Наставничество со стороны руководителей решает для IT-компании не только тактические, но и стратегические задачи.

В статье рассматриваются:

  • Ключевые цели, достигаемые через практику наставничества.

  • Практическая модель «Расскажи — Покажи — Сделай» («Tell — Show — Do»).

  • Ключевые компетенции наставника-руководителя.

  • Форматы наставнических программ.

  • Беличье колесо на удаленке.

  • Экономика батареек.

Ключевые цели, достигаемые через практику наставничества

Ключевая цель

Описание

Ускоренная адаптация и интеграция новичков.

Руководитель-наставник помогает новому сотруднику не просто изучить процессы, а понять их глубинную логику и связь с бизнес-целями. Он знакомит подопечного с нужными людьми и неписаными правилами, что значительно сокращает время на адаптацию.

Снижение текучести кадров и рост лояльности.

Сотрудники, чувствующие заботу и внимание со стороны руководства, с большей вероятностью остаются в компании. Программы наставничества могут повысить показатели удержания персонала.

Эффективный карьерный рост и преемственность.

Руководитель-наставник целенаправленно готовит себе смену или кадровый резерв, обеспечивая преемственность знаний и снижая риски для бизнеса. Это прямая инвестиция в стабильность компании.

Развитие самого руководителя.

 

Выступая в роли наставника, руководитель прокачивает свои гибкие навыки (soft skills): учится доносить мысли, мотивировать, давать обратную связь и выстраивать коммуникацию. Это бесценный опыт для тех, кто планирует дальнейший карьерный рост до позиций тимлида или выше.

Сохранение и передача уникальных знаний.

 

Руководители владеют контекстом и экспертизой, которые не найти в учебниках. Наставничество помогает предотвратить утерю этих знаний и обеспечивает преемственность внутри организации.

Практическая модель «Расскажи — Покажи — Сделай» («Tell — Show — Do»).

Эта простая и эффективная трехэтапная модель подходит для структурирования обучения:

  1. Рассказать (Tell). Объяснить теорию, поставить задачу и показать ее важность.

  2. Показать (Show). Продемонстрировать на личном примере, как выполняется задача.

  3. Сделать вместе (Do). Дать подопечному выполнить задачу самостоятельно, но под контролем руководителя-наставника, оказывая поддержку и давая обратную связь.

Ключевые компетенции наставника-руководителя

Наименование компетенции

Описание

Коммуникабельность

Умение слушать и доступно объяснять сложные вещи.

Аналитическое мышление

Способность составить персональный план развития для подопечного.

 

Организаторские способности

Грамотно ставить учебные задачи и мотивировать на их выполнение.

Глубокое знание компании

Понимание не только продуктов, но и ценностей, структуры и бизнес-процессов.

Создавайте атмосферу доверия, чтобы подопечный не боялся задавать вопросы.

Давайте право на ошибку — это основа безопасной среды для обучения.

Ищите баланс между готовыми инструкциями и коучинговыми вопросами, чтобы развивать у подопечного самостоятельность.

Будьте ролевой моделью — ваш личный пример заразителен.

Форматы наставнических программ

Руководитель может выступать в разных ипостасях в зависимости от потребностей сотрудника:

  1. Бадди (Buddy). Старший товарищ для эмоциональной поддержки и помощи в адаптации.

  2. Наставник (Mentor). Помощник в освоении hard skills и решении сложных профессиональных задач.

  3. Ментор (Mentor). Эксперт, который помогает опытным сотрудникам посмотреть на ситуации под новым углом.

Беличье колесо на удаленке

Текущая реальность для многих — это синдром «вечной онлайн-доступности».

Синдром «вечной онлайн-доступности»

Описание

Синдром пустого стула

Руководитель видит, что сотрудник не в звонке, и думает: «Он свободен, можно дать задачу». Но сотрудник в это время может быть погружен в сложный код, требующий концентрации.

Культура гиперответности

Считается нормой отвечать в чат за 30 секунд. Это создает колоссальное фоновое напряжение, не оставляя пространства для глубокой работы (Deep Work).

 

Созвоны как подмена работы

Вместо того чтобы делать реальную работу, сотрудники проводят дни в созвонах, чтобы отчитаться о работе. Это иллюзия продуктивности.

Цифровое выгорание

Постоянный когнитивный дефицит, многозадачность и отсутствие восстановления ведут к хроническому стрессу, тревожности и, в итоге, к профессиональному выгоранию.

 Стоит задуматься о последствиях для Бизнеса.

Руководитель-наставник становится «буфером» и «архитектором» процессов

Цель такого наставничества — не просто научить технологии, а научить работать sustainably (устойчиво, без ущерба для здоровья).

Действия руководителя-наставника

Действие руководителя-наставника

Описание действия

Сообщение подопечному

Создание «Фокус‑тайма» и борьба с «микроменеджментом через календа»рь»

Руководитель-наставник вводит в команде «часы тишины» — блокировки в календаре, когда запрещено ставить встречи (например, с 10:00 до 13:00). Он на своем примере показывает, что в это время недоступен для звонков.

«Я, как твой наставник, отвечаю за твою долгосрочную эффективность. Твоя главная задача — не быть на всех созвонах, а делать качественную работу. Я твой щит от лишних помех».

Обучение асинхронной коммуникации

Наставник учит подопечного правильно формулировать задачи и вопросы в чатах/таск‑трекерах так, чтобы минимизировать необходимость в срочных созвонах. Поощряет глубокие, но редкие сообщения вместо постоянного чата.

«Наша цель — чтобы у тебя была вся информация для работы, даже когда ты оффлайн. Мы учимся доносить мысли письменно — это профессиональный навык».

 

Пересмотр целей и оценка результата

Вместо контроля «посещаемости» онлайн‑чатов, наставник фокусируется на результате и качестве выполненной работы. Он помогает подопечному ставить измеримые цели на неделю/месяц, а не на день.

«Меня волнует, какой функционал ты сделал и насколько он хорош, а не то, сколько часов ты был «онлайн». Ты сам управляешь своим временем для достижения этой цели».

 

Проактивная забота о выгорании (Well-being)

Руководитель-наставник является рупором здравого смысла. Он на регулярных 1-1 встречах спрашивает не только о прогрессе в задачах, но и о нагрузке, стрессе, необходимости в отдыхе. Он легитимизирует право на перерыв.

«Я ценютебя как специалиста и как человека. Выгоревший сотрудник компании не нужен. Давай вместе подумаем, как снизить нагрузку?»

Наставничество руководителя — это инвестиция не только в рост конкретного сотрудника, но и в здоровую и устойчивую рабочую культуру всей команды. Это переход от тактики «выживания» у монитора к стратегии долгосрочной продуктивности и сохранения ценных кадров.

Экономика батареек

На многих рынках баланс сместился в сторону работодателя. Волны сокращений создали иллюзию, что специалистов — «полно», и одного можно легко заменить другим.

В условиях кризиса компании часто мыслят квартальными отчетами, а не долгосрочной стратегией. Проще и дешевле на первый взгляд заменить «выгоревшего» сотрудника на «свежего», чем инвестировать в создание здоровой среды.

Логика «батареек» кажется финансово оправданной: не нужно тратиться на онбординг, менторство, корпоративного психолога — просто нанимаешь готового специалиста под конкретные задачи.

Почему подход «батареек» убивает компанию в долгосрочной перспективе

1. Стоимость замены «батарейки» — это айсберг.

Видимая часть — это зарплата нового сотрудника. Но под водой скрыты гигантские издержки, которые подход «батареек» игнорирует:

  • Прямые затраты.

Рекрутеры, оплата площадок, время руководителей на 20-30 собеседований.

  • Стоимость онбординга.

3-6 месяцев, когда опытный коллега (наставник) тратит 20-30% своего времени, чтобы ввести новичка в курс дела. Это время наставника, которое не идет на стратегию.

  • Стоимость ошибок.

Новичок неизбежно делает ошибки, которые потом приходится исправлять. Иногда — критические, что ведет к потере денег и репутации.

  • Потеря производительности.

Новичок выходит на плато продуктивности старшего специалиста только через 6-12 месяцев. Все это время команда работает медленнее.

Вывод для бизнеса: Замена ключевого специалиста обходится компании в 50-200% его годовой зарплаты. Менять «батарейки» — невыгодно.

2. Уходят лучшие. Остаются те, кого не берут в других местах.

Подход «батареек» создает негативный отбор:

  • «Рок-звезды» и осознанные специалисты уходят первыми, потому что у них всегда есть выбор. Они не готовы мириться с токсичной культурой.

  • Остаются те, кто держится за стабильность и не уверен в своей конкурентоспособности. Со временем средний уровень компетенций в компании падает.

  • Репутация работодателя.

На рынке быстро узнают компании с культурой «конвейера». В будущем туда будет сложно привлечь таланты, даже предлагая высокую зарплату.

3. Потеря институциональной памяти и контекста.

С каждым ушедшим «батарейкой» компания теряет не просто исполнителя. Она теряет:

  • Знание «как тут все устроено на самом деле».

  • Нетехнический контекст. Почему было принято то или иное архитектурное решение 5 лет назад.

  • Накопленный опыт и связи.

Компания превращается в коллектив незнакомцев, неспособных на сложную координацию.

Роль руководителя-наставника как «антидота» против культуры «батареек»

Руководитель-наставник — это тот, кто считает не зарплаты, а совокупную стоимость владения командой (Total Cost of Ownership). Его роль — не менять батарейки, а создавать самообновляющийся организм.

Что он делает на практике:

  1. Он — «бухгалтер» скрытых издержек. Он доносит до высшего руководства простую мысль: «Дешевле сохранить и вырастить лояльного senior-а, чем постоянно менять junior-ов и middle-ов, которые уходят, едва начав приносить реальную пользу».

  2. Он — инженер «долговечных систем». Он выстраивает процессы (те самые фокус-таймы, асинхронную коммуникацию), которые предотвращают выгорание. Он не тушит пожар, а устанавливает систему противопожарной безопасности.

  3. Он — хранитель знаний. Он создает в команде культуру документирования, парного программирования, кросс-обучения — чтобы уход одного человека не парализовал проект.

  4. Он — «адвокат» сотрудника. В спорах с HR и топ-менеджментом он апеллирует не к «жалости», а к бизнес-логике: «Мы не можем потерять Петра, потому что он единственный, кто понимает ядро нашего продукта. Его замена обойдется нам в X месяцев и Y миллионов рублей».

Комментарии (0)