По-моему, вайб-кодинг — полезная фича, но я знаю, что многие его недолюбливают и считают, что AI генерит чушь, а не нормальный код. Ну тут я могу сказать как в той рекламе с гепардом: «Ты просто не умеешь их готовить».
Я начал заниматься вайб-кодингом 2 года назад (привет первая версия GPT Engineer), то есть еще до того, как ввели сам термин (он появился только в этом году). За это время у меня накопился опыт, который я переложил в небольшие рекомендации, возможно они помогут начинающим вайб-кодерам.
Вообще вайб-кодинг, это, конечно, огромная тема. Думаю, сделать серию из нескольких статей: здесь начну с теории, а потом покажу практику, как я настраиваю окружение и вообще весь процесс.

Что будет в статье:
Что такое вайб-кодинг
Вайб-кодинг — это «программирование на вибрациях», то есть разработка с помощью искусственного интеллекта, как говорят, на вайбе. Разработчик только озвучивает идею и принимает изменения, а весь код и правки разрабатывает AI-агент.

Не обязательно знать программирование, чтобы начать вайб-кодить, но для более серьезных проектов желательно все-таки понимать, что генерирует AI-модель. Бывают ситуации, когда потребуется именно знание кода и все равно придется что-то написать самому. Но верхнеуровнево вайб-кодинг — это когда описываешь задачу, модель решает, как написать твой код, и полностью его генерирует.
Все думают, что вайб-кодинг — это такое, что даже напрягаться не придется, все будет работать само. Нет, так оно не работает.
Обычно разработчики, когда вайб-кодят, не делают код-ревью, но я уверен, что это нужно. Задача разработчика тут сводится к тому, чтобы грамотно поставить задачу и ограничения, сделать ревью, посмотреть и протестировать код. Если появляется ошибка, он ее копирует и говорит модели: «вот проблема, иди почини».

В вайб-кодинге разработчик как коллаборатор, который ставит задачи для агента на обычном языке. Здесь очень высокий уровень абстракции: разработчик пишет, как будто он продакт, но ответственность за генерацию кода, планирование архитектуры и вообще решения полностью берет на себя AI. В таком сценарии не нужна очень глубокая экспертиза, достаточно понимать решаемую проблему и уметь направлять AI в нужную сторону.

Если посмотреть на AI-assisted engineering, то здесь уже требуется высококвалифицированный разработчик, который будет отвечать за код, может спроектировать архитектуру и задавать агенту точные узконаправленные запросы с грамотно выстроенным контекстом. А агент, в свою очередь, будет глубоко понимать кодовую базу и генерировать очень качественный код.
Разница в том, что в вайб-кодинге отладка того, что нагенерит искусственный интеллект, может занять много времени, плюс будет сложно долгосрочно поддерживать полученный код. А в AI-assisted engineering код можно поддерживать достаточно долго, выводить его в продакшн, делать решения любой сложности.

Почему разработчики недолюбливают вайб-кодинг
Не раз встречал разработчиков, которые недолюбливают вайб-кодинг. По-моему, это интересный вопрос, потому что я, наоборот, считаю вайб-кодинг полезной фичей.
Разочарование от результата. Обычно получается так, я такое видел: кто-то берется вайб-кодить, смотрит, что качество кода очень низкое и генерируется вообще не то, сама модель переписывает то, что вообще не должна, — и все, человек разочаровывается и бросает это занятие.
AI нас всех заменит. Есть те, кто думает, что их заменит искусственный интеллект, поэтому они принципиально им не пользуются. Еще три года назад, когда я выступал на конференциях и рассказывал про AI-ассистенты, очень мало разработчиков их использовали. Теперь некоторые начинают понимать, что их вытесняет не сам AI, а те, кто умеет правильно с ним работать.
Недостаточно софт-скиллов. Здесь вопрос в уровне разработчика. В идеале разработчик должен быть уровня тимлида, потому что для правильного вайб-кодинга нужно уметь грамотно поставить задачу и завести AI-агента в жесткие рамки стандартов разработки и архитектуры, а это непросто. Джуну может быть сложно, он скорей сам ожидает, что тимлид, архитектор или сеньор поставит ему маскимально прописанную задачу.
AI еще сам не умеет. Многие пробовали вайб-кодинг, когда сами AI-модели не были к этому готовы. Раньше они могли написать откровенную чушь и выдать это с умным видом. Сейчас с развитием агентов стало сильно лучше.
Недоверие на уровне безопасности. Многие компании не доверяют вайб-кодингу из-за вопросов безопасности: данные могут утечь за границу, а модель будет дообучаться на корпоративном коде.

Что можно и что не стоит вайб-кодить
Есть copilot-инструменты, которые помогают дописать код: разработчик основную часть пишет руками, а модель предлагает небольшие кусочки. А есть именно вайб-кодинг, когда модель решает полностью всю задачу. Удобно, но стоит понимать, что вайб-кодить можно не все.
Вайб-кодинг POC- и MVP-проектов позволяет быстро протестировать гипотезу и вывести продукт с минимальными затратами, посмотреть на реакцию аудитории и решить, развивать его дальше или нет. Различные веб- и мобильные приложения, обучающие сервисы — все, где цена ошибки некритичная, можно спокойно вайб-кодить.
А вот банковские энтерпрайз-приложения, сервисы для медицины, платежные системы, в которых цена ошибки и строчки кода высокая, вайб-кодить не стоит. В такой разработке можно использовать AI, но делать это стоит очень осторожно и внимательно проверять каждую строчку кода.

Навыки грамотного вайб-кодера
Как я уже говорил, вайб-кодить может даже специалист, который не разбирается в программировании. Но тот, у кого есть этот навык, сделает это намного эффективнее. В идеале, если это будет тимлид, у которого есть опыт работы с командой:
он понимает, что нужно сделать,
умеет корректно поставить задачи с нужным количеством технического описания,
грамотно выстроит архитектуру и поставит модель в сжатые рамки,
проверит результат работы и сделает хорошее ревью.
Для начинающих разработчиков путь в вайб-кодинг начинается с освоения базовых принципов работы с LLM. Я бы посоветовал начать с изучения промпт-инжиниринга — научиться формулировать задачи так, чтобы модель понимала контекст и требования. И практиковаться на простых задачах: генерации небольших задач, написания юнит-тестов, генерации документации. Потом можно постепенно переходить к более сложным задачам, наблюдая, как инструмент генерирует код.
Обязательно временами стоит останавливать агента и писать код руками, чтобы навык разработки вырабатывался и поддерживался на высоком уровне — это позволит решить сложную задачу, когда агент споткнется.
Какую выбрать модель для вайб-кодинга
Конечно, можно взять Cursor и работать с Claude 4.5. Подход отличный, но я не хочу сливать свой код компаниям заграницей, поэтому давайте посмотрим, что же там с open source.
В Hugging Face, например, есть много подходящих моделей для вайб-кодинга, но из них я бы выделил три:
Qwen3-coder — большая, 408В, работает качественно;
Qwen2.5-coder — поменьше, 32В, работает не так качественно, но дешевле и быстрее;
GLM-4.5 — свежая китайская модель, которая уже успела себя зарекомендовать.

GLM-4.5 с показателем 63,2 стоит на третьем месте в мире. Это значит, что 63% кода, который она сгенерирует, будет идеальным. Модель конкурирует с о3 от OpenAI, Grock 4 и Claude Opus 4 от Anthropic.
Пока писал эту статью, уже вышла GLM-4.6, которая существенно обходит прошлую версию по бенчмаркам.

Qwen3-coder тоже входит в десятку и конкурирует с топ-моделями. У самого Qwen есть свой бенчмарк, по которому видно, что в некоторых задачах Qwen3-coder обходит Claude Sonnet 4 и GPT-4.1.

Но даже несмотря на высокий бенчмарк, стоит помнить, что любая модель может галлюцинировать. В том числе поэтому не стоит вайб-кодить критические системы. Пока даже лучшая модель от OpenAI показывает 65%, то есть риск галлюцинаций равен 35%, значит, треть кода может быть неправильной.
Что писать в промпте и почему кодить без инструкций плохо
Если не дать модели четких указаний, у нее появится слишком много вариантов, как написать код. Если есть риск, что что-то пойдет не так или какие-то требование модель воспримет двояко, именно так и случится. Поэтому во всех расширениях для вайб-кодинга есть возможность задать собственные правила поведения модели для разных режимов: архитектора, разработки и тд.
На GitHub большая коллекция промптов для вайб-кодинга — берите, дорабатывайте, используйте. У меня есть свой промпт, тоже там лежит, можете скачать и доделать под свою задачу.

Грамотный промпт делает процесс вайб-кодинга более контролируемым. Изначально у модели нет инструкций, она может принимать решения, которые не понравятся разработчику: писать тестовые данные, хардкодить конфигурации — по умолчанию она будет это делать всегда. Правила, которые разработчик прописывает в промпте, они все это исключают.
Что делает промпт:
задает роль сеньор-разработчика и формирует стиль работы — так модель будет понимать, как ей нужно с вами общаться;
перечисляет список технологий для использования (язык, библиотеки, фреймворки), чтобы AI сам ничего не выбирал;
дает инструкцию генерировать файлы фреймворка только через CLI, исключая написание шаблонного код, — это ускорит работу и позволит сэкономить токены, а качество кода будет при этом лучше;
обязывает запускать сборку, проверку линтеров и форматирование после изменения и устранять все замечания — так код будет чистым;
внедряет чистую архитектуру, строгие правила именования, типизации и низкой когнитивной сложности;
запрещает дублирование, to-do, тестовые данные и хардкорные конфигурации, чтобы модель не сказала «когда-нибудь потом реализую», будто она настоящий разработчик;
требует логировать ключевые действия;
требует делать ревью и устранять дубликаты кода, проблемы производительности и безопасности;
предполагает использование инструментов для бесшовной интеграции с существующим CI/CD;
любые специфические правила, требуемые для проекта: бизнес-логика, язык комментариев и так далее.
Эти правила — результат не только моего опыта, но и огромного числа экспериментов и написанного кода.

У каждого инструмента свой механизм, куда класть промпт, нужно читать документацию. Если работаете в Roo Code, то промпт нужно положить в директорию .roo. У этого расширения есть несколько режимов (архитектор, код) — под каждый из них нужен свой промпт в своей директории.
Что дальше
Это было теоретическое вступление в тему вайб-кодинга, дальше я планирую показать практику: как контролировать качество кода, как настроить расширение и сократить уязвимости.
Комментарии (13)

David_Osipov
24.10.2025 12:42Объясню свой минус. Посмотрите на заголовок. Потом посмотрите на единственный вывод - использовать правильные промпты и вайб-кодер должен грамотно что-то уметь.

Bardakan
24.10.2025 12:42Какую выбрать модель для вайб-кодинга
Конечно, можно взять Cursor и работать с Claude 4.5. Подход отличный, но я не хочу сливать свой код компаниям заграницей, поэтому давайте посмотрим, что же там с open source.В Hugging Face, например, есть много подходящих моделей для вайб-кодинга, но из них я бы выделил три:
Qwen3-coder — большая, 408В, работает качественно;
модель очень большая, поэтому запустить вы ее сможете только на "майнинг ферме". А если вы ее все равно запускаете где-то на чужом сервере, то о какой безопасности идет речь?

PopovPS
24.10.2025 12:42Тем не менее, я убеждён, что подобные статьи несут скорее негативный эффект. Особенно опасны они для начинающих разработчиков, которые, прочитав такой материал, мгновенно приходят к ложному выводу: «О, я ведь уже умею программировать! Значит, вайбкодинг — это то, что мне нужно!»
К сожалению, такой подход приводит к серьёзным проблемам. В результате тимлиды и middle-разработчики, выполняющие ревью кода, вынуждены тратить значительно больше времени на поиск и исправление элементарных ошибок, которых можно было бы избежать, если бы джуны писали код самостоятельно.
Получается парадоксальная ситуация: джун рассказывает всем какой он крутой вайбкодер, но на деле лишь перекладывает часть своих профессиональных обязанностей на более опытных коллег. Это не только замедляет процесс разработки, но и препятствует росту начинающих специалистов, лишая их важного практического опыта.
P.S. И да, прямой запрет на написание кода в cursor в итоге через 2 - 3 итерации приводил к существенному улучшению качества кода у джунов.

alkons Автор
24.10.2025 12:42Поэтому я в статье и говорю, что джуну здесь будет сложно и разработчик должен быть уровня тимлида.

SilverTrouse
24.10.2025 12:42Нет, не убедил. Все еще вайб-кодинг и ИИ-ассистенты являются деградирующей приблудой с увеличением срока разработки

alkons Автор
24.10.2025 12:42Все-таки это инструмент, у которого есть своя сфера для применения, и там он показывает себя отлично.
Я же не предлагаю использовать вайб-кодинг для сложных продакшн систем. Разработать небольшой MVP/POC, быстро протестировать гипотезы - вот его основное применение.

RodionGork
24.10.2025 12:42начал заниматься вайб-кодингом 2 года назад ... За это время у меня накопился опыт, который я переложил в небольшие рекомендации,
не серчайте, но было бы интереснее узнать что вы хорошего навайбкодили за эти 2 года

alkons Автор
24.10.2025 12:42Достаточно много небольших и полезных проектов, которые помогли мне протестировать гипотезы и сделать выводы.
Конечно никто в здравом уме не будет вайб-кодить что-то серьезное, о чем в статье и говорю.

kiff2007200
24.10.2025 12:42Пока даже лучшая модель от OpenAI показывает 65%, то есть риск галлюцинаций равен 35%, значит, треть кода может быть неправильной.
Прям любого кода ?) то есть сгенерировав 3 программы 2 из них гарантировано будут верными ?) ох уж эти вайбкодеры, для которых даже вероятность и статистика темный лес...

alkons Автор
24.10.2025 12:4265% точности при разработке - это не 2 идеальных программы и одна провалена.

kiff2007200
24.10.2025 12:42Ну по тексту выходит что так =)

kiff2007200
24.10.2025 12:42Можно конечно бездумно минусить если сложно понять очевидное =)
65% не означают ничего кроме того, что модель решила 65% предложенных ею задач. Это не значит что на абстрактных задачах она даст 65% идеально верного кода. Но тогда вайб кодинг не продать, понимаю)
Frogy_F
Всё верно написано. Но подача такая, что сначала хочется возразить, а потом читаешь, ан нет, всё верно написал. Это очень удобный инструмент и для разработчика и для системного аналитика и для продакта. Главное правильно его использовать, бездумная генерация скоро себя изживёт. Это как раньше появились контекстные подсказки и олды говорили, что "фу, так кодить нельзя", надо знать все команды.