init_static_member<ClassType, RetType(Args...), ptr> init_static_member<ClassType, RetType(Args...), ptr>::instance;

Пример работы:

#include <iostream>
#include <string>

using namespace std;

// ==================== Пример класса ====================
class Dog {
public:
    Dog(string name) : name(name) {}

private:
    string bark() const { return name + ": Woof!"; }
    void rename(string new_name) { name = new_name; }

    static string species() { return "Canis familiaris"; }
    static int legs() { return 4; }

    string name = "";
    int age = 1000;
    static inline string secret = "Private static!";
};

// ==================== Инициализация указателей ====================
// Члены-данные
template struct init_member<Dog, string, &Dog::name>;
template struct init_member<Dog, int, &Dog::age>;

// Методы
template struct init_member<Dog, string() const, &Dog::bark>;
template struct init_member<Dog, void(string), &Dog::rename>;

// Статические члены
template struct init_static_member<Dog, string, &Dog::secret>;
template struct init_static_member<Dog, string(), &Dog::species>;
template struct init_static_member<Dog, int(), &Dog::legs>;


// ==================== Использование ====================
int main() {
    Dog fido("Fido");

    // Доступ к членам-данным
    fido.*access_member<Dog, string>::ptr = "Rex";
    cout << fido.*access_member<Dog, string>::ptr << endl;  // Rex

    cout << fido.*access_member<Dog, int>::ptr << endl;     // 1000
    fido.*access_member<Dog, int>::ptr = 5;
    cout << fido.*access_member<Dog, int>::ptr << endl;     // 5

    // Статическая переменная
    cout << *access_static_member<Dog, string>::ptr << endl; // Private static!

    // Вызов методов
    // Не-const метод
    (fido.*access_member<Dog, void(string)>::ptr)("Max");

    // Const метод
    cout << (fido.*access_member<Dog, string() const>::ptr)() << endl; // Max: Woof!

    // Статические методы
    cout << (*access_static_member<Dog, string()>::ptr)() << endl; // Canis familiaris
    cout << (*access_static_member<Dog, int()>::ptr)() << endl;    // 4
}

Также можно использовать макросы для генерации структур:

namespace private_access { 
    //Расширенная функциональность
}
// Определения макросов
#define EXPOSE_MEMBER(Class, Name) \
    template struct private_access::init_member<Class, decltype(Class::Name), &Class::Name>;

#define EXPOSE_METHOD(Class, Method, Signature) \
    template struct private_access::init_member<Class, Signature, &Class::Method>;

#define EXPOSE_STATIC_MEMBER(Class, Name) \
    template struct private_access::init_static_member<Class, decltype(Class::Name), &Class::Name>;

#define EXPOSE_STATIC_METHOD(Class, Method, Signature) \
    template struct private_access::init_static_member<Class, Signature, &Class::Method>;

// ==================== Пример класса ====================
/* Класс Dog */

// Для полей
EXPOSE_MEMBER(Dog, name); // template struct private_access::init_member<Dog, std::string, &Dog::name>;
EXPOSE_MEMBER(Dog, age); // template struct private_access::init_member<Dog, int, &Dog::age>;

// Для методов
EXPOSE_METHOD(Dog, bark, std::string() const); // template struct private_access::init_member<Dog, std::string() const, &Dog::bark>;
EXPOSE_METHOD(Dog, rename, void(std::string)); // template struct private_access::init_member<Dog, void(std::string), &Dog::rename>;

// Статические члены
EXPOSE_STATIC_MEMBER(Dog, secret); // template struct private_access::init_static_member<Dog, std::string, &Dog::secret>;
EXPOSE_STATIC_METHOD(Dog, species, std::string()); // template struct private_access::init_static_member<Dog, std::string(), &Dog::species>;
EXPOSE_STATIC_METHOD(Dog, legs, int()); // template struct private_access::init_static_member<Dog, int(), &Dog::legs>;

// ==================== Использование ====================
/* Блок main() */

4. Послесловие

Хочу выразить искреннюю признательность автору статьи «Когда private, но очень хочется public» — без его работы моё исследование просто не состоялось бы.

Их идея стала для меня точкой вдохновения, отправной точкой в поисках альтернативного решения.

Спасибо за глубокий анализ и элегантный подход, который заставил меня задуматься: «А можно ли сделать иначе?»

Скрытый текст

Ссылка на GitHub: privablic_2_0

Комментарии (14)


  1. Kelbon
    14.05.2025 07:35

    Красиво, думаю это в скором времени появится в тестовых фреймворках


    1. 1QDenisQ Автор
      14.05.2025 07:35

      Да, думаю, что это станет отличным инструментом для тестовых фреймворков и других библиотек, которые полагаются на доступ к внутреннему устройству классов. Читал о рефлексии, но чувствовалось, что её возможности ограничены — особенно в плане доступа к приватным методам. Скорее всего, такие изменения сделают рефлексию гораздо более полноценной и гибкой.


  1. Playa
    14.05.2025 07:35

    Если в наличии есть C++20, то подход из статьи https://dfrib.github.io/a-foliage-of-folly/ мне кажется проще и выразительнее.
    Кстати никакой из встреченных мной способов не умеет работать с битовыми полями (потому что нельзя взять адрес на такое поле), так что параноики могут использовать это для защиты от таких трюков (но вам не защититься от тех, кто эксплуатирует ODR мухахахаха)!


    1. Kelbon
      14.05.2025 07:35

      там нет никаких отличий в статье, просто там не готовое решение, а показан принцип. И используется auto вместо типа напрямую, это незначительное изменение


      1. Playa
        14.05.2025 07:35

        Да, видимо проморгал.
        Готовое решение тоже указано в статье: https://github.com/dfrib/accessprivate


    1. 1QDenisQ Автор
      14.05.2025 07:35

      Спасибо за ссылку — интересный подход с использованием C++20!
      Я пока придерживаюсь C++17 по ряду проектных причин и личных предпочтений. На мой взгляд, переход на C++20 пока не даёт таких критических преимуществ, чтобы тянуть за собой всю инфраструктуру.
      К тому же, в некоторых случаях старые добрые методы не только работают, но и проще читаются теми, кто ещё не "на ты" с новыми фишками стандарта.

      Но я с интересом посмотрю на статью — всегда полезно видеть разные варианты решения задач. Возможно, для каких-то новых проектов или экспериментов это будет даже удобнее.


  1. bfDeveloper
    14.05.2025 07:35

    Принцип довольно давно известный, мне кажется был в одной из книжек Саттера. Я сейчас использую домашнее решение компании с gtest, которое точно так же через специализацию шаблона предоставляет доступ к приватам. В тестируемом классе объявлен friend template class, а тест его специализирует и спокойно обращается к приватам без указателей на поля и прочих усложнений.


    1. Kelbon
      14.05.2025 07:35

      В тестируемом классе объявлен friend template class

      это совершенно другое. Требует модификации самого тестируемого типа. С таким же успехом можно заменить private на public


      1. bfDeveloper
        14.05.2025 07:35

        Разобрался. Сбили с толку вот эти слова из статьи:

        если специализация шаблона происходит в контексте, где приватный член доступен (например, внутри класса или через friend), то компилятор разрешит взять его адрес.

        Думал, что все эти макросы вставляются в сам класс. Без этого и правда интересно и сильно отличается от привычной интеграции через friend.


  1. LinkToOS
    14.05.2025 07:35

    Зачем нужен забор?
    Чтобы ограничить проход для тех, у кого нет ключа от калитки.
    Что сделать на случай если забудешь ключ от калитки?
    Нужно сделать дырку в заборе.

    Почему нельзя просто взять указатель на приватное поле?

    Нельзя, потому что НЕЛЬЗЯ. Его поэтому и сделали приватным.

    Компилятор запретит это, потому что name — приватное поле.

    Компилятор запрещает, потому что НЕЛЬЗЯ. Это защита от погроммистов.

    Если предложенный метод доступа является безопасным, то следует обосновать его безопасность. Иначе это способ обмануть компилятор. Теоретически, можно сделать чтобы компилятор выявлял такие вещи.

    Вдохновлённый статьёй «Когда private, но очень хочется public», я решил исследовать альтернативный способ доступа к приватным членам класса в C++

    Но в том случае прикручивали тестирование к чужому проекту. Поэтому были вынуждены нарушать правила.


    1. 1QDenisQ Автор
      14.05.2025 07:35

      Спасибо за интерес к статье

      «Нельзя, потому что нельзя»

      Это не объяснение, а тавтология. Да, программировании ограничения существуют не просто так: они служат для поддержания инвариантов, предотвращения несанкционированного доступа, обеспечения безопасности и читаемости кода. Однако бывают ситуации, когда эти ограничения необходимо преодолеть — например, при тестировании legacy-кода без возможности изменения интерфейса, работе с закрытыми API (например, встраивание функционала в чужой движок), исследовательских целях или reverse-engineering'е

      То, что технически запрещено, не всегда является запретом на использование в специфических условиях. Это как сказать, что у автомобиля есть замок зажигания, значит его вообще нельзя завести без ключа. Но в сервисном центре или при диагностике иногда это нужно — и для этого тоже есть способы, только делают это опытные люди с пониманием последствий.

      «Компилятор запрещает, потому что нельзя»

      Это неверно с точки зрения реализации и стандартов языка. Компилятор запрещает из-за правила [class.access] стандарта C++, которое регламентирует видимость членов класса. Это не произвол — это формальная часть языка, обеспечивающая защиту от случайного или намеренного нарушения инкапсуляции. В реальности вы просто повторяете то, что уже указано в статье.

      Компилятор запретит это, потому что name — приватное поле. Это описано в стандарте C++ в разделе [class.access] , где указано, что доступ к приватным членам класса (private) разрешён только для методов самого класса и дружественных (friend) сущностей. Любая попытка обращения к private-полю извне класса приводит к ошибке компиляции, так как нарушает правила инкапсуляции.

      «Если метод безопасен, нужно это обосновать»

      Метод, описанный в статье, использует шаблоны и статические инициализаторы, которые работают на этапе компиляции и не нарушают абстракцию памяти или ABI. Он не использует const_cast, reinterpret_cast или другие потенциально опасные конструкции. Он не обходит защиту памяти или runtime-проверки — он просто использует легальные механизмы языка, позволяющие получить доступ к приватным членам через явную специализацию шаблонов, которая происходит в допустимом контексте.

      Это не "дырка в заборе", это скорее "ключ к резервному входу". Использование такого способа требует знания того, что вы делаете.

      «Можно сделать, чтобы компилятор это находил»

      Да, можно. Но тогда вы усложните язык, сделаете невозможными многие легитимные вещи вроде SFINAE, частичной специализации, трейтов, сериализации и других продвинутых возможностей. Язык C++ построен на принципе: вы имеете право сломать себе ногу, если вы сами взяли молоток и гвозди.

      Такие техники, как описанная в статье, не являются злоупотреблением — они расширяют границы возможного в условиях ограниченного доступа к исходникам, устаревшего кода или необходимости глубокого анализа объектов.

      «Тестирование чужого проекта»

      Да, вы правы: я не тестировал чужой legacy-код, который сломается, если я не достану изнутри private-поле. Я не сидел в уголке, зажав в руках документацию от библиотеки 1993 года, и меня никто не заставлял это делать.

      Но знаете что? Это не делает мой подход бесполезным.

      Если бы все писали статьи только про то, что сильно болит , мы бы до сих пор писали на ассемблере — потому что "ну вот так нам нужно". Иногда исследование возможностей ради интереса приводит к чему-то полезному. Иногда оно рождает инструмент, который через пару лет спасёт чью-то пятую точку. А иногда просто демонстрирует, что язык ещё не догнал своими ограничениями возможности разработчиков.

      Моя задача была не в том, чтобы решить конкретную проблему здесь и сейчас, а показать технически корректный способ , как можно обойти ограничения доступа без нарушения семантики языка. Ни один reinterpret_cast не пострадал. Не было #define-хаков, макросных трюков или указателей void*. Всё работает строго на этапе компиляции, используя механизмы, которые и так есть в C++: шаблоны, специализации, статическую инициализацию.

      Это паттерн использования языка , который позволяет вам получить доступ к данным, не нарушая при этом ABI, memory model и логику типобезопасности. Такие вещи важны, когда вы пишете библиотеки, фреймворки или инструменты, которые должны быть надёжными даже в условиях ограниченного контроля над исходным кодом.

      Если вам кажется, что я просто «развил идею», то вы, возможно, недооцениваете разницу между тем, чтобы пробить дырку в заборе , и тем, чтобы найти запасной ключ , который всегда был, но никто не проверял.

      Инженерия — это не всегда решение проблемы. Иногда это подготовка решения к проблеме, которую вы ещё не видели.


      1. LinkToOS
        14.05.2025 07:35

        Спасибо за подробный ответ. По стилю комментарий отменный. Такое развернутое вступление украсило бы статью.

        Вот два вопроса по теме.
        Почему нет стандартного решения для доступа к приватным элементам на этапе отладки?
        Как доказать что предложенный метод не несет потенциальных угроз?

        Сипипи не вчера изобрели. И делали его неглупые люди. Стандарты разработаны для безопасности и удобства. Неужели в него не встроены стандартные методы предоставления доступа в приватам на этапе отладки?
        Если ваш метод полезен, значит сипипи по своей природе ущербен, и требует таких вот костылей, пусть и весьма изящных.

        То, что технически запрещено, не всегда является запретом на использование в специфических условиях.

        Можно было усилить акцент на "специфических условиях". То есть " в условиях ограниченного доступа к исходникам, устаревшего кода или необходимости глубокого анализа объектов." Чтобы новички не принимали это за норму.

        Это не делает мой подход бесполезным.

        Речь не об этом. Любое нестандартное решение несет потенциальную угрозу. Не приведет ли предложенный метод к возникновению дыры в безопасности?

        Метод, описанный в статье, использует шаблоны и статические инициализаторы, которые работают на этапе компиляции и не нарушают абстракцию памяти или ABI. Он не использует const_cast, reinterpret_cast или другие потенциально опасные конструкции.

        Этот текст тоже должен быть в статье.
        Звучит красиво. Но это больше декларация, чем доказательство.

        Если вам кажется, что я просто «развил идею», то вы, возможно, недооцениваете разницу между тем, чтобы пробить дырку в заборе , и тем, чтобы найти запасной ключ , который всегда был, но никто не проверял.

        Ключ должен быть только у класса, которому принадлежит приватный элемент. Уместный вопрос - это действительно запасной ключ, а не незаконный дубликат который передан случайному проходимцу?


        1. 1QDenisQ Автор
          14.05.2025 07:35

          Почему нет стандартного решения для доступа к приватным элементам на этапе отладки?

          Потому что C++ — это язык, в котором инкапсуляция — не просто ограничение доступа, а один из фундаментальных принципов проектирования. Стандарт не предусматривает механизмов для нарушения приватности даже с учётом нужд отладки, ведь добавление такого функционала противоречило бы самой философии языка. Программа должна быть строгой и защищённой по своей природе, а если разработчику нужно «заглянуть внутрь» объекта — это уже его личная ответственность и дело техники, а не задача языка.

          Как доказать что предложенный метод не несет потенциальных угроз?

          1. Метод использует легальные средства языка C++ , включая шаблоны, указатели на члены класса, статическую инициализацию и явную специализацию. Все эти механизмы описаны в стандарте C++ и не предполагают undefined behavior при корректном использовании.

          2. Доступ к приватным членам возможен только в контексте, где они видны компилятору , то есть внутри области, доступной на этапе компиляции. Попытка применить этот механизм к чужому классу без полного определения приведёт к ошибке компиляции — это гарантирует отсутствие произвольного доступа.

          3. Все операции происходят на этапе компиляции , что исключает runtime-обход защиты или манипуляции памятью. Это позволяет компилятору полностью контролировать типобезопасность и layout объектов.

          Сипипи не вчера изобрели. И делали его неглупые люди. Стандарты разработаны для безопасности и удобства. Неужели в него не встроены стандартные методы предоставления доступа в приватам на этапе отладки?Если ваш метод полезен, значит сипипи по своей природе ущербен, и требует таких вот костылей, пусть и весьма изящных.

          Отладка — это внешний процесс, и она не должна влиять на дизайн API. Язык не предоставляет стандартных способов доступа к приватным членам, потому что инкапсуляция — ключевой принцип ООП. Любые обходные пути возникают не из-за недостатков С++, а как побочный эффект его гибкости и низкоуровневой природы. Сказал бы, что не баг, а особенность языка: даёт контроль, но не навязывает ограничения через силу.

          Речь не об этом. Любое нестандартное решение несет потенциальную угрозу. Не приведет ли предложенный метод к возникновению дыры в безопасности?

          Cледует различать два принципиальных аспекта: неопределённое поведение (undefined behaviour, UB) и доступ к данным.

          С точки зрения UB, использование указателей на члены класса для получения доступа к приватным полям не приводит к неопределённому поведению при соблюдении всех правил работы с такими указателями. Если компилятор знает типы и они корректно используются, то такой способ остаётся в рамках стандарта C++. То есть формально никакого нарушения стабильности или предсказуемости программы не происходит — всё выполняется строго по правилам языка.

          Можно провести параллель с отладчиком. Допустим, мы создаём объект класса Dog, передавая ему имя через конструктор, но ни одно поле или метод не являются публичными. Но любой отладчик покажет содержимое внутренних полей, потому что имеет информацию о структуре класса и может прочитать память. Описываемый подход делает то же самое, только программно. Он позволяет получить доступ к внутреннему состоянию объекта даже тогда, когда публичный интерфейс не предоставляет такой возможности. Это не обход защиты, а скорее расширение возможностей разработчика в сложных ситуациях.

          Даже если использовать этот способ для работы с классами из сторонней библиотеки, при этом вы работаете с объектами, созданными вами лично. Вы контролируете их жизненный цикл, инициализацию и данные. То есть взаимодействуете со своей собственной памятью, а не получаете доступ к защищённой или чужой области памяти. В этом смысле данный подход ничем не отличается от того, что делает отладчик — он просто использует известную структуру класса для просмотра или изменения его состояния.

          Этот метод не создаёт реальных дыр в безопасности, которые можно было бы использовать злоумышленнику. Он работает исключительно внутри вашей программы, при наличии полного контроля над кодом и сборкой. Это не обход ограничений, а возможность, аналогичная возможностям отладчика. При грамотном использовании она не представляет опасности. Если же такой приём используется неправильно — это уже вопрос квалификации и ответственности разработчика, а не самого механизма.

          Но это больше декларация, чем доказательство.

          Если вы ожидаете доказательства уровня стандарта — оно содержится в том, как работают указатели на члены, шаблоны и статическая инициализация. Если же речь о практической безопасности — примеры из статьи демонстрируют стабильное и предсказуемое поведение метода.

          Ключ должен быть только у класса, которому принадлежит приватный элемент. Уместный вопрос - это действительно запасной ключ, а не незаконный дубликат который передан случайному проходимцу?

          Да, это действительно запасной ключ потому что метод опирается на существующие языковые конструкции — шаблоны и статические инициализаторы — которые работают на этапе компиляции, не нарушая абстракции памяти или ABI, и не требуют изменения исходного кода класса.


  1. robert_ayrapetyan
    14.05.2025 07:35

    &Dog::name;
    У вас потерялся static?