Не так давно в моем календаре появилась встреча под названием «Эффективность дизайнеров». И это выглядело как личное оскорбление. Мы всегда работали по спринтам, закрывали задачи, и вопросов к нашей эффективности ни у кого не возникало. До этого дня.
На встрече мне поставили задачу — разработать систему для подсчета производительности каждого дизайнера. Я была уверена, что это невозможно: разный профиль дизайнеров, разный объем проектов.
В каких таких попугаях я должна считать, насколько эффективно отрисовал дизайнер MES-интерфейс или сгенерировал картинки для сайта?!

И в целом, идея засунуть творчество в рамки Excel-таблицы казалась мне абсурдом, который убьет всю магию, превратит вдохновение в сухую отчетность и по итогам моя команда выгорит тотально.
Но я ошибалась. Это было не концом, а началом истории о том, как самая ненавистная и абсурдная идея превратилась в главный инструмент, который понятен бизнесу. Но при этом защищает, а не угнетает команду.
Стадия 1: Отрицание и гнев. «В пикселях считать будем?»
Самым сложным было не пережить встречу с руководством, а прийти после нее к команде.
Представьте, как я прихожу к дизайнерам и говорю: «Ребята, нам нужно придумать, как измерять нашу эффективность в цифрах».
На секунду повисла тишина. А потом началось.
Первой реакцией, конечно, был сарказм — наш главный защитный механизм.
— Так, замеряем вдохновение в килоджоулях?
— А сколько сторипоинтов стоит подбор референсов на Behance?
— Предлагаю ввести метрику «пиксель в час»!
Мы шутили, но на самом деле никому не было смешно. За этим скрывался настоящий страх, что доверие, на котором держалась наша работа, испарилось. Что из дизайнеров нас хотят переквалифицировать в специалистов по статистике. Что теперь самого «медленного» можно будет просто уволить на основании какой-то цифры в отчете.
Главный вопрос, который негласно висел в воздухе: «Как я докажу, что три часа пробовал разные подходы, а не в потолок плевал?»
Я и сама думала так же. Но нужно было что-то делать! Мы решили пойти по пути «итальянской забастовки» — формально согласиться, но превратить процесс в абсурд.
В комментариях к задачам появлялись записи «поиск референсов» и «общение с ИИ-ассистентом».

Это был наш тихий бунт — веселый, но абсолютно бесполезный. И в этот момент я поняла: просто саботировать идею не получится. Если мы не придумаем, как измерить нашу работу сами, на наших условиях, то рано или поздно за нас это сделают другие. И вот их метод нам точно не понравится.
Но все идеи казались неподъемными: изучать всю статистику по выгрузке из Jira, зайти в каждую задачу и попробовать найти хоть какие-то закономерности заняло бы от 2 месяцев до полугода. Только по проекту «Дизайн-система» за 2024 год было около 100 задач, а проектов у нас 30+.
Выглядело, как профессиональный тупик. Я была готова к тяжелому разговору об уходе из компании и сообщила об этом HR.
Стадия 2: Торг. Момент, когда страх уступил любопытству
Я шла на встречу с IT-директором с тяжелым сердцем. Это не было классическим ультиматумом, это был честный разговор двух профессионалов. Я объяснила, что люблю свою команду и компанию, но задача по внедрению метрик в том виде, в каком она стоит, кажется мне нерешаемой. Она либо убьет мотивацию, либо превратится в многомесячный аналитический ад без гарантии результата. Я сказала, что не вижу выхода.
Директор слушал внимательно. Не перебивал. А потом задал простой вопрос, который изменил все: «Окей, я тебя понял. А можешь на секунду забыть про KPI, часы и отчеты? Просто на пальцах объясни, из чего вообще состоит ваша работа? Какие есть типы задач?»
И меня как током ударило.
Типы? Не отдельные задачи, а типы?
Все это время мы пытались измерить уникальность и сложность каждой отдельной веточки, когда нужно было просто посмотреть на лес и посчитать деревья разных пород. Отрисовка баннера для сайта и разработка сложного интерфейса для MES-системы — это не просто разные задачи, это задачи из разных «весовых категорий».
Стадия 3: Принятие и действие. Как «полгода работы» превратились в несколько часов
На следующий день ровно в 9 утра я села за ноутбук, открыла Jira, выгрузила в Excel все задачи команды за предыдущий месяц и начала их не анализировать, а просто группировать по смыслу, как в детской игре «найди похожее».
Вот «баннеры и креативы для сайта».
Вот «компоненты для дизайн-системы».
Вот «прототипы новых фичей и исследование гипотез».
А вот «отрисовка новых макетов».
Спустя четыре часа передо мной была не каша из сотен задач, а стройная система из восьми категорий. Решение, которое казалось неподъемным, было до смешного простым. Оно лежало на поверхности, нужно было просто перестать смотреть на него через призму ужаса и отчаяния.
Уже в 13:18 я отправила письмо:

Помимо категорий и количества часов, в предложенной таблице содержалось количество артефактов — в теории, мы могли посчитать количество макетов, как программисты считают строчки кода.
Но это все еще казалось утопией и неравным распределением сил, например:
Дизайнер 1 провел ревью 226 макетов за 28 часов;
Дизайнер 2 сделал 26 новых макетов за 16 часов;
Дизайнер 3 отрисовал 148 графиков по экологии за 22 часа.

В преддверии понедельника картинка складывается окончательно: количество артефактов влияет на затраченное время. Так решается проблема с разным профилем дизайнеров — в оценку мы закладываем все типы работ и делаем эту матрицу универсальной.

После согласования методологии мы собираемся с командой и расписываем каждую категорию максимально подробно.
Вот такие метрики у нас получились:

Оценка — на основе реальной практики. И никаких притянутых за уши активностей вроде «поиска референсов»: все включено в работы над категориями.
Меньше, чем за неделю родилась система, на создание которой я хотела заложить несколько месяцев. Простая, как таблица размеров футболок.
Как это работает: от метки в Jira до отчета для руководства
Главный сдвиг в нашем сознании был таким: мы перестали измерять время и начали измерять сложность.
Новый процесс:
Мы договорились, что будем проставлять в каждой задаче метку — категорию активности. Например, «Доработка_макетов» или «Дизайн-ревью».
Каждая задача получает предварительную оценку, когда попадает в спринт: прежде всего это определение «весовой категории» запроса на основе нашей таблицы, от S до L.

Теперь дизайнеру больше не нужно с секундомером в руках фиксировать, сколько минут он потратил на подбор шрифта. Его цель — качественно закрыть задачу, которая попала в спринт.
А дальше начинается магия. Имея на руках массив данных «исполнитель + категория задачи + количество потраченных часов», мы можем видеть картину в целом.
В компании есть собственная AI-платформа, где объединены внешние модели и внутренние нейросети: туда «скармливается» Excel с выгрузкой из Jira за месяц с правильными фильтрами, и далее в зависимости от запроса мы получаем результат.
Учитываются только задачи с метками (вне отпусков и больничных).



А также профиль «среднестатистического дизайнера» за месяц:
Основная функция — доработка: в среднем, почти половина (47%) рабочего времени каждого дизайнера ушло на доработку существующих макетов. Это самая весомая активность.
Создание нового — вторая по важности: 39% «средний» дизайнер тратил на создание макетов с нуля.
Контроль качества — значимая часть работы: почти одна пятая времени (14%) уходила на дизайн-ревью, что подчеркивает фокус команды на качестве и взаимной проверке.

Мы можем посчитать даже производительность (количество часов делим на количество задач по каждой метке) и увидеть не только, на что уходит время, но и какова средняя сложность каждого типа задач для конкретного дизайнера. Это помогает видеть, кто в чем силен и как грамотнее перераспределять задачи в будущем, а также выявлять точки роста для повышения квалификации.

Кстати, в нашем AI-инструменте уже есть сбор метрик для остальных команд: разработчики используют его для генерации и анализа кода, аналитики — для обработки данных, тестировщики — для ускорения проверок, а продуктовые команды — для формулирования бизнес-требований и проверки гипотез.
Еще мы отслеживаем, какой процент кода попал в репозиторий с помощью AI, сколько контента сгенерировано. Появляются инструменты для автоматического код-ревью и более тонкой аналитики.
В отличие от публичных сервисов, наша платформа встроена в корпоративные процессы, безопасна и помогает экономить время на всех этапах — от идеи до готового решения.
И у дизайнеров теперь тоже есть возможность измерить свою работу и ускорить процессы.
Результат: щит вместо секундомера. Как теперь выглядит диалог об эффективности
Раньше на вопрос «Почему так долго?» дизайнеры отвечали эмоциями и абстрактными понятиями вроде «творческого поиска». Теперь — цифрами.

Задача, которая казалась концом света, в итоге стала самым мощным инструментом для защиты команды. Она перевела наши разговоры с бизнесом из плоскости «мнений и ощущений» в плоскость «фактов и аргументов». Мы научились говорить на языке, который понятен нашим коллегам, и сделали ценность нашей работы очевидной для всех.
Вывод
Мы с командой прошли путь от тихого саботажа и ядовитых шуток про «подсчет пикселей» до создания системы, которая.. внезапно всем понравилась. Это честная история о том, как превратить корпоративные требования в инструмент, который теперь помогает нашим дизайнерам защищать свои сроки и аргументировать решения.
В планах — отслеживать метрики проникновения ИИ в наши процессы. Но об этом — в другой раз!