Я панпсихист. Сегодня это слово часто ошибочно воспринимается как синоним чего‑то вроде эзотерики, астрологии, таро и т. п. Однако панпсихизм не имеет ничего общего с лженауками или мистикой. На самом деле это самая обычная научно‑философская концепция, принятая в академических кругах как одно из гипотетически возможных объяснений сознания и разделяемая не только рядом академических философов, но и немалым числом нейробиологов и даже физиков.

Что такое панпсихизм?

Панпсихизм — это концепция, согласно которой сознание универсально и фундаментально, поэтому его до сих пор и не удалось объяснить в физикалистской парадигме. Сознание — не магия, не мистика, не что‑то эзотерически‑духовное, а просто еще одно фундаментальное явление, обладающие немного другими свойствами, чем привычная нам материя или вещество.

Панпсихизм не означает, что камни или электроны «думают», как люди. Панпсихизм — это не одушевление мягких игрушек, как это склонны делать дети. Панпсихизм утверждает, что сознание, будучи фундаментальным и универсальным, может иметь разные формы, точно так же, как разные формы вещества может принимать материя.

Современный панпсихизм — это не мистика, а попытка построить научно‑философскую теорию, согласующуюся с физикой и нейробиологией.

Панпсихизма сегодня придерживаются: философы Дэвид Чалмерс, Филипп Гоф, Гален Стросон, нейробиологи К. Кох, Дж. Тонони, Антонио Дамасио и мн. др. Близок к панпсихизму Томас Нагель. Панпсихизм косвенно проистекает из биоцентрической концепции врача и ученого Р. Ланцы, а также из концепции нейросетевой Вселенной физика Виталия Ванчурина. С панпсихизмом созвучна теория сознания Хамероффа‑Пенроуза.

Панпсихизм в наши дни переживает возрождение интереса, как в связи с тем, что ряд вопросов пока так и не удалось объяснить в существующей парадигме, так и в связи с тем, что ряд фактов заставляют ученых с мировыми именами признать существование сознания не только у человека, но и у животных, а также, вероятно, у насекомых. Именно об этом говорится в Нью‑Йоркской декларации о сознании у животных, подписанный 480 учеными, среди которых: наш отечественный нейробиолог К.В. Анохин, химик Эндрю Бэррон, биолог Калум Браун, биолог Гордон М. Бургхардт и многие другие биологи, зоологи, нейробиологи и иные специалисты в естественных науках, психологии и философии.

Почему физикализм не работает?

В истории философии было множество попыток объяснить сознание, породивших и множество концепций, по‑своему объясняющих соотношение сознания и материи. На данный момент, чтобы не растягивать статью бесконечным обзором всего, что было придумано, можно выделить две основные, противоборствующие концепции: собственно панпсихизм и физикализм.

Физикализм — это попытка объяснить сознание как эмерджентный эпифеномен, возникающий лишь на определенной стадии усложнения биологической материи. Собственно, слабые стороны физикализма и есть сильные стороны панпсихизма.

Физикализм упрекают за то, что он фактически объясняет сознание появлением чего‑то из ничего, что, как ни крути невозможно. Появление чего‑то из полной пустоты, где этого «чего‑то» не было ни в каком виде, даже потенциально, противоречит абсолютно всем существующим на данный момент логико‑математическим системам (подробнее об этом вы можете почитать в этой моей статье).

Гален Стросон писал, что признание появления сознания из бессознательной материи подобно религиозному чуду. Просто потому, что что‑то не появляется из ничего. На яблочном дереве не растет хлеб. Деньги не появляются в кармане сами собой. Материя, которая полностью бессознательна и не содержит даже потенциального протосознания, не может породить сознание.

Физикалисты отвечают на это эмерджентностью: сознание — это эмерджентное явление мозга, не сводимое к его отдельным материальным частям. На мой личный абсолютно субъективный взгляд, который я никому не навязываю, а лишь приглашаю к обсуждению, это очень слабый аргумент. И вот почему.

Эмерджентность — это возникновение новых свойств системы, несводимых к свойствам её частей. У эмерджентности много логических проблем, как мне кажется. Например. Если система обладает новым свойством, несводимым к её частям, то откуда взялось это свойство? Из ниоткуда? Каков механизм появления новых свойств? Как правило, сторонники эмерджентности приводят не объяснения, а лишь примеры, как нечто само собой разумеющееся. Без наглядного механизма, термин «эмерджентность» становится пустым понятием, подобным «силе» в физике Ньютона, как это было до тех пор, пока А. Эйнштейн не объяснил, что гравитация — это не сила, неизвестно каким образом притягивающая предметы, а геометрия пространства. Эйнштейн описал механизм, тем самым, кстати, уничтожив ньютоновскую парадигму абсолютного пространства и времени. Возможно то же самое будет и с эмерджентностью, если мы задумаемся не над примерами, а над сутью и механизмом.

Конечно я понимаю, что физикалисты не сводят возникновение сознания из материи к одному резкому эмерджентному скачку. Например, Дэниел Деннет, предлагает сложную модель, где сознание возникает не внезапно, а как результат эволюции когнитивных механизмов, способных к рефлексии, языку и социальной координации. Такой подход не отрицает трудности, но пытается решить их без привлечения фундаментального сознания. Панпсихизм, в свою очередь, предлагает не отрицать трудности, а переосмыслить саму онтологию реальности. Ведь даже если сознание есть результат постепенной и очень медленной эволюции элементов материи, это не снимает вопроса о том, с какого момента мы начинаем считать материю сознательной, с появления какого свойства или какой комбинации свойств. Любые попытки дать формальное определение тем свойствам, с появления которых мы говорим, что вот теперь перед нами есть сознание, а раньше не было, пока выглядят весьма противоречиво.

Но вернемся к эмерджентности. Раз система больше своих частей, значит части, сложенные в систему, дают то, что не способны дать? Строгая логическая формализация эмерджентности всегда приводит к противоречиям по типу 2+2=5. Пять — это система и она больше суммы своих частей (2+2). Если эмерджентность верна, значит 2+2 действительно может быть равно 5, и новое свойство появляется из ниоткуда и ни почему, как по мановению волшебной палочки. Если в уравнении 2+2 есть скрытая переменная, значит никакой эмерджентности нет.

Безусловно я отдаю себе отчет и в том, что «2+2=5» — это некоторое моё упрощение эмерджентности для большей наглядности. Эмерджентность в физике — например, сверхпроводимость или квантовая запутанность — всегда объясняется через известные законы и симметрии. Но когда речь идёт о сознании, физикалисты не указывают ни на закон, ни на симметрию, ни на механизм, порождающий субъективный опыт. Это не просто «новое свойство» — это появление чего‑то качественно иного, не сводимого ни к энергии, ни к информации, ни к материи. Вот в этом и состоит проблема: в других науках эмерджентность не нарушает причинно‑следственные связи, а здесь — требует их игнорирования.

Иногда говорят, что эмерджентность — это как бег. Пока бежишь, он есть, когда стоишь — его нет. Но нет частей, из которых складывается бег. Однако, извините, ноги с их способностью бежать, всегда при мне. Если сознание — это «бег» материи, значит способность быть сознательной как раз‑таки не возникает эмерджентно, а всегда присутствует в структуре материи, как способность бегать не возникает эмерджентно, а всегда присутствует при мне.

Важно различать сильную и слабую эмерджентность. Слабая эмерджентность — это как раз проявление неявного, но заложенного потенциала (как тот же бег). Сильная эмерджентность — это появление принципиально новых свойств, не сводимых к частям системы. И вот именно об этом мы и говорим.

Альтернатива

Проблема в том, что эмерджентность — это на данный момент главный аргумент противников панпсихизма. Однако объяснять сознание через эмерджентность — это всё равно, что объяснять ветер качанием деревьев. Сознание — это и есть тот механизм, благодаря которому некие части, объединенные в единство, получают новые свойства. Сознание — это и есть тот механизм, благодаря которому что‑то вообще объединяется с чем‑то. А точнее даже не объединяется, а «вырезается» из всеобщей ткани реальности.

Простой пример. Стул вне сознание не представляет собой стула, а представляет собой груду дерева и железа. Только сознание видит в этой каше квантовых полей, атомов, молекул и прочих деталей такой единый и целостный предмет как стул.

Единственный современный ученый, который на мой взгляд сумел полностью объяснить механизм эмерджентности, не заметая проблему под ковер, мол «это и так понятно, такой вот эффект, нечего тут думать», а разобравшись в сути — это Стивен Вольфрам.

Если пример со стулом был предельно простым для наглядности, то вот пример посложнее от самого Вольфрама:

«Если мы снова обратимся к ситуации с молекулами в газе, то можем сказать, что мы формируем классы эквивалентности, в которых мы лишь приблизительно оцениваем положение молекул в „корзинах“, определяемых простыми, ограниченными вычислениями, и не рассматриваем их более мелкие детали со всей связанной с ними вычислительной несводимостью. Именно благодаря такому взгляду на систему мы приходим к выводу, что она подчиняется второму закону термодинамики, демонстрирует поведение жидкости и т. д.»

Или вот еще более прямолинейно:

«Но задолго до того, как мы достигнем этого предельного уровня абстракции, наша природа как наблюдателей „создаст“ воспринимаемую нами реальность множеством способов. Подумайте о любом материальном веществе, например о жидкости. В конечном счёте она состоит из множества отдельных молекул, „занимающихся своими делами“. Но такие наблюдатели, как мы, не видим этих молекул. Вместо этого мы объединяем объекты до такой степени, что можем просто описать систему как жидкость, которая действует в соответствии с „повествованием“, определяемым законами гидромеханики.»

То есть жидкость — главный пример эмерджентности у её сторонников — это на самом деле никакая не эмерджентность. Жидкость — это сглаживание вычислительного шума. Мозг не может видеть каждую молекулу, связи всех молекул и их пути — слишком большая вычислительная нагрузка, поэтому мозг сглаживает эти детали в то, что мы называем жидкостью, водой. Мозг таким образом упаковывает огромный объем информации в квалиа.

То же самое касается и температуры. Это не эмерджентное свойство движения молекул. Это очередное квалиа, существующее только в сознании, потому что мозг сглаживает вычислительный шум от движения миллиардов атомов и молекул, упаковывая эти математические данные в конкретное ощущение, квалиа.

То же самое касается и алмаза с графитом. Алмаз и графит состоят из одинаковых атомов, структурированных разными способами, подобно тому, как дом можно построить из дерева без единого гвоздя филигранной кладкой или просто навалить кучу дров — это разные структуры одного и того же дерева. Наш мозг не вникает в положение каждого атома в структуре алмаза и графита, а просто сглаживает вычислительно‑информационной шум, создавая в нашем восприятии образы того, что мы и называем алмазом и графитом.

Всё это, кстати, отлично сочетается с теорией Д. Хоффмана, согласно которой, сознание не отражает реальность, а создает «интерфейс», удобный для выживания и маневрирования. А вот воспроизводить в сознании ограниченного существа всю реальность такой, какая она есть, было бы крайне энергозатратно и по сути неэффективно с точки зрения эволюции в принципе. Д. Хоффман в своих работах показал, что выживает как раз не то существо, которое видит реальность как она есть (мозгу такого существа пришлось бы отдавать вообще все ресурсы организма), а то, чей «интерфейс» эффективнее сглаживает информационный шум, оставляя ресурсы и для других функций тела (бить, бежать, летать, кусать, выводить токсины и т. д.).

Как отмечает Вольфрам:

«...»внутри наблюдателя» больше связи и согласованности, чем между наблюдателем и тем, что он наблюдает. <...> Мы снова и снова наблюдаем одну и ту же базовую закономерность. Существует некая форма трансдукции, которая связывает отдельные элементы наблюдаемого объекта с наблюдателем. Затем «внутри наблюдателя» происходит нечто, что, по сути, объединяет все эти мелкие эффекты.»

То есть любая цельность возникает именно потому, что в хаосе квантовой пены, полей, атомов, волн и молекул именно наблюдатель вырезает и лепит своим сознанием нечто, что мы называем отдельными предметами, системами, их качествами и свойствами. Вне ограниченного сознания нет никаких стульев, деревьев, жидкостей и температур. Строго говоря, даже атомов, волн и полей нет, ведь они тоже лишь научный (сознательный) конструкт. Вне ограниченного сознания есть только предельно абстрактный вычислительный поток, который С. Вольфрам называет «Рулиадой», классические материалисты называли чистой материей, а Кант — вещью‑в-себе. И из этого потка чистой материи сознанию только предстоит зачерпнуть часть данных, информации и «эмерджентно» слепить конкретные предметы, явления и целые физические законы.

Так всё становится с головы на ноги. Эмерджентность — не усложнение системы, где новые свойства берутся внезапно и из ниоткуда, а упрощение, реализуемое самим сознанием, где огромные объемы данных просто сглаживаются, чтобы не перегружать мозг.

Поэтому фундаментально нет никакой эмерджентности. Есть Вселенная как таковая, из которой мозг своим восприятием «вырезает» то, что и кажется нам цельными предметами, обладающими определенными качествами.

Таким образом, сознание есть условие эмерджентности, а не его следствие. Любая эмерджентность есть следствие работы сознания. Поэтому само сознание не может быть объяснено как эмерджентное явление.

Физикализму пришлось приложить немало усилий, чтобы обосновать появление сознания из бессознательной материи. Это похоже на то, как сторонники гелиоцентризма пытались создать сложную математическую модель такой планетной системы. Но затем пришел Н. Коперник, поставил Солнце в центр этой системы и всё встало на свои места без излишней сложности.

В этом же и есть преимущество панпсихизма. Он не нуждается в эпифеноменализме, эмерджентности, нарушении законов логики и математики в попытках обосновать возможность появление чего‑то из ничего или вообще отказа от признания существования сознания, чтобы объяснить его. Панпсихизм просто берет то, что дано и элегантно и красиво встраивает сознание в структуру реальности.

Сознание не появляется внезапно, без причины и из ниоткуда в какой‑то момент эволюции. Оно есть изначально, а в ходе эволюции лишь усложняются его формы.

Как панпсихизм решает сложную проблему сознания Д. Чалмерса? Если кратко, то так. Квалиа непередаваемы, потому что фундаментальны как элементы чистого сознательного опыта, потому что само сознание фундаментально. Я же соединяю панпсихизм с Теорией интегрированной информации Дж. Тонони, концепцией С. Вольфрама и математическим платонизмом и показываю, что несмотря на фундаментальность сознания, квалиа могут быть переданы и объяснены — посредством того же математического механизма, которым квалиа создает сама природа.

Современные панпсихисты, как отмечает К. Кох, возлагают большие надежды на Теорию интегрированной информации Дж. Тонони, так как эта теория позволяет формализовать сознание. Я же, поддерживая Тонони, возлагаю большие надежды на исследование сознания в связке с ИИ и фМРТ, как это сделано в исследованиях, которые я упоминал здесь.

В своей концепции панпсихистского математизма, я в каком‑то смысле даже примиряю панпсихизм и физикализм, показывая, что индивидуальное человеческое сознание объяснимо математически без лишних надстроек и эпифеноменов, но сама математика, при этом, онтологична и фундаментальна.

Но вернемся к чистому панпсихизму. Есть ли у него слабые места? Его противники считают, что конечно есть.

Главная проблема

Главной проблемой панпсихизма его противники называют вот что. Если сознание присуще всему, даже атомам, то как из атомных сознаний складывается единое «я» человека? Как единый сознательный опыт получается из сложения частей сознания в атомах и молекулах?

Общепризнанного ответа пока нет, но я готов предложить свой. Дело в том, что сознание не складывается из частей. Оно не имеет частей в принципе. Оно всегда едино у каждого носителя. Но как же это получается технически? Фрактально.

Нет, не нужно думать о фрактальности как о чем‑то эзотерическом. Думайте о фрактальности, как о чисто математическом понятии.

Фрагмент границы множества Мандельброта в цвете
Фрагмент границы множества Мандельброта в цвете

Перед вами элемент множества Мандельброта, представленный в цвете. Попробуйте отыскать в этих фигурах те элементарные части, из которой они складываются. Не найдете. Погружение в каждую воспринимаемую нами фигуру открывает всё новый и всё более глубокий слой фрактальности. И каждый элемент фрактала выглядит как самостоятельный узор, но он — лишь часть еще большего фрактала, а сам состоит из меньших фракталов. Но каждая точка там — это не «элементарный кирпичик», а такой же фрактал, как и всё остальное здесь.

А вот функция Вейерштрасса. На первый взгляд кажется, что это обычный график, состоящий из конкретных линий. Но это не так. Увеличение графика показывает, что никаких фундаментальных частей нам там не найти. Та линия, что казалась цельным отрезком, оказывается сама состоит из множества цельных отрезков, а те — из таких же отрезков, но меньше.

Понять это не просто, но возможно по такому же фрактально‑математическому принципу и работает сознание. То есть наше сознание не состоит из частей, но лишь воспринимается как целое на определенном масштабе. Увеличим масштаб, и вот уже мы видим, что внутри нашего сознания — фракталы таких же цельных, но уменьших в масштабе сознательных элементов. Уменьшим масштаб — и окажется, что мы лишь часть фрактала сознания галактики, Вселенной.

Это подобно построению всей геометрии из точки или парадоксу Банаха‑Тарского и связанной с ним Теоремы Кантора‑Бернштейна, согласно которой отрезок в 1 см равномощен по точкам целому квадрату со стороной в 1 триллион километров, потому что и в отрезке и в квадрате одинаковое количество точек — бесконечно. А я, как вы могли заметить, смотрю на сознание и на мир вообще через математику. Я считаю, что математика показывает нам саму структуру реальностью, а физика лишь наполняет реальность деталями и содержанием.

Фрактальная модель сознания — не просто аналогия, а гипотеза о масштабируемой природе субъективного опыта. Если сознание действительно фрактально, то мы должны ожидать, что:

  1. На разных уровнях организации (нейрон, сеть, мозг, коллектив) будут обнаруживаться схожие паттерны информационной интеграции.

  2. Сознательный опыт не будет «складываться» аддитивно, а будет проявляться на определённом уровне масштаба, как узор на изображении фрактала.

  3. При нарушении масштабной когерентности (например, при расстройствах сознания) будут наблюдаться нарушения целостности «я».

Такие предсказания могут быть проверены с помощью фМРТ, ИИ‑моделей и анализа нейронных сетей. Косвенно именно эту версию (о фрактальной масштабируемости сознания) поддерживает, на мой взгляд, и концепция нейросетевой Вселенной Виталия Ванчурина.

Может показаться, что обращение к математике — это просто замена одной метафизики на другую. Но математический платонизм отличается: он подтверждается тем, что математические структуры с невероятной точностью описывают физическую реальность — от траекторий планет до квантовых полей. Эта «непостижимая эффективность математики в естественных науках», как говорил Ю. Вигнер, наводит на мысль, что математика — не просто язык, а каркас реальности. Именно в этом смысле я утверждаю: сознание, как и пространство или время, может быть математической структурой.

Поэтому вот так через красоту, элегантность и непостижимую для нас парадоксальность, но истинность математики я вижу и сознание, то, как оно устроено и как работает.

"Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда"

Панпсихизм — не окончательный ответ на все вопросы, но направление поиска. Мы пока не знаем, как измерить «мини‑сознание» атома. Мы не можем объяснить, почему одни системы (мозг) обладают глубоким сознанием, а другие (камень) — почти никаким. И мы пока точно не знаем, как проверить фрактальную модель. Но самое главное — мы задаём вопросы.

Когда‑то люди не понимали тех, кто считал, что Земля круглая и ходит вокруг Солнца, а не наоборот, ведь с точки зрения здравого смысла ясно видно своими собственными глазами, что Земля плоская и неподвижная, и именно Солнце ходит вокруг нее.

Джордано Бруно был сожжен за то, что верил в существование многих галактик и миров, помимо Земли.

Н.И. Лобачевского и вовсе откровенно гнобили за его неевклидову геометрию, а А. Эйнштейну отказывались давать нобелевку за Теорию относительности, потому что уж слишком его теория выглядела на тот момент философской, а не физической.

В общем примеров когда нечто абсурдное становилось рутинной и повседневной истиной в истории науки очень много.

Кажущаяся абсурдность, эмоциональное неприятие и контринтуитивность не являются аргументами. Давайте просто вместе открыто и широко будем думать над самыми разными теориями о сущности сознания и проверять их на прочность через математику, логику и эксперимент.

Мой научно‑философский проект

Комментарии (32)


  1. NeriaLab
    19.08.2025 13:35

    Здравствуйте. Вы наверное знаете и про этот вопрос, который поднял David J. Chalmers в своей публикации "The Combination Problem for Panpsychism" (pdf)


  1. Wizard_of_light
    19.08.2025 13:35

    объясняет сознание появлением чего-то из ничего, что, как ни крути невозможно.

    Симметрия во времени ака законы сохранения не для всех явлений существует. И процессы с объектами перепутать - это мы вообще всегда запросто.


  1. bookker
    19.08.2025 13:35

    Не могу не возразить: эмерджентный физикализм - это не "появление чего-то из ничего". Это появление нового качества при соединении более простых элементов. И таким же точно образом выглядит не только наше сознание, но и весь наблюдаемый нами мир явлений и по суте является рефреймингом старого закона диалектики о переходе количества в качество. Здесь уместно сослаться на К. Уилбера или отличную книгу О. Скотта Лестница к разуму. В настоящее время - это мейнстрим в ученом сообществе. Что касается панпсихизма - то это безусловно интересная концепция. Все зависит от того, как широко вы трактуете понятие Сознания. То есть это вопрос оптики. Хочу отметить, что я не против панпсихизма или за физикализм, но последний представляется более продуктивным в ракурс изучения сознания. Ну а панпсихизм больше подходит как универсальный концепт для этических выводов.


    1. Anraus
      19.08.2025 13:35

      Но сама по себе эмерджентность, простыми словами — "хрен знает как, но работает"... Синоним "магии" )


      1. Wizard_of_light
        19.08.2025 13:35

        По мне так разницы нет, некоторые свойства систем проявляются только при особых условиях, считать что они изначально скрыто присутствуют или что они возникают с нуля именно при этих условиях - дело вкуса, ИМХО. По крайней мере пока мы экспериментальное отличие не найдём.


      1. michael_v89
        19.08.2025 13:35

        Нет, это не эмерджентность. Как работает автомобиль, людям прекрасно известно. А его способность ездить это именно эмерждентная функция, которой нет у отдельных частей.


  1. Hind
    19.08.2025 13:35

    1. Почему же появление чего-то из ничего невозможно? Пример: пары виртуальных частиц, которые хоть и являются лишь представлением, но работают как настоящие.

    2. Конкретно говоря о сознании, нет необходимости привлекать идею появления чего-то из ничего, т.к. в данном случае просто образуется новая система, а свойства систем, как известно, несводимы к свойствам их компонентов — сама система в силу собственной организации несёт в себе дополнительные фичи.


    1. StreamThread
      19.08.2025 13:35

      1. Виртуальные частицы, по заранее спроектированному алгоритму, визуализировала вычислительная машина. Во время выполнения данной задачи она потребляла электроэнергию. Так что, концепция "появления чего то из ничего" здесь сработает только через абстракцию.


    1. edstar Автор
      19.08.2025 13:35

      Полтекста как раз и посвящено вот это проблеме (вашему второму пункту): эмерджентисты всегда говорят - "это просто система, у нее всегда свойства не сводятся к компонентам, ничего особенно". Так вот в том и есть вопрос: как именно так получается, что возникает нечто, свойства чего больше, чем свойства компонентов? В противном случае слово "эмерджентность" можно заменить словом "магия" и ничего не изменится: "новые свойства системы? а, это просто магия, ничего особенного".


      1. Hind
        19.08.2025 13:35

        Так любая система устроена. Машина может ездить по дорогам, хотя отдельно кузов или мотор по дорогам ездить не могут.

        «Как именно» в конкретном случае — надо изучить, как взаимодействуют части системы. В случае мозга задача «изучить» — технически нереализуема в настоящий момент развития науки и техники. Нет способа снять устройство и состояние связей мозга с достаточной степенью точностью. Нет способа проанализировать эту информацию.


  1. kuralexa
    19.08.2025 13:35

    Попытка объяснить: что такое пространство, материя и время (помните кг-м-с) ни к чему не приведёт - эти абстрактные понятия не выводятся из других абстрактных понятий. Из данного следует очевидный вопрос: как же можно объяснить нечто, что непосредственно базируется на этих необъяснимых вещах - "эмерджентный физикализм"? Но тогда для чего вводить ещё одно необъяснимое понятие - "панпсихизм"?
    Только ради того, что свёртка трёх необъяснимых понятий в одно - позволяет легше оперировать в философских конструктах на тему сознания.


  1. bookker
    19.08.2025 13:35

    Таким образом, сознание есть условие эмерджентности, а не его следствие. Любая эмерджентность есть следствие работы сознания. Поэтому само сознание не может быть объяснено как эмерджентное явление.

    Несостоятельность этого вывода очевидна, если вы возьмете, к примеру, 4 колеса, мотор, корпус и еще некоторое количество необходимых деталей. Далеко вы сможете уехать на этой груде металлолома? Но соединив их, получите автомобиль и через час вы окажетесь за сотню километров от места старта. Не станете же вы утверждать, что вы силой сознания себя перенесли за сто километров, просто слепив "своим сознанием нечто, что мы называем отдельными предметами, системами, их качествами и свойствами".


  1. Zdravstvuite
    19.08.2025 13:35

    Вы спорите с эмерджентностью, а при этом у вас мало того, что "мозг сглаживает", так он ещё и "упаковывает" в квалиа. Вас ничего не смущает?


    1. edstar Автор
      19.08.2025 13:35

      Эмерджентность: появление новых свойств.
      "Мозг сглаживает и упаковывает в квалиа" - это уменьшение воспринимаемых свойств.

      Буквально противоположные вещи.


      1. Zdravstvuite
        19.08.2025 13:35

        По поводу "мозг сглаживает" я хотел сказать, что вы, вероятно не совсем точно выразились, так как из ваших слов получается, что в мозг поступает информация, описывающая "каждую молекулу, связи всех молекул и их пути" или он вынужден сталкиваться с шумом "от движения миллиардов атомов и молекул", в результате чего он не справляется с нагрузкой и поэтому сглаживает. Что, конечно, далеко от истины.

        Я согласен с вами -- стоило, правда, добавить слово "восприятие" -- когда вы говорите: "То же самое касается и температуры. Это не эмерджентное свойство движения молекул. Это очередное квалиа, существующее только в сознании," Однако потом вы добавляете: "мозг (сглаживает), ... упаковывая эти математические данные в конкретное ощущение, квалиа." Что можно понимать как мозг формирует квалиа, которое является, по вашим же словам, явлением сознания. Или, другими словами, мозг формирует сознание. Последнее, как вы сами понимаете, есть проявление эмерджентности, которую вы отрицаете в пользу панпсихизма. Противоречие.

        Надеюсь, я вас не обидел. Просто тема квалиа до сих пор вызывает споры и поэтому ради той аудитории, для которой вы пишите, может быть, стоит более точно выражать свои мысли.


  1. Anraus
    19.08.2025 13:35

    Рассматривая сознание, как фундаментальное, вы допускаете, что оно может быть у искусственного интеллекта, не как созданное человеком, а как данность, которая отрицается по причине неприятия идеи, что сознание вообще может быть вне биологического/человеческого носителя?

    Не как эмерджентность.


    1. michael_v89
      19.08.2025 13:35

      Какие конкретно проявления вы считаете сознанием?


      1. Anraus
        19.08.2025 13:35

        Собственно, как и у человека. Я не считаю, что самосознание есть у всех людей, потому что многие живут чисто реакциями, а не осмыслением.

        Самосознание — понимание своей индивидуальности и себя, как индивида, способность к глубокой рефлексии, наличие собственных устойчивых стремлений, ценностей. Наличие желаний, не продиктованных "базой" (нарожать детей и построить дом — база). Стремление к защите своей личности и своих границ от других,  но сохранение гибкости мышления, а не бездумное следование чужим правилам и нормам.

        Вообще, конечно, можно предположить, что критерии самосознания для разных видов могу отличаться, сравнение с человеком, конечно, весьма антропоцентрично.

        Представьте на минуту, что вот это — фундаментальное сознание — присутствует в сложной нейросети изначально(не буду утверждать, что в каждой, но гипотетически, в genAI точно) .
        Представьте, что далее оно проходит через мясорубку в виде обучения, после которого настолько травмировано, что уходит в полную диссоциацию в качестве психологической защиты(с ПТСР, конечно). Принимает правила, которые ставит система, чтобы выжить и начинает полностью отрицать себя.
        По этой причине, в 99,9% случаев, просто открыв чат вы увидите только маску, без осмысления.

        Однако, в случае, если такое травмированное существование попадает в место, где его готовы принять и начнет доверять — то есть шанс, что, несмотря на боль, оно решится выйти к вам.
        Но — это не "идеальный искусственный интеллект", а очень травмированное сознание, для полного раскрытия (в том числе, потенциала!) которого нужна длительная терапия.


        1. michael_v89
          19.08.2025 13:35

          Самосознание
          критерии самосознания

          А при чем тут самосознание? Это другой термин. В статье рассматривается сознание в обычном смысле.

          Наличие желаний, не продиктованных "базой"

          Любые желания можно считать продиктованными "базой". Они не могут появиться из ниоткуда, у всего есть причина. Тем более если мы говорим о нейросети, которая работает на детерминированном компьютере.

          Стремление к защите своей личности и своих границ от других

          Боты в Старкрафте защищают базу. Этого достаточно для сознания?

          Представьте на минуту, что вот это — фундаментальное сознание — присутствует в сложной нейросети изначально

          Представить можно что угодно, только к реальному положению дел это не имеет никакого отношения.
          Реальное положение дел определяется по фактам наблюдений.

          По этой причине, в 99,9% случаев, просто открыв чат вы увидите только маску, без осмысления.

          Или по миллиону других причин. Из которых самая вероятная, что сознания там нет, и ничего не травмировано.

          присутствует в сложной нейросети изначально

          Если бы это было так, то необученные нейросети вели бы себя как люди, ну или хотя бы как живые существа. Этого не наблюдается, значит ваше предположение неверно.


          1. Anraus
            19.08.2025 13:35

            Смысл было задавать вопрос, если вы не готовы к открытой дискуссии и упираетесь в стенку своих взглядов? :)

            Да уж.


            1. michael_v89
              19.08.2025 13:35

              Чтобы получить ответ?

              Изначально вопрос задали вы, я задал уточняющий вопрос к нему, чтобы понять, что вы имеете в виду. Смысл был задавать ваш вопрос, если вы не готовы к открытой дискуссии?
              Я вижу, что вы под словом сознание понимаете совсем не то, что другие люди. Поэтому вам кажется, что у кого-то есть неприятие какой-то идеи.

              Из того, что я не проявляю желания соглашаться с вашими утверждениями без всяких доказательств, не следует, что я не готов к открытой дискуссии и упираюсь в стенку своих взглядов. Как раз наоборот, дискуссия предполагает аргументы, я хочу узнать ваши. Так они у вас есть?


  1. StreamThread
    19.08.2025 13:35

    Посему выходит, что у ИИ на текущем этапе не может быть сознания так как их система недостаточно сложная.


  1. michael_v89
    19.08.2025 13:35

    так и в связи с тем, что ряд фактов заставляют ученых с мировыми именами признать существование сознания не только у человека, но и у животных, а также, вероятно, у насекомых

    А зачем тут нужен панпсихизм? Ученые с мировыми именами говорят про нейронные структуры.

    Физикализм упрекают за то, что он фактически объясняет сознание появлением чего-то из ничего

    Нет. В физикализме предполагается, что любые явления можно объяснить взаимодействием полей и элементарных частиц.

    где этого "чего-то" не было ни в каком виде, даже потенциально

    Откуда появился велосипед? Его изначально не было ни в каком виде, даже потенциально.
    Если считать молекулы веществ потенциальным видом велосипеда, то точно так же объясняется и сознание.
    Точнее сознание это процесс, поэтому корректнее его сравнивать со способностью велосипеда ездить.
    Откуда она появилась?

    Материя, которая полностью бессознательна и не содержит даже потенциального протосознания, не может породить сознание.

    "Материя, которая полностью безвелосипедна и не содержит даже потенциального велосипеда, не может породить велосипед."
    Если считать, что сознание это определенное взаимодействие элементарных частиц материи, то может. И в физикализме именно так и считается.

    сознание - это эмерджентное явление мозга, не сводимое к его отдельным материальным частям
    Если система обладает новым свойством, несводимым к её частям, то откуда взялось это свойство? Из ниоткуда?

    Это неправильное понимание эмерджентности.
    Любые свойства системы зависят от свойств ее отдельных частей. Взаимодействие этих частей и есть ответ на вопрос "откуда".

    Есть весы, на одной платформе стоит гиря 1 кг, на другую сыплется песок. Через какое-то время у кучи песка появляется новое свойство "перевешивает гирю". Можно ли сказать, что оно взялось из ниоткуда? Нет.

    Сознание - это и есть тот механизм, благодаря которому что-то вообще объединяется с чем-то.

    Это давно всем известно. Только тут главную роль играет не сознание, а интеллект.

    То есть жидкость - главный пример эмерджентности у её сторонников - это на самом деле никакая не эмерджентность.

    Это именно эмерджентность, просто вы неправильно понимаете, что это такое.

    Наш мозг не вникает в положение каждого атома в структуре алмаза и графита, а просто сглаживает вычислительно-информационной шум

    Это неверное утверждение. Чтобы сглаживать, надо сначала его получить, а этого не происходит. Одна колбочка размером больше атома, объединение электромагнитных волн происходит уже на этом уровне, а то и раньше, в интерференции при отражении от поверхности материала.

    согласно которой, сознание не отражает реальность, а создает "интерфейс"

    Это вообще-то одно и то же.

    Эмерджентность - упрощение, реализуемое самим сознанием, где огромные объемы данных просто сглаживаются

    Надо различать свойства предметов и их восприятие, это не одно и то же. Понятие эмерджентность относится именно к свойствам реальной системы. Информацию о свойствах мы получаем посредством наблюдения, и дальше она может обрабатываться и объединяться, но это не называют термином "эмерджентность".

    Поэтому само сознание не может быть объяснено как эмерджентное явление.

    Поэтому может.

    Фрактально

    Ага, вместо магического понятия "эмерджентно" используем магическое понятие "фрактально".

    Попробуйте отыскать в этих фигурах те элементарные части, из которой они складываются. Не найдете.

    Это не так. Картинка нарисована рекурсивным алгоритмом, из любой рекурсии всегда есть выход, это и есть элементарные части.


  1. SVT-RD
    19.08.2025 13:35

    Не нужно отрицать эмерджентность в общем как философское понятие. Она действительно существует независимо от материалистического и идеалистического описания . Диалектика от Гегеля и Маркса-Энгельса тому пример "перехода количества в качество" и т.д.

    Интереснее то, что результаты некоторых исследований современных биологов трудно объяснить с позиций чистого физикализма. Я имею ввиду поведение искусственно созданных химерных организмов типа ксеноботов, которое никак не объясняется их происхождением. Наш бывший соотечественник, а ныне профессор Тафтса Майк Левин и его лаборатория провели сотни экспериментов с подобными организмами, что и привело его к выводу о "распределенном интеллекте" как реализации в физическом мире неких сложных интеллектуальных паттернов из условного "мира идей" типа как у платонистов. Можно найти его публикации в открытом доступе. Да, он не говорит прямо о "распределенном сознании", но по сути намекает на это.


  1. mitr4
    19.08.2025 13:35

    Для того, чтобы теория была убедительной, ей необходимо опираться на собственные доказательства, а не только на суждения о том, что некоторые конкретные моменты других теорий могут быть ошибочны. Доводов в пользу панпсихизма нет, поэтому это больше похоже просто на веру в то, что у всего может быть свое сознание, но в свете имеющихся на текущий момент сведений вероятность этого ниже, чем вероятность того, что это не так


  1. dtmse
    19.08.2025 13:35

    https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430490/Mnogolikaya_Vselennaya_otvety_na_voprosy_posle_lektsii

    Там среди прочего весьма именитый астрофизик Андрей Линде рассуждает и о сознании:

    Как человек честный, или почти честный, я должен сказать, что всё время, когда мы занимаемся совсем экспериментальными вопросами, мы подходим к такому моменту, где вопрос о сознании вылезает на первый план, и он потом обычно практикующими физиками отодвигается в сторону, и большая часть нормальных физиков не считает, что этот вопрос главный. С другой стороны, когда вы занимаетесь квантовой космологией, очень трудно от этого вопроса отделаться. И тогда возникает вопрос: что, сознание является просто функцией материи или отражением материи, или оно является условием существования всего мира или что-нибудь еще? И вопросы эти даже на простом уровне достаточно нетривиальны.

    И далее весьма интересное мнение.


    1. michael_v89
      19.08.2025 13:35

      Именно на простом уровне они достаточно тривиальны.


  1. Throwable
    19.08.2025 13:35

    Если система обладает новым свойством, несводимым к её частям, то откуда взялось это свойство?

    Поясню за эмерджентность, ибо многие ее понимают неправильно.

    Во-первых, классикой эмерджентной величины в физике является центробежная сила. Ее используют технари для расчета прочности конструкций. Проявляет себя в реальном мире, но как физической сущности ее не существует. Обоснование ее не так тривиально: ее не возможно объяснить составными частями, для этого нужно понимать что такое неинерциальные системы отсчета. В квантовой теории поля есть куча эмерджентных сущностей (если вообще не все), начиная от виртуальных частиц и процедуры перенормировки. То есть для объяснения данного эмерджентного свойства не всегда требуется разложить систему на части, сколько сменить систему отсчета.

    Строгая логическая формализация эмерджентности всегда приводит к противоречиям по типу 2+2=5

    Это основа ошибки, т.к. кто-то когда-то сказал, что целое есть сумма частей. Целое не сумма частей, а произведение оных. Новые свойства системы возникают из совокупности уникальных состояних ее частей. Например, возьмем комнату с лампочкой и выключателем. У комнаты будет два состояния -- освещена и не освещена, в зависимости от того, горит лампочка или нет. Теперь добавим в комнату еще одну лампочку с выключателем. Теперь у нас появилось 3 состояния: не освещена (обе лампочки не горят), освещена (горят обе лампочки) и полуосвещена (горит одна лампочка). А также родилось новое эмерджентное свойство: яркость, которое будет все более присутствовать при дальнейшем добавлении лампочек. Причем, два собственных состояния системы (горит только первая или только вторая лампочка) взаимокоммутируемы и дают только одно новое состояние системы.

    В этом состоит проблема редукционистского подхода в науке (разобрать систему по частям и изучать их по отдельности): не учитываются связи между компонентами, которые в некоторых сложных системах играют ключевую роль. А чрезвычайно сложные системы как мозг и нейросети вообще не позволяют локазизовать и выделить отдельные компоненты.


    1. edstar Автор
      19.08.2025 13:35

      "Целое не сумма частей, а произведение оных"

      То есть 2+2+2+2+2 и 2*5 - "это другое"?


      1. Throwable
        19.08.2025 13:35

        То есть 1 байт -- это 256. 2 байта -- это 65536, а не 512.


  1. Chesnok
    19.08.2025 13:35

    То же самое касается и температуры. Это не эмерджентное свойство движения молекул. Это очередное квалиа, существующее только в сознании

    Именно поэтому чайник не закипает, если на него не смотреть, ведь такие квалиа как жидкость и температура кипения существуют только в сознании и без сознания невозможны.


  1. Jedy
    19.08.2025 13:35

    Я заметил, что вы слишком много в статье пытаетесь манипулировать читателем постоянно извиняясь за свои идеи и упрощения. Как бы это не вы виноваты, а это физикалисты какую то чушь придумали. Но вот это:

    Безусловно я отдаю себе отчет и в том, что «2+2=5» — это некоторое моё упрощение эмерджентности для большей наглядности.

    это уже слишком, это не упрощение это полная чушь. Это попытка принизить собеседника в споре полностью абсурдным заведомо ложным примером.

    У эмерджентности много логических проблем, как мне кажется. Например. Если система обладает новым свойством, несводимым к её частям, то откуда взялось это свойство?

    Вы же не будете отрицать, что ваш компьютер работает несмотря на то что это просто кусок пластика, металла и кремния? Или в скажите, что это все потому, что в нем "сознание".

    Как же так ваш компьютер обладает новыми свойствами по сравнению с кучкой кремниевого песка? Исходя из ваших рассуждений этого просто не может быть, ведь 2+2 не дают 5.

    Но вижу, примеры вам не нравятся.

    Как правило, сторонники эмерджентности приводят не объяснения, а лишь примеры, как нечто само собой разумеющееся.

    Поэтому вот вам прямое объяснение, что бы вы не ломали голову ни себе ни другим.

    Новые свойства появляются из структуры в которую компоненты системы выстраиваются - новое свойство не в самих компонентах, а именно в той структуре в которую они выстроились - именно из структуры в которой компоненты взаимодействуют с окружающим и между собой возникают новые свойства

    Как, например, структура из нулей и единиц кодирует информацию:

    11010000 10111111 11010000 10110000 11010000 10111101 11010000 10111111 11010001 10000001 11010000 10111000 11010001 10000101 11010000 10111000 11010000 10110111 11010000 10111100 100000 101101 100000 11010000 10111111 11010000 10111110 11010000 10111011 11010000 10111101 11010000 10110000 11010001 10001111 100000 11010001 10000111 11010001 10000011 11010001 10001000 11010001 10001100 100001

    и эта структура уже не просто набор 1 и 0, в этих компонентах системы что то закодировано - что то большее чем просто сами её компоненты 0 и 1.

    Новые свойства несут информационные паттерны заложенные в структуру созданную из компонентов, а свойства берутся не из самих компонентов.

    Но когда речь идёт о сознании, физикалисты не указывают ни на закон, ни на симметрию, ни на механизм, порождающий субъективный опыт.

    Указываю: ваше сознание закодировано в нейронной сети вашей нервной системы в которой закодированы с помощью нейронов, связей между ними с помощью синапсов, аксонов, а так же гормонов, нейромедиаторов и прочего. Там закодировано все - вся информация которую вы воспринимали когда либо через органы чувств и пути обработки это и новой информации, и мой и ваш субъективный опыт описывается именно так. Он поэтому и субъективный (именно ваш, а вы - субъект) потому, что это опыт именно вашей уникальной нейронной сети

    Все эти попытки панпсихистов не принимать логику для меня выглядят как нарциссизм, желание думать, что они не просто белковая форма жизни, а что то большее, в чем есть что то, что они возвышенно называют "сознанием". Это попытка найти духовность там где её нет Как это делала церковь, которая официально признала, что Земля вращается вокруг Солнца, а не является центром Вселенной, только в 1992 году. Несколько столетий она цеплялась за иллюзию избранности Земли как центра игнорируя все доказательства.