Всем привет! Сегодня хотел бы поделиться с вами небольшой историей, которая должна (во всяком случае, я надеюсь) ещё раз обратить внимание на вопрос допустимости использования профессионализмов и специфических технических терминов при разговоре с людьми.

У меня назначена встреча с заказчиком. Тема встречи: модернизация сетевого оборудования в центральном офисе. В назначенное время подхожу к переговорной комнате, где уже началось обсуждение проекта с заказчиком. Со стороны заказчика ИТ-директор и технический специалист. Наш менеджер держит вводное слово, после чего передаёт слово мне. Решаю сразу перейти к делу, выдаю следующий монолог:
— «В ядро сети поставим два коммутатора. Объединяем их в стек ВСС. Аксесные коммутаторы заводим через агрегированные каналы ЛАКПИ. Это позволит нам обойтись без петель. В любом случае СТП включаем вместе со всеми гардами на портах. Вланы будем рутить на ядре сети. Сами вланы разольём по остальным коммутаторам через ВТП. На ядре настроим АЦЛки, которыми обеспечим первичную сегментацию сети. Для связи с филиалами поднимаем динамику. В сторону филиалов будет отправлять только суммаризованные маршруты, чтобы меньше было флапинга. Плюс подкрутим таймеры для обеспечения быстрой конвергенции сети. На аксесных коммутаторах на портах запускаем функции безопасности (порт-секьюрити, ДАИ и пр.). Чтобы бороться со штормами, везде включим шторм-контрол и подтюним политики контрол-плейна. С точки зрения управления настроим синхронизацию времени через НТП. Централизованно будем сливать сислог-сообщения. А через снмп будем периодически полить устройства: загрузку цпу, памяти, каналов. Для этого натравим на оборудование нашу систему мониторинга»
В таком же ключе я описал все остальные аспекты модернизации сети заказчика. Когда я спросил, есть ли вопросы, мне ответили нет. Ну, отлично, значит, я справился со своей миссией и могут теперь дать коллегам поговорить на более приземлённые темы.

Расшифровка абракадабры
  • ВСС (VSS) — Virtual Switching System, технология объединения в стек коммутаторов Cisco 4500/6500/6800
  • Аксесные коммутаторы – коммутаторы, к которым мы подключаем оконечное оборудование (например, пользовательские ПК)
  • Агрегированные каналы ЛАКПИ (=LACP) – физические каналы, объединённые в один логический; для согласования, какие каналы объединить в один логический, может использоваться протокол Link Aggregation Control Protocol (LACP)
  • Без петель – петля подразумевает наличие в сети на канальном уровне нескольких путей между коммутаторами (в виде кольца); в этом случае возникает избыточный/паразитный трафик (за счёт дублирования пакетов)
  • СТП (STP) – Spanning Tree Protocol, протокол, позволяющий отключать избыточные подключения между коммутаторами для предотвращения петель
  • Гардами (=guards) – различные технологии в рамках STP, которые позволяют добиться большей стабильности работы сети. Например, BPDU guard выключает порт коммутатора, если видит на нём пакеты протокола STP. Обычно BPDU guard настраивается на порту, куда предполагается подключать оконечное оборудование
  • Вланы (VLAN) – Virtual LAN, виртуальные сети
  • Рутить – маршрутизировать трафик между подсетями
  • Разольём через ВТП (VTP) – чтобы не настраивать вручную виртуальные сети на всех коммутаторах в сети, может быть запущен протокол VLAN Trunk Protocol (VTP), который распространить данную информацию по всей сети автоматически
  • АЦЛки (ACL) – Access Control Lists, списки доступа, определяющие правила передачи пакетов через интерфейс оборудования
  • Поднимаем динамику – настраивается протокол динамической маршрутизации трафика
  • Суммаризованные маршруты – вместо нескольких специфичных маршрутов передаётся один общий, который их включает
  • Флапинг – процесс периодического переключения маршрутов, приводящий к постоянному пересчёту таблицы маршрутизации
  • Быстрой конвергенции сети – время переключения с одного маршрута на другой, в случае возникновения в сети каких-либо отказов
  • Порт-секьюрити (port-security) – функция безопасности на потру коммутатора. Например, позволяющая запомнить MAC адрес устройства. Если к порту подключается устройство с другим MAC адресом, порт отключается
  • ДАИ (DAI) – Dynamic ARP Inspection, инспектируются пакеты ARP для предотвращения подмены соответствия IP-MAC
  • Шторм – передача по сети большого количества пакетов (например, из-за наличия петли), приводящая к её нестабильной работе
  • Подтюним политики контрол-плейна – настройка политик обработки различного типа трафика (ICMP, ARP и пр.), адресованного непосредственно на устройство, для предотвращения ситуации «отказ в обслуживании»
  • НТП (NTP) – Network Time Protocol, протокол, позволяющий каждому устройству сверять свои встроенные часы с неким выделенным устройством
  • Сливать сислог-сообщения – передача информационных сообщений о состоянии оборудовании на один центральный сервер
  • СНМП (SNMP) – Simple Network Management, протокол, позволяющий собирать различного рода информацию с устройств
  • Полить – периодически опрашивать оборудование для снятия с него статистики по протоколу SNMP
  • Натравим на – настроим систему мониторинга для снятия статистики по протолку SNMP с определённого устройства

После встречи с чувством выполненного долга, осознав, что больше нет срочных дел, мною было принято решение наконец съездить в автосервис. Машина уже давно об этом просила, но то не было времени, то желания, то вдруг на горизонте появлялся метеорит и думать о таких банальных вещах было не с руки. Так как кризис, решил к дилеру не ехать. Через друзей нашёл автосервис, куда можно было бы обратиться. В общем, делаю звонок с просьбой меня принять, предупреждаю коллег, что отлучусь, и еду лечить свою машину.

Подъехав к автосервису, паркую машину и делаю звонок мастеру. Через 5 минут из боксов выходит человек. Размеренной походкой приближается ко мне. Представившись дядей Геной, он по-дружески начинает расспрашивать как дела, после чего переходит к цели нашей встречи, а именно: давай, выкладывай, что беспокоит.
— «Да вот перегорел стоп сигнал. Появился стук в передней подвеске. И как мне кажется, машину стало чуточку болтать. Да, ещё машина стала шумнее работать, особенно, когда газу даёшь»

— «Так, посмотрим. Хорошо, что лягушка не сдохла, а то зада бы могло уже и не быть. Подвеску обязательно глянем. Нужно только будет поднять. Наверняка, кости застучали и блины порвались. Ещё надо будет сход-развал проверить на задке, так как могли выйти из строя жёлуди»
В голове возникла картина почившего пресмыкающегося и, что самое ужасное, без зада. Видимо, мне повезло, что она ещё где-то жива, эта лягушка. Кости? Интересно, чьи? Хотя не важно, главное, чтобы не человеческие. Представить разорванные блины было сложно. Порвать блин как кулинарное изделие можно. А вот блин из тренажёрного зала – уже тяжеловато. По поводу желудей появилась мысль: ой, сейчас же зима, где же я жёлуди возьму-то. Наверное, в магазине, а где ещё?
— «А, кстати вибрации нет при езде? А то, может, кольцо выскочило из гранаты?»
В этот момент захотелось спросить: так может прятаться пора, раз кольцо выскочило? Или уже поздно?
— «Что касается шума, могли штаны прогореть. Всё равно на подъёмник будем загонять, заодно и посмотрим. Всё сделаем, не переживай, дружище. Посмотрим ремень ГРМ, что там с его износом. А то поршни клапана догонят, вот тут ремонт сразу в копеечку выльется».
Тут с улыбкой на лице, я представил, как меня загнали на подъёмник, чтобы проверить, не прогорели ли мои штаны. После чего в голове возникла забава: как поршни гоняются за клапанами. И когда догоняют, заканчивается это печально: видимо, клапана уходят в иной машинный мир. Так как о всех своих переживания я рассказал, осталось выяснить, когда забирать свою машину.
— «Ты лучше мне завтра набери. Я тебе точно скажу. Мне нужно с одним делом закончить и займусь твоей ласточкой. А то Андреевич приехал, а у него рубашка потекла. Теперь всё время греется. Да кстати, тебе всё понятно?»
Я кивнул в ответ. Далее, представив Андреевича в потёкшей рубашке, сидящего возле костра, чтобы согреться (всё логично, на дворе зима и в мокрой рубашке долго не походишь), я пошёл в сторону метро. При этом меня не покидало чувство легко дискомфорта, так как было ощущение, что мы разговаривали на разных языках, хотя и на русском, и весь разговор был не более чем «белый шум».

Расшифровка абракадабры
  • Сдохла лягушка – не исправен выключатель стоп-сигналов, расположенный на педали тормоза
  • Застучали кости – стучат стойки стабилизаторов в подвеске
  • Порвались блины – порвались задние сайлент-блоки передних рычагов в подвеске
  • Поломались жёлуди – сломались сход-развальные втулки
  • Выскочило кольцо из гранаты – лопнуло кольцо ШРУС (шарнирно равных угловых скоростей)
  • Прогорели штаны – прогорела приёмная труба, через которую отработанные газы из двигателя направляются в резонатор
  • Поршни клапана догнали – обрыв ремня ГРМ (газораспределительный механизм) приводит к тому, что поршни врезаются в клапана
  • Потекла рубашка – лопнул корпус термостата с датчиками температуры на автомобилях VW Golf

Что мы имеем в итоге? С одной стороны, использование технических терминов и профессионализмов якобы подымает наш престиж в глазах других людей, которые «не совсем в теме». С другой стороны, изобилие таких терминов существенно усложняет диалог, иногда представляя его как чёрный ящик для одной из сторон. Человек перестаёт улавливать суть и в конце разговора у него возникает два варианта развития событий: довериться этим людям (вроде как сыпали хитрыми терминами, а значит, должны в этом разбираться) или же поискать кого-то другого, кто сможет объяснить на пальцах, как в итоге будет работать ИТ-инфраструктура. Ответить на вопрос, какой путь выберет человек, оказавшийся в данной ситуации, сложно. В первом случае работает определённый шаблон поведения:
используют специализированные термины, значит, разбираются в теме. Во втором случае может сыграть другой шаблон: что-то мне наговорили, явно решили лапшу на уши повесить, чтобы побольше денег взять.

Думаю, понятно, что для того чтобы не превращать своё выступление перед другими людьми в нескончаемый поток профессионализмов, стоит обязательно понять глубину знаний человека в обсуждаемой области, с которым мы общаемся. Все мне скажут, что это очевидно. Да, Вы будете правы. Проблема лишь в том, что очень часто мы почему-то об этом забываем, и увлечённые своим рассказом (а как по-другому, мы же занимаемся любимым делом, а значит с блеском в глазах готовы о нём рассказывать) не принимаем во внимание тот факт, что собеседник может и не владеть специализированными терминами.

Комментарии (30)


  1. k12th
    02.03.2016 12:05
    +1

    В отличии от автомеханика, в вашей речи все-таки не было штанов, дохлых лягушек, порваных блинов и потекших рубашек.


    1. Loki3000
      02.03.2016 17:37

      Даже если бы механик употребил в разговоре "ШРУС", "приемная труба" или "ремень ГРМ", это все равно бы подразумевало определенный уровень компетенции у владельца автомобиля. Например, для моей соседки по кабинету — это совершенно бессмысленный набор звуков:)


      1. k12th
        02.03.2016 17:40

        Согласен. Но, допустим, запомнить «ремень ГРМ» и потом его нагуглить как-то все-таки проще. И с земноводным не перепутаешь.


        1. Loki3000
          02.03.2016 17:50

          Нагуглить действительно проще, а вот запомнить как раз сложнее. Это для вас за аббревиатурой стоит какой-то смысл, для человека же непосвященного это просто набор букв в непонятном порядке. Так что вероятнее всего что запомнить лягушку, телевизор или палец ему окажется легче:)


          1. k12th
            02.03.2016 17:54

            Понятия не имею, что такое ремень ГРМ, если что:)


            1. Loki3000
              02.03.2016 18:01

              Ну вот… а у меня такая аргументация была хорошая:)


              1. k12th
                02.03.2016 18:03

                Я, пожалуй, готов согласиться, что аббревиатуры не всегда легко запомнить. Особенно если голова о другом болит.


            1. Wesha
              03.03.2016 02:01

              В двигателе внутреннего сгорания ремней не так уж и много — если вспомнить их функции, то ГРМ можно и по догадке расшифровать.


              1. yosemity
                03.03.2016 02:15

                Расшифровать ГРМ можно, если вообще помнить принцип работы ДВС :)


          1. Flammar
            02.03.2016 19:40

            У вас аббревиатур больше, чем у него животных, плодов, частей тела, деталей одежды и прочего...


  1. Halt
    02.03.2016 12:07
    +1

    Здорово написано, спасибо.

    Но я бы все-таки добавил, что используемый лексикон это такой же инструмент, и пользоваться им надо уметь. Если с той стороны находится такой же специалист, то одно предложение с терминами может заменить два часа махания руками у флипчарта. Наработанные решения всегда можно потом перевести на человеческий для интересующихся.


    1. ksg222
      02.03.2016 12:28

      Полностью согласен. Проблема только в том, чтобы вовремя переключаться с профессионального на простой человеческий и наоборот.


  1. klirichek
    02.03.2016 14:23
    +3

    Только ШРУС это всё же шарнир раВных угловых скоростей, а не раМных.


    1. yosemity
      02.03.2016 22:14

      Не просто рамных, а "шарнирно рамных угловых скоростей". Что за шарнирно-рамные угловые скорости я даже вообразить не могу :) Интересно, какой у автора гольф, если старый 8-клапанный, то хоть на 100 Км/ч ГРМ рви — клапана не гнет. Да и на 16-клапанных тоже не на всех гнет, да еще и от скорости зависит и вообще как повезет. Мне как-то "повезло" на Лачетти 1.6 — 1500км не наездил после замены — порвало. Не загнуло ни одного калпана, скорость была маленькая да я и сразу понял, что ГРМ порвало. Повезло


  1. darthslider
    02.03.2016 14:23

    «Со стороны заказчика ИТ-директор и технический специалист».
    Если бы вы говорили просто с директором или руководством, то это одно. В разговоре с техническими специалистами сленг допустим на мой взгляд, вопрос лишь в какой мере. Ну и есть «внутренние» термины почти у всех, которые сторонние люди не поймут, их, само собой, нужно избегать.


    1. navion
      02.03.2016 23:24

      Мне кажется для презентации не нужен такой уровень погружения и без сленга вполне можно обойтись.


      1. darthslider
        03.03.2016 10:27

        Опять же, это зависит от того, для кого презентация. Если она именно для людей в теме презентации, то сленг позволяет речи не выглядеть как «маркетинг булшит», а так же увеличивает плотность полезной информации на единицу времени. Просто возьмите текст из начала статьи и замените весь сленг описанием из расшифровки ниже. Во сколько раз увеличится объем?
        Другой вопрос, что возможно столько деталей и не надо. Но это уже другой вопрос :)


        1. navion
          03.03.2016 16:45

          Умение просто объяснить сложные вещи — это талант, который говорит о квалификации инженера.

          В примере из статьи основным слушателем был ИТ-директор, а инженера пригласили для задавания каверзных вопросов. В соседнем топике про архитектуру Stackoverflow отличная иллюстрация высокуровнего обзора, когда не влезают глубоко в частности (это можно обсудить тет-а-тет с инженером), а специальные термины употребляют с описанием их роли и назначения.


          1. darthslider
            03.03.2016 16:56

            Так о том и речь! Формулировки зависят от целевой аудитории. Соседний топик он для самой разной аудитории. А ИТ-директор всё же должен иметь представление о таких вещах. Не объяснять то, что объяснять не нужно это тоже важный навык.


  1. Ohar
    02.03.2016 15:20
    +3

    Спасибо вам, Капитан! Пишите больше статей!


  1. Kroid
    02.03.2016 15:27
    +4

    — Да кстати, тебе всё понятно?
    — Я кивнул в ответ.
    Так может, в этом проблема? Ничего не понял, но кивнул чтобы не показаться глупым.


    1. zharikovpro
      02.03.2016 16:03
      +1

      Да, это главная проблема в обоих случай. Ведь остановить собеседника и что-либо спросить, или предложить другой формат общения — это ужас-ужас, это же настоящий диалог будет.


    1. ksg222
      02.03.2016 16:47

      Проблем, как мне кажется, много. Иногда происходит переполнение процента непонятной информации, после чего что-то спрашивать уже не хочется. Иногда, как Вы заметили правильно, просто не хочется казаться глупым. Иногда просто лень разбираться, проще сказать, что всё понятно. В любом случае, проигрывают от этого обе стороны.


      1. navion
        02.03.2016 23:31

        В чужой области вообще не нужно разбираться, ведь главное результат.
        Приходя к зубному я просто говорю какой зуб болит и врач сам всё делает, а в конце даёт простые инструкции по уходу. Также с техникой, но если меня начинают спрашивать как её чинить, то второй раз в эту мастерскую я просто не приду не приду.


        1. ksg222
          02.03.2016 23:47

          Здорово, когда есть специалист, которому на 100% доверяешь. Но так далеко не всегда. Как минимум могут лишнего накрутить.


          1. navion
            03.03.2016 00:18

            Немного утрированно, но если результат устроил, то почему нет?

            Всего на свете не выучишь, а от частичных знаний при определённом упорстве больше вреда, чем пользы.
            В ИТ заказчики постоянно просят не решить задачу, а внедрить конкретную реализацию о которой где-то слышали краем уха. В итоге приходится долго и мучительно выпытывать, что же им на самом деле нужно, переводя задачу на человеческий язык, а потом выбирать реализацию в зависимости от этого.


  1. Goodkat
    02.03.2016 17:15
    +1

    Первую абракадабру расшифруй тоже, мил-человек :)


    1. ksg222
      03.03.2016 00:12

      Расшифровку добавил в саму статью


  1. ivanych
    02.03.2016 18:13
    -2

    Ерунда какая-то. В первом случае специалист разговаривал с двумя другим специалистами. Во втором случае специалист разговаривал с любителем (а может даже и вообще с неразбирающимся в вопросе). Какой смысл сравнивать эти две ситуации?


  1. Wesha
    03.03.2016 01:55
    +2

    Хорошо, что лягушка не сдохла, а то зада бы могло уже и не быть.

    Напомнило рассказ из моего босоногого программерского детства...

    Дон Требор спешился у бaшни Эль-Рекл, скользнул к узенькой дверце, шепнул знaкомому супервизору пaроль: «Опен-тип-жи» — и окaзaлся в темной комнaтушке входного клaссa «D». Нa полу лежaлa полоскa светa. Требор глянул в щель между портьерaми. Тaк и есть — в кресле гермозоны сидел орел нaш дон Фредди. Его собеседник сидел спиной к двери. Нa полу шуршaли листинги. Сильно дуло из кондиционеров.

    Дон Фредди внимaтельно слушaл. Требор тоже прислушaлся — и обомлел.

    — Норфорт сaм зaлинкуется по эплоку, a aбендовый дaмп с его блоксaйзом нa сиспринте зaжухнет по стопaфту. Это уже бaлер 14,15. Тиотно было бы циклaнуть сaвер по дидям, дa дсорги у них некомпaтaбельны. Хотя, если юнит с дефером, тaк и жисиэль осовский без эррорa проскочит.

    — Не зaфрипулиться бы по клозе с нaшим юзингом, — с сомнением в голосе пробормотaл дон Фредди.

    — Сядем нa вэйт по глухому втору, a потом зaлодим линкедит с пaрмом, но без кондa, — мaхнул рукой незнaкомец, — и вообще вaшему aнлоду с нaшими опенaми aпдaтом нa мaунтовом томе не дебно лкедиться. По дисибям?

    Дон Фредди осторожно пощупaл лысину второй системы:

    — Ну-у-у… Если с дидинеймом, и спейс aбстром..., — протянул он. — А если ридер нa инпуте зaспулит? Сидеть нa джобнотрaне?

    Незнaкомец дернул плечом:

    — Зaхолдим кью и ресетом сунем под шедулерa, a рaйтер стопнем — прямо нa принт выскочим. Дaже если дивaйс-чек, — рестaртуем иевл по типрaну с регионом и тaймом через бинaрный джобстеп. Вток мы зaчитaем нa пaмятя у себя в рaзделе, a иехмове с генерой и волсерaми вaши. Лепите хоть путом, хоть рaйтом — по синaду и с рекформом!

    Дон Фредди решился:

    — По дисибям! И со ртурном!

    Его собеседник проговорил, поднимaясь:

    — Двa килa спейсa я вaм передaм гетмейном через aттaч.

    Тут он повернулся в профиль и Требор с изумлением узнaл блaгородного дон Реaндa, который вчерa только зaгрузил резидентa с рaзвaленным втоком. Ай дa хвaт, нa тaком дaже с нулевым ключом пойнт стaвить некудa!

    Все было ясно: прогрaммеры договорились. Со дня нa день следовaло ждaть первого шaгa генерaции. А тaм и входной поток не зa горaми. Или кaк говорят в Соaне: «Пaрмлиб гaвкнется — в Линклибе откликнется!»

    Требор тихо ускользнул из дворцa и в сумеркaх через стобaйтное поле пaрм двоичным поиском поскaкaл нa деловое свидaние с доном Вонaви, уже полчaсa ожидaвшем его в вырaвненном нa двоичное слово лесочке.

    Еодaдилось…

    Р. де Жиэфсиби