Стив Джобс был бы в ярости.
Стив Джобс был бы в ярости. Фотограф: Джастин Салливан/Getty Images

Покойного Стива Джобса нельзя назвать «man of letters»(литератор), но он определенно любил писать резкие электронные письма. Одно из самых известных произведений сооснователя Apple Inc. — это записка 2005 года Брюсу Чизену, который в то время был генеральным директором Adobe Inc.:

Брюс,

Adobe набирает сотрудников в Apple. Они уже наняли одного человека и обзванивают многих других. У нас с рекрутерами есть негласное правило: мы не нанимаем сотрудников из Adobe. Похоже, у вас другое правило. Кто-то из нас должен изменить это правило. Пожалуйста, дайте мне знать, кто именно.

Стив

Это электронное письмо, как и многие другие, было представлено в качестве доказательства в захватывающей судебной тяжбе между антимонопольным подразделением Министерства юстиции, восемью компаниями Кремниевой долины и десятками тысяч технических специалистов, которые утверждали, что их доходы были урезаны из-за сговора между руководителями компаний. Компании — Apple, Adobe, Google, Intel, Intuit, eBay, Pixar и Lucasfilm — в итоге были вынуждены выплатить почти 500 миллионов долларов в качестве компенсации.

Благодаря своему умению подбирать слова Джобс оказался в центре внимания в одном из самых громких дел в истории американской технологической индустрии. «Я был бы очень рад, если бы ваш отдел кадров прекратил это», написал он президенту Google Эрику Шмидту в 2007 году, переслав холодное электронное письмо от отдела кадров Google. Рекрутера сразу же уволили.

В отдельном инциденте соучредитель Google Сергей Брин рассказал коллегам, что ему «гневно» позвонил Джобс и пригрозил «войной», если Google продолжит попытки переманить специалистов из команды разработчиков веб-браузера Apple. Брин распорядился, чтобы больше никому не делали предложений, пока они «не получат разрешение от Apple».

«Не было никаких сомнений в том, что они вступили в сговор», — вспоминает экономист Орли Ашенфельтер, выступавший в качестве свидетеля по одному из гражданских дел. Юридические последствия «стали уроком для специалистов по кадрам в различных компаниях и показали, что на самом деле допустимо, а что нет. Вопрос в том, надолго ли этого урока хватит?»

Сегодня, когда некоторые из тех же игроков участвуют в войнах за таланты в сфере ИИ, мы начинаем понимать, чего так боялся Джобс: беспощадной борьбы за лучших специалистов, в которой все карты на руках у сотрудников. За лучшими инженерами охотятся, как за старшими питчерами и звёздными квотербеками. Например, Meta Platforms Inc. предлагает «зарплатные пакеты на сумму до 300 миллионов долларов в течение четырёх лет», сообщает Wired со ссылкой на внутренние источники. (Meta оспаривает формулировку.)

Независимо от размера пакетов, агрессия вызывает серьёзное беспокойство у руководителей компаний. «Сейчас я испытываю внутреннее чувство, будто кто-то вломился в наш дом и что-то украл», — написал главный научный сотрудник OpenAI Марк Чен в служебной записке, полученной издательством Wired.

Полагаю, мало кто будет испытывать сочувствие к тем, кто находится на вершине, но рядовых сотрудников затрагивают другие риски. По словам Ашенфельтера, такие экстравагантные пакеты меняют систему компенсаций, которая обеспечивает некое подобие справедливости в компании. Диди Дас, инвестор в сфере ИИ из Menlo Ventures, рассказал Business Insider, что возникает «чувство ревности, зависти и беспомощности».

Но генеральный директор OpenAI Сэм Альтман, несмотря на жесткую конкуренцию, понимает, что не стоит пытаться повторить путь Джобса и мешать компаниям переманивать его таланты с помощью закулисных сделок.

Однако, основные игроки, похоже, все больше презирают друг друга.

И что еще важнее, талантливые инженеры в области ИИ могут работать не только в крупнейших компаниях.

«По сравнению с прошлым, — отмечает Фирас Созан, генеральный директор компании по подбору технических специалистов Harrison Clarke, — для создания продукта не нужно много инженеров. Я думаю, что отчасти Марк Цукерберг делает это потому, что талантливый инженер в конечном счёте обратится в Intel Capital или Andreessen Horowitz и получит от них предложение о создании собственной компании.

Возможно, в результате всего этого мы увидим, как технологические компании снова попытаются убедить сотрудников, что их роль — это не просто работа, а призвание, которое важнее, чем количество запятых в их зарплатных чеках. «Становятся ли причины, по которым люди устраиваются на работу, менее связанными с вознаграждением и более — с тем, что на самом деле создаётся? 100 %», — говорит Созан.

Чтобы удержать сотрудников от ухода, OpenAI утверждает, что искусственный интеллект общего назначения — единственная истинная цель компании и что вся её работа направлена на её достижение, в то время как те, кто работает над ИИ в Meta, будут хотя бы часть своего времени думать о том, как его можно использовать, чтобы лучше показывать вашей бабушке некачественные вирусные видео. «Миссионеры победят наёмников», — сказал Альтман сотрудникам в служебной записке.

Илья Суцкевер, соучредитель OpenAI, который ушёл из компании, чтобы запустить собственный стартап Safe Superintelligence, заверил сотрудников, что не будет рассматривать предложения о продаже компании на фоне слухов о том, что Meta пыталась купить всю команду. «У нас есть вычислительные мощности, у нас есть команда, и мы знаем, что делать, — написал он. — Вместе мы продолжим создавать безопасный суперинтеллект». Тем не менее, похоже, что он потерял своего генерального директора Дэниела Гросса из-за Meta.

В эпоху увольнений после пандемии — которая для тех, кто не работает в сфере ИИ, продолжается до сих пор — разговоры о том, что нужно выкладываться на полную, немного вышли из моды, но я не удивлюсь, если появится новый вариант этой темы.

Компании, работающие в сфере ИИ, не могут полагаться на тактику запугивания, которую использовал Джобс, чтобы удержать сотрудников от поиска лучших и более выгодных возможностей.

Вместо этого руководители должны убедить сотрудников в том, что их работа в сфере ИИ будет иметь наибольшее значение в истории.

Другое дело, поверят ли им сотрудники.

Комментарии (0)