На протяжении десятилетий в массовой культуре укоренилась идея о разделении мозга на два полушария — аналитическое «левое» и творческое «правое». Согласно этому упрощенному взгляду, люди и, соответственно, их профессиональный выбор делятся на два лагеря: логичные «технари» с доминирующим левым полушарием и образные «гуманитарии» с ведущим правым.

Насколько это разделение соответствует современной реальности? В эпоху стремительной цифровизации, когда мир, кажется, поклоняется Big Data и искусственному интеллекту, напрашивается вывод о безоговорочном триумфе «левополушарных» профессий: программистов, инженеров и аналитиков. Они действительно на пике спроса, а их труд высоко ценится. Однако параллельно с этим мы наблюдаем и растущий запрос на креативность, эмпатию и нестандартное мышление — качества, традиционно приписываемые правому полушарию.
Так какой же тип профессий сегодня по-настоящему популярен и перспективен? И существует ли в принципе это жесткое противостояние, или же секрет успеха в современном мире кроется как раз в их гармоничном слиянии? Давайте разберемся, как на самом деле обстоят дела на рынке труда и почему старый спор «физиков и лириков» приобретает сегодня совершенно новое звучание.
Цифровой бум и тень инженера
Алексей Марусев, выпускник факультета электронных технологий, материалов и оборудования МИЭТ (ТУ) по специальности «Системы автоматического управления и контроля в микроэлектронике», анализируя современный IT-ландшафт, с иронией отмечает настоящую «золотую лихорадку» в отрасли. По его словам, многие сегодня стремятся занять свою нишу в этой сфере, подобно пассажирам, пытающимся в последний момент запрыгнуть в уходящий поезд. При этом, как отмечает эксперт, сами «инженеры-машинисты», те, кто создает и приводит в движение этот технологический локомотив, часто находятся у его подножки — их труд остается в тени.

Ключевая проблема, которую видит Марусев, — это недооценка инженерного труда. Чтобы проиллюстрировать этот дисбаланс, он проводит сравнение: «Чем инженер отличается от дизайнера? Суть в приоритетах: функционал против внешнего вида». Специалист поясняет, что разработка сложного, работоспособного «нутра» продукта требует колоссальной компетенции и ресурсов, однако финальную оценку часто ставят по эстетической оболочке.
Ярким симптомом этой перевернутой системы Алексей считает сферу образования. Он констатирует, что стоимость обучения на дизайнерских направлениях может вдвое превышать ценник инженерных специальностей. Причина, по его мнению, в коммерциализации образования: под запросы рынка активно строятся новые аудитории и программы. В то же время, классическая инженерная школа, основанная на практике, постепенно угасает, уступая место голой теории, которую затем крайне сложно воплотить в реальные решения.
Масштаб этой проблемы, убежден Марусев, пока не осознан на государственном уровне. Пока «наверху» не представляют всей глубины кризиса, бюджетные средства на технологическое развитие нередко осваиваются неэффективно.
«Можно построить заводские стены и сказать: «Работайте!» Но сами стены — лишь оболочка. Главная стоимость — это технологии и оборудование, которые обходятся в десятки и сотни раз дороже», - утверждает Марусев.
Именно поэтому, подчеркивает Алексей, ни одна коммерческая компания в одиночку сегодня не способна развернуть в России современное производство, например, микросхем, без серьезной государственной поддержки. Результат этого структурного перекоса налицо: в стране уже существует множество дизайн-центров, где проектируют микросхемы, но производственных мощностей, способных их воплотить, — считанные единицы, и они работают на устаревшем оборудовании.
В завершение Марусев предлагает тему для глубокого журналистского расследования — рассказать о реальном, а не «парадном» положении дел в микроэлектронике. По его словам, важно показать, в каких условиях на самом деле трудятся инженеры и как обстоят дела с производством процессоров. Особенно на фоне громких заявлений о «космических» прорывах, которые порой звучат из министерских кабинетов. И, пожалуй, самый насущный вопрос, который требует ответа: кому же в современной России платят за сложный и настоящий труд по-настоящему хорошо?
Миф о «полушарном» разделении и реалии креативных индустрий
«В психологии действительно существует миф о том, что люди делятся на «левополушарных» - аналитиков, логиков, технарей и «правополушарных» - эмоциональных, креативных, гуманитариев, - рассказывает Дмитрий Фадеев, магистр психологии, консультирующий психолог, коуч, старший преподаватель Гуманитарного института РосНОУ. - Напомню, что в 2013 году эта точка зрения не получила своего научного подтверждения, согласно результатам исследований Университета Юты. Творчество и логика требуют взаимодействия обоих полушарий».
Дмитрий Сергеевич предлагает применить модель доминирования полушарий к рынку труда и посмотреть, насколько она оправдана здесь. Действительно, если сравнить популярность творческих и технических профессий, то творческие профессии в последние годы оплачиваются значительно выше среднего по стране. По данным «СберАналитики» за первое полугодие 2025 года зарплата специалистов творческих профессий превысила общий российский уровень зарплат на 38%. Однако, что любопытно, лидирует по зарплатам такая творческая профессия как разработка программного обеспечения, в которой, как мы знаем, сложно реализовать себя, не имея технического склада ума. На втором месте по популярности - музыкальная индустрия и только на третьем месте - дизайн.

Тенденция популярности творческих «правополушарных» профессий подтверждаются исследователями «Авито. Работы». Аналитики констатируют рост спроса на творческие профессии, связанные с формированием видео- и аудиоконтента, что характерно в наше время ввиду роста популярности соцсетей. Более того, присутствует как государственная, так и частная финансовая поддержка «креативного» сектора. Рост инвестиций в него вырос за последние два года больше, чем вдвое, а это означает, что тренд будет сохраняться, и креативные профессии, связанные с производством визуального, аудио-, игрового и развлекательного контента будут все популярнее.
«В сложившихся условиях технологизации творчества современный рынок труда требует синтеза психологических компетенций и исключительно правополушарные навыки без технической грамотности будут недостаточными. Опираться на развитие исключительно "правого" полушария с целью занять престижное высокооплачиваемое место в ближайшие годы не предусмотрительно, - заключает Дмитрий Фадеев. - Чтобы быть востребованным экспертом в современных «правополушарных» профессиях необходимо «подтягивать» деятельность левого полушария - развивать математический склад ума, логику - хотя бы для того, чтобы грамотно писать промпты искуственному интеллекту и пользоваться техническими средствами творчества не на уровне любителя, а на уровне уверенного пользователя, понимающего, как эти средства работают».
Синтез вместо противостояния: формула профессии будущего
А вот у Анны Сидоровой, выпускницы МИРЭА – альтернативное мнение. Зарплата, считает девушка, зависит не только от того, кем, но и где именно ты работаешь.
«За рубежом - да, вполне себе правда, творческие специальности лучше оплачиваются, - делится Анна. – Однако, гейм-дизайнер не совсем творческая специальность, это больше про стратегию, маркетинг и менеджмент. Так что немного странно, что гейм-дизайн называют не технической профессией».
У нас в России, полагает Анна, гейм-дизайнер – не особо высокооплачиваемая профессия, поскольку официальных компаний - мало, на работу туда берут редко, а если выпускать свои проекты - то тут можно надеяться только на то, что тебя приютит какая-то компания поменьше.

«В остальном все очень зависит сильно от того, что за компания и условия. В целом, если ты с хорошим опытом и портфолио, то да, тебе будут неплохо платить. Творчество, в целом, понятие субъективное, и тут цена на рынке так же довольно субъективна. Ценность творчества определяют люди, поэтому да, на творчестве можно получать более хорошие деньги если ты сделаешь себе карьеру или имя, - заключает выпускница МИРЭА. - То, что связано с точными науками и рациональным мышлением просто, как правило, проще оценить и подсчитать. А гейм-дизайн, еще раз повторю - 50/50: творчество и точные науки».
Таким образом, спор «физиков» и «лириков» на современном рынке труда теряет свою былую остроту. Жесткое разделение на аналитиков и творцов оказывается не только устаревшим, но и контрпродуктивным. Успех сегодня определяется не выбором между техническим и гуманитарным путем, а способностью к синтезу — умением сочетать логику и креативность, инженерную строгость и художественное видение.
Как показывают реалии, самые востребованные и перспективные направления рождаются на стыке дисциплин: разработка программного обеспечения требует не только алгоритмического мышления, но и творческого подхода, а современный дизайн или гейм-дизайн всё чаще опираются на данные, стратегию и техническую грамотность.
Вместо того чтобы запрыгивать в «последний вагон уходящего поезда», возможно, стоит задуматься о строительстве нового — того, который движется одновременно по двум рельсам: компетенции и вдохновения. Будущее принадлежит не «физикам» или «лирикам», а тем, кто сумеет объединить их лучшие качества в единой профессиональной траектории.
