Последние лет 15 игровая индустрия переживает бум ремастеров и ремейков. Несколько издателей вместо создания новых IP всерьез делают ставку на обновленные версии своих классических игр — и хорошие продажи позволяют им продолжать. Давайте разберемся в минусах и плюсах большого количества ремастеров и том, как эта тенденция влияет на индустрию.

Засилье ремейков показывает недостаток идей в индустрии

Увы, сложно отрицать: начиная с 2010-х годов, ААА-игры удивляют все меньше. Да, они становятся красивее и навороченнее, а количество игровых механик порой зашкаливает. Вот только им не хватает свежих идей: новые игры в знаковых франшизах выглядят почти так же, а играются схоже.

Поэтому часть игроков так полюбила независимые проекты от маленьких студий. Тем нечем рисковать, поэтому они делают все с нуля и часто удивляют новыми геймдизайнерскими решениями или вообще придумывают удивительные механики.

Пока эти решения доберутся до больших студий, может пройти долгий срок. Или что нередко бывает, они так и остаются в инди-секторе.

Вот какие инновации в ААА-играх вы можете с ходу вспомнить? Все играли в GTA 5, где главных героев сразу трое — и между ними можно переключаться в любой момент вне миссий. Довольно классная фишка, которая позволяет развернуться и рассказать сложную историю с несколькими действующими лицами. Да только никто эту фичу не позаимствовал, индустрия ее словно проигнорировала.

Современные игры показывают чудеса в анимации и постановке, а картинка все больше приближается к фотореализму. Но играются они практически так же, как проекты 2010-х годов.

Издатели предпочитают вложить небольшой бюджет в производство ремейка или ремастера — и выйти в большой плюс за счет армии фанатов оригинала. Так куда проще, чем находить талантливых разработчиков и пытаться их мотивировать придумать нечто особенное, чего в играх прежде не было.

Издатели все меньше рискуют и не хотят вкладываться в новые IP

Безусловно, риск не в почете у крупных издателей. Поэтому эксклюзивы PlayStation за редким исключением — это action-RPG от 3-го лица со схожими механиками, цветовой гаммой и даже интерфейсом. Зачем париться и рисковать, когда фан-база обожает игры вроде Horizon, God of War и Uncharted и с упоением ждет сиквелы.

Ubisoft год за годом делает новые Assassin's Creed и Far Cry, где меняются лишь сеттинги. Electronic Arts живет за счет ежегодных спортивных симуляторов с мизером нововведений и The Sims, к которой постоянно выходят платные DLC.

Некогда великая Blizzard чаще отменяет проекты, чем выпускает их. В 2010-х годах компания еще отметилась тремя новыми IP, но в текущем десятилетии пока выпускает лишь сиквелы, да мобильные игры.

Самые успешные игры Nintendo — новые игры серий Mario Kart, Super Smash Bros., The Legend of Zelda и Super Mario. Японскому издателю, кажется, и не нужны новые IP — своих мега популярных в избытке.

Ситуация показывает, что крупным издателям не нужны новые франшизы. А так как сиквелы делать дорого и отнюдь не безопасно, они нашли золотую жилу в виде ремастеров и ремейков уже существующих знаковых игр. Вложить 100 миллионов в новинку, которая не факт, что взлетит, или всего 30 на создание ремастера игры, которую многие помнят и любят? Вы знаете ответ.

Ремастеры крадут время у студий (но есть нюанс)

Распространено мнение, что производство ремейков и ремастеров отнимает то время у разработчиков, которое они могли бы потратить на создание чего-то нового. По сути, так и есть, но важно учитывать, кто именно делает обновленную версию старой игры.

В большинстве случаев издатель доверяет такую несложную работу новой команде. Много молодых специалистов набивают руку и учатся, как делать игры на примере культовых проектов прошлого. А порой обновлениями занимаются специализированные студии по аутсорсу.

Чудесный ремейк Demon’s Souls 2020 года создала Bluepoint Games — студия, которая специализируется на переиздании и обновлении старых игр. Именно ей принадлежат сборники God of War Collection и Metal Gear Solid HD Collection, которые выходили на стыке прошлых десятилетий. Сейчас, по слухам, Bluepoint работает над своей первой оригинальной игрой за долгие годы, которую финансирует PlayStation. Заслужили, получается.

Ремейк Silent Hill 2 доверили студии Bloober Team. Для небольшой польской студии это было большим вызовом, ведь масштаб и важность оригинальной игры были куда выше, чем у прошлых проектов Bloober Team. Команда с честью справилась, выпустив один из лучших хорроров последних лет.

А вот такие игры, как Mass Effect: Legendary Edition и Final Fantasy VII Remake делали сами студии-создатели. Для BioWare и Square Enix эти переиздания и переосмысления играли важную роль, поэтому они сделали работу сами.

Эти примеры показывают, что при создании ремастеров нет шаблона. Кто-то отдает работу сторонним студиям, а другие предпочитают сделать все своими силами. Во многом роль играет важность проекта для издателя: тот же ремейк мегахита 1990-х годов, Final Fantasy VII, не могли доверить другим разработчикам.

В целом же, ремастеры нужны людям по множеству причин. Что же, перейдем к плюсам нынешней ситуации на рынке игр.

Старые игры становятся доступны новым поколениям игроков

Без ремастеров и ремейков таких игр, как Mafia, Diablo II, Legacy of Kain, Dead Space и многих других, новые поколения геймеров наверняка бы их пропустили. Зачем 15-летнему пацану париться и пытаться запустить классику на современном компьютере, когда вокруг полно разнообразных игр на любой вкус — не говоря уже о других развлечениях.

Не стоит забывать о куче неудобств, которые возникают уже при запуске олдовой игры. Управление устарело, интерфейс неудобный, анимации смешные.

Графика — отдельный вопрос. В отличие от музыки и фильмов, игры довольно плохо стареют. Технологии очень быстро развиваются, всего за 10 лет картинка делает большой шаг вперед, из-за чего старые игры в глазах обывателя смотрятся неважно. Особенно это касается игр 1990-х.

Ремастеры решают большинство этих проблем. Разработчики масштабируют текстуры, приводят управление к современным стандартам, перерисовывают интерфейс. Новая версия уже здорово смотрится на широкоформатных мониторах и имеет лучшее разрешение. Так старая игра вызывает уже куда больший интерес у современного среднего игрока.

Порой усилиями издателя старые игры становятся важнейшей частью современного игрового ландшафта. Capcom влила немало денег в создание ремейков своих культовых Resident Evil, а игроки ответили ей взаимностью. Несколько лет новые версии японских экшен-хорроров занимали самые высокие места в чартах продаж, что наверняка мотивировало других издателей серьезнее отнестись к переизданиям собственной библиотеки хитов.

Возможность сыграть в эксклюзивы устаревших платформ

Практика эксклюзивов — бич индустрии, который интересен только платформодержателям вроде Nintendo и PlayStation, строящим на этом бизнес. Игроки здесь в роли жертвы, причем даже те, кто купил консоль с эксклюзивной игрой.

Например, возьмем Super Mario Sunshine 2002 года — эксклюзив Nintendo GameCube, консоли, которая провалилась в продажах и прожила недолго. Если геймер хотел продолжить играть в любимую Sunshine, то не мог продать GameCube и вложить средства, например, в новую консоль Wii — там-то Sunshine не было.

Впервые платформер появился на другой консоли лишь в 2020 году, благодаря включению в сборник Super Mario 3D All-Stars на Nintendo Switch. Бандл также содержал порты Super Mario 64 1996 года и Super Mario Galaxy 2007-го.

Хоть это и обычные порты с увеличенным разрешением, важно то, что игроки наконец получили доступ к крутым играм, которые почти два десятилетия была заперты на устаревших платформах. Энтузиастов, которые собирают десятки ретро-консолей ради возможности сыграть в почти любую игру — единицы, ведь это очень дорого и непросто. Обычный человек скорее минуту будет сожалеть о недоступности классики на его любимой Switch 2 / PlayStation 5 / Xbox Series, а потом забудет и сыграет во что-то другое.

Если бы Sony не заморачивалась с ремастерами и ремейками The Last of Us, шедевральная игра осталась бы эксклюзивом PlayStation 3 — и была бы недоступна большинству новых игроков. Кстати, ловите сравнение графики, если вдруг не верите, что она меняется:

Своеобразное сохранение лучших игр прошлого

В последние годы стало очевидно, что индустрия совсем не заботится о сохранении игр. Мультиплеерные проекты могут создаваться долгие годы, но если они не приносят издателю желаемую прибыль, то сервера могут быстро прикрыть — и больше в них никто не сыграет.

Не лучше дела обстоят у классики. Nintendo и Sony закрыли цифровые магазины консолей Wii, 3DS, PS3 и Vita — если игры были эксклюзивными, то доступ к ним теперь можно получить, только раздобыв физическую версию. А это уже лотерея — диски с годами могут перестать читаться.

Обязательства по обратной совместимости на себя взяла только Microsoft. Благодаря политике корпорации мы можем сыграть во многие классические игры с первого Xbox и Xbox 360. Правда, далеко не во все.

Проблему решают, в первую очередь, ремастеры и ремейки. Да, за них придется заплатить, зато можно быть уверенным, что классная игра не затеряется среди десятков тысяч погибших — а именно такое будущее грозит видеоиграм, если издатели не одумаются.

***

Популярность ремастеров кроется в ностальгии. Порой мы очень хотим окунуться в беззаботное прошлое и пережить те славные моменты, которые подарили нам любимые игры.

Добро ремастеры или зло — каждый решает сам. Их действительно слишком много, из-за чего возникает ощущение, что новых игр становится все меньше. С другой стороны, ремастеры важны не только тем, кто на них вырос — новые поколения тоже с удовольствием ознакамливаются с классикой. К тому благодаря ремастерам все больше проектов получают вторую жизнь и избегают забвения.

Расскажите, какие недавние ремастеры вам понравились и почему.

Комментарии (18)


  1. 40kTons
    26.06.2025 05:03

    Я бы очень много отдал за ремейк Final Fantasy 9 для PC. Лет 10 назад сделали ремастер на юнити, но нужен ремейк. И за ремейк TES 3 Morrowind


    1. ggsel Автор
      26.06.2025 05:03

      Я думаю, что ремастер Morrowind - это лишь вопрос времени, учитывая успех ремастера Oblivion. Правда, вряд ли будет именно ремейк :(


  1. RoasterToaster
    26.06.2025 05:03

    Аналогично кавер продашкену в музыке, о чём любит рассказывать в "Откуда ноты растут" господин Крупатин. Все зло в продюсерах, они нашли свою золотую жилу и их все устраивает, они не хотят рисковать. Возможно им всем нужно подарить котиков.


  1. LeToan
    26.06.2025 05:03

    Но ремейки никак не помогают новым поколениям приобщится к классике. Это же другая, новая игра, по старому сценарию. Никто ж не говорит, что посмотрев "Нечто" зритель приобщился к "Нечто из иного мира". Они сделаны по новым лекалам, иначе воспринимаются, по-другому играются. Ремейк SH2 играется как новые резиденты, а сюжет подается не как в оригинале - грубо, в лоб, чтоб самый тупой понял, что тут имеется в виду.


    1. Zara6502
      26.06.2025 05:03

      Ремейк SH2 играется как новые резиденты, а сюжет подается не как в оригинале - грубо, в лоб, чтоб самый тупой понял, что тут имеется в виду

      Ну я, как геймер со стажем в 35 лет, не смог играть ни в один SH, не люблю их и даже не знаю откуда такая фанатичная преданность к этой бестолковой игре. И вероятно ремейк как раз расширил аудиторию, чтобы к игре могли прикоснуться не только оголтелые фанаты.

      Давайте порассуждаем - вот я например играю и всё что мне показывают- некий туман и в игре ничего не происходит. Получается я вынужден играть в собственной голове, придумывать что же тут происходит. И получается что любители сами себя попугать любят эту игру, а я её не люблю именно за то что она пустая.

      Вспоминаю одного обзорщика игры ARMA DayZ, кажется так, он там час ползал на пузе и орал каждый раз когда слышал рык зомби. Мы с братом решили поиграть в эту игру, в итоге через 5 минут стёрли её нафик, потому что у зомби есть радиус на котором они не видят и не слышат, можно ходить в полный рост никого не боясь. То есть обзорщик играл не в ту игру, он себе её придумал.


      1. LeToan
        26.06.2025 05:03

        Не собираюсь спорить о личных предпочтениях - мне тоже не понятен, например, интерес к Думам, из которых, как по мне, хоть какой-то интерес вызывает Дум 3, который самый не дум из них, в нём есть сюжет! хоть какой-то.
        И речь я веду о том, что успех ремейка означает успех другой игры, не оригинала из прошлого, не к нему приобщились массы, не её идеи и атмосферу оценили.
        Максимум, что можно сказать о наследовании - новички узнали о чём там было когда-то, но в пересказе Рабиновича, может, и талантливом, но это другой спектакль по этой пьесе


        1. Zara6502
          26.06.2025 05:03

          есть вещи которые в какой-то момент все начинают называть культовыми, а значит их оценили в том виде в каком они вышли, но нет информации сколько людей оценили и что было бы если бы изначально вышли в том виде как это сделано в римейке. мы этого в принципе никогда не узнаем. то что это другая игра - скорее всего.

          я вот сейчас насильно прохожу Mass Effect 3 на Xbox 360 и просто не вижу ни грамма той самой культовости. Единственное что скажу - она сделана еще в эпоху без лутбоксов и этой попсовости в ААА играх, это видно сразу - кривой дизайн уровней, много лишних действий, искусственное затягивание геймплея. Но это практически одна из игр что создавали предпосылки к появлению песочниц, где на мой взгляд сейчас и должны быть сконцентрированы все усилия разработчиков, ведь нет ничего лучше чем дать игроку самому решать что именно ему интересно в игре.


  1. Zara6502
    26.06.2025 05:03

    важно то, что игроки наконец получили доступ к крутым играм

    ну "крутость" это скорее про вкусовщину и фанатов, я вот вообще не понимаю откуда такая любовь к марио, к любому марио на любой платформе. я, как игрок, ассоциирую себя с персонажем и как 50-летнему дяде мне неинтересно играть за усатого толстого дядю, тем более в контент для пятилетних собирая шарики и пиная дракончиков. Дети - да, играют, но дети они такие, играют во всякую фигню.


    1. yappari
      26.06.2025 05:03

      я, как игрок, ассоциирую себя с персонажем

      Наверное я скажу нечто ужасное, но для бытия игроком вовсе не обязательно ассоциировать себя с персонажем (делать так - искусственно ограничивать себя в выборе). По определению игрок играет ради игры, ака геймплея (приправой может быть сюжет, визуал, музыка, атмосфера в целом и ещё куча всякого, но как правило, это не главное).


      1. Zara6502
        26.06.2025 05:03

        я сомневаюсь что можно полноценно получать удовольствие не переживая за своего персонажа, даже играя в Pacman, или что уж говорить про Mario и Принцессу.

        Судя по тому в какое УГ любит играть большинство и какие игры в топах, я не сомневаюсь, что многие не озадачиваются тем за кого они играют или, по крайней мере, их устраивает играть за какую-то бабуйню. Но позвольте мне таким не быть.

        касательно геймплея - прыгать с площадки на площадку и собирать монетки - это сильно конечно для "крутости игры".


        1. Anyothernick
          26.06.2025 05:03

          Переживать за персонажа и ассоциировать себя с ним- немного разные вещи.

          Отдельно тогда вопрос- а что по вашему мнению есть "крутость игры"?


          1. Zara6502
            26.06.2025 05:03

            зависит от контекста. если под крутостью понимается крутость по всем фронтам, то очевидно что таких игр не так и много вообще.

            ну а так - графика, звук, геймплей, ЛОР и т.п.

            у меня есть масса любимых игр из 80-х, например Mr.Do!, Panther, но крутой я её не назову никогда.


          1. Zara6502
            26.06.2025 05:03

            Переживать за персонажа и ассоциировать себя с ним- немного разные вещи.

            не думаю, в данном случае ваше внимание и душа должны лежать на предмете.

            например The Last of Us - мы играем за Джоэля и Элли, играть за Элли мне было неинтересно, а вот во второй части играть за Эбби (не Элли) уже было интересно.


            1. Anyothernick
              26.06.2025 05:03

              Внимание и душа, которые "лежат на предмете" - все еще ничего не говорят про ассоциацию себя с персонажем.

              Отдельно по ответу про "крутость" - то есть по вашей позиции у крутости игры есть инфляция?То что казалось крутой графикой 20 лет назад уже сейчас таковой не может быть признано.

              Например, Max Payne на момент выхода был прям хорош, но сейчас назвать его графику крутой будет натяжка - значит по рейтингу крутости он просел.

              Так?


    1. ggsel Автор
      26.06.2025 05:03

      Для многих игры про Марио - это тёплые воспоминания из детства :)


      1. Zara6502
        26.06.2025 05:03

        конкретные или все подряд? просто современные игры что выходят раскупаются как горячие пирожки, но в детстве вы в них не играли же. ну и я наверное был странным, но марио никогда не был персонажем к которому бы я испытывал теплые чувства ) было бы странно если бы мне в детстве был бы интересен усатый мужик


  1. Anyothernick
    26.06.2025 05:03

    Берем топ игр нинтендо и выясняем - что из них ремейки/ремастеры.

    Источник - https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_best-selling_Nintendo_Switch_video_games

    Mario Kart 8 Deluxe - формально - переиздание, но с провалившейся консоли.
    Animal Crossing: New Horizons - новая игра
    Super Smash Bros. Ultimate - новая игра
    The Legend of Zelda: Breath of the Wild - формально - переиздание, но с провалившейся консоли.
    Super Mario Odyssey - новая игра
    Pokémon Scarlet and Violet - новая игра
    Pokémon Sword and Shield - новая игра
    The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom - новая игра
    Super Mario Party - новая игра
    New Super Mario Bros. U Deluxe - формально - переиздание, но с провалившейся консоли.
    Nintendo Switch Sports - переиздание
    Super Mario Bros. Wonder - новая игра

    Не многовато ли новых игр для засилия ремейков и ремастеров)


  1. Maciej
    26.06.2025 05:03

    Например, возьмем Super Mario Sunshine 2002 года — эксклюзив Nintendo GameCube, консоли, которая провалилась в продажах и прожила недолго. Если геймер хотел продолжить играть в любимую Sunshine, то не мог продать GameCube и вложить средства, например, в новую консоль Wii — там-то Sunshine не было.

    У Nintendo Wii буквально были порты для контроллеров и карт памяти, у неё была обратная совместимость с GameCube, да и сама архитектура Wii почти что не GameCube с удвоенной памятью! Super Mario Sunshine запустится без проблем, зачем вводить читателя в откровенное заблуждение?

    Графика — отдельный вопрос. В отличие от музыки и фильмов, игры довольно плохо стареют. Технологии очень быстро развиваются, всего за 10 лет картинка делает большой шаг вперед, из-за чего старые игры в глазах обывателя смотрятся неважно. Особенно это касается игр 1990-х.

    Дискуссионный вопрос. Для 3D-игр это так - а для 2D-игр временами ощущение, что лучше бы вообще не делали. Ассеты прогоняют через HQ2x и лепят наклейку ремейка. Ко времени Megadrive и Super Nintendo игры уже были как мультики, так что их оригинальная графика меньше "испугает" людей. Приятное исключение: ремастер Ducktales! Но и ему уже неожиданно десять лет.

    Ещё с играми конца 90-х возникает вопрос, что все картинки были пререндерены, а потом сохранены, как 2D-панорамы или спрайты - и всё! Для ремейка такой игры надо было бы делать новые модельки, но этим никогда обычно не занимаются, тоже прогоняют через HQ2x, и играйте, как хотите, "мы ремастернули".

    Современные игры показывают чудеса в анимации и постановке, а картинка все больше приближается к фотореализму. Но играются они практически так же, как проекты 2010-х годов.

    Да как бы уже в нулевых стало некуда идти. 3D-графика уже "округлилась" и основные принципы устоялись, разработчики примерно поняли, как надо ставить камеру, а как не надо. Нарды, вон, три тысячи лет играются одинаково, но от этого в них не перестали играть.

    Бывают действительно оригинальные игры, но они теперь и не среди AAA-тайтлов, а среди более скромных инди-проектов.

    Хоть это и обычные порты с увеличенным разрешением, важно то, что игроки наконец получили доступ к крутым играм, которые почти два десятилетия была заперты на устаревших платформах. Энтузиастов, которые собирают десятки ретро-консолей ради возможности сыграть в почти любую игру — единицы, ведь это очень дорого и непросто.

    А зачем собирать десятки консолей, если люди массово берут эмуляторы? После Dingoo A320 уже десятки моделей пришли, которые умеют эмулировать ещё больше приставок, сейчас просто бум портативок с эмуляторами на борту, в каждом ларьке продаётся хэндхелд с NES-on-a-chip, каждый современный и не совсем современный смартфон тянет эмуляторы. Да и впервые всерьёз в Super Nintendo получилось поиграть только с ZSnes, не было денег в семье для Super Nintendo.