Закон о защите русского языка (о запрете иностранных слов) уже обсуждали на Хабре. Юрист советовал проверить сайты и описания профилей, а специалист по коммуникациям пророчил ответственность за иностранные слова в рекламе и публичных коммуникациях. В комментариях задавались вопросами: заменять ли драйвер на гуртовщик и как писать «принтер», чтобы не попасть на штраф ФАС?
Больше никаких споров про сканер, принтер и смартфон! В 2025 утвердили 4 нормативных словаря. В них содержатся те самые иностранные слова и англицизмы, которые можно использовать в рекламе и публичных коммуникациях.
Как писать про ИТ и соблюдать законодательство о защите русского языка
Пошаговая инструкция выглядит таким образом:
Встретили в тексте иностранное (англоязычное слово).
Открыли словарь, проверили. Иногда — сразу 2 или все 4 словаря (каждый по 2000+ страниц).
Нашли термин? Используем в тексте без перевода, пояснения, уточнения.
Не нашли? Приводим замену.
Важно. Фирменные наименования и товарные знаки допустимо использовать без пояснения. Проверить можно на официальном сайте Роспатента. Разрешено писать и habr, и «Хабр Блокчейн Паблишинг Лтд». Но вот если на здании будут указатели «open / close», «p.m.», «a.m.» или «IT company», их придется заменить на русскоязычные.

Новые законы затрагивают всех, кто пишет про ИТ и не только: продуктовые маркетологи, технические писатели, контент-менеджеры, редакторы, разработчики, PR-специалисты. Когда говорят «Закон о защите русского языка», чаще всего имеют в виду ФЗ №168 от 24 июня 2025. Он вносит изменения в Закон о защите прав потребителя, об участии в долевом строительстве и некоторых других. Ранее приняты изменения в Закон о государственном языке. Также действуют ограничения на иностранные слова в рекламе. Перечисленные нормативно-правовые акты акцентируют внимание на преимущественном использовании государственного языка, а в сети их часто называют «о защите русского языка» или «о запрете иностранных слов».
В нормативных словарях присутствуют ИТ-термины: бэкэнд, трассировка, бенч, аутстаффинг, аутсорсинг, дипфейк, браузер, хостинг, нейросеть, канбан, домен, веб, интерфейс, бета, админ, диджитал, куки. Само собой, есть компьютер, принтер, драйвер, смартфон, гаджет. Даже дрон и квадрокоптер.
По сути, нормативные словари закрепляют единственно верное написание. Например, только бэкэнд. Не бекенд, не бэкенд, не бекэнд и уж точно не backend.
Какие иностранные слова под запретом в ИТ и что теперь с ними делать
Любые на латинице. Frontend, backend, pattern, database, as it is, daily, IT, open source, Agile, web.
Все, которые не попали в нормативные словари. Стейкхолдер, айти, джун, кофаундер, алиас, фронтенд, онбординг, фидбэк, митап, воркфлоу, хелпер, юзер, хелпдеск, хакатон.
Обновления законодательства напрямую затрагивают:
Разработчиков, которые хотели бы поделиться опытом, примерами кода, реализацией сервисов.
Технических писателей, которые составляют пользовательские инструкции, базы знаний, техническую документацию на проект. UX- / UI-редакторов, которые локализуют интерфейс мобильных приложений.
Редакторов и авторов в продуктовых и аутсорсинговых компаниях, которым нужно соблюдать баланс между «понятно читателю», «с соблюдением законодательства», «норм по SEO».
А еще — HR-специалистов, организаторов конференций и мероприятий, журналистов СМИ, SMM-менеджеров и многих других, кто связан с миром ИТ.
Какой контент затрагивают новые законы (перечень не исчерпывающий):
Информация для публичного ознакомления потребителя. Вывески ИТ-компаний, указатели, таблички с графиком работы, баннеры, инфо о сотрудниках / ответственных лицах.
Документация для пользователя. Инструкции, базы знаний, пошаговые гайды по продуктам, статьи-инструкции в блогах.
Реклама. Посты для посевов в Телеграм / Вконтакте, объявления для контекста и таргета, общедоступные коммерческие предложения, лендинги и посадочные страницы.
Что делать, если иностранное слово нельзя удалить / убрать? В Законе о государственном языке и в Законе о рекламе есть пояснение. Иностранные слова можно использовать, если есть русскоязычный эквивалент. Эквивалент = написан тем же шрифтом, начертанием, цветом и т.д.
Варианты, как работать с иностранными словами в ИТ-контенте:
пояснение: «Заказывайте хелпдеск — информационную систему технической поддержки»;
синоним: «Заказывайте хелпдеск (ИТ-систему технической поддержки)»;
замена русскоязычным эквивалентом: «Заказывайте информационную систему технической поддержки».

В сети можно встретить рекомендацию: делайте сноски на все иностранные термины. Но сноска — это не эквивалентная запись (особенно когда она размещается где-то в подвале сайта). Поэтому стоит быть осторожными с выражениями в стиле «Есть API***»
*** API — программный интерфейс (и это мелким шрифтом или вообще под катом — так вряд ли можно).
Теперь статьи писать со словарем в руках? Ладно пиар-отдел и реклама, но внутрикомы?
Кажется, для айтишников и всех связанных с ИТ-сферой новый вызов — писать статьи только по нормативному словарю, каждый раз сверяясь.
На самом деле ситуация чуть проще: достаточно погрузиться в словари и изучить слова, которые связаны с ИТ-тематикой. Когда автор долго работает с одной нишей, достаточно быстро запоминает слова из словаря, а сверяться приходится меньше. Как вариант — использовать онлайн-сервис NormaSlov.

Нормативный словарь дает единственно правильное написание: хеш, бэкэнд. Если употреблять хэш или бекенд / бекэнд — это все равно что писать кракадил, когда все знают, что верное написание — крокодил. Получается, у комментаторов Хабра и «полиции орфографии» появляется новая возможность: смотреть в нормативный словарь и указывать авторам, что они неучи и не знают, как правильно пишутся слова.
Ограничения не касаются общеупотребляемых терминов, у которых нет аналогов в русском языке. Новые законы затрагивают информацию для публичного ознакомления: т.е. внутренние коммуникации сюда не входят (внутрикомы могут вздохнуть спокойно). Но как только иностранные слова «выходят в публичное поле» — например, при выпуске кейса или гайда в сотрудничестве с работниками компании — нужно быть внимательными.
Не про ИТ, но пригодится. Как выполнить требования законодательства и не потерять лояльность
21 ноября 2025 г. сеть общепита «Вкусно — и точка» подала в Роспатент необычную заявку. Компания просила зарегистрировать 9 товарных знаков, среди которых «Стрипсы», «Бабл», «Комбо», «Айс», «Чикен». Возможно, причина не только в желании защитить интеллектуальные права. Перечисленные термины отсутствуют в нормативных словарях. Значит, в рекламе компании пришлось бы изворачиваться в стиле:
курица (чикен);
хрустящее филе в панировке (стрипсы);
пузырьки (бабл).
Это дополнительные сложности с баннерами, вывесками, растяжками и просто онлайн-рекламой в сети. Регистрация товарного знака позволяет использовать ТЗ без дополнительных уточнений и пояснений. Т.е. просто писать в рекламе и на информационных указателях: чикен, стрипсы.
Да кто этим будет вообще заниматься? Столько проблем вокруг, а тут — какие-то слова
ФАС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор. Не забываем про бдительных граждан, которые давно получили возможность отправить онлайн-жалобу в пару кликов.
По ответственности:
ФАС — штраф до 500 000 рублей для юридического лица за ненадлежащую рекламу (ст. 14.3 КоАП);
Роспотребнадзор — претензии по ущемлению прав потребителя за информацию о продукте на английском языке, с возвратами, возмещением убытков (ст. 12 ЗЗПП, штраф по ст. 14.8 КоАП).
Кроме этого, бренды могут столкнуться с репутационными рисками и необходимостью снимать / переделывать рекламу. Возможны изменения законодательства с ужесточением ответственности за использование иностранных слов.
В практике ФАС за 2024–2025 гг. есть решения по признанию рекламы ненадлежащей из-за иностранных слов. Кейсы касались слов «SINCE», «SALE» и других.
Частая практика в бизнесе — использовать красивые иностранные слова: «IT School», «Beauty Studio», «IT Consulting», «Vibecoding Club», «Digital Club», «IT Mentoring», «IT Growth». Если за этими иностранными словами стоят ИП Иванов И.И. (или даже ООО «Разработчики») без товарного знака, могут возникнуть проблемы с ФАС.
И что теперь делать?
Для начала — провести аудит текущих рекламных кампаний и проверку публичного контента.
При обнаружении иностранных слов (а без них в айти никак) продумать, что делать дальше:
Редактировать тексты и заменять англицизмы. Время — от 1 месяца, ресурсы — отдела контента или сторонних подрядчиков, затраты — в рамках ФОТ / вознаграждений подрядчикам.
Регистрировать товарный знак. Срок — от 6–8 мес., ресурсы — собственные юристы или сторонние специалисты, затраты — от 100 000 руб. (госпошлина от 4000 руб. за регистрацию по 1 классу МКУ + услуги юристов).
Проводить ребрендинг. Время — от 2–3 мес., ресурсы — отдел дизайна / сторонние подрядчики, цена — от 200 000 руб.
Есть наггетсы, но нет стрипсов. Есть бэкэнд, но отсутствуют фронтенд и девопс
Официальные нормативные словари — попытка зафиксировать русский язык. При изучении появляются вопросы, но и сами документы обещают дополнять / обновлять.
Пока в них нет стрипсов, но есть наггетсы. Есть бэкэнд, но нет фронтенда. Присутствует стор, но нет бьюти. Есть куки, но нет токена. Есть сеньор, но нет джуна (и джуниора тоже). Есть провайдер, но нет консьюмера. Есть идентификатор, но нет айди. Есть таск, но нет трекера.
В 2027 г. на базе словарей обещают запустить национальную платформу русского языка (Национальный словарный фонд).
Заключение. Как писать про ИТ в условиях «запрета на иностранные слова»
«Закон о защите русского языка» («о запрете иностранных слов») больше всего затронул сферы финтеха, e-commerce, ИТ. Хотя для ресторанов, кафе, торговых центров и магазинов тоже создал определенные вызовы.
Что стоит сделать бизнесу (реклама, информация для публичного ознакомления потребителей):
Проверить каналы коммуникаций. Посмотреть, какие иностранные слова и англицизмы используются.
Уточнить написание. В официальных нормативных словарях или по онлайн-сервисам вроде NormaSlov.
Решить, что делать с иностранными словами в рекламе и коммуникациях. Продумать алгоритмы, как автоматизировать проверку контента, но не потерять суть и читаемость за длинными определениями или неточными синонимами.
Минимизировать иностранные слова, где это возможно. Например, в эйчар-процессах (колл, митап онбординг, джун, асап), внутренних коммуникациях.
Новые законы — новые вызовы для бизнеса. Используйте их, чтобы превратить в точки роста.
Комментарии (20)

JBFW
01.12.2025 11:31Пусть этим занимаются госкомпании в своей нормативной документации, изобретают там собственные НЖТИ, НГМД, БРДМу.
IT - это международное явление, и терминология в нем - международная, со всем этими профессиональными терминами. И если где-то передается токен - значит, передается токен, даже если какие-то чинуши забыли записать его в свои словари.
Давайте запретим латинизмы в медицине, что это за слова такое "краниальный", "каудальный" ? Пусть будет "башковый" и "ж.пный"!
Бороться с ними иным способом кроме игнорирования дури невозможно.
Штрафы за употребление "нескрепных слов"? Ок, значит не нужно IT в стране. Путь тогда им медведЯ программировают, или как это будет по-традиционнее сказать?

Conung_ViC
01.12.2025 11:31Это шутка? Это панорама? это как ваще?!
Тут же 99,9% статей с хабра под эти штрафы подпадут?!
JBFW
01.12.2025 11:31К сожалению не похоже.
Это чтобы будущие поколения IT-шников даже не думали смотреть в сторону богомерзкой заграницы - всё равно ведь не поймут слов чужестранных, а их родного скрепояза не поймет никто из потенциальных похитителей талантов.Нет, это не "политика", это "карьера в IT".

M_AJ
01.12.2025 11:31Это чтобы будущие поколения IT-шников даже не думали смотреть в сторону богомерзкой заграницы
Или наоборот, сразу учили иностранный и общались в профессиональной среде (причем не только IT, так как закон одинаково касается любых сфер профессиональной деятельности) исключительно на нём. Мне сложно придумать, что более вредное можно сделать для языка, чем угрожать тем кто его использует штрафами за "неправильное" использование.

DespInding
01.12.2025 11:31Про статьи звучит как наброс. В законе написано
предназначенных для распространения информации, за исключением рекламных конструкций) при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей.
Статья на хабре никоим образом к обслуживанию потребителей не относится

Conung_ViC
01.12.2025 11:31Из статьи:
Какой контент затрагивают новые законы (перечень не исчерпывающий):
Документация для пользователя. Инструкции, базы знаний, пошаговые гайды по продуктам, статьи-инструкции в блогах.

skymal4ik
01.12.2025 11:31Гайд и блог - забанить! И автора, и текст, и провайдера!
Было бы смешно, если бы не так грустно и похоже на правду...

DespInding
01.12.2025 11:31Надо на источник смотреть, а не на статью на хабре. По закону это вроде к мануалам и рекламе относится, в основном.
Но вообще, интернет статьи относительно легко привести в соответствие чисто формально.
Вроде как можно писать как обычно если есть дубликат на этом списочном языке. Продублировать страницу прогнав через нейронку не так сложно ¯\_(ツ)_/¯

Viacheslav01
01.12.2025 11:31А разве читатель на хабре не является потребителем, который удовлетворяет свои потребности и обслуживается хабром?

Skatilsya
01.12.2025 11:31Фронтендеров ущемляют

Kovurr
01.12.2025 11:31Вы использовали 1-но неразрешенное слово. Штраф 2500 р.
При оплате в течении 30-ти дней, скидка 25% от первоначальной суммы.
JBFW
01.12.2025 11:31Ахаха, только на днях дома вспоминали старый фильм со Сталлоне, "Разрушитель".
Соевое будуЮщее, всё вредное запрещено, мясо вредно, соль вредно, автомобили на бензине вредно, употреблять бранные слова запрещено (автомат тут же печатает штрафную квитанцию).
Недовольные всем этим есть, но власть делает вид что их не существует.А при встрече с настоящим преступником, из прошлого, не подпольным "оппозиционером", полиция только словесно угрожает:
- выполняйте, а не то!
- что "не то"?Всё-таки машина времени где-то существует...

linux-over
01.12.2025 11:31по телевизеру и новостям постоянно кричат: «гы-гы! посмотрите что творится в Верховной Раде», дескать «вот они Чёрное море выкопали»
а меж тем наша дума вот прям ТОЧНО ТАКАЯ ЖЕ — дескать не они, а мы его копали!

Viacheslav01
01.12.2025 11:31Давно хотел вернуться в авторы и написать статейку другую на интересную тему, но похоже не стоит.

Tolnik
01.12.2025 11:31Для публичной рекламы, наверное, есть смысл в такой регламентации. Но для авторских статей, где бы они не публиковались - нет.
А для технической документации такое положение есть давно в ГОСТ Р 2.105:
В тексте документа не допускается применять:– обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;– для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;– произвольные словообразования;– сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими стандартами, а также в данном документе;– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в шапках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

AdrianoVisoccini
01.12.2025 11:31ищем разработчика на задний конец. Опыт работы с передним концом будет преимуществом.

Kahelman
01.12.2025 11:31Думаю за такие статьи как эта надо банить. Товарищи под козырек взяли, закон приняли, про него все благополучно забыли. И тут нашелся специалист который его опять в общественную дискуссию вкинул. Зачем?
И слава богу «суровость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения»
У нас правоприменение избирательное «был бы человек а статья найдётся». Будет надо-штраф выпишут, пока не надо - спите спокойно
M_AJ
Такие "защитники" только отбивают желание что-либо писать в принципе.